Интервью Богдана Осокина, директора «Легион-Автодата» | АВТОСТАТ

Богдан Осокин, директор «Легион-Автодата» («АВТОСТАТ»)

4133 0

Автосервис должен стать цивилизованным. Будущее – за компаниями, которые соблюдают технологии ремонта, пользуются лицензионными программными продуктами, качественными запчастями и ГСМ, читают правильные книги и постоянно инвестируют в квалификацию своих сотрудников. Так считает директор компании «Легион-Автодата» Богдан Осокин. В борьбе за этот цивилизованный сервис его компания и сама постоянно находится в постоянном развитии – издает и распространяет новые книги и информационные системы для профессионалов авторынка; организовывает конференции диагностов. В марте, когда аналитическое агентство «АВТОСТАТ» анонсировало свой новый проект «АвтоИндекс», «Легион-Автодата» тут же, не раздумывая, выразил готовность стать его партнером.  Почему? Зачем? Эти вопросы мы задали директору«Легион-Автодата».
Богдан Осокин для сайта.jpg

- Богдан Владимирович, насколько мне известно, вас проект заинтересовал настолько, что прямо на конференции в Москве, где анонсировался «АвтоИндекс», вы подошли к директору проекта и предложили свое участие. Чем он так вас "зацепил"? В чем ваш интерес?

- Я давно уверен, что постепенно произойдет цивилизация в автомобильном рынке. И останутся только те компании, которые хорошо делают свою работу.

Будущее – за компаниями, которые соблюдают технологии ремонта, пользуются лицензионными программными продуктами и которые, соответственно, честно зарабатывают свои деньги. И вот если на рынке останутся только такие компании, то появятся средства, чтобы оплачивать лицензионное программное обеспечение, которое мы продаем. К сожалению, сегодня очень много пиратского на рынке… 

Для того, чтобы хорошие компании остались, конечно же, рынку нужна четкая обратная связь. То есть необходим единый ресурс, который объяснит автовладельцам, что есть список проверенных сервисов, причем список от независимого источника.

Поэтому, когда я услышал о проекте «АвтоИндекс», меня это заинтересовало, так как его идеи совпадают с моими собственными мыслями, плюс наша компания  уже проводит определенную работу в этом же направлении. В частности, уже сегодня мы рейтингуем специалистов по автодиагностике. И мы готовы стать партнерами для проекта в секторе подачи информации.

Свою систему рейтингов мы готовы транслировать в «АвтоИндекс» - чтобы там были верные и объективные сведения  о качественных мастерах, о качественном автосервисе.   

- О каких рейтингах идет речь? Вы присуждаете СТО какие-то премии, выделяете лучших?

- Да, и как раз сейчас мы находимся в процессе разработки новой серии региональных конкурсов для автодиагностов, уже в этом году постараемся провести их в нескольких регионах.  Будем таким образом проверять или подтверждать квалификацию специалистов, а финал планируем провести в рамках августовского автофорума автодиагностов на «Автомеханике».

- И у вас собирается информация по всем регионам?

- По всем. Кроме того, у нас существует собственный автодиагностический форум  - один из нескольких подобных форумов в Интернете, на котором примерно с 2004 года общаются специалисты-диагносты.  И мы будем использовать опыт нашего форума на новой площадке, где система рейтингов будет введена в обязательном порядке.

- Если рассматривать возможность привлечения еще каких-то партнеров для этого проекта  - кого нужно бы позвать в «АвтоИндекс» и как вы видите развитие этого проекта? Допустим, «Легион-Автодата» войдет в проект своими рейтингами, «АВТОСТАТ» - статистикой, исследованиями и рейтингами, такими как «Дилер года», «Удовлетворенность потребителей». А еще?

- Я знаю, что многие компании, которые занимаются продажей запчастей на российском рынке – серьезные крупные компании – сертифицируют СТО по своим программам. Конечно же, в «АвтоИндексе» обязательно должна появиться информация о том, какие СТО работают по этим программам, например, по программе Kayaba, SKF,  Gates и многим другим. Эти компании проводят обучение специалистов и выдают соответствующие – я думаю, что их информацию тоже нужно использовать.

- Она у них тоже выверенная и объективная? Мы же с вами понимаем, что проект будет иметь ценность только в том случае, если информация, на которой он будет основан, станет поступать только из независимых источников… Директор «АвтоИндекса» Александр Масягин вообще называет свой проект не иначе как «экосистема компетентного автосервиса». Эти потенциальные партнеры, которых вы назвали, вписываются в систему «эко», то есть некой чистоты информации?

