Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 3 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Глава BMW: будущее автопрома за электромобилями (Apollo.lv)

 

BMW_photo_Райтхофер.jpg

Интервью с Норбертом Райтхофером немецкому журналу "Wirtschaftswoche" (Виртшафтсвохе). Председатель правления BMW не претендует на долю в рынке, не допускает компромиссов в вопросах качества и требует пересмотреть систему оценки эмиссии CО2.

Г-н Райтхофер, невзирая на кризис в Европе, компания BMW неизменно сообщает о новых рекордах продаж. Однако очевидно, что это достигается очень дорогой ценой. На некоторые модели клиенты получают 20-процентные скидки, а на модели BMW 7-й серии даже 30-процентные. Вам действительно необходимо действовать таким образом?

Райтхофер: Я не знаю, откуда у Вас такие цифры. Но, разумеется, даже мы не можем абсолютно отмежеваться от конкуренции и развития рынков, происходящего в каждой отдельно взятой стране по-разному. С рыночной долей автомобилей премиум-класса, достигающей почти 30 процентов, Германия является высококонкурентным рынком. Конкуренция в этой сфере серьезная, а битвы за долю на рынке становятся более жесткими.

… поэтому Вам не удается избежать предоставления скидок?

Райтхофер: Нет. Постоянные скидки – это не для премиум-класса. Они являются плохой практикой как для продвижения бренда, так и развития всего бизнеса. Именно поэтому мы решили в этом году не отстаивать свою долю на рынке Германии любой ценой, а также что прибыль важнее рекордов продаж. Поэтому мы значительно сократили объемы производства. И речь не идет о каких-нибудь 5000 автомобилей.

Можете назвать точную цифру?

Райтхофер: В данный момент я бы не хотел вдаваться в подробности, но, как я сказал, мы должны обеспечить прибыльный рост.

Но если Вы будете продавать меньше, Вы рискуете тем, что Audi в Германии превзойдет BMW.

Райтхофер: Для нас главное – международное присутствие, и тут мы действительно лучшие. BMW лидирует также в плане удовлетворенности клиентов и ценности бренда, а поскольку мы являемся предприятием, выпускающим автомобили премиум-класса, это имеет для нас наибольшее значение.

Стала ли борьба за клиентов более жесткой?

Райтхофер: Скорее всего, сбыт в Германии будет продолжать снижаться. Мы ожидаем, что объем продаж в 2013 году составит примерно три миллиона автомобилей, по итогам 2012 года он составил 3,1 миллиона. Если нам улыбнется удача, то европейский рынок останется на низком уровне 2012 года, но более вероятно, что объем продаж снизится еще примерно на два процента. Тем не менее, в общем и целом мы в BMW сохраняем умеренный оптимизм, поскольку ожидаем неплохих уровней продаж не только в Китае и США, но и на рынках Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Турции.

Сравнительный анализ показал, что новый VW Golf часто имеет гораздо лучший сбыт, чем модели BMW 1-й серии и новый Mercedes A-класса. Так чем же премиум-класс лучше хорошего автомобиля массового спроса? И чем можно оправдать его стоимость, зачастую превышающую несколько тысяч евро?

Райтхофер: Люди, которые решаются на приобретение автомобиля премиум-класса, покупают нечто особенное, нечто желанное.

… только, пожалуйста, не надо говорить об удовольствии от вождения.

Райтхофер: А почему бы и нет? Во всем, что касается динамичности и спортивности, наши автомобили – лучшие, и это является важной причиной для их покупки. К тому же наши автомобили вызывают эмоции и зависть у окружающих. Исследования показали, что BMW – самый ценящийся бренд в мире. И это также выделяет нас среди брендов автомобилей массового спроса, не дотягивающих до такой оценки. А благодаря более чем одиннадцати миллионам поклонников, BMW является самым успешным автомобильным брендом в социальной сети Facebook.

Однако в том, что касается самих автомобилей, граница между автомобилями массового спроса и премиум-класса становится все более расплывчатой.

