АВТОСТАТ | Алэн Уйттенхофен, вице-президент «Тойота Мотор Европа» («АВТОСТАТ»)

Инфографика

Все публикации

25.03.13Прочитали 485 раз

Алэн Уйттенхофен, вице-президент «Тойота Мотор Европа» («АВТОСТАТ»)

Alain_Uyttenhoven_Big.jpg

Европейский рынок восстановится в 2015-2017 гг., в том числе благодаря российскому рынку, который в 2013 году покажет небольшой рост. Об этом в интервью агентству «АВТОСТАТ» сообщил Вице-президент компании «Тойота Мотор Европа» по развитию модельного ряда Алэн Уйттенхофен. В текущем году компания надеется продать на европейском рынке, включая Россию, порядка 850 тысяч автомобилей Toyota и Lexus. Продажи этих автомобилей будут расти, несмотря на то, что продажи в целом на европейском рынке снизятся в объеме на один миллион штук. В России компания планирует реализовать 170 тысяч автомобилей марки Toyota и 16,5 тысяч автомобилей Lexus.

Есть ли у компании утвержденные планы по увеличению продаж своих автомобилей на европейском рынке, занятию на нем определенной доли?

Да, мы конечно же ставим цели по завоеванию на рынке определенной доли, выраженные в том числе в числовых показателях. Мы планируем, что в ближайшие два года объем продаж автомобилей Toyota и Lexus в целом по Европе, включая российский рынок, превысит один миллион автомобилей, что будет соответствовать доле рынка примерно в пять процентов. Сейчас существует такой тренд, что западноевропейские рынки показывают снижение объемов продаж, уходят в минус. Но мы надеемся, что в период 2015-2017 гг. европейский рынок восстановится, в том числе благодаря российскому рынку, который в настоящее время стабилен. Что касается российского рынка, то мы рассчитываем, что он в 2013 году покажет небольшой рост по сравнению с предыдущим годом.

У Toyota на родном рынке очень обширный модельный ряд, среди которого есть весьма интересные модели. Однако, к сожалению, на европейском рынке он представлен не весь... Какие планы компании по выводу на европейский рынок новых моделей?

В Японии позиции Toyota действительно очень сильны. Вместе с родственными брендами компания занимает около 50% рынка. Особенность заключается в том, что автомобили производства Toyota на японском рынке продаются через пять различных дилерских каналов, они между собой конкурируют, борются за свои позиции и постоянно наращивают свое присутствие на рынке. В Японии Toyota представляет на рынке от 40 до 50 моделей. Что касается европейского рынка, то здесь ситуация иная. Здесь Toyota представлена двумя брендами - Toyota и Lexus. Мы по-другому строим дилерскую сеть, которая разведена по двум брендам и при этом дилерские точки принадлежат разным компаниям. Мы считаем, что наиболее эффективно и маржинально продавать через унифицированную дилерскую сеть можно максимум 20 моделей, чтобы каждую из них качественно позиционировать.

На российском рынке представлено 14 моделей и свыше 60% продаж приходится на три модели-бестселлера: Camry, Corolla и RAV4. Здесь вопрос не в том, сколько и каких моделей представлено и в каких сегментах, а в том, как их правильно позиционировать на рынке и куда смещается потребительский интерес.

Российский рынок растет и его значимость для Toyota увеличивается. Россия входит в десятку наиболее крупных рынков сбыта компании в мире. В связи с этим мы не просто расширяем модельный ряд на российском рынке и предлагаем какие-то новые продукты, но и стараемся развивать наше локальное производство. Это расширение продуктовой линейки на заводе в Санкт-Петербурге и открытие производства модели Prado на Дальнем Востоке. Безусловно, это частично связано с довольно высокими по сравнению с рядом стран ввозными пошлинами, но в первую очередь это связано с потенциалом и возможностями рынка.

Какой сегмент автомобилей будет наиболее интенсивно развиваться в ближайшем будущем?

Разные тенденции на рынках Западной Европы и на рынках Восточной Европы, куда можно условно отнести Россию. В Западной Европе есть четкая регуляторные политика – к 2020 году автомобили не должны превышать по объемам выброса СО2 95 грамм. Соответственно активно развиваются новые типы «чистых» автомобилей, например гибридные автомобили, электромобили и автомобили на топливных элементах. Все это приводит к тому, что в целом по парку автомобилей определенного бренда снижаются показатели выбросов. Ну и плюс параллельно ведется работа, чтобы бензиновые и дизельные двигатели были наиболее эффективными и соответственно более экологичными. Но при этом, если пройти по стендам Женевского автосалона, то среди новинок можно увидеть много компактных SUV – автомобилей того сегмента, который условно называется SUV-B. Таким образом, в Европе, а Женева - это западноевропейский салон, очевидна тенденция к уменьшению внедорожников и кроссоверов. Что касается Восточной Европы и России, то наряду с европейскими тенденциями, прослеживается рост благосостояния населения и все больше людей имеют возможность приобретения в семью второго автомобиля, в связи с чем будет расти популярность довольно утилитарных хэтчбеков.