- Информация у них объективная, потому что они стараются и потому что они, собственно, отвечают своими брендами за ее достоверность. Правда, эта информация неизвестна широкому кругу пользователей. Потому что никто не полезет на сайт Kayaba, меняя амортизатор от Kayaba  – искать, сертифицирована ли станция, которая это делает. А если полная информация по СТО будет в «АвтоИндексе», который, надеюсь, станет популярным ресурсом – эта информация быстрее найдет своего потребителя. 

Хочу добавить, что все эти «правильные» компании  тоже заинтересованы в том, чтобы рекомендуемые ими сервисы устанавливали запчасти, произведенные этими компаниями, правильно с применением соответствующих инструментов и с соблюдением технологии. А если сотрудники сервисов обучены технологиям, то нет рекламаций, нет нареканий на продукты.

Я уверен, что эти компании следят за качеством работ с применением своих продуктов в сертифицированных автосервисах. И поэтому их опыт и возможности надо просто перенести в «АвтоИндекс».

- Когда вы были на презентации, отметили для себя какие-то слабые места проекта?

- Я пока четко не вижу, как будет идти проработка интервьюеров, как будет подаваться информация от простых автолюбителей, их мнения об оказанных в автосервисе услугах через мобильные приложения… 

Понимаете, если мы будем подавать данные  в «АвтоИндекс»  мы будем стараться сделать эту работу хорошо, потому что сами заинтересованы в результате. Но чем заинтересовать обычных автолюбителей, чтобы они оставляли свою оценку и делали это честно  – пока вижу смутно. При этом, конечно, обычная человеческая оценка, когда нас очень хорошо обслужили или наоборот плохо –  конечно, имеет право на существование, и она, обязательно должна участвовать в проекте.

Но «АвтоИндекс» - это не интернет-магазин, где покупатель получил товар и соответственно испытывает благодарность (или НЕ испытывает  благодарность, и готов написать отрицательный отзыв). Поэтому в «АвтоИндексе» простые люди тоже должны будут оставлять свои отзывы за что-то осязаемое или неосязаемое, но выраженное, например, в такой форме: «Высказывайтесь, а мы вам за это какие-то бонусы…».  Ну, что-то должно быть, иначе зачем люди будут тратить свое собственное время для того, чтобы писать эти отзывы? Опять же можно ведь и отрицательный отзыв написать… 

И еще, мне кажется, что вот эта оценка людей, чтобы быть значимой, обязательно должна быть проверяемой. Чтобы избежать черного пиара. Потому что все, кто работают на авторынке давно, с этим сталкивались и знают, что это есть.

- Насколько мне известно, в проекте заложены проверки. Опять же для этого и существуют партнеры, эксперты, которые смогут объективно нивелировать подобные вещи…

- Допустим, наши эксперты, дадут профессиональную оценку. Скажут, что вот в таком-то городе на такой-то улице в автосервисе работает профессионал высокого класса, хороший специалист Иван Иванович и можете обращаться к нему, он с большой долей вероятности починит ваш автомобиль. Но это никоим образом не защитит того же Ивана Ивановича от того, что на соседней улице какой-нибудь Плохиш выскажется плохо в его адрес…

То есть, даже хорошего специалиста при желании можно завалить отрицательными отзывами. Если они не будут проверяться – можно похоронить саму идею. Можно понаписать много как положительных отзывов, так и отрицательных – на рынке такие примеры есть. И самую хорошую идею можно испортить, если не продумать механизм хотя бы выборочной проверки отзывов людей.

- Богдан Владимирович, и все же предлагаю снова вернуться к первому вопросу - зачем вам в принципе участие в «АвтоИндексе»? То, что хочется видеть авторынок цивилизованным, звучит красиво, но как-то уж слишком глобально. У вас же есть свои успешно наработанные программы, программные продукты, которые вы внедряете в автосервисе. На конференции вы выступали с презентацией проекта «Автодатa», потом у вас есть продукт «Визуализация неисправностей», которые автосервису интересны и он у вас их покупает.

- Да, у нас есть интересные проекты. Это проект «Autodata» (мы являемся дистрибьютором британской компании Autodata Ltd. уже много лет, с 1996 года, переводим и поставляем на российский рынок их продукты). Кроме того, мы представляем американский продукт  Vehicle Visuals («Визуализация неисправностей»), также у нас есть собственный уникальный программный продукт для автодиагностов «МоторДата».

