Ян Прохазка вернулся в Россию, чтобы возглавить российское представительство Skoda в интересный момент. В 2005 году г-н Прохазка отвечал за продажи Skoda на российском рынке, когда тот только набирал рост. Сейчас Skoda не только успешно сохраняет свои устойчивые позиции, но и открывает для себя новые ниши.
О продуктовой стратегии, ожиданиях от вывода на рынок кроссовера Skoda Kodiaq и о секретах успеха Skoda в России Ян Прохазка рассказал в интервью аналитическому агентству «АВТОСТАТ».
- Г-н Прохазка, Вы возглавили представительство Skoda в августе текущего года. В чем заключается стратегия развития Skoda на сегодняшний день и какие задачи стоят перед Вами?
- Сегодня у марки Skoda в России несколько основных целей. Нам важно сохранить текущий объем продаж, а также поддержать нашу дилерскую сеть в непростых экономических условиях. Очень важно обеспечить стабильность бизнеса – нашего и наших партнеров. И это одна из ключевых задач, в том числе лично для меня как нового главы Skoda в России – удержать те позиции, которых смогла добиться профессиональная команда марки под руководством моих предшественников.
Кроме этого, мы планируем представить российским клиентам две блестящие новинки от Skoda. Уже могу точно сказать, что весной следующего года мы запустим в России новую Skoda Octavia. Это автомобиль, который порадует потребителей превосходным уровнем оснащения и новейшими техническими решениями, многие из которых вы привыкли видеть в моделях более высокого класса.
Летом начнутся продажи долгожданного Skoda Kodiaq – автомобиля, который открывает для нас новые возможности в сегменте SUV и заинтересует даже тех, кто раньше не рассматривал Skoda.
- Несмотря на подорожание, Skoda хорошо себя чувствует на российском рынке. Как в октябре, так и по итогам 10 месяцев текущего года (по сравнению с аналогичными периодами прошлого года) изменение в 0%. За счет чего удается держать баланс?
- Стабильность позиций марки Skoda на российском рынке обеспечивает в первую очередь отличный продукт. Покупатели ценят наши модели за оригинальный дизайн, практичность, надежность и передовые технические решения. Наиболее продаваемыми моделями Skoda остаются Rapid и Octavia, которые во многом задают новые стандарты в своем классе. Кроме того, большую популярность приобретают наши специальные версии Hockey Edition и Monte Carlo, а также новая дизайн-линия Black Edition.
Прочную основу для нашего бизнеса в России формирует сильная дилерская сеть. Мы активно работаем с нашими дилерами, знакомим их с новыми продуктами нашей марки, внедряем новые стандарты работы дилерских центров Skoda. Нам очень важен профессионализм партнеров и индивидуальный подход в работе с каждым клиентом.
Мы понимаем, что в текущих экономических условиях для потребителей становятся очень важными различные кредитные программы, возможность получить дополнительные скидки, снизить стоимость приобретаемого автомобиля. Поэтому мы уделяем большое внимание таким вопросам, предлагая программы кредитования с привлекательными условиями и сниженными процентными ставками, программы утилизации и trade-in. Таким образом, мы дополнительно стимулируем продажи наших моделей в России.
- По результатам исследования «АВТОСТАТ», посвященного Skoda, она сохраняет высокий уровень удовлетворенности потребителя по различным критериям. Какие уникальные качества Skoda Вы можете назвать, которые приводят к таким результатам?
- Мы рады, что результаты работы нашей команды отмечены ведущими аналитиками индустрии. Мы стремимся дать клиентам лучшее, что они могут получить за свои деньги, и неуклонно повышаем планку стандартов бренда. Результаты исследования подтверждают, что потребители довольны как продуктовым рядом марки, так и уровнем сервиса. Владельцы моделей Skoda охотно рекомендуют их своим родственникам, друзьям и знакомым.
Причина кроется в качестве продукта. С одной стороны, автомобили Skoda традиционно ценят за такие рациональные характеристики, как превосходная вместительность, функциональность, отличный уровень оснащения и надежность. С другой стороны, наши модели обладают такими эмоциональными характеристиками, как оригинальный дизайн. Мы даем возможность приобретения специальных версий и дизайн-линий. Кроме того, автомобили Skoda – это всегда передовые технические решения.
Skoda позволяет сделать выбор, который оправдан как с рациональной, так и эмоциональной точки зрения.
Выводы экспертов подтверждают, что наши клиенты в высокой степени удовлетворены и стоимостью владения автомобилями Skoda. Речь о финансовых затратах, которые приходится нести владельцам в течение всего срока эксплуатации, включая расходы на топливо, страхование и сервис. Стоимость запасных частей, технического обслуживания и ремонта моделей Skoda оценивается нашими клиентами как весьма умеренная, что немаловажно в текущих экономических условиях.
Также нужно упомянуть и профессиональную работу дилеров, индивидуальный подход в работе с клиентами и единые стандарты обслуживания во всей дилерской сети. Доверительные отношения с покупателем очень важны для нашей марки. Мы стараемся обеспечить покупателю полный комфорт в коммуникации со Skoda. Это заметно и в новом оформлении салонов марки, и в работе персонала дилерских центров, для которых мы организуем специальные тренинги.
- Вы не первый раз занимаете пост в российском представительстве Skoda. В 2005 году Вы отвечали за продажи Skoda в России. Как Вы сегодня позиционируете Skoda на рынке? Это по-прежнему одна из самых доступных иномарок для среднего класса? Или как-то иначе?