Райтхофер: Я так не считаю. По-прежнему существуют различия в сущности продукта, что включает в себя также и различия в дизайне. Визуальный облик автомобиля на две трети определяет решение клиента, покупать его ему или нет.

Однако новый Golf тоже хорошо смотрится. Нас интересует, что именно в автомобилях BMW 1-й серии лучше?

Райтхофер: Практически все двигатели могут, например, оснащаться восьмискоростной коробкой передач, что для автомобилей данного класса является уникальным. Столь наглядную и понятную операционную систему, как BMW iDrive, Вы не обнаружите в упомянутом Вами автомобиле. BMW 1-й серии устанавливает эталон по расходу топлива и оснащен непревзойденным оборудованием. И это важно, поскольку премиум-класс отличает неповторимость. Что же касается спортивности, то BMW 1-й серии является бесспорным лидером. Эта модель является и останется стержнем бренда BMW.

При всем моем уважении, какое это имеет отношение к премиум-классу, когда задняя дверца BMW 1-й серии не имеет былой лакированной отделки, видны оголенные петли, а тут и там не хватает резиновых уплотнений?

Райтхофер: Мы придаем огромное значение качеству, и это относится ко всем нашим моделям. Ведь в конечном итоге важно, окажется ли наш клиент в реальном и ощутимом выигрыше. Что касается BMW 1-й серии, мы, например, придавали особое значение качеству оформления салона, вариабельности, удобству управления и компьютерному оснащению. Разумеется, все важные точки мы оснастили уплотнениями, а задняя дверца имеет внутреннюю обшивку вместо лакировки. А накладки на петли не имеют никакого дополнительного преимущества для клиента.

Тем не менее, у нас создалось впечатление, что BMW все более ориентируется на рынок автомобилей массового спроса. Почему Вы отказываетесь от заднего привода в BMW 1-й серии, ведь он был «изюминкой» BMW и Вы всегда его активно продвигали?

Райтхофер: Да, задний привод – это уникальная характеристика, которой мы придаем особое значение. Поэтому, начиная с BMW 3-й серии и далее, наши автомобили будут снабжены задним приводом. Эта конструктивная характеристика присуща и автомобилям BMW 1-й серии, что дает серьезные преимущества в плане динамичности. И все же иногда можно вводить кое-какие изменения. Чтобы обеспечить рост прибыли в сегменте малолитражных и компактных автомобилей в будущем, мы разработали общую конструкцию переднего и заднего привода. У нас есть большой опыт с переднеприводными автомобилями Mini, а будущая модель BMW 1-й серии будет оснащена передним приводом, что сделает ее лидером своего класса в плане спортивности.

А как же с динамикой BMW вэна? 

Райтхофер: Не беспокойтесь, этот автомобиль будет обладать всеми характерными генами BMW. К тому же, с моделью BMW Active Tourer – которую мы, кстати, не причисляем к вэнам – мы привлечем клиентов, которые раньше никогда не ездили на BMW.

И что же это за клиенты?

Райтхофер: Это люди с высокими доходам, у них есть дети, возможно, даже трое, и они хотят брать с собой в дорогу велосипеды. Клиенты постоянно спрашивают меня об автомобилях такого класса, поскольку в них больше места и они более функциональны. 

Значит, Вы увеличите габариты такого автомобиля?

Райтхофер: По крайней мере, мы об этом подумываем. Однако у BMW есть и другие потенциальные клиенты, которых мы еще не полностью завоевали. Именно для них будут выпускаться наши электромобили i3 и i8. Эти клиенты ориентированы на защиту окружающей среды и не сомневаются в том, что в будущем необходимо приобрести i3 в качестве второй машины, которая представляет собой технологию завтрашнего дня и которую всего за несколько евро можно «заправить» возобновляемой энергией.

Ваши электромобили созданы для людей, придающих огромное значение здоровью и экологии, или эти машины необходимы Вам, чтобы снизить средний показатель СО2 Ваших автомобилей?

