Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Средневзвешенные цены автомобилей в России по маркам

Китайским автомобилям не избежать серьезного подорожания («АВТОСТАТ»)

Ротация китайских марок в России будет продолжаться – так считают сами участники этого сегмента. В ближайшее время на рынке появятся новые игроки, анонсированы новые СП. Однако, нулевая локализация делает китайские автомобили чрезмерно дорогими. Производители обещают, что в 2016 году рост цен на них может составить до 20%, если не больше.

15068.jpg

Падение сильнее рынка

Продажи китайских автомобилей падают быстрее рынка: по итогам 2015 года, согласно данным АЕБ, их реализация сократилась наполовину. Наиболее сильное падение показали «старожилы» рынка: Great Wall (-79%) и Chery (-73%). Компании Lifan и Geely cо своими сильными дистрибьюторами шли вместе с рынком и показали падение на уровне 35 – 40%. Покинули рынок в 2015 году BYD и FAW, эти компании по итогам 2015 года не продали ни одного автомобиля, хотя в 2014 году продажи у них еще шли.

Таким образом, на рынке осталось 11 продавцов китайских легковых автомобилей, среди них: Lifan, Geely, Chery, Great Wall, DFM, Brilliance, Changan, Haima, JAC, Foton и Hawtai (данные по последней отсутствуют в статистике АЕБ). Лидерами на сегодняшний день остаются: Lifan (15,1 тыс. шт.), Geely (11,6 тыс. шт.), Chery (5 тыс. шт) и Great Wall (3,2 тыс. шт), все остальные ведут фактически штучные продажи. Текущий год может стать не менее драматичным для участников российского рынка, некоторые из которых вынуждены будут его покинуть, в то время как остальные поднимут цены.

С тех пор как китайские автопроизводители начали экспансию на российский рынок, прошло уже более 10 лет, а ротация участников продолжается так же активно. Экономический кризис не пугает китайские компании и их российских дистрибьюторов: вывод новых марок продолжается все с тем же азартом, в то время как разрыв отношений происходит весьма эмоционально. Все опрошенные участники рынка до сих пор отмечают те же самые сложности в отношениях с китайскими коллегами, которые были актуальны десять лет назад.

Риски остаются

«Ничего не изменилось, - констатирует Александр Гнездюк, генеральный директор Zotye Motors RUS. Отсутствие коммуникации с дистрибьютором, как у FAW… Принятие решения по продвижению марки на «заоблачных вершинах», недоступных для людей, непосредственно работающих «в полях». К примеру, JAC никогда не понимал, что такое централизованная дистрибуция, и создавал несколько дистрибьюторов, вызывая удивление и неприязнь от игроков рынка, как следствие – полный провал».

Аналогичное мнение высказывают и другие эксперты. Однако, все это не помешает «китайцам» продолжать выходить на рынок, уверено большинство опрошенных. «Есть много китайских компаний, которые хотят выйти на российский рынок, - продолжает А. Гнездюк, не побоявшийся дебютировать с маркой Zotye, начало продаж которой назначено на март 2016 года. - Одни не могут это сделать по причине ужесточения российских правил омологации автомобилей, другие – из-за медлительности и боязни руководства. Кто принял решение работать на рынке, тот переживет кризис, будет работать и расти дальше. Думаю, скоро рынок будет встречать компанию GAC (Guangzhou Auto)».

Отметим, что какая-то информация о выходе GAC на российский рынок уже мелькала в прессе, но подтверждений этому до сих пор нет. Сама Zotye выбрала в качестве партнера белорусский завод «Юнисон», который в основном специализируется на коммерческой технике. По словам А. Гнездюка, первые автомобили уже собраны и в ближайшее время будут отправлены к дилерам. Планируемый объем производства в 2016 году – от 3 до 3,5 тыс. автомобилей, а объем продаж – от 2 до 2,5 тыс. в год.

Похожего оптимистичного мнения придерживаются и представители компании Hawtai, которая в конце прошлого года объявила о создании СП с КАМАЗом в Татарстане. «При нынешнем уровне девальвации национальной валюты создана благоприятная почва для капитальных инвестиций, - комментирует заместитель генерального директора Hawtai Auto-Rus Максим Путанников. - Не исключаю и возвращение старых игроков, как в секторе LCV, так и в легковой отрасли. В ближайшей перспективе, уверен, увидим и таких китайских грандов, как SAIC, который планомерно реализует свои планы по выходу на рынок РФ в секторе экомобилей».