Но сегодня я вижу проблему в том, что автосервисам, даже хорошим, не хватает денег для покупки лицензионного программного обеспечения и хорошего оборудования. Частично это происходит потому, что рядом с ними находятся автосервисы с пиратским программным обеспечением, некачественным обслуживанием. Они обманывают клиентов, играя на ценах и соответственно отбирают клиентов. И часто бывает так, что до хорошего сервиса клиент добирается уже с пустыми карманами, предварительно побывав в двух-трех некачественных сервисах и так и не решив проблему.

Поэтому я уверен: до тех пор, пока мы этот рынок не цивилизуем и не наведем сообща порядок, когда останутся лучшие… и лучшим будут платить лучше клиенты…  Только тогда у этих  грамотных и качественных сервисов появятся деньги, чтобы платить нам за нашу работу.  Вот так я это вижу и вот почему мне этот проект интересен.

- Я правильно  понимаю, что новый проект дает еще и какие-то новые возможности для развития вашей компании?

- Ну конечно же! Таким образом, мы получим большее количество клиентов для себя (в перспективе) и, я надеюсь, мы тоже будем развиваться, создавая новые продукты для этих компаний  - тем более что задумок у нас действительно очень много.

- Я слышала, что вы свой бизнес развивали самостоятельно и практически с нуля?

- Еще будучи студентом третьего курса института, я начал заниматься продажей автомобильной литературы, а заканчивая институт в 1995 году, я уже был директором нашей компании.

- Начинали как подработка к стипендии?

- Да, чтобы прокормить семью, зарабатывать деньги. Я тогда одновременно работал на ЗИЛе и учился в институте. Поначалу поступил в Московский автодорожный институт, потом перевелся и заканчивал уже Московский автомобилестроительный(ВТУЗ-ЗИЛ) по специальности «инженер-механик».  Кстати, основной коллектив нашей компании «Легион-Автодата» – выпускники этого института. Например, ведущий сотрудник компании Сергей Курленя, закончивший ВУЗ с красным дипломом – так и работает со мной бессменно все эти двадцать с лишним лет, мы вместе создаем все наши продукты.  

Начинали когда-то с продажи книг по автомобильной тематике, заказывали тиражи в издательстве «Транспорт», в издательстве «Машиностроение», потом стали работать с авторами-инженерами отечественных автомобильных заводов. Издавали книги по ремонту, каталоги запчастей и продавали их автовладельцам и автосервисам. Компания была открыта 26 мая 1994 года, и с этого времени она существует без смены юридического лица.    

- Но сейчас вы уже занимаетесь реализацией программных продуктов…

- Да, у нас был достаточно большой период продажи и издания книг по ремонту иномарок, и мне приятно, что автосервисы до сих пор пользуются этими нашими книгами. В 1996 году мы стали дистрибьюторами и переводчиками компании Autodata Ltd., переводили, печатали и продавали их книги в автосервисы. 

Потом эта компания сделала линейку продуктов «Autodata-online» (перевели информацию в электронный вид), а мы создали собственный программный продукт, который дополняет «Autodata» в секторе диагностики азиатских и отечественных автомобилей. Этот продукт называется «МоторДата» - и уже более семи лет мы продвигаем на рынке  эти продукты в новом, современном формате онлайн-доступа. За этим форматом - будущее, и весь мир идет по этому пути. При этом мы продолжаем продавать книги, поскольку классический бумажный носитель все еще востребован рынком.

- Но вы на реализации книг и программных продуктов не остановились. Созываете народ на профильные конференции…

- Да, в этом году у нас будет уже пятая по счету конференция.

- Кого туда собираете - дилеров, мастеров-диагностов?

- Нет-нет, мы их проводим для определенного круга людей. У нашей конференции довольно узкое название – «Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов». То есть, такой с одной стороны достаточно узкий сектор, с  другой стороны – широкий и очень значимый.  И на эти конференции приезжают уже состоявшиеся специалисты для повышения своей квалификации по определенным направлениям, будь то ремонт гибридных автомобилей, вариаторов или других сложных агрегатов или систем…

- Тематику встреч продумываете сами или собираете пожелания, а потом ищете специалистов, которые могут лучше преподнести тему?

