Сергей Кривошеин, генеральный директор компании «Автоимпорт» («АВТОСТАТ») | АВТОСТАТ

Сергей Кривошеин, генеральный директор компании «Автоимпорт» («АВТОСТАТ»)

0

Гендиректор столичной компании «Автоимпорт» Сергей Кривошеин сначала остался без Opel и Chevrolet, а потом отказался и от Chevrolet Niva. Таким образом, компания, которая последние два десятка лет работала только с брендами GM, пожинает плоды своей предусмотрительности. Случилось так, что дилер оказался никому ничего не должен и в настоящее время волен выбирать наиболее перспективные направления.

О жизни «с нуля», действующей дилерской сети GM и о том, готовы ли российские дилеры принять Opel обратно, Сергей Кривошеин рассказал в интервью аналитическому агентству «АВТОСТАТ».

Сергей Кривошеин.jpg

 
- Сергей Владимирович, ваша компания традиционно занималась брендами GM, то есть Opel и Chevrolet. В последнее время вы, как и многие дилеры GM, занимались продажами Chevrolet Niva. Но мы обнаружили, что вы остались и без этого бренда тоже. Что случилось?

- Случилось самое банальное. Мы всю жизнь были дилером GM, а также GM-AVTOVAZ. С объявлением GM об «уходе» включился механизм расставания и, к счастью, – я должен это подчеркнуть - салоны у нас были арендованы. Поэтому мы, понимая, что рынок серьезнейшим образом падает, приняли решение отказаться от двух салонов, которые у нас были под Opel и Chevrolet. Оставлять один салон только под "Шеви-Нива" – это, мягко говоря, не то что нерентабельно, это заведомый убыток – вот и все.

 - Разве внедорожник не востребован? Наши данные говорят об обратном.

- Объем продаж "Шеви-Нива" по Москве всегда не отличался особым количеством, а исходя из того, что мы наблюдаем, наше решение было абсолютно правильное. Мы компанию переформатировали. Приблизительно с конца прошлого года мы прекратили продажи "Шеви-Нива", распродавали остатки. С января месяца мы переподписали с GM партнерское соглашение за исключением той части, где оговорена продажа новых автомобилей. Таким образом, теперь мы - полноценный сервисный партнер GM по продаже запасных частей, предоставлению гарантии, продаже аксессуаров и, естественно, предоставлению сервиса.

- Насколько болезненно было перейти на сервисные контракты по брендам GM?

- Наш бизнес, к сожалению, сократился очень существенно. Свой отдел продаж мы вынуждены были практически весь закрыть. Оставили совсем ограниченное количество людей. В сущности, мы теперь занимаемся подержанными автомобилями. У нас осталось свое здание, где раньше располагался сервис – в 200 метрах от арендованных салонов. Так как клиентская база за 15 лет совместной работы с GM все-таки очень большая, а на московском рынке количество дилеров, которые продолжают заниматься брендами GM, сильно сократилось, наши ожидания на 1-2 года, что вот этот перераспределившийся поток даст в определенной степени загрузку по сервису. И, возможно, мы с этим же людьми сможем решать вопросы с машинами б/у.

- То есть арендованные салоны вы отдали? Что там сейчас происходит?

- Да, отдали. Насколько мне известно, там сейчас также продаются автомобили с пробегом, но исключительно премиального сегмента.

- Что именно вы сейчас предлагаете в своем салоне?

- Мы предлагаем все формы, связанные с продажей автомобиля, работаем со всеми брендами. Комиссия, трейд- ин, выкуп, более того, бывает даже, что мы сами доплачиваем по тредй-ин, если берем более дорогую машину. В каждом конкретном случае все индивидуально в зависимости от того, что удобнее и выгоднее для человека и для нас. Естественно, человек понимает, что если мы машину выкупаем, то деньги выдаются сразу, соответственно, он получит меньшую сумму, чем нежели он получил бы при комиссионной схеме.

- Можете обозначить финансовые потери, которые вы понесли после «ухода» GM?

