АВТОСТАТ | Сергей Целиков. 2016: будем жить и работать

Инфографика

Все публикации

Видео

Все видео

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

07.01.16Прочитали 300 раз

Сергей Целиков. 2016: будем жить и работать

Sergey_Tselikov.jpg

Думаю, ни для кого не открою секрет, сказав, что 2016 год будет самым сложным для автобизнеса в его "новой истории". По крайней мере все предпосылки к этому налицо:

  • снижение доходов населения и значительное сокращение покупательской способности;
  • неизбежный дальнейший рост цен на автомобили, связанный с ростом курсов основных валют по отношению к рублю;
  • продолжающееся падение цен на нефть, а вследствие этого сокращение бюджетных поступлений, секвестр различных госпрограмм как социальных, так и развития;
  • продолжающееся снижение числа и доли экономически-активного населения, вследствие демографической ямы середины 90-х годов;
  • довольно большой и достаточно "свежий" автопарк, который можно продолжать эксплуатировать и перепродавать на вторичном рынке.

Конец 2015 года еще оставлял какие-то надежды на различные сценарии развития ситуации на авторынке. Но первые рабочие дни (не в России, а в мире) показывают, что развитие событий скорее всего пойдет по худшему для нашей страны варианту. В первые дни января нефтяные котировки двинулись в сторону 30 долларов за баррель. Курс рубля продолжил снижаться и уже вариант 100 рублей за доллар становится все очевиднее. Не радуют и международные фондовые индексы. Китайская биржа два дня закрывалась едва стартовав с сильного снижения котировок... Если к внутренним российским проблемам в 2016 году добавится очередной глобальный кризис, то нашей экономике... станет еще хуже.

Наиболее вероятным прогнозом на 2016 год я сейчас вижу объем рынка новых автомобилей в 1,1-1,3 млн штук. То есть падение на 15-25% относительно 2015 года. И это будет минимальный уровень за последние 15 лет.

Кто будет в лучшем положении?

В последние годы премиальный сегмент демонстрировал лучшую динамику, нежели массовый. Скорее всего аналогичная ситуация сохранится и в 2016 году. Как говорит народная мудрость - в кризис бедные беднеют, нищие нищают, а богатые богатеют. Не все, конечно, но большая часть богатого населения по-прежнему остается при деньгах. Лично для меня это показали текущие "зимние каникулы". Многие из моих "френдов" по Фейсбуку отправились отдыхать за границу - кто в Тайланд, кто в Европу, кто на Мальдивы, а кто-то в Северную и даже Южную Америку... Значит, у таких людей деньги будут и на смену новой машины. В то же время много других друзей активно задумались о "подножном корме". Рассуждают в своих лентах о том, что пора бы осваивать "бабушкины рецепты" соления огурцов и капусты, делятся советами как сэкономить на том или ином...

Исходя из такого расклада, представителям дилерских компаний таких брендов как Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus или Porsche беспокоиться особо не о чем. Разве что только о грамотном построении персонального маркетинга. Потребитель сейчас избалован и требует все большего личного внимания. Но разве это сложно? На фоне всего того, что происходит в стране - построить в компании хорошие бизнес-процессы, ориентированные на конечного потребителя - сущий пустяк ;)

Кто еще может оказаться в выигрыше?

На мой взгляд, при грамотном маркетинге тольяттинский бренд LADA вполне в состоянии увеличить свою рыночную долю с нынешних 16-17% до 25%, а может и выше. В конце 2015 года на АВТОВАЗе стартовало производство двух новых моделей - "Веста" и "Иксрей". Потребители их безусловно ждали. Основной вопрос успешности продаж будет лишь в ценовой конкуренции с главными соперниками - Hyundai Solaris и Kia Rio. Кроме того, на АВТОВАЗе было принято мудрое решение сохранить выпуск "Приоры", переведя её в ультрабюджетный сегмент. Эта модель вполне может занять ту нишу, которую долгие годы удерживала вазовская "Классика" - 2105 и 2107. А она, еcли помните, продавалась очень большим тиражом. Вопрос опять же, только в цене. Но ведь "Приора" самая локализованная российская модель и её себестоимость практически не зависит от доллара. Так что, если в Тольятти захотят, то могут создать "новый старый" хит сезона.

