Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Изменение цен на автомобили и валютных курсов

Видео

Александр Гершунович. Takata Petri AG

Аналитика

ТОП-100 европейских бестселлеров за первые восемь месяцев 2016 года

На первом месте - модель Volkswagen Golf, остающаяся на вершине уже 41 год, настоящая "королева Европы".

26 сентябряподробнее

Сергей Целиков. 2016: будем жить и работать

Sergey_Tselikov.jpg

Думаю, ни для кого не открою секрет, сказав, что 2016 год будет самым сложным для автобизнеса в его "новой истории". По крайней мере все предпосылки к этому налицо:

  • снижение доходов населения и значительное сокращение покупательской способности;
  • неизбежный дальнейший рост цен на автомобили, связанный с ростом курсов основных валют по отношению к рублю;
  • продолжающееся падение цен на нефть, а вследствие этого сокращение бюджетных поступлений, секвестр различных госпрограмм как социальных, так и развития;
  • продолжающееся снижение числа и доли экономически-активного населения, вследствие демографической ямы середины 90-х годов;
  • довольно большой и достаточно "свежий" автопарк, который можно продолжать эксплуатировать и перепродавать на вторичном рынке.

Конец 2015 года еще оставлял какие-то надежды на различные сценарии развития ситуации на авторынке. Но первые рабочие дни (не в России, а в мире) показывают, что развитие событий скорее всего пойдет по худшему для нашей страны варианту. В первые дни января нефтяные котировки двинулись в сторону 30 долларов за баррель. Курс рубля продолжил снижаться и уже вариант 100 рублей за доллар становится все очевиднее. Не радуют и международные фондовые индексы. Китайская биржа два дня закрывалась едва стартовав с сильного снижения котировок... Если к внутренним российским проблемам в 2016 году добавится очередной глобальный кризис, то нашей экономике... станет еще хуже.

Наиболее вероятным прогнозом на 2016 год я сейчас вижу объем рынка новых автомобилей в 1,1-1,3 млн штук. То есть падение на 15-25% относительно 2015 года. И это будет минимальный уровень за последние 15 лет.

Кто будет в лучшем положении?

В последние годы премиальный сегмент демонстрировал лучшую динамику, нежели массовый. Скорее всего аналогичная ситуация сохранится и в 2016 году. Как говорит народная мудрость - в кризис бедные беднеют, нищие нищают, а богатые богатеют. Не все, конечно, но большая часть богатого населения по-прежнему остается при деньгах. Лично для меня это показали текущие "зимние каникулы". Многие из моих "френдов" по Фейсбуку отправились отдыхать за границу - кто в Тайланд, кто в Европу, кто на Мальдивы, а кто-то в Северную и даже Южную Америку... Значит, у таких людей деньги будут и на смену новой машины. В то же время много других друзей активно задумались о "подножном корме". Рассуждают в своих лентах о том, что пора бы осваивать "бабушкины рецепты" соления огурцов и капусты, делятся советами как сэкономить на том или ином...

Исходя из такого расклада, представителям дилерских компаний таких брендов как Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus или Porsche беспокоиться особо не о чем. Разве что только о грамотном построении персонального маркетинга. Потребитель сейчас избалован и требует все большего личного внимания. Но разве это сложно? На фоне всего того, что происходит в стране - построить в компании хорошие бизнес-процессы, ориентированные на конечного потребителя - сущий пустяк ;)

Кто еще может оказаться в выигрыше?

На мой взгляд, при грамотном маркетинге тольяттинский бренд LADA вполне в состоянии увеличить свою рыночную долю с нынешних 16-17% до 25%, а может и выше. В конце 2015 года на АВТОВАЗе стартовало производство двух новых моделей - "Веста" и "Иксрей". Потребители их безусловно ждали. Основной вопрос успешности продаж будет лишь в ценовой конкуренции с главными соперниками - Hyundai Solaris и Kia Rio. Кроме того, на АВТОВАЗе было принято мудрое решение сохранить выпуск "Приоры", переведя её в ультрабюджетный сегмент. Эта модель вполне может занять ту нишу, которую долгие годы удерживала вазовская "Классика" - 2105 и 2107. А она, еcли помните, продавалась очень большим тиражом. Вопрос опять же, только в цене. Но ведь "Приора" самая локализованная российская модель и её себестоимость практически не зависит от доллара. Так что, если в Тольятти захотят, то могут создать "новый старый" хит сезона.

Я поражаюсь успехам корейцев Hyundai и KIA, которые на пару заняли уже более 20% российского авторынка. Конечно же, основной секрет такого отрыва от прямых конкурентов в ценовой политике. Кроме того, довольно широкий модельный ряд и приемлемое качество. Если корейцы продолжат удерживать цены на низком уровне, то не исключено, что завоюют еще дополнительно 3-5% рынка.