Райтхофер: И то и другое верно. Производство электромобилей теперь уже не является возможностью, это стало необходимостью. Благодаря использованию более экономичных двигателей и инновационных технологий экономии топлива мы уже смогли снизить наш средний уровень СО2 в Германии с 210 граммов до 144,7 грамма на километр. Возможно, нам удастся снизить этот уровень до 120 граммов, используя обычные технологии. Но это предел, тогда мы сделаем в этом плане все, что возможно с технической точки зрения. Чтобы добиться уровня выбросов в 101 грамм к 2020 году, как этого от BMW потребовал ЕС, нам нужны электромобили, важность которых оценивается таким образом, что у промышленности есть сильный стимул вывести их на рынок как можно быстрее. И не стоит недооценивать их вклад в экологически чистую энергетическую систему, не говоря уже о сокращении эмиссий, в качестве накопителей возобновляемой энергии. Такая же ситуация существует в других странах и на других континентах. Только электромобили дадут нам возможность достичь поставленных целей. 

В какой степени эти требования отягощают Ваш инвестиционный бюджет?

Райтхофер: У нас возникли дополнительные высокие расходы на исследования и развитие, что создаст значительное отягощение в последующие годы. Но все это готовит нашу компанию к будущему. Более того, мы предполагаем, что в ближайшие годы во многих странах будут возрастать протекционистские тенденции, которые переложат проблему на наши плечи. И это приведет нас к тому, что в так называемых пороговых странах мы укрепим свои позиции посредством местного производства.

Говорят, что разработка электромобилей новой серии i обошлась BMW в два миллиарда евро. А что, если эти автомобили окажутся «мыльным пузырем»?

Райтхофер: Мы не давали никаких сведений о затратах на производство новой серии BMW i. Мы рассчитываем на успех этих инновационных автомобилей. С 2009 года мы передали клиентам на тестирование сотни электромобилей, и за это время они «накатали» более 16 миллионов километров. Так что задолго до серийного производства мы узнали мнение клиентов об электромобилях и о том, как именно работает данная технология. Опытный автомобиль BMW Active-E, опробованный клиентами в целом ряде стран, был оснащен практически такой же трансмиссией, как и i3. В 2013 году мы выведем на рынок i3, наш первый электромобиль серийного производства. В 2014 году мы планируем поставить на конвейер i8, спортивный автомобиль с подзарядкой от сети и гибридным приводом. 

А рынок уже готов к таким автомобилям?

Райтхофер: Новые технологии никогда не выходят с успехом на рынок, пока клиенты не убедятся в их преимуществах, как это имеет место в случае с i3 и i8. Кстати, мы уже освоили затраты, вложенные в развитие этих автомобилей.

Когда Вы начнете зарабатывать деньги на электромобилях?

Райтхофер: Начиная с первой продажи.

Использование углерода в электромобилях – это ведь тоже вызов. Вы не раскаиваетесь в том, что стали применять этот непредсказуемый и дорогой материал?

Райтхофер: Вовсе нет. Мы уже разобрались с этим инновационным материалом и не отстаем от графика.

Очевидно, Вы намереваетесь снизить цену на углерод с теперешних 80 евро за килограмм до 15 евро. Чего Вы уже достигли в этом направлении?

Райтхофер: Представьте себе, использование углерода весьма экономично и прекрасно окупается. Более того, стоимость нового материала не должна рассматриваться только с точки зрения сегодняшнего дня.

Сколько электромобилей должен продать концерн BMW к 2020 году, чтобы достичь требуемого в ЕС уровня эмиссии СО2 на весь парк? 

Райтхофер: Пятизначную цифру. Каждый год. Или в будущем мы сможем продавать в Европе только малолитражные автомобили.

По какой причине кто-либо захочет потратить 40 000 евро на покупку малолитражки?

Райтхофер: Пока еще рано говорить о точной цене электромобиля. BMW i3 будет автомобилем премиум-класса с соответствующей, но конкурентоспособной ценой. Кстати, я не согласен с тем, что по названной Вами цене малолитражки не будут покупать. Цена полностью оснащенного Mini Cooper S недалека от этой, однако он все еще находит своих покупателей. Разумеется, привлечение клиентов к новой технологии станет сложной задачей для всех производителей. Вслед за изначальной рекламной шумихой вокруг этой технологии, сейчас наблюдается достаточно сильное разочарование. Вероятно, так всегда бывает после рекламных атак. Сейчас мы переживаем фазу, когда реальный рынок электромобилей находится еще в стадии развития.

