Группа ОНЭКСИМ решила вывести компанию «ё-Авто» на NASDAQ. О причинах такого решения в интервью Петру Кирьяну и Тимофею Дзядко рассказал финансовый директор «ё-Авто» Виктор Фурманов.
– Достиг ли проект «ё-мобиль» той стадии, когда его уже можно представить инвесторам?
– Представить инвесторам – конечно, он уже упакован для инвестора: нам осталось определиться с источником финансирования и, возможно, с партнером. Интерес большой.
– Подготовки к размещению займут несколько месяцев или полгода?
– Требования и нюансы у каждой площадки свои. Но не раньше [чем через полгода].
– На рынке было уже что-то подобное?
– Самый близкий пример – Tesla.
– Рассматривались альтернативные площадки для размещения или сразу выбрали биржу NASDAQ?
– Конечно, посмотрели и классические [варианты], но решили, что наши инвесторы, скорее всего, в большей степени представлены на NASDAQ.
– Какую долю планируете размещать? Это будут новые акции, выпущенные в ходе допэмиссии или бумаги существующих акционеров?
– Сейчас еще рано говорить (про размер пакета). В первую очередь, идея в привлечении новых денег. Но не исключено, что андеррайтер выдвинет требование о размещении акций существующих акционеров.
– В преддверии размещения на NASDAQ будете привлекать технологического партнера?
– Да, в идеале будем искать партнера с деньгами и опытом. Инвестор должен понимать, что это серьезный большой проект с определенными сложностями и достоинствами. Нам не нужны просто деньги, нам нужна в том числе и помощь.
– Что вы расскажете партнеру про себя? Что у вас есть?
– В первую очередь, у нас есть бизнес-план, с конкретной экономикой при разных сценариях, сделаны различные маркетинговые исследования, проведены переговоры с дилерами.
– На какой срок рассчитан бизнес-план?
– Бизнес-план есть с самого начала проекта, естественно, вносятся определенные корректировки, это живой документ и сейчас горизонт – 10 лет.
– По вашим оценкам, понесенные затраты по проекту «ё-мобиль» адекватны полученным результатам?
– Конечно. Проект состоялся. По сравнению с традиционными производителями наши затраты и на разработку и капитальные затраты до настоящего момента ниже среднерыночных.
– Не могли бы вы сказать, сколько уже затрачено средств?
– Не уверен.
– Известно, что начальные инвестиции в этот проект в 2011 году составляли 260 млн евро.
– Мы никогда не озвучивали точную цифру, так как есть ряд переменных. Но да, речь идет о нескольких сотнях миллионов евро.
– Какую долю вы готовы предложить партнеру?
– По большому счету до половины. Но мы планируем, конечно, оставаться управляющими.
– Кто может быть этим технологическим партнером?
– У нас было много разного интересного общения с ведущими западными автопроизводителями наряду с крупными российскими автоконцернами.
– Ведутся ли переговоры с кем-нибудь из потенциальных партнеров?
– С потенциальным заокеанскими партнерами переговоры пока не ведутся.
– Когда планируете начать переговоры?
– После того как будет подготовлена презентация. Когда все возможные вопросы и ответы будут продуманы андеррайтером, тогда можно будет и презентовать.
– Как вы себя планируете позиционировать?
– По большому счету мы – стартап.
– Не могли бы вы сказать, во сколько сейчас оценивается компания?
– Не могу.
– Сколько вы намерены привлечь?
– Сумму достаточную, чтобы разделить риски.
– Этот инвестор – технологический партнер или привлеченный на бирже?
– Технологический партнер.
– А на бирже?
– И на бирже, вероятно, столько же.
– Андеррайтер выбран?
– Пока нет. Планируем выбрать его в ближайшее время – до конца года.
– Когда будет готова производственная площадка в Санкт-Петербурге?
– Здание готово на 80%, то есть к окончанию первой половины следующего года здание должно быть готово на 100%.
– Деньги, привлеченные от размещения, пойдут на оснастку производства?
– Завод в первую очередь сборочный, поэтому оснастка вся у поставщиков. Скорее всего, деньги инвесторов пойдут на «оборотку»: закупку компонентов, поддержание складских запасов и прочее.
– Кто купит машину? Есть покупатели?
– 200 тыс. человек плюс много розданных сертификатов.
– Столько покупателей набрали через сайт?
–Да. Сейчас продолжается регистрация онлайн, но менее активно, поскольку было заявлено, что мы не сможем держаться в тех же ценовых категориях, в которых она начиналась. Машина класса J – это как «жук» или Qashqai. Маркетологами было рекомендовано выходить на рынок с более дорогой машиной и только через несколько лет выпускать более дешевую.