В итоге в 2016 году две трети авторынка России может достаться всего двум группам - АВТОВАЗ-Renault-Nissan и Hyundai-Kia. Среди прочих более-менее значимых игроков российского рынка уверенно держатся лишь Toyota и Volkswagen со своим младшим чешским братом Skoda.

Кто в зоне вылета?

Всё очень сложно у Ford. Грандиозный успех модели "Фокус" уже в далёком прошлом. Сейчас нишу "самой народной иномарки" делят между собой Hyundai Solaris и Kia Rio. Вывод на российский рынок модели "Фиеста" назвать особо успешным язык не поворачивается... Мондео, Куга, ЭкоСпорт... У каждого из них есть более дешевые и не менее сильные конкуренты. В итоге, относительно наиболее успешного 2008 года, когда Форд реализовал в России более 180 тысяч машин, сейчас мы имеем четырехкратное падение продаж. И за счет чего выгребать из него в 2016 году лично мне непонятно...

Совсем плохи дела у французов - Peugeot и Citroen. Сокращение продаж за три года в 6-8 раз. Построенный в Калуге завод практически не работает, дилерские сети находятся в очень сложном положении и постепенно сокращаются. Реализация по 300-400 автомобилей в месяц на всю страну и отсутствие перспективы... Несмотря на постоянные заявления представителей этих компаний о том, что они верят в российский рынок и не покинут его, у меня лично все меньше и меньше веры в них. Хотя машины у французов очень даже неплохие. В моём "семейном гараже" есть DS4, который только радует...

Кто еще в зоне вылета? Помимо покинувших российский рынок Chevrolet, Opel и Daewoo есть Honda, которая, изменив схему поставок на предзаказ, фактически лишила своих дилеров бизнеса, а потребителей - интересных предложений. Я не исключаю, что в этом году по пути Хонды могут пойти и другие бренды - Suzuki, Subaru, Jeep, Chrysler, SsangYong. Сложна перспектива на сокращающемся рынке и у Mitsubishi, и у Mazda, и у Volvo. Среди китайских брендов более-менее твердо на российской земле чувствуют себя лишь Geely и Lifan. Остальные китайские марки несут огромные потери и, видимо, в ближайший год будут лишь обозначать своё присутствие на рынке...

Плохо не только дилерам...

Автомобильный бизнес это не только производство и продажа автомобилей. В очень сложной ситуации окажутся в 2016 году производители компонентов и поставщики комплектующих на конвейеры OEM. Построенные за последнее время сборочные мощности позволяют выпускать порядка 3 млн автомобилей. Реальный выпуск в 2016 году может сократиться до 1 млн, а может даже и меньше. При этом все заводы будут требовать минимальных цен на комплектующие. Обеспечить их крайне сложно, поскольку глубина локализации у российских поставщиков крайне низкая и в себестоимости каждой детали лежит высокая валютная составляющая...

Скорее всего в 2016 году сократятся и сопутствующие автомобильному рынки оборудования, логистики, рекламы, IT-решений, маркетинговых исследований и прочих различных услуг вокруг автобизнеса. Выживать будут сильнейшие, умнейшие, хитрейшие...

Тем не менее жизнь продолжается, а все что нас не убивает - делает сильнее.

Так что, коллеги, желаю вам за праздничные дни набраться сил, терпения и выйти на работу с новым пониманием реальности. Грустить не будем, а будем планомерно системно работать, и тогда точно настанет наш час!

07.01.16 Сергей Целиков
Источник: www.autostat.ru
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 15 сентября 2016 Что предлагалось на вторичном рынке в августе? («АВТОСТАТ»)

    Средняя цена легковых автомобилей, имеющих год выпуска с 2006-го по 2015-й и выставленных в августе на продажу, составила 699 тыс. рублей. К такому выводу пришли аналитики агентства «АВТОСТАТ», проведя исследование объявлений о продаже автомобилей, опубликованных в последний летний месяц на сайте DROM.ru.

    подробнее
  • 9 сентября 2016 Авторынок катится вниз («Ведомости»)

    В августе 2016 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 18% год к году до 113 749 машин, говорится в отчете Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Падение ускорилось с июля на 1,4 п. п., за восемь месяцев продажи сократились почти на 15%, отмечается там же.

    подробнее
  • 8 сентября 2016 В России повторится бум продаж автомобилей в кредит («Известия»)

    Бум продаж кредитных авто, который произошел три года назад, вновь повторится. В конце 2016 года 50% машин будет продано в кредит, 50% – за наличные.

    подробнее