- Дело в том, что финансовые потери возникли еще до того, как GM “ушел". Мое стойкое мнение в том, что все беды, которые приключились с нами – здесь я говорю только об автомобильном бизнесе – начались, наверное, в 2012-2014 гг. и отчасти в 2015г. по инерции.

Основная проблема заключалась в том, что автопроизводители не хотели ничего слушать, когда мы пытались опустить их «на землю» и говорить о реальном, ожидаемом росте рынка, планировать, заказывать машины. Отсюда - кризис перепроизводства. Плохо, когда мы все это забываем. Мы начинаем обсуждать проблемы текущего дня, как будто они происходят сейчас. Проблемы были заложены еще тогда.

Все были «затарены» машинами, у всех были огромные затраты по хранению автомобилей. Все великолепно помнят, что дилеры вынуждены были арендовать дополнительные площадки, потому что на своих площадях размещать эти товарные запасы просто негде было. Соответственно, надо было привлекать кредитные средства. При этом производители давали автомобили на условиях товарного кредита, на совершенно кабальных условиях, и вот тогда - я имею в виду конец 2012 и по 2014 год – и были основные убытки по компаниям, особенно тем, которые занимаются средним сегментом. Потому что количество на складах было большое, заставляли брать много, при этом маржинальность на среднем сегменте с каждым годом падала

- Сколько она составляла на тот момент?

- По бюджету получалось, что в 2013 году на каждый проданный автомобиль она составила минус 15 тыс . рублей В 2015 году, с объявлением GM все выдохнули: давление прекратилось практически тут же. Распродавали запасы, но к этому моменту уже образовалась ситуация и макрополитическая, и макроэкономическая - и это все наложилось на то, что произошло.

При этом заявленная маржинальность составляла порядка 5%. Я не исключаю, что многие производители могут уже заявлять даже 1-2% но тогда мне совсем непонятно, на чем тогда работать при снижении оборачиваемости автомобилей. Даже по итогам 2013-2014 гг. если автомобиль стоял три месяца – он уже уходил «в ноль». То есть за это время маржа «съедала» средства, вложенные в него, и автомобиль начинал генерировать убыток.

К счастью, мы не закредитованы, мы в данный момент никому ничего не должны. То есть мы, к сожалению, вернулись лет на 10 назад: потеряв за последние 2-3 года достаточно большую часть денег, начинаем, шаг за шагом, восполнять оборотные средства.

- Насколько мы понимаем, у некоторых дилеров периодически возникают сложности с поставками Chevrolet Niva. Это сказалось на решении отказаться от Chevrolet Niva?

- Особых проблем здесь я не ощутил. Там достаточно разумная плановая политика была у компании и всегда удавалось договариваться. За время работы у нас сложились партнерские, очень хорошие отношения. Надо понимать, что структура GM –AVTOVAZ – это, все-таки, и GM, и АВТОВАЗ. И от того, как будет вести себя АВТОВАЗ в поставке кузовов и комплектующих, зависит, какой будет получаться продукт.

Команду GM-AVTOVAZ могу отметить отдельно: эти ребята действительно молодцы. С учетом падающего рынка они ведь постоянно вносили какие-то коррективы. По технической части я об этом продукте сказал бы только лучшее, поскольку за те годы, что они с ней работали, по объективным причинам они не смогли, конечно, сделать другой автомобиль. А в рамках существующей модели, начиная от детских болезней (ручки, замки, фурнитура и т.д.) - они много что поменяли. Генераторы поменяли, сделали более надежной систему карданного вала, раздаточную коробку. Очень хорошего качества кузова. По опыту работы с этими машинами я не видел гнилых в возрасте 5-6 лет. То есть они - не удорожая машину значительно - сделали ее очень хорошего качества.

И Константину Байшеву, директору по продажам GM-AVTOVAZ, хочется высказать отдельное уважение и респект, потому что в целом правильно поставленная работа, с обратной связью.

- О компенсации GM дилерам много говорили сразу после того, как концерн объявил о том, что сворачивает здесь активность. Расскажите, чем в итоге завершился этот процесс?

- Для некоторых дилеров этот процесс пока еще не завершился – это раз. Второе – процесс этот достаточно различен по дилерам, здесь сколько дилеров – столько историй и вариантов расставания.