Напомним, что среди уже анонсированных проектов – строительство завода Lifan в Липецкой области, старт которого назначен на конец 2017 года. По словам директора по маркетингу «Лифан Моторс Рус» Александра Штоды, проект в силе, а вплоть до 2018 года, и даже позже, автомобили Lifan будут продолжать собираться на заводе Derways в Черкесске. Между тем, у Geely Motors действует завод в Беларуси (СП в г. Борисов Минской области), откуда автомобили экспортируются на российский рынок.

«Китайцы» уже не такие доступные

Энтузиазм новых игроков не разделяет ряд независимых экспертов, оставивших опыт работы с китайскими автопроизводителями в прошлом. Во-первых, китайские автомобили давно перестали быть бюджетными. Во-вторых, играет роль то, что практически все они в данный момент импортные. Цена среднего китайского внедорожника стартует примерно от 700 тыс. рублей и порой превышает миллион рублей в топовой комплектации.

«В чем, собственно, интерес? – рассуждает независимый эксперт по китайскому автопрому Евгений Межов. - Покупательская способность целевой аудитории крайне низка и продолжает уменьшаться. В этих условиях те, кто покупал китайские автомобили, не будут рисковать брать автомобиль с короткой историей эксплуатации и имиджевыми недостатками. Да еще добавляется риск потери гарантийной поддержки! Скорее, потенциальные покупатели повернутся к АВТОВАЗу или Ravon. Ну, и KIA с Hyundai продолжат политику захвата доли рынка».

Предпосылок для того, чтобы китайские автомобили удерживали цены, в данный момент нет. Их производство в России практически остановлено. Так, на заводе Derways в Черкесске, который сотрудничает с десятком китайских автопроизводителей, в течение 2015 года собирались автомобили таких марок, как: Lifan, Geely, Chery, Hawtai. Но речь идет о крошечных партиях (по некоторым маркам меньше 10 шт. в год), за исключением, Lifan и Geely. Объем поставок машинкомплектов на 2016 год производители раскрывать не стали, но очевидно, что они под большим вопросом в связи с привязкой к курсу валюты.

«Импортировать автомобили экономически необоснованно уже давно, в нашем сегменте уж точно, - говорит А. Штода. - Поставки машинокомплектов тоже не блещут экономической выгодой, но они будут продолжаться с целью выполнения плана продаж. Мы все равно надеемся на лучшее, поэтому не можем просто уйти из России. Когда теряешь такой стратегически важный рынок, то вернуться на него практически невозможно. У нас один выход – поддерживать продажи за счет головной компании».

Сомнительное будущее у марки Great Wall, которая уже давно «буксовала», а в этом году продажи у дистрибьютора, компании «Ирито», рухнули. Одной из причин, по мнению конкурентов, стало то, что «производитель вмешался в дела дистрибьютора, а потом и вовсе решил выйти из них самостоятельно». В настоящее время производство Great Wall в России, по нашим данным, не осуществляется.

Наконец, так совпало, что в разгар кризиса у многих просто кончились сертификаты омологации, а возобновление срока их действия – это дополнительные затраты. Хотя, производители уверяют, что держат этот вопрос под контролем. «ОТТС, у которых заканчивалось действие, мы своевременно продлили, - сообщает директор по продажам Haima Automobile Rus Александр Баранов. - На новую модель S5 ОТТС получен. В прессе прошла информация, что Haima не продлевала ОТТС и не получала новые, так вот – это не соответствует действительности, ОТТС есть, срок действия – 3 года с декабря 2015 года».

Цены серьезно вырастут

Избежать роста цен на китайские автомобили в этом году, не удастся, равно как и на все остальные, говорят дистрибьюторы. Повышение составит в лучшем случае до 20%, хотя это и не перекроет все убытки дистрибьюторов. «Удерживая цены, дистрибьюторы «китайцев» множили убытки для материнских компаний. В 2008 – 2009 годах ситуация была похожей и «китайцы» покидали российский рынок один за другим. В 2016 году положение дел гораздо хуже и, скорее всего, «китайцы» вместо бессмысленного подорожания будут просто выводить с рынка модели и бренды целиком», - делает вывод Е. Межов.