На российском рынке Toyota занимает весьма скромные позиции и в сегменте LCV, реализуя в РФ лишь модель HiAce в пассажирском исполнении. Планирует ли компания усилить свои позиции в легком коммерческом сегменте за счет вывода на рынок, например, модели Dyna или той же HiAce в модификации грузовой фургон?

Мы не имеем конкретных планов по введению на рынок в Россию коммерческих моделей. Помимо Toyota HiAce достаточно хорошие позиции занимает пикап Hilux. Однако активно развивать свое присутствие в этом сегменте мы не планируем и в данный момент концентрируемся на внедорожниках и легковых автомобилях.

Ваши прогнозы относительно продаж автомобилей на европейском рынке в целом на текущий год? На российском рынке? Будем ли мы наблюдать рост или падение продаж легковых автомобилей?

Наши ожидания продаж на текущий год это приблизительно 850 тысяч автомобилей Toyotaи Lexus в Европе, включая Россию. Мы планируем, что наши продажи будут расти, несмотря на то, что продажи в целом на европейском рынке снизятся объеме на один миллион. В России компания планирует реализовать в 2013 году 170 тысяч автомобилей марки Toyota и 16,5 тысяч автомобилей Lexus.

Что касается автомобилей будущего, то каким его видят в компанииToyota? Электрическим, гибридным, на топливных элементах и пр.? Через какое время, по-вашему мнению, электрические автомобили на рыночных принципах будут конкурировать с бензиновыми (дизельными, гибридными) автомобилями?

Если говорить об электромобилях, то, безусловно, они займут свое место на рынке в самой ближайшей перспективе, но мы считаем, что это автомобили для ограниченного целевого использования. Они очень удобны, когда речь идет о какой-то ограниченной дистанции, когда точно известно, что на твоем маршруте есть зарядная станция или иная инфраструктура. Соответственно электромобиль может успешно использоваться для поездок в черте города на небольшие расстояния или в службе доставки каких-либо товаров, когда автомобиль движется по определенному маршруту. Но это не семейный автомобиль в полном смысле этого слова.

Что касается других типов силовых установок: гибридные автомобили, благодаря своей способности рекуперировать энергию во время движения, идеально подходят для ежедневного использования. Например, в Европе, они достаточно распространены. Конечно, мы не говорим про Россию, так как в России нет каких-либо государственных стимулов приобретения экологичных автомобилей, а соответственно гибриды не получили такого распространения. Гибриды идеальны для потребителя, так как не требуют никакой инфраструктуры.

А если говорить про большие расстояния – путешествие по трассе, перевозка товаров, - то в этом случае очень эффективны дизельные двигатели. Они останутся и будут использоваться в качестве «рабочих лошадок». То есть в будущем ряд технологий будут сосуществовать, но применяться они будут для своих целей.

В последнее время все больше компаний с мировым именем производят автомобили в сегменте "lowcost". Появятся ли аналогичные автомобили в модельном ряду Toyota в Европе?

У Toyota есть такая модель. Это Etios. В настоящее время она продается на рынках Индии и Латинской Америки. Однако, мы не планируем выпускать Etios на европейский рынок по двум основным причинам. Во-первых, уровень ожидания европейских клиентов, включая российских, от бренда Toyota не соответствует предложению в бюджетном сегменте. Уровень восприятия бренда несколько отличается в вышеперечисленных странах и в Европе. В Европе и России Toyota не воспринимается как бюджетный бренд.
Во вторых, мы сейчас не видим того уровня оснащенности автомобиля, который можно было бы представить избалованному российскому клиенту. Возможно, следующее поколение Toyota Etios и появится в Европе, но совершенно точно это не произойдет с текущим поколением модели.

Приняты ли в компании какие-либо стратегические меры, чтобы минимизировать влияние на продажи автомобилей Toyota природных катаклизмов, аналогичных событиям 2011 года?

Автомобиль состоит примерно из 5 тысяч компонентов, которые производятся различными компаниями-поставщиками и если при сборке автомобиля не будет даже какой-то одной мелкой детали, то придется останавливать конвейер. В связи с этим одним из основных уроков от таких природных катаклизмов, а это землетрясение в Японии, вызвавшее разрушительное цунами, и наводнение в Таиланде в том же году, имели очень серьезные для японского автопрома последствия. Например, в Таиланде сосредоточено не только производство компонентов Toyota, но и производство многих глобальных поставщиков, которые обеспечивают компонентами многие автомобильные компании. Один из основных уроков природных катаклизмов для нас – это диверсификация сети поставщиков с точки зрения регионов присутствия - одну и ту же деталь должны поставлять как минимум два поставщика, чтобы если в одном регионе что-либо произошло, мы могли оперативно увеличить производство этого компонента.

4.03.13, Женева.

Источник: Андрей Топтун