АВТОСТАТ | Основатель группы Рольф прочит автодилерам РФ консолидацию

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

30.09.14Прочитали 225 раз

Основатель группы Рольф прочит автодилерам РФ консолидацию

Российский автодилерский бизнес, оборот которого исчисляется несколькими десятками миллиардов долларов в год, стоит на пороге консолидации и набирает силы перед будущими IPO, считает основатель крупнейшего автодилера, группы компаний Рольф.

"Дилерский бизнес раздроблен, но, судя по всему, он на пороге консолидации, - сказал на саммите Рейтер Сергей Петров, работающий сейчас депутатом Госдумы. - Все ведут переговоры со всеми".

Главной причиной консолидации станет тяжелая финансовая ситуация у большинства дилеров, перегруженных долгами и не имеющих возможностей к развитию в условиях падающей экономики и сокращения объемов продаж, считает Петров.

Правда, банки пока не будут реализовывать залоги, предпочитая реструктурировать кредиты дилеров:

"Банки пока не хотят эту головную боль брать, но в какой-то момент банкиры могут пойти на банкротство".

Консолидация приведет к росту стоимости сильнейших игроков, которые со временем могут придти на биржу.

"Будут, видимо, IPO, - сказал он. - Ясно что сейчас не самое лучшее время для размещения, но никто не спешит, все массу стараются нарастить. Как окно будет, так и разместятся".

"Нужно вывести (на капитализацию) не меньше $2 миллиардов, чтобы четверть - не менее $500 миллионов - дать на рынок, иначе никто не купит".

Петров не называет конкретные компании и не говорит о том, будет ли Рольф участвовать в сделках M&A или проводить IPO.

Рольф в 2013 году продал 80.200 новых автомобилей, опередив своих конкурентов по обороту. Его выручка в прошлом году сократилась на 29 процентов до 103,5 миллиарда рублей, EBITDA - на 8 процентов до 4,7 миллиарда, а чистая прибыль - на 56 процентов до 1,6 миллиарда рублей.

Рольф принадлежит зарегистрированной на Кипре компании Rishy Holdings и контролируется трастом, действующим в интересах семьи Петрова, говорится в отчетности группы.

Крупнейшие российские автодилеры уже готовились к IPO, но никто из них так и не решился выйти на биржу. Четвертый по выручке дилер Дженсер планировал разместить меньше контрольного пакета, выручив около $300 миллионов в 2011 году, но отказался из-за плохого рынка; были планы размещения и у шестого по выручке холдинга Независимость.

Оборот российского рынка легковых автомобилей, по данным компания PriceWaterhouseCoopers, составил в 2013 году $69 миллиардов. Данные о выручке крупнейших 25 дилеров РФ доступны по ссылке.

ГЛУБИНА ПАДЕНИЯ

Автомобильный рынок продолжит падение вслед за экономикой РФ, и ждать его быстрого восстановления, как после кризиса 2008 года, уже не приходится, считает Петров.

После бурного послекризисного роста российский авторынок в 2013 году снизился на 5,5 процента до 2,78 миллиона машин, что эксперты посчитали признаком насыщения.
В начале этого года падение ускорилось, по итогам восьми месяцев продажи сократились на 12 процентов, а в августе падение достигло почти 26 процентов.

Ассоциация европейского бизнеса, объединяющая глобальных автопроизводителей, работающих в России, прогнозирует, что по итогам года рынок сократится на 12 процентов, а отдельные рыночные игроки допускают падение до 20 процентов.

"Рынок падает со средней интенсивностью, не слишком резко, как в 2008 году, когда он упал сразу на 53 процента. Мы падаем на 12 процентов, есть даже волны позитивные: рубль сильно упал - люди побежали скупать машины".

"Но в целом - прямая связь с экономикой".

По словам Петрова, предсказать глубину падения рынка и длительность нахождения на дне почти невозможно, так же, как и глубину спада в экономике РФ.

"Мой учитель Хироси Харунари, сейчас он вице-президент Mitsubishi Motors, 20 лет назад говорил: у вас будет рынок прыгать вверх и вниз, но - у вас сейчас 130 машин на 1.000 жителей. До 300 - будьте спокойны, будет рост, без перерыва. А сейчас у нас уже почти 300".

Но проблемы с продажами, так же, как и политический кризис, едва ли отпугнут западных инвесторов, построивших свои заводы в России и теперь играющих "в долгую".

"Они люди прагматичные. Они говорят - да что вы, мы работали с (диктатором Центральноафриканской Республики Жаном-Беделем) Бокассой, с каннибалом! Всякие были страны, в них были революции, войны, черт-те что".

Петров считает, что власти РФ не пойдут на закрытие заводов иностранных инвесторов в России, опасаясь социальных последствий:

"Мы (РФ), безусловно, сделаем все, чтобы этого (закрытия заводов) не было. Но это будет сделано так нерыночно, что вызовет другие проблемы, которые будут так же нерыночно решаться".

"Слишком мало и слишком поздно, если говорить о реальной поддержке. Как-то это искусственно", - сказал он про принятую властями программу "деньги в обмен на автохлам", которая начала работать осенью.

Программа стоимостью 10 миллиардов рублей предполагает госсубсидию покупателям новых автомобилей в обмен на утилизацию старых.

В качестве нерыночной меры, которая повлекла за собой проблемы в экономике, в том числе и в автопроме, Петров называет спасение предприятий деньгами в кризис 2008 года, в том числе Автоваза, который по приказу тогдашнего премьер-министра РФ Владимира Путина получил 75 миллиардов рублей госпомощи.

"Если бы за те же несколько триллионов рублей, что мы потратили (на спасение крупнейших предприятий) сделали бы налоговые каникулы для всех - у нас умерли бы те, кто был неэффективен, даже включая Автоваз, а на их месте выросли те, кто эффективен, и сейчас не надо бы было всем помогать".

Reuters