Наталья Жильцова пришла в автомобильный бизнес пять лет назад со страхового рынка, где занимала руководящие посты в страховых компаниях. Руководитель департамента финансовых продуктов ГК «Независимость» стала еще одним женским лицом, вошедшим в Совет РОАД в конце прошлого года и сразу же начала активную работу по внесению поправок в Закон об ОСАГО. В декабре 2016 года поправки были приняты ГосДумой уже в первом чтении, и есть вероятность, что весной 2017-го они вступят в силу.
Какие цели преследуют официальные автодилеры, добиваясь внесения поправок в Закон об ОСАГО, почему вернулась потребность авторизации независимых СТО, а также о том, какие финансовые инструменты будут востребованы на авторынке в 2017 году, Генеральный директор ООО «Независимость-Финсервис», член Правления ГК «Независимость» и вице-президент РОАД Наталья Жильцова рассказала в интервью аналитическому агентству «АВТОСТАТ».
- Наталья, мы обнаружили, что в конце года в РОАД появился новый вице-президент, и это Вы. Чья была инициатива? Вас пригласили как эксперта по финансовым продуктам?
- Мы как ГК «Независимость» очень давно являемся членами Ассоциации РОАД. Сейчас, когда происходит консолидация автодилеров, мы видим, что поодиночке вопросы решать сложно. Есть ряд проектов, которые требуют единого мнения и оповещения государственных органов и наших партнеров со стороны Ассоциации. Мы для себя решили, что нам необходимо более активное участие в жизни и деятельности Ассоциации и проявили заинтересованность. Так что это была наша инициатива. Накануне годового собрания Ассоциации в октябре 2016 года мою кандидатуру подали на выборы в Совет и за меня проголосовало общее собрание РОАД. Вот такая была последовательность действий.
- Какое направление в РОАД Вы будете курировать?
- Мне делегированы задачи, связанные с работой со страховыми компаниями, банками и вообще финансовыми организациями. Все, что с этим связано, попадает в сектор моей ответственности в Совете РОАД. Непосредственно сейчас я сфокусирована на одном из текущих проектов – это участие в обсуждении и подаче нашего мнения со стороны РОАД в части поправок к Закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности».
- Вы сразу начали активно действовать. В чем заключается проблема, если она требует срочного решения? Почему понадобились поправки в Закон об ОСАГО?
- Необходимость внесения поправок в Закон об ОСАГО назрела давно. Наши предложения касаются организации восстановительного ремонта силами авторизованных СТО (официальных дилеров). В частности, речь идет о натуральной форме возмещения ущерба.
Почему в октябре-ноябре все так быстро активизировалось? Хотели успеть на осеннюю сессию в ГосДуме для того, чтобы эти поправки утвердить. Еще в апреле 2016 года Президент РФ на «Прямой линии» поддержал идею о приоритете натуральной формы возмещения по ОСАГО. Это хорошая практика развитых стран. «Российский Союз автостраховщиков» (РСА), Центральный банк, Министерство финансов поддерживают поправки в Закон о приоритете натуральной формы возмещения.
И в ГосДуме данные поправки были поддержаны, но законопроект был отправлен на дальнейшую доработку. Сейчас готовится вынесение документов на второе чтение и далее - на финальное утверждение. В документах, которые мы видели, отражено много пунктов, предложенных нами. Есть ожидание, что поправки будут приняты, и Закон в обновленном виде с преимуществом натуральной формы возмещения вступит в силу 1 марта.
- Что такое натуральная форма возмещения?
- ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности» был принят в 2002 году. Изменения он претерпевал лишь в последние 3 года, при том что они, в основном, проходили после того, как был назначен новый страховой регулятор в лице Банка России. Более 10 лет действовала денежная форма возмещения как преимущественная. В Законе выбор формы возмещения был за потерпевшим. То есть, людям, которые попали в ДТП по не своей вине, в большинстве случаев выплачивались средства в денежной форме – безналичным или наличным платежом...
- То есть, пострадавшему давали деньги – иди и где-нибудь ремонтируй автомобиль?
- Совершенно верно. Как правило, этих денег на нормальный ремонт людям не хватало. Это стало одной из основных причин того, что потерпевшие стали обращаться к так называемым автоюристам, которые на основании Закона «О защите прав потребителей» стали уже юридическим способом, через суды, получать дополнительное возмещение от страховых компаний. Плюс к этим возмещениям, в соответствии с нормой закона - пени, штрафы и различные другие компенсации по ведению дела, что, естественно, вело к увеличению убытка страховой компании. То есть, даже если бы компания сразу выплатила всю сумму, это было бы намного дешевле, чем это происходит через юриста.
- Получается, что денежная форма невыгодна не только для пострадавшего, но и для страховой компании?
- Часто при денежной форме не удовлетворен был ни потерпевший, ни страховщик. В результате сложилась такая ситуация, что в ряде регионов РФ убыточность по ОСАГО чрезвычайно высока. Автоюристы, конечно, привносят очень большую долю в выплатах во многих регионах. Но здесь нужно еще разделять автоюристов и мошеннические группировки – это отдельная тема. Страховщики называют такие регионы, где они не хотят продавать полисы, «токсичными». Они стали всяческими способами уходить из этих регионов, прятали филиалы за 200 км. от больших городов и т.д.
В результате уже на протяжении пары лет у нас в ряде регионов ОСАГО стало недоступным для людей. Полис было невозможно купить. Люди часами вынуждены были пропадать в очереди, покупали фальшивки и просто бумажки, либо всяческими способами пытались покупать легальные полисы, но, естественно, это привело к социальному недовольству. В результате поступило прямое указание: сделать ОСАГО доступным для граждан. Это с одной стороны.
С другой стороны, мошенники работают как раз с денежной формой. Поэтому все эти вопросы решаются путем введения натуральной формы ремонта как основной и приоритетной формой урегулирования по ОСАГО. Что это значит?
Человек вместо того, чтобы получить деньги, получает направление на ремонт на СТО, и это направление дает ему возможность отремонтировать автомобиль без всяких доплат. Это натуральная форма возмещения. Она работает по аналогии с КАСКО: там деньги никто не получает, получаем направление, с ним уже едем на станцию и ремонтируемся.
- Как при натуральной форме возмещения реализуются интересы официальных автодилеров, от имени которых Вы выступаете? Ведь трафик у них падает, и сейчас те пострадавшие, кто успел получить деньги, предпочитают обращаться как раз в независимые сети, потому что там дешевле?
- Всем прекрасно известно, что за последние 4 года рынок продаж новых автомобилей снизился. В 2016 году продажи сократились в 2 раза по отношению к 2012 году. Что это означает для автомобильных дилеров? Безусловно, клиенты, которые находятся на гарантии, практически всегда едут на ТО и гарантийный ремонт к своему автодилеру. Гарантия предполагает, что все действия в период гарантии производятся уполномоченной станцией, то есть той, которая имеет дилерский контракт на проведение сервисных работ, в том числе на восстановительный ремонт.
Что касается ближайшей перспективы, с учетом постоянного снижения продаж у нас вымывается так называемый гарантийный парк. Парк стареет, средний возраст автомобиля сейчас составляет 12 лет. Естественно, трафик гарантийных клиентов снижается.
Еще немного статистики: потенциально рынок ремонтных работ по ОСАГО - около 100 млрд рублей. Рынок КАСКО – это не более 40 млрд в год. То есть, потенциально рынок ОСАГО намного больше, чем рынок КАСКО.
Сохранить автомобили, которые страхуются по ОСАГО, на гарантийном обслуживании у официального дилера – это наше требование и постоянная инициатива. Мы хотим закрепить в норме закона, чтобы автомобили, которые находятся на гарантии производителя, направлялись за ремонтом к уполномоченным СТО (к официальным дилерам). Эта норма нужна для защиты потребителей, в первую очередь, чтобы гарантийные транспортные средства не лишались гарантии.
Второй вопрос – это огромный не гарантийный парк. Здесь полностью рыночное регулирование. Клиент волен поехать куда хочет, мы здесь претендуем ровно на столько же, на что и другие. Мы четко отделяем сегмент гарантийного парка от не гарантийного.
- Так кому все же данные поправки принесут наибольшую выгоду: автодилеру, автостраховщику или клиенту?
- Мое мнение: на текущий момент пакет поправок очень сбалансированный. Главное - учтены интересы клиента. Для потребителя что удобно? Он сам может выбрать СТО при заключении договора. Если его не могут направить на нее, он выбирает из перечня другую станцию, и если они не договариваются, тогда он выбирает деньги. При такой схеме сказать, что клиент в чем-то будет ущемлен, сложно. Для нормального автовладельца ремонт является преимущественной формой замещения. У него не должно быть головной боли, где чинить машину.
Для официальных дилеров в части автоюристов угроз нет: качество, нормативы, запчасти - все это в принципе вопросов у потребителей не вызывает. У официальных дилеров нет судов по КАСКО, связанных с качеством ремонта. У нас потребитель доволен качеством. Что будет с качеством неофициальных СТО - здесь уже вопрос, как страховщик будет оценивать работу этих станций. Надо смотреть на практике.
- Для того, чтобы такая система заработала, нужна будет какая-то единая база данных по независимым СТО или она уже существует в РСА?
- Вы знаете, пока ничего нет, но уже идет разговор о реестре СТО. Данный вопрос мы - Ассоциация РОАД - приняли в разработку и в ближайшее время представим наш проект. Стандартизация СТО нужна, в первую очередь, потребителю.
- А как сегодня регламентируется деятельность СТО применительно к ремонту по ОСАГО?
- На текущий момент отсутствует государственное регулирование с точки зрения технологий и качества ремонта. Регулирование (сертификация) было, но с середины нулевых (годов - прим. автора) оно не обязательное. Фактически, с тех пор у нас любая станция может заниматься, чем хочет, а применение технологий, качество работы и услуг никем не проверяется и не оценивается.
Поэтому есть такая проблема - нерегулируемый рынок ремонтных услуг, и мы ее уже начали обсуждать. Наша позиция в том, что рынок должен быть регулируемый, но вопрос, как и с какой стороны – это вопрос перспективы.
- Выходит, что в погоне за клиентским трафиком официальные автодилеры и независимые сервисные сети, которые сейчас бурно развиваются, фактически делят рынок ремонтных работ по ОСАГО?
- Конкуренция есть. И сервисные станции пошли в регионы не просто так. Понимая, каков масштаб и потенциал у рынка ОСАГО, конечно, логично это делать. Но поскольку в нашей стране нет регулирования, ни технического, ни по качеству обслуживания со стороны СТО, конкурировать сложно. Официальные дилеры стоят особняком, потому что они строго регулируются со стороны производителей и по технологии, и по ресурсам, и по качеству…
- Именно поэтому рядовой автовладелец скорее выберет независимую СТО, ведь там дешевле…
- На негарантийные автомобили официальным дилерам никто не запрещает ставить неоригинальные запчасти и спокойно конкурировать с независимыми станциями.
Но здесь возникает другой вопрос: ведь помимо запасных частей, мы конкурируем еще и по качеству обслуживания; стандартами с точки зрения квалификации персонала, оборудования, инструмента – это нацеленность на абсолютное качество ремонта того бренда, который представляет дилер.
Я думаю, для самих независимых СТО было бы лучше, если бы были входные параметры, которые бы контролировали деятельность этих станций, чтобы их можно было дифференцировать. Сейчас «кто есть кто» на рынке потребителю определить очень сложно. Рынок требует «причесывания» для того, чтобы потребитель мог рассчитывать на определенный уровень качества по обязательному страхованию.
- Вы также предлагаете изменить методику расчета восстановительного ремонта? Каким образом и зачем?
- На текущий момент все выплаты по ОСАГО производятся по Единой методике расчета ремонта в соответствии со справочниками цен, которые обновляются раз в полгода. Эти справочники формируются на основании среднего рынка по отдельно взятому региону. Одновременно существуют рекомендованные розничные цены (РРЦ) у производителей, по которым работают дилеры с гарантийными автомобилями.
И что мы видим? Например, если брать Москву, разница между ценами импортеров и ценой на запасные части по Единой методике - очень значительна, что делает ремонт автомобилей по ОСАГО с учетом требований производителей для дилеров просто убыточным.
Мы с этим вопросом обращались к производителям, они в этой теме очень заинтересованы. Мы готовы на своей площадке организовать обсуждение проблемы, чтобы достичь компромисса между страховщиками и производителями. Уверена, мы сможем найти возможности договориться.
- У вас огромный опыт работы с финансовыми продуктами. Через ГосДуму в 2014 году удалось добиться внедрения такого инструмента, как лизинг для физлиц. Лоббировал эту идею экс-президент РОАД Владимир Моженков. На Ваш взгляд, насколько востребован этот инструмент и какие у него перспективы?
- В нашем профессиональном, достаточно узком сообществе, с банкирами, лизинговыми компаниями, а также с автодилерами мы постоянно обсуждаем эту тему: как развивать этот лизинг для физлиц. Вроде, и господдержка была, а ни взрыва, ни бума никакого не случилось, и продажи в лизинг физлицам по-прежнему единичны.
- Почему лизинг для физлиц не стал эффективным инструментом?
- У меня есть свое мнение, возможно, его разделяют не все члены РОАД. У нас здесь две проблемы. Первая и самая главная – это вопрос цены лизинга для физлиц. Если сравнивать кредит и лизинг, ставки не в пользу лизинга. Почему? Потому что лизинговая компания по сути - посредническая организация, которая финансирует деньгами, как правило, банковскими, конечного потребителя, добавляя в контракт свою маржу. Поэтому лизинг может быть дешевле кредита только на каких-то субсидиях и только с каким-то комфортным налоговым вычетом.
Но на текущий момент, если посчитать абсолютно любые лизинговые программы, получится, что лизинг для физлиц экономически нецелесообразен. Он просто дорогой!
То есть, тот остаточный платеж, на который начисляются проценты и та маржа, которую добавляет лизинговая компания, превращает это в сделку, где клиент платит достаточно приличные деньги, в результате остается с огромной долговой нагрузкой, а по факту и без денег, и без машины.
- Зачем тогда так продвигали эту идею?
- Это как раз связано со второй проблемой – психологией клиента. Лизинг отличается от кредита тем, что в кредите ты являешься собственником, а в лизинге по сути становишься долгосрочным арендатором. В каждом статусе свои плюсы. В лизинге ты в любой момент можешь выйти из сделки без последствий. Для некоторых людей это, наверное, комфортно, но пока таковых мало. Основная масса людей готова брать на себя обязательства, но быть владельцами. Так что пока эта модель у нас не слишком приживается.
Если сравнивать концепцию владения и концепцию комфортного управления автомобилем любого бренда, экономика не в пользу лизинга. Чтобы эта модель прижилась, нужно, чтобы появился кто-то очень крупный, кто будет каждый день рассказывать о том, как это удобно. Это не должна быть точечная активность небольших организаций, которые таким образом пробуют продавать лизинг через дилеров. Концепцию нужно объяснять и формировать этот рынок.
- Как Вы оцениваете перспективы продаж автомобилей с пробегом в кредит и какие усилия в связи с этим предпринимаются в ГК «Независимость»?
- Мы на этот рынок смотрим с большим энтузиазмом и, конечно, для нашего холдинга это большая задача – каким образом начать продавать хотя бы 30% подержанных автомобилей с использованием кредитных средств, тогда как на американском рынке, например, этот показатель достигает 80%.
Я считаю, что пока просто нет нормальных продуктов. Все продукты, которые есть на рынке с пробегом – на очень узкие сегменты. Например, великолепные продукты на автомобили selected, где был один владелец, и дилер практически как новый автомобиль продает его в кредит. Там шикарные ставки, облегченный скоринг. Весь остальной рынок, то есть автомобили, у которых было несколько владельцев, не является прозрачным, и дилеры часто берут на себя большие риски. Банки пока к этим рискам не готовы.
Кстати, у РОАД есть важная инициатива - «Национальная база данных автомобилей» (НБДА), где мы планируем собрать всю возможную информацию по каждому автомобилю и таким образом с каждым годом делать этот рынок все более прозрачным.
Также по подержанным автомобилям у банков в среднем очень низкий уровень одобрений (около 30% по нашей статистике), это говорит о нежелании кредитовать данные сегменты клиентов.
- Что должно произойти, чтобы рынок задвигался и пошли продажи подержанных автомобилей в кредит?
- Я думаю, должна накопиться критическая масса. Мы уже года три везде говорим банкам: коллеги, посмотрите на рынок! Из крупных банков никого там, по сути, нет!
Ведь как проходит сделка? Клиент приходит с деньгами и хочет сразу приобрести автомобиль, а для того, чтобы предложить ему кредит, нам надо сразу понять, что за банк его прокредитует и на каких условиях. Однако на то, чтобы последовательно отработать этого клиента, может уйти несколько дней. Ждать не все готовы. У них есть деньги, они покупают здесь и сейчас то, что могут себе позволить. То есть нужен он-лайн скоринг и единая платформа для работы по заявкам с разными банками.
Но самое главное – пока банки удовлетворены результатами продаж новых автомобилей, меняться ничего не будет. Как только они почувствуют, что потенциала нет, что клиентов забрали кэптивные банки и что надо развиваться по-другому, тогда эта критическая масса приведет к тому, что рынок будет двигаться в этом направлении.
Еще один важный вопрос – это вопрос кредитных ставок. Пока что цены на кредиты на рынке автомобилей с пробегом не падают ниже 15%. Когда мы говорим европейцам, что у нас ставки по кредиту на подержанные автомобили 15-20%, они просто «падают в обморок».
- Но подобные системы он-лайн скоринга уже существуют, например, е-Кредит. Более того, несколько лет назад «Независимость» у себя на сайте заявляла о создании собственной он-лайн площадки по управлению финансовыми продуктами. Каких успехов удалось достичь за это время и что в планах?
- Очень немногие банки готовы давать он-лайн решения (хотя бы в течение 15-30 минут) на подержанные автомобили. Процедуры одобрения требуют офф-лайн проверок, поэтому все работает «на половину». Отлично, что появляются IT платформы, их нужно развивать, подключать новые продукты, большую часть игроков на рынке. Пока это в начальной стадии.
Что касается нашего IT продукта – мы довели его до совершенства, все финансовые страховые продукты в «Независимости» продаются через интеграционные каналы в режиме он-лайн. На сайте дальше развивать данное направление мы посчитали экономически нецелесообразным и оставили его для внутреннего пользования.