Андрей Акифьев, управляющий директор Nissan Россия ("Car-Mania") | АВТОСТАТ

Андрей Акифьев, управляющий директор Nissan Россия ("Car-Mania")

0

2016-й обещает гораздо больше проблем для автобизнеса, чем 2015-й. Дальнейший спад продаж прогнозируют все: дилеры, аналитики и даже клиенты автосалонов. В ситуации, когда каждое утро может стать последним для национальной валюты, многие марки вообще уходят с рынка или приостанавливают продажи до лучших времен. И очередь из таких брендов медленно пополняется. В это нестабильное время марка Nissan продолжает экспансию в России в целом и в Самарской области в частности. С недавних пор у них три партнера в областной столице и еще по одному в Тольятти и Сызрани. То есть, накрыты крупнейшие города Самарской области. Очевидно, что в Nissan знают, как продавать больше автомобилей на падающем рынке? И, скорее всего, они точно знают, как будут конкурировать и выживать три автосалона, расположенные в одном городе. Управляющий директор Nissan Россия Андрей Акифьев рассказал нам о приоритетах марки, потенциале региона и возможностях для роста и, конечно, о предпочтениях покупателей.

Акифьев_Ниссан.jpg

Как бы вы оценили нынешнюю рыночную ситуацию для марки Nissan, в сравнении с тем, что было год-два назад?

Вопрос сложный. Во многом все зависит от контекста. 15-й год был годом, когда мы еще получали высокий эффект от запуска или перезапуска новых моделей. Люди склонны покупать новинки, потому-то спрос и повышался. Сейчас же модельный ряд устоялся и ожидать такой же эффект в 16-м году сложно. С другой стороны, в 15-м году были сложности с поставками Nissan Qashqai, так как мы переходили с поставок из Англии, на поставки с российского завода. И в этот период мы просто не могли получить нужный объем производства.

Но самое главное – это рыночная ситуация. Конкуренция очень сильная, все наши основные конкуренты имеют хорошую модельную линейку. И если раньше, мы лидировали в сегменте кроссоверов, то сейчас, сохранив лидерство, мы чувствуем усиление давления со стороны конкурентов. Они приводят новые модели. Поэтому, в условиях снижения продаж по всему рынку требования к производителям, к ценовому позиционированию усиливаются. Но мы, как компания, чувствуем себя комфортно. У нас есть модели, есть свой покупатель и я верю, что мы сможем сохранить то присутствие, которое было на рынке в 15-м году даже в условиях сложного рынка.

Вы сказали, что рынок сложный, но сейчас у вас в одном городе имеется сразу три дилерских центра. Один занимает площадь, на которой раньше запросто уживалось три марки. Имеет ли экономический смысл иметь в одном городе трех партнеров, которые между собой конкурируют весьма условно, и есть ли смысл создания огромного автосалона в не самой лучшей части города под один единственный бренд?

Любой план, который исполняется сейчас, был разработан некоторое время назад. В тот момент времени мы провели совещание с партнером и решили, что будем продолжать работу. Основная же причина в том, что мы видим неиспользованный потенциал. Это не вина дилеров, это условия рынка и конкуренция. Но мы считаем, что потенциал марки и рынка Самары нами используется не в полной мере. Поэтому салоны конкурируют не столько между собой, сколько с салонами других брендов, а открытие нового партнера принесет нам дополнительные продажи. Партнер с этим полностью согласен, и совместными усилиями, я думаю, мы сможем добиться лучших результатов.

Что же касается салона, то он действительно был реконструирован. Мы решили, что это обойдется дешевле, чем строительство нового салона. Да и начать работу можно гораздо быстрее, что сейчас очень важно. Он действительно избыточен с точки зрения мощностей. Но удобен для покупателей. А задача дилера как раз и состоит в том, чтобы сделать предприятие рентабельным, выигрывая в конкуренции.

А какие возможности вы видите и насколько они недоиспользованы?

Присутствие измеряется долей рынка. Я считаю, что увеличить продажи на 20-30% в Самарской области в течение нескольких месяцев вполне возможно. Это и есть тот неиспользуемый потенциал. Мы проводим всесторонние исследования с учетом особенностей рынка, востребованности моделей и на основании расчетов можем утверждать, что потенциал у рынка есть и нужно бороться за увеличение доли. У нашего партнера схожее мнение.

С точки зрения обслуживания есть данные о том, что мы можем получать больше клиентов еще на один сервисный центр. Кроме того, мы хотим привлечь еще и постгарантийные автомобили, а это очень большой парк. Для этого у нас есть соответствующие программы, чтобы клиенты пришли к нам получили сервисное обслуживание от специалистов, прошедших обучение. Что касается места Самары в объеме продаж Nissan, то могу сказать, что Самара и Самарская область являются для Nissan одним из ключевых регионов. Доля рынка Nissan в Самаре по итогам января 2016 года составляет 6,68%, в Самарской области – 5,03%. В последние месяцы 2015 года и первые месяцы 2016 года мы наблюдаем рост доли рынка.