- В последние два года мы заранее размещали предлагаемые темы. Люди за них голосуют, высказываясь, какие бы хотели посетить. Мы собираем отзывы и на их основании оставляем примерно четыре-пять тем. Они же у нас превращаются в Дни: на каждую тему отводим один полный день.

- И вы подбираете специалистов, которые умеют правильно преподнести заявленную тему?

- Нет, мы идем от обратного. Мы не изобретаем тему, а ищем качественного лектора с готовой темой, и уже ее предлагаем. То, чем мы занимаемся - это очень сложный сектор, искать лекторов бывает непросто, поэтому мы и действуем от обратного.

Есть определенный круг экспертов, которые  помимо того, что очень многое знают в определенной области, но и еще и способны обучать профессионалов,  передавая им свои знания и опыт, чтобы поднять их на более высокий уровень (таковых немного, к сожалению). Такой лектор должен стоять на голову выше уже состоявшихся специалистов, чтобы их чему-то научить…

- Ваши конференции проходят в формате лекций-презентаций или там есть возможность потренировать практические навыки?

- Только в формате лекций-презентаций. И я думаю, что будущее именно за таким форматом.  По крайней мере, для сектора автодиагностов, потому что сегодня их работа – большая ее часть, 90% - происходит в голове.  И только 10% зависит от практических навыков.

- Как в медицине: самое трудное и самое важное – поставить больному верный диагноз?

- Совершенно верно.

- Свою пятую конференцию вы впервые запланировали к проведению в партнерстве?

- Да, мы планируем провести ее совместно с АВТОСТАТом, в августе на площадке «Автомеханика».  Правда, пока этот вопрос находится в стадии обсуждения – проводить на этой площадке полностью всю конференцию или только ее часть. Формат конференции как бы перерастающей в формат форума – будет очень интересен специалистам автосервисов, нашей аудитории. И думаю, это может быть любопытно и АВТОСТАТу.

Мне, конечно, было бы интересно превратить конференцию в форум, потому что я знаю этот формат. Этот формат успешно работает в Америке – когда на одной площадке происходит не только выставка, но и общение специалистов.

Голое выставочное движение, мне кажется, постепенно умирает, хотя «Автомеханика» убеждает на своем примере, что бывают и исключения. Но в любом случае, не сегодня, так завтра формат форума будет более востребован.

- Директор «АвтоИндекса» Александр Масягин, рассказывая о своем проекте, подчеркивает, что в его проекте многое построено на репутации. Все эти «звезды», которые условно будут присуждаться автосервисам за соответствие определенным нормам, эти лейблы, которые будут размещаться на въезде в СТО, чтобы подтвердить качество применяемых масел, запчастей и пр. – все равно весь проект получается завязан на репутациях участников. А на какое место в бизнесе ставите репутацию лично вы?

- Думаю, обо всем этом хорошо говорит Гарретт Джонсон. Он говорит, что обычная реклама в России не  работает, ну или практически не  работает, она работает только на 40%. На самом деле основную долю в России занимает твоя репутация. Сарафанное радио в нашей стране ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. И я полностью в этом убежден, что репутация в России имеет очень большое значение.  Это такой нематериальный актив: сперва ты на него работаешь, а потом – он на тебя.

В нашей компании всегда старались делать свою работу хорошо. Переводы, даже самые первые (а мы их начали делать еще в 1995 году, тогда многое было не стандартизовано, было много терминологических споров), мы всегда старались сделать качественно – чтобы не было нареканий. Будь то каталоги, учебники или руководства по ремонту - мы всегда старались держать высокую планку, на рынке мнение о нашей компании положительное.

- То, что «АвтоИндекс» выходит под эгидой «АВТОСТАТа» - лично вам это внушило доверие?

- Конечно. В этом бизнесе я уже два десятка лет. И я знаю, что «АВТОСТАТ» - достаточно серьезная компания, с именем, репутацией. И, думаю, что уже поэтому доверие у профессионалов рынка к «АвтоИндексу» однозначно будет. У нас, например, оно есть. Предстоит еще конечно добиться доверия у автовладельцев. Потому что, мне кажется, что простым автовладельцам может быть не так широко известна компания «АВТОСТАТ», так как она больше работает в сфере B2B. Вот здесь, я вижу, есть над чем работать.

А профессионалы рынка, я уверен, с большим доверием воспримут этот проект, потому что он нужен рынку и потому что занимается им компания с хорошей репутацией и с именем, заслужившим доверие.

, источник: АВТОСТАТ

Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью