Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 3 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Казус GM: почему автопроизводителям дешевле уйти, чем остаться в России

Иностранные компании были готовы терпеть издержки, видя долгосрочную перспективу ведения бизнеса в России. Уход GM сигнализирует, что вера в российский рынок потеряна на долгие годы.

Падение авторынка – это надолго

Решение General Motors о прекращении производства и продаж массовых моделей Chevrolet и Opel неудивительно. Продажи легковых автомобилей в нашей стране стремительно падают: минус 10% в прошлом году, за первые два месяца этого года продажи снизились почти на треть по сравнению с началом прошлого года и опустились ниже отметки 2009 года. Исторический рекорд продаж – 3 млн автомобилей в год – относится к теперь уже совсем далекому 2008 году. Продажи новых автомобилей в России в 2008 году составили 2897,5 тыс. штук, в 2013 году – 2777,5 тыс., в 2014 году – 2491,4 тыс.

Продажи автомобилей играют важную роль в понимании потребительских настроений населения. Машина – это товар, покупку которого можно отложить на год-другой, если ситуация не представляется хорошей. В прошлый кризис локальное дно продаж случилось во второй половине 2010 года, то есть через полтора года после того, как экономика прошла свою низшую точку весной 2009-го.

В своих прогнозах Минэкономики и Центральный банк ожидают, что на этот раз до дна российская экономика будет идти гораздо дольше – разворот ожидается ими весной 2016-го. Если эти ожидания (на мой взгляд, достаточно оптимистические) сбудутся, то падение продаж автомобилей на этот раз окажется и глубже, и продолжительнее.
Неслучайно пессимистический вариант прогноза Roland Berger говорит, что с учетом новых реалий рекордный уровень продаж новых автомобилей 2008 года может остаться непревзойденным до 2020 года.

Бегство от конкуренции?

При этом в России за последние десять лет созданы мощности по производству легковушек в объеме около 3,5 млн штук в год, да еще добавьте сюда 600–700 тыс. ежегодно импортируемых автомобилей. Одним словом, конкуренции на этом рынке хватало.

В 2014 году объемы продаж марок GM в России упали сильнее, чем рынок в целом (на 26,4%), а за первые два месяца 2015 года Opel потерял 82%, Chevrolet – 71%. Поэтому гипотеза о том, что эти марки не выдержали конкурентной борьбы, то ли по цене, то ли по качеству, вполне имеет право на существование. Но если это так, то GM – это только первая ласточка, так как у каждого предприятия есть нижний предел использования установленных мощностей, который обеспечивает безубыточность. И GM не стал лидером падения ни в первые месяцы этого года, ни в прошлом году: продажи Ford Sollers в 2014 году упали на 38%, а Peugeout-Citroen – на 34%.

Но я бы не стал приписывать все снижение объемов продаж только неудачам в конкурентной борьбе. На современном автомобильном рынке, где массовые модели не так уж сильно отличаются друг от друга, успех или неудача в конкретном году могут быть связаны с разного рода факторами вроде выхода более удачной модели, чем у конкурентов, или, наоборот, задержек в выводе новой модели на рынок. Поэтому ситуацию с уходом Chevrolet и Opel из России можно интерпретировать и по-другому.

GM, которому принадлежат эти марки, запустил сборочное производство в России в 2008 году, когда прогноз о росте продаж до 4–4,5 млн автомобилей к 2020 году казался вполне реалистичным.

Кроме того, в то время российские власти заняли весьма жесткую оборонительную позицию и ни в какую не соглашались снижать импортные пошлины, предлагая мировым брендам создавать сборочные производства в России. При уровне пошлин в 30% и требуемом объеме начальных инвестиций около $300 млн любая компания могла посчитать, насколько это ей было выгодно.

Оказалось, что выгодно. В России возникло полтора десятка сборочных производств иностранных автомобильных концернов. Правда, сборочные производства ни занятости особой не обеспечивают, ни добавленной стоимости не производят. Поэтому правительство поставило еще одно условие – постепенное наращивание уровня локализации (30% через пять–семь лет и 60% позднее).

И вот тут начались проблемы. С одной стороны, любое новое производство в России натыкается на традиционные проблемы с коррупцией, бюрократией, завышенной стоимостью рабочей силы. С другой – производство комплектующих, как и любое другое, становится рентабельным только при достижении определенных, достаточно высоких объемов выпуска (как правило, не менее 200 тыс. комплектов в год, а зачастую и не менее 300 тыс.). С третьей стороны, российские власти категорически отказались засчитывать в уровень локализации те объемы комплектующих, которые могли бы уходить на экспорт.

Вкладывать дальше нет смысла

И можно предположить, что когда для GM подошел срок принятия решений о новых инвестициях, нужных для выхода на требуемый уровень локализации, оказалось, что рынок упал, перспективы его восстановления совершенно непонятны, а всего через три года импортные пошлины будут снижены вдвое. То есть экономический смысл новых вложений резко падает, а риски резко возрастают.

Помимо этого сборочное производство не так уж привязано к конкретному месту: значительную часть оборудования можно вывезти в другую страну или продать (так, кстати, появился «Автотор» – за счет покупки в 1996 году закрытого завода Nissan в Греции). То есть тот же самый GM в какой-то момент может решить демонтировать российские мощности и перевезти их куда-нибудь еще. Или продать. Поэтому вполне понятно, что GM, проанализировав все эти обстоятельства и представив себе дальнейшие перспективы российской экономики, от дальнейших инвестиций отказался.

«РБК»

25.03.15 «РБК»
 

Новости на эту тему

  • вчера, 15:25 Продажи автомобилей Hawtai в России выросли более чем втрое

    Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по итогам 10 месяцев 2016 года продажи автомобилей китайской марки Hawtai в России составили 208 единиц, что в 3,2 раза выше результата годичной давности (65 шт.).

    подробнее
  • вчера, 11:44 Доля продаж иномарок в России впервые за три года опустилась ниже 80%

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование российского рынка новых легковых автомобилей, которое охватывало продажи иномарок за период с 2000 по 2016 годы. Согласно результатам исследования, по итогам 10 месяцев 2016 года реализация иномарок в России в общей сложности составила 834,1 тыс. единиц, что соответствует доле в 78,6%.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 В Москве пройдет Digital Marketing Week

    Интернет-маркетинг становится все более действенным инструментом продвижения и продаж на автомобильном рынке. В Москве 12-16 декабря пройдет Digital Marketing Week, которая во второй раз проводится в России Marketing One совместно с Британским Королевским Институтом Маркетинга (The Chartered Institute of Marketing, London).

    подробнее

Статьи на эту тему