Прогнозировать объемы поставок машинокомплектов ни один производитель сейчас не берется. В 2015 году у большинства производителей были большие стоки, по «старым» ценам, но в 2016 году такой ситуации уже не будет.

«Мы, отталкиваясь от текущей ситуации, планируем поставку и складской запас на уровне 3 месяцев продаж наших дилеров, - говорит А. Баранов. - Сейчас отталкиваемся от того, что уровень наших продаж в 1000 штук в этом году вполне реалистичен». Отметим, что в 2015 году Haima продала всего 391 автомобиль. Возможно, реализовать столь оптимистичный план дистрибьютору помогут новые дилеры. Так, запланировано появление еще 12 официальных точек.

«Учитывая нестабильную экономическую ситуацию и высокую волатильность курса рубля, мы приняли решение о переходе к краткосрочному квартальному планированию», - подтвердили и в «Джили-Моторс». В компании рассказали, что в 2016 году объем экспорта из Беларуси в Россию в 2016 году составит как минимум 4 тыс. автомобилей. На сколько эта цифра может быть увеличена, будет зависеть от рыночной ситуации и изменений курса рубля.

На дилеров вся надежда и в российском офисе Lifan. «Если бы все зависело от Lifan, мы бы увеличили цены, соразмерно увеличив заработные платы всем россиянам, - говорит А. Штода. – По нашим скромным подсчетам, на 30 – 50% автомобили должны подорожать в 2016 году, хотя вряд ли все коллеги по цеху смогут себе это позволить. Если бы в экономику приходили финансовые вливания, по-честному автомобили должны были бы повышаться в цене каждый месяц, и можно даже заранее об этом говорить, чтобы хотя бы люди к этому привыкали. Но это невозможно».

«Китайцы» готовят новинки

Таким образом, ставка делается на новые модели – это призвано сохранить потребительский интерес к китайским маркам. К примеру, у Zotye будет две новые модели (кроссовер T600 и седан Z300), у Haima – это внедорожник S5 (первые образцы уже есть в России), а также новые комплектации седана M3. Hawtai в марте ждет поставки комплектов для сборки внедорожников Boliger на заводе Derways. Детали по СП с КАМАЗом, в рамках которого должны производить три новые модели Hawtai, в компании не раскрывают, но известно, что некие три модели уже находятся на стадии сертификации (названия объявят весной). Также в компании обещают вывести новый продукт в сегменте SUV ценой до 850 тыс. рублей.

Среди новинок Lifan есть новое поколение Solano, обновленный X60, а также еще один автомобиль с внутренним кодом СА09 (предположительно, кроссовер, Maiwei). Geely в 2016 году выведет на российский рынок обновленную версию кроссовера Emgrand X7, новое поколение седана Emgrand EC7, а также представит новый седан GC9. Таким образом, новинок в китайском сегменте ожидается довольно много.

«Если хочешь продавать, придется придерживаться конкурентоспособных цен, а это неизбежные убытки в текущей ситуации. Каждый будет искать свой баланс между количеством продаж и размером убытка. Все зависит от запаса прочности каждой компании, от готовности дотировать продажи в России», - подводит итог А. Баранов.

10.02.16 Елена Костякова
Источник: www.autostat.ru
 

Новости на эту тему

  • сегодня, 13:45 Каждый второй продаваемый автомобиль в России стоит от 500 до 800 тыс. рублей

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование рынка новых легковых автомобилей по итогам первого полугодия 2016 года и определило его наиболее популярные ценовые сегменты.

    подробнее
  • сегодня, 10:43 Skoda установила мировой рекорд продаж

    По итогам первой половины 2016 года Skoda установила новый мировой рекорд продаж – 569 400 автомобилей, что обеспечило чешской марке рост на 4,6%. В июне владельцами автомобилей Skoda стали 98 880 покупателей по всему миру – это увеличило реализацию автомобилей чешского производителя на 4,4%.

    подробнее
  • сегодня, 09:10 Индийский авторынок в первом полугодии вырос на 11%

    В июне продажи легковых автомобилей в Индии составили 222,8 тыс. единиц, показав рост на 2,6%. Всего же в первом полугодии 2016 года в этой стране было реализовано 1,51 млн машин, что на 11,2% больше, чем за тот же период прошлого года, сообщает портал focus2move.com со ссылкой на SIAM (Ассоциация индийских автопроизводителей).

    подробнее

Статьи на эту тему