Если очень укрупненно и схематично: у тех дилеров, которые были с GM с самого начала, включая нас, вопросов и проблем, наверное, было меньше всего. Во-первых, потому что те инвестиции и средства, которые были вложены в этот бизнес, в большинстве своем окупились. Либо люди считают, что не имеют оснований предъявлять какие-то претензии по неокупившимся средствам. В той группе дилеров, куда входим и мы, все было достаточно безболезненно, были определены по пунктам вещи, которые они готовы компенсировать, суммы, сроки и тд. Мы получили средства все сполна. Таких было много.

- Что именно они компенсировали?

- В основном они готовы были компенсировать те затраты, на проведении которых они в последнее время настаивали. Это все, что связано с проведением ребрендинга за 5-7 лет. Эти затраты были компенсированы.

- Технически как все это выглядело? Коммуникации по этому вопросу шли через местный или европейский офис?

- Принципиально это все одобрялось в Европе, технически работали разные отделы, была создана отдельная группа, которая занималась группой дилеров. Юридическая служба работала, в том числе и в Европе, то есть приезжали к каждому дилеру люди, которые были уполномочены делать определенные предложения. Знаю, что с основной массой все закончено. По-моему мнению, не решенными вопросами остались только те, которые пошли по линии судебных тяжб, поскольку по времени это все происходит небыстро.

- На ваш взгляд, какие перспективы у дилеров действующей сети GM с той модельной линейкой, которая сейчас предлагается (Chevrolet Tahoe, Corvette, Camaro)? Удастся ли им сохранить резерв для марки, чтобы в будущем, возможно, это как-то использовать?

- Насколько мне известно, осталось девять дилеров GM на всю Россию (9 дилеров GM и 149 GM-AVTOVAZ на 1 июля 2016 года – прим.). Поэтому я думаю, что как раз это число дилеров должны потребность местного рынка в этом продукте премиального сегмента, куда они еще вывели Tahoe, удовлетворить. То есть да, я думаю, что можно с этим делать отдельный бизнес, потому что все равно у всех были отдельные зоны в салонах либо сами салоны, поэтому от этих дилеров не потребовалось отдельных инвестиций, Но при этом часть своих производственных площадей они сохранили для ведения этого бизнеса. Все-таки сегмент был традиционно востребован, есть группа людей, которые любят Северную Америку. Я не думаю, что этот состав дилеров несет какие-то убытки, и им это невыгодно.

- Но вы для себя все-таки этот путь не выбрали, несмотря на большой опыт работы с GM?

- Дело в том, что наличие премиальных брендов в портфеле определялось значительно раньше, поэтому к моменту 2015 года надо было иметь уже в своем портфеле премиальный сегмент и салон. А мы помним, что GM имел раньше и Saab, и Hummer, и Cadillac. Наша компания даже в те давние времена не ставила никогда перед собой этих целей по разным причинам. Мы еще тогда считали, что Saab очень узкая ниша, у нас там на Павелецкой работал «ТрейдИнвест » очень успешно (дилер GM– прим.)– туда лезть было неинтересно.

Hummer тоже очень неоднозначный был: по двум моделям нужно было считать количество проданых моделей так, чтобы понять затраты, которые потом нужно было бы вернуть. И мы в то время еще, в середине “нулевых” приняли решение, что мы в этот сегмент не пойдем. Поэтому мы и не смогли его сохранить. Мое личное мнение – единственный автомобиль из премиальной линейки, который мог бы тогда продаваться, это Cadillac Escalade.

- После того, как вы остались без GM, не было желания обратить внимание на других автопроизводителей, взять новый бренд?

- Вначале было. После этих событий мы провели много встреч, начиная с АВТОВАЗА, УАЗа и, опять же, мы тактически очень серьезно и внимательно оценивали ситуацию. Выход в любой новый бренд – это инвестиции, а в сегодняшней ситуации никакие инвестиции не могут быть возвращены. Поэтому наше тактическое решение: в 2016-2017 гг. компания останется в том формате, к которому мы пришли. Ожидается все-таки большая прозрачность на вторичном рынке автомобилей. Если доля официальных дилеров постепенно будет расти c 8% и выше, до 20-30% , это будет достаточно большой сегмент, в котором можно работать. Посмотрим, что будет через 2-3 года.