Какие марки в Самарской области составляют вам наибольшую конкуренцию?

Как сильных конкурентов мы рассматриваем, прежде всего, азиатские марки: Hyundai, Toyota, KIA. Внимательно смотрим на нашего партнера по альянсу марку Renault. У них есть определенное пересечение с нашими моделями. Кроме того, нам интересно развитие этой марки. Разумеется, мы внимательно следим за успехами марки Ford, Volkswagen. Мы даже внимательно относимся к продукции «АвтоВАЗа». Vesta является очень интересным и конкурентоспособным продуктом, и мы не будем игнорировать эту модель и делать выводы о дальнейшей стратегии.

У каждой марки есть модели, которые тянут практически весь бизнес. Кто же делает кассу Nissan?

Исторически сложилось, что у марки Nissan первую скрипку играют кроссоверы и внедорожники. К ним интерес стабильный, устойчивый и этот сегмент демонстрирует рост. Не будем забывать и о том, что в этом сегменте очень много интересного дополнительного оборудования, которое интересует покупателей, а дилеру позволяет зарабатывать. С другой стороны, мы имеем сегмент «B», одним из представителей которого является модель Almera, и продажи в этом классе составляют более 40%. Этот сегмент ориентирован на самую большую категорию покупателей, которые хотят недорогой, но практичный автомобиль и мы можем им многое предложить.

Однако Nissan практически полностью отказался от сегмента полноразмерных внедорожников в России. С чем это связано?

Я бы не сказал, что мы от него отказались совсем. Скажем так, имеется некая эволюционная составляющая развития. Все больше людей хотят иметь машину, которая позволяет передвигаться по несложному бездорожью. И их вполне устраивает архитектура полного привода, предложенная нами в моделях Qashqai и X-Trail. Аудитории, которая хочет максимальных возможностей от автомобиля, мы адресуем наш Nissan Patrol, который мы по-прежнему продаем и нет никаких проблем с заказом и приобретением этой модели. Но мы учитываем, что спрос на мощные внедорожники сейчас снижается.

Все понимают, что цена машин во многом зависит от курса доллара. Если предположить, что курс доллара резко снизился, то в какие сроки Nissan изменит цены?

Процесс ценообразования очень гибкий и мы постоянно мониторим рынок, учитывая цены не только на наши машины, но и цены у конкурентов. Рост цен на автокомпоненты произошел не совсем пропорционально курсу доллара и евро. Поэтому сейчас цены на наши автомобили не слишком высокие. И если ситуация на рынке будет меняться, то мы, разумеется, ее учтем и будем действовать соответственно. Для привлечения покупателей у нас есть разные механизмы. Это не только ценовые программы, касающиеся новых автомобилей, но и различные сервисные акции.

Насколько глубоко локализованы автомобили Nissan российского производства?

Точно по марке Nissan сказать не могу, но по альянсу речь о 68-ми процентах, согласно 144-му приказу. На мой взгляд, это очень высокий показатель.

Помнится, Бу Андерсон заявлял, что высокая цена Lada Vesta связана с высоким процентом импортных компонентов, а российские производители попросту не могут обеспечить нужное качество по нужной цене. Так ли это?

Я не соглашусь с этим, хотя мне сложно комментировать его слова. То что мы сейчас видим на рынке, а у нас есть собственный завод, не в качестве, а в нужном объеме, который бы смог компенсировать выгодную цену. Сейчас у рынка нет возможности производить достаточные объемы комплектующих. Но я думаю, что если рынок вырастет, то компании смогут нарастить объемы и предложить лучшую цену. Мы, кстати, ощущаем и недостаток производителей компонентов. Рынок таков, что мало кто инвестирует в такое производство. Что же касается качества, то мы на заводе в Санкт-Петербурге не испытываем каких-то серьезных проблем. Качество комплектующих нас вполне устраивает, а требования у нас довольно жесткие.

Многие предрекают, что 16-й год будет еще хуже, чем 15-й. В Nissan такой же прогноз или у вас свое мнение?

Разумеется, прогноз у нас есть. Он во многом совпадает с тем, что прогнозируют другие производители. Сейчас планы по всему автомобильному рынку страны — 1,4-1,5 млн проданных машин. Это хуже, чем в 2015-м, но разница, к счастью, небольшая. Но очень многое зависит от государства и от его поддержки. Сейчас мы видим заинтересованность государства в поддержке автоиндустрии. Если поддержка и дотационные программы продолжатся, то продажи на уровне 1,4 млн мы точно обеспечим. Ведь именно от поддержки зависит заинтересованность покупателей. Сейчас они склонны придерживать деньги, но если они видят хорошую программу, то готовы потратить их на машину. А чем больше мы продаем, тем быстрее развивается рынок и экономика страны.

Car-Mania

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью
  • Результаты конкурса