До нас дошли слухи, что Ваш отдел сбыта намеревается с 2014 года ежегодно продавать в Германии не более 2000 электромобилей.

Райтхофер: У меня нет комментариев по поводу таких предположений. Скажу Вам больше. В Германии очень позитивные отзывы по поводу электромобилей BMW. BMW i3 – это автомобиль, который отлично приживется в крупных городах мира.

Вы укладываетесь в график с электромобилем i3?

Райтхофер: Да, он появится на рынке в 2013 году.

Вы запрашивали государственные субсидии на электромобили?

Райтхофер: Для компании очень важно компенсировать пользователей за их предстоящие налоговые неудобства. Данный вопрос сейчас рассматривается в парламенте. Однако в целом мы считаем, что налоговые льготы необходимы только на начальном этапе введения электромобилей, но не долее. Будучи компанией, ориентированной на рыночную экономику, мы не думаем, что государство будет субсидировать этот проект более десяти лет.

Покупатели не получат скидки на электромобили?

Райтхофер: Нет.

ЕС при расчете потребления топлива хочет давать квоты только на небольшое количество электромобилей с нулевой эмиссией вредных веществ. Это сильно ударит по производителям крупногабаритных автомобилей, например, BMW, поскольку они окажутся под угрозой высоких штрафов.

Райтхофер: Мы предполагаем достичь требуемого уровня эмиссии к 2020 году. Для нас, производителя автомобилей премиум-класса, штрафы – не выход из положения. Европейская комиссия подчеркивает, что она желает поддержать выход на рынок электромобилей, чтобы защитить окружающую среду, однако не создает для этого соответствующих предпосылок. Такие предложения далеки от создания достаточных стимулов для введения альтернативных транспортных средств.

Кроме того, ЕС не особо принимает во внимание электромобили при расчете потребления топлива. По сравнению с бензиновыми или дизельными автомобилями, электромобили получили коэффициент всего лишь 1,3. 

Райтхофер: Как я уже говорил, этого недостаточно. В США при таких расчетах электромобили в долгосрочном плане получили коэффициент 2,0. Я считаю, что в ЕС этот коэффициент должен составлять 2,5.

Многие работники BMW считают, что компания слишком уж экономит, чтобы создать достаточный запас ресурсов для финансирования проекта электромобилей. Они говорят, что у BMW, в отличие от компании Daimler, не временный, а постоянный режим экономии.

Райтхофер: Управление затратами и финансовая дисциплина – непрерывный процесс в нашей компании. Мы постоянно контролируем структуры, чтобы повысить эффективность. В результате мы создаем соответствующие возможности для инвестирования в будущие проекты.

BMW находится в состоянии постоянного кризиса?

Райтхофер: Нет, хотя мы постоянно следим за нашими затратами. Однако мы не экономим на собственном будущем. Поэтому у нас на 15 процентов повысились расходы на исследования и развитие в течение первых девяти месяцев 2012 года. Наши вложения в исследования и развитие составляют 5,3 процента от оборота. Несмотря на повышение расходов на исследования и развитие, а также на высокие инвестиции, мы собираемся продолжать оставаться в рамках наших планов.

Некоторые люди опасаются, что Ваша жесткая экономия окажет негативное воздействие на качество. В США Вам пришлось отозвать в три раза больше машин, чем BMW продала там за первые шесть месяцев 2012 года.

Райтхофер: Это Ваше замечание необоснованно. Этот случай относился к старым моделям 5-й серии, которые уже свое «отъездили», и мы отозвали их в качестве меры предосторожности. Так что данная цифра вполне объяснима. 

Тем не менее, согласно исследованию американской маркетинговой компании J.D. Power, существующие модели BMW и Mini занимают последние строчки в рейтинге надежности среди производителей автомобилей премиум-класса.