- Модели Skoda приобретают за их отличные качества. Это автомобили, в которых с комфортом может расположиться вся семья, поместив все свои вещи в огромном багажнике. Это очень надежные и безопасные автомобили, в которые вам будет не страшно посадить своих детей. Модели Skoda технологичны, функциональны и красивы. Все это такие качества, ценность которых не меняется.
Но потребители сегодня хотят все более сложные автомобили, самые передовые технологии. Естественно, это влияет на ценообразование. Поэтому мы не стремимся производить дешевые автомобили, мы стремимся производить качественные и востребованные автомобили.
- Сейчас все гадают, сколько будет стоить внедорожник Skoda Kodiaq. Как Вы собираетесь его позиционировать и есть ли надежда, что он будет относительно доступен для массового покупателя?
- Мы ожидаем, что Skoda Kodiaq позволит нашему бренду позиционировать себя на ступень выше
– еще больше омолодить потрет покупателя, обратить на себя внимание новых клиентов. И внутри, и снаружи – это стопроцентный автомобиль Skoda: современный, привлекательный, просторный, вместительный, предлагающий широчайший набор новейших технологических решений.
Это первый автомобиль марки, который можно будет приобрести в семиместном исполнении, в котором можно удобно разметить даже большую семью.
Что касается ценового предложения на эту модель в России, то сейчас мы активно обсуждаем и прорабатываем этот вопрос. Он зависит от большого числа факторов, в том числе от конкурентного окружения.
- Какие комплектации и версии Kodiaq будут доступны?
- Это тоже пока открытый вопрос, над которым мы активно работаем. Мы хотим предложить нашим клиентам оптимальные варианты, которые будут удовлетворять потребностям российских клиентов наилучшими образом. Сейчас идет активная фаза анализа рынка, клиентских предпочтений, конкурентной среды.
- Когда дилеры начнут собирать предзаказы и есть ли уже такие? Какой объем продаж ожидаете по Kodiaq?
- Одна из ключевых задач Skoda – занять заметную долю в каждом из сегментов, в которых марка присутствует. Skoda Kodiaq – очень важная для нас модель. Естественно, мы рассчитываем на достойное для нее место в сегменте SUV. Что касается каких-то конкретных цифр, то пока еще, наверное, рано их озвучивать. Напомню, старт продаж данной модели в России намечен на середину 2017 года.
- Где модель все-таки будет производиться: в Калуге или Нижнем Новгороде? Будет ли модель российской сборки экспортироваться? Если да, то какие страны рассматриваются?
- Мы относимся очень серьезно к вопросу о возможной локализации производства Kodiaq в России, рассматривая различные варианты. Тем не менее, окончательного решения о производстве данной модели в России не принято. Поэтому дальнейшие комментарии на данную тему считаю преждевременными.
- Вы видите возможности для возврата модели Skoda Fabia, которая когда-то была самой доступной из модельной линейки?
- Перед тем, как принимать решение о выводе какой-либо из моделей, мы очень внимательно изучаем рынок, перспективы соответствующего сегмента, возможности локализации производства и объем соответствующих инвестиций. Проведя тщательный анализ, мы приняли решение пожертвовать Fabia в пользу масштабного производства модели Rapid, которая рассматривалась как очень перспективная. И надо сказать, что выбранная стратегия себя полностью оправдала. Сегодня Rapid занимает лидирующие позиции в своем сегменте.
- Наименьшие объемы продаж из представленных на российском рынке автомобилей Skoda у модели Superb (от 1,3 млн рублей). Каким Вы видите будущее у этой модели на российском рынке?
- Skoda Superb - это прекрасный автомобиль: красивый, функциональный, вместительный, высокотехнологичный. Это флагман модельного ряда, указывающий дальнейший вектор нашего развития. Один из лучших образцов Skoda. Он весьма востребован и занял достойное место в своем сегменте, который, надо отметить, невелик в России.
Важно учитывать, что автомобили Superb для российского рынка экспортируются из Чехии – флагман производится на модернизированном заводе в Квасинах. Поэтому бессмысленно ждать от Superb продаж уровня Rapid или Octavia. Это другая аудитория и другое ценовое предложение.
Большинство Superb, производимых для России, успевают приобрести своего владельца еще до того, как попадают непосредственно в дилерские центры.
Мы весьма оптимистично смотрим на будущее этой модели здесь. Более того, с конца сентября мы начали продавать Superb в кузове универсал, а в ноябре объявили о старте приема заказов на специальную версию Sportline.
- Как мы все видим, Skoda анонсировала развитие в сегменте SUV и предпринимает шаги в этом направлении. Что мешает тогда пойти в сегмент пикапов? Есть ли такие планы? Изучаете ли Вы этот вопрос и делаете ли предложение со своей стороны?
- Мы развиваем наш бизнес поэтапно, тщательно анализируя новые сегменты рынка, которые нам кажутся перспективными для марки. Рынок пикапов мы на данный момент не рассматриваем.
Сегодня приоритетом для Skoda является сегмент SUV, который показывает большой потенциал для развития. Появление в линейке Skoda модели Kodiaq как раз подтверждает наши планы на завоевание в нем определенной доли. Также интересными для нас остаются сегменты, в которых представлены бестселлеры марки – Rapid и Octavia.
Что касается других сегментов, то мы продолжаем следить за ситуацией в них и анализировать наши возможности на перспективу, но еще раз упомяну, что мы развиваем наш бизнес поэтапно.