Я поражаюсь успехам корейцев Hyundai и KIA, которые на пару заняли уже более 20% российского авторынка. Конечно же, основной секрет такого отрыва от прямых конкурентов в ценовой политике. Кроме того, довольно широкий модельный ряд и приемлемое качество. Если корейцы продолжат удерживать цены на низком уровне, то не исключено, что завоюют еще дополнительно 3-5% рынка.

В итоге в 2016 году две трети авторынка России может достаться всего двум группам - АВТОВАЗ-Renault-Nissan и Hyundai-Kia. Среди прочих более-менее значимых игроков российского рынка уверенно держатся лишь Toyota и Volkswagen со своим младшим чешским братом Skoda.

Кто в зоне вылета?

Всё очень сложно у Ford. Грандиозный успех модели "Фокус" уже в далёком прошлом. Сейчас нишу "самой народной иномарки" делят между собой Hyundai Solaris и Kia Rio. Вывод на российский рынок модели "Фиеста" назвать особо успешным язык не поворачивается... Мондео, Куга, ЭкоСпорт... У каждого из них есть более дешевые и не менее сильные конкуренты. В итоге, относительно наиболее успешного 2008 года, когда Форд реализовал в России более 180 тысяч машин, сейчас мы имеем четырехкратное падение продаж. И за счет чего выгребать из него в 2016 году лично мне непонятно...

Совсем плохи дела у французов - Peugeot и Citroen. Сокращение продаж за три года в 6-8 раз. Построенный в Калуге завод практически не работает, дилерские сети находятся в очень сложном положении и постепенно сокращаются. Реализация по 300-400 автомобилей в месяц на всю страну и отсутствие перспективы... Несмотря на постоянные заявления представителей этих компаний о том, что они верят в российский рынок и не покинут его, у меня лично все меньше и меньше веры в них. Хотя машины у французов очень даже неплохие. В моём "семейном гараже" есть DS4, который только радует...

Кто еще в зоне вылета? Помимо покинувших российский рынок Chevrolet, Opel и Daewoo есть Honda, которая, изменив схему поставок на предзаказ, фактически лишила своих дилеров бизнеса, а потребителей - интересных предложений. Я не исключаю, что в этом году по пути Хонды могут пойти и другие бренды - Suzuki, Subaru, Jeep, Chrysler, SsangYong. Сложна перспектива на сокращающемся рынке и у Mitsubishi, и у Mazda, и у Volvo. Среди китайских брендов более-менее твердо на российской земле чувствуют себя лишь Geely и Lifan. Остальные китайские марки несут огромные потери и, видимо, в ближайший год будут лишь обозначать своё присутствие на рынке...

Плохо не только дилерам...

Автомобильный бизнес это не только производство и продажа автомобилей. В очень сложной ситуации окажутся в 2016 году производители компонентов и поставщики комплектующих на конвейеры OEM. Построенные за последнее время сборочные мощности позволяют выпускать порядка 3 млн автомобилей. Реальный выпуск в 2016 году может сократиться до 1 млн, а может даже и меньше. При этом все заводы будут требовать минимальных цен на комплектующие. Обеспечить их крайне сложно, поскольку глубина локализации у российских поставщиков крайне низкая и в себестоимости каждой детали лежит высокая валютная составляющая...

Скорее всего в 2016 году сократятся и сопутствующие автомобильному рынки оборудования, логистики, рекламы, IT-решений, маркетинговых исследований и прочих различных услуг вокруг автобизнеса. Выживать будут сильнейшие, умнейшие, хитрейшие...

Тем не менее жизнь продолжается, а все что нас не убивает - делает сильнее.

Так что, коллеги, желаю вам за праздничные дни набраться сил, терпения и выйти на работу с новым пониманием реальности. Грустить не будем, а будем планомерно системно работать, и тогда точно настанет наш час!

, источник: www.autostat.ru