Райтхофер: Это не так. Согласно последнему исследованию мы опережаем Audi и идем «голова в голову» с Mercedes. Кроме того, согласно исследованию ADAC, BMW может похвастаться самыми удовлетворенными клиентами, а BMW X3 занимает первое место среди отдельных моделей. В недавно опубликованном обзоре «Wertmeister 2013» BMW и Mini также лидируют в рейтинге. Высокий уровень узнаваемости также является показателем качества нашей продукции. Независимо от этого мы постоянно стараемся улучшить наши показатели. Это имеет для нас очень большое значение. И, пожалуй, нет ни одного собрания правления, на котором я бы не подчеркивал это снова и снова. 

А в 2020 году евро еще будет с нами?

Райтхофер: Да, я предполагаю, что будет.

Тем не менее, Вы в своей компании обсуждали, что будет делать BMW в случае коллапса евро?

Райтхофер: Разумеется, мы рассмотрели несколько сценариев, но мы не считаем, что с евро случится коллапс. 60 процентов товаров, производимых в Германии, экспортируются в страны еврозоны. Все, что нам необходимо при экспорте в страны с другой валютой, это дорогостоящее страхование от колебаний валютных курсов или создание местных производств, что в Европе не требуется. Так что у нас нет ни малейших сомнений в том, что немецкая экономика только выигрывает от наличия евро.

А для BMW будет трагедией, если Греция покинет еврозону?

Райтхофер: Если Греция выйдет из еврозоны, то клиенты в Португалии, Испании и Италии возьмут штурмом банки, и, вероятно, евро закончит свое существование. Я даже думать не хочу о последствиях этого. Автомобильный рынок может сократиться процентов на 30, что вызовет крах многих производителей. Последствия всего этого выходят за рамки чисто экономических аспектов.

В каком смысле?

Райтхофер: Если так случится, то во всей Европе возникнет угроза социальной и политической стабильности. На сегодняшний день в Испании каждый второй молодой человек не имеет работы. Подобная ситуация и в Италии. Я много читал о Веймарской республике и о кризисе 1929 года. Мне бы не хотелось, чтобы сейчас возникли такие же непредсказуемые обстоятельства. Это оказало бы влияние и на экономики Азии и США. Если бы мне надо было оценить, что для нас лучше, то я бы сказал так: необходимо спасти евро и сделать так, чтобы Греция осталась частью еврозоны.

Вам сейчас 57 лет. По правилам BMW в 60 лет Вы должны уйти на пенсию. Значит, через три года Вы покинете компанию? 

Райтхофер: Да, в полном соответствии с указанными правилами. А в оставшиеся годы необходимо подготовить компанию к предстоящим вызовам и проложить дорогу к успешному будущему. И я приложу для этого все усилия.

«Apollo»

 

 

01.02.13 Apollo
 
Загрузка...

Новости на эту тему

  • 2 декабря 2016 BMW открыл новый дилерский центр в Санкт-Петербурге

    Компания BMW Group Russia открыла в Санкт-Петербурге новый дилерский центр BMW Евросиб, который стал одним из крупнейших в России. В шоу-руме экспонирована полная линейка представленных в России автомобилей BMW и MINI, а также мотоциклы и макси-скутеры BMW Motorrad. Общий объем инвестиций в проект составляет 1,6 млрд. рублей.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 В Москве пройдет Digital Marketing Week

    Интернет-маркетинг становится все более действенным инструментом продвижения и продаж на автомобильном рынке. В Москве 12-16 декабря пройдет Digital Marketing Week, которая во второй раз проводится в России Marketing One совместно с Британским Королевским Институтом Маркетинга (The Chartered Institute of Marketing, London).

    подробнее
  • 1 декабря 2016 Nissan X-Trail получил в России новую спецверсию Arctic 360

    Российские дилеры Nissan начали продажи специальной версии внедорожника Nissan X-Trail – Arctic 360. Новинка доступна в ограниченном количестве: всего 900 экземпляров для покупателей из России, Белоруссии и Казахстана. Цены на специальную версию варьируются от  1 млн 748 тысяч до 2 млн 059 тыс. рублей.

    подробнее

Статьи на эту тему