- Если вы вернетесь к статусу официального дилера, это, скорее всего, будут иномарки среднего ценового сегмента?

- Сложный вопрос на сегодняшний день. Наши решения, которые принимались давно, в конце 90-х годов, принимались исходя из того, что была полная уверенность и полное ожидание, что в России будет активно и мощно выстраиваться средний класс. Хотя в то время работать как раз можно было с чем угодно и вести напрямую переговоры с производителем, работать готовы были все. Ставка была сделана на средний класс и, соответственно, средний сегмент автомобиля. Что получилось?

Мы видим: среднего класса нет и, как следствие, самые большие потери несет средний сегмент автомобилей. Что дальше делать – сложный вопрос. Ниши по премиальному сегменту относительно заняты. Будем искать. Будем верить, что средний класс будет возрождаться.

- Как вы думаете, в случае, если спустя время Opel сможет вернуться, будет ли для нее место на российском рынке?

- Вопрос в том, будет ли достаточно дилеров для самой марки, чтобы ее достойно вывести на рынок. Временно приостановить продажи, свернуть, заморозить – можно подобрать здесь любое слово. А вот возобновить же... Я просто сужу по себе. Готов ли я, к примеру, если бы у меня был салон и я его уже перепрофилировал под другую модель, к примеру, под "корейца", принять такое предложение?.. Надо сделать такое предложение, от которого очень сложно отказаться.

- А можно ли здесь вообще рассуждать о неком разочаровании в самом бренде? Или здесь дилеры будут руководствоваться только экономикой, если вдруг Opel решит вернуться?

- Если прибыли не будет видно даже на бумаге, то при всем отношении ничего это, конечно, не будет. Я общался с разными источниками, пытался понять, в какой плоскости истина: политической или экономической. Вы знаете, я б сказал так: наверное, не без политики, но если в процентном соотношении выстраивать, то политики здесь 20%, не больше.

- То есть вы считаете, что Opel ушла из экономических соображений?

- Первое мнение у меня было, что это макрополитика. Но большинство моих источников меня убедили, что они достаточно прагматично пропустили политическую ситуацию сквозь призму экономики. У них все, что они производили и делали здесь, в данный момент и на ближайшую перспективу - убыточно. Поэтому и было принято такое решение: завод заморозили, по его содержанию они несут незначительные расходы.

- Для наблюдавших было впечатление, что все это произошло достаточно внезапно, но выходит, для них убыточность уже была очевидной?

- Я предполагаю, что это решение тоже принималось не за один месяц, на его обсуждение ушло минимум полгода, а то и год. Оно обсуждалось на самом высоком уровне в GM, и решение было достаточно взвешенное. Я думаю, чтобы понять это, надо учесть такой момент: у нас ведь все заводы, которые работают на территории России, имеют обязательства перед государством о достижении определенного уровня локализации. При этом, для того чтобы его выполнить, надо чтобы в стране были определенные производства комплектующих. Думаю, где-то здесь нужно искать причину.

Я не исключаю, что вполне возможно, что производители не смогли найти здесь должного уровня качества поставщиков, которые могли бы комплектовать автомобили. Не были внесены корректировки, которые вносили бы изменения в эти совместные соглашения. И к определенной точке X, когда они должны были быть выполнены, они посмотрели и поняли, что формат, в котором они находятся, экономически нецелесообразен. Так что если рассматривать в этой плоскости, вот здесь ближе всего истина.

Еще раз говорю – они очень внимательно к этому относились. И – мое мнение – они не готовы были к тому, чтобы доплачивать еще за имидж в части пребывания на российском рынке. Конечно, если предположить что Opel вернется, наверное найдутся желающие работать с этим качественным, хорошим европейским брендом, с хорошей историей, серьезнейшей научной базой. Вопрос: когда сложатся все условия для того, чтобы они смогли грамотно предложить себя, а дилеры были бы готовы принимать этот бренд.

Источник: АВТОСТАТ
Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью