АВТОСТАТ | Алексей Муханов: поможет ли автопрому словенский опыт?

Инфографика

Все публикации

Видео

Все видео

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

15.06.16Прочитали 211 раз

Алексей Муханов: поможет ли автопрому словенский опыт?

АКСО

Рассуждая в конце мая об эффективности работы тольяттинской ОЭЗ и ее возможности помочь городу преодолеть кризис, мало кто мог ожидать, что через несколько дней в СМИ появится информация о планируемом закрытии 10 российских ОЭЗ и приостановлении всех работ по открытию новых. Схожая участь коснулась и территорий опережающего развития (ТОР).

Агентство «АВТОСТАТ» продолжает разбираться в проблемах локализации автомобильного и автокомпонентного производств в России. В этот раз нам удалось встретиться с Душаном Бушеном, членом правления НП «Автомобильный кластер Самарской области» (АКСО), вице-президентом Русско-Словенского клуба предпринимателей и бывшим директором автомобильного кластера Словении. Говорили о словенском опыте развития автопрома, проблемах локализации в России, перспективах АВТОВАЗа и, конечно, о начавшихся кадровых перестановках в руководстве завода, в частности о новом советнике президента Алеше Братоже.

Интерес к Самарской области со стороны Словении афишируется крайне скудно, особенно за рамками профессионального сообщества. Началось все еще в 2009 – 2010 гг. В то время страна начинает оправляться от кризиса, а приобретение акций АВТОВАЗа альянсом Renault-Nissan поставило российских поставщиков автокомпонентов в ситуацию «изменись или умри». От желающих сохранить объемы поставок на завод, требовалось поднять уровень качества и организации производства до мирового уровня и быть готовым встроиться в систему глобального автомобильного производства. Сейчас оглядываясь на автопром Самарской области, можно найти компании, кто с этой задачей справился, поставщиков, которые отказались принимать новые правила игры и перестали существовать, а также предприятия, которые осознав ситуацию, отказались от OEM-поставок. В это время при поддержке автомобильного кластера Словении в Самарской области начал реализовываться проект UNIDO (Организация объединённых наций по промышленному развитию) по повышению конкурентоспособности производителей автокомпонентов. В рамках проекта предполагалось обучение специалистов методам и инструментам «бережливого производства», а также помощь по внедрению «бережливого производства» на предприятиях региона.

Надо сказать, что применение кластерного подхода в то время было одним из основных трендов, сейчас же на повестке фигурируют другие инструменты развития. Так что словенский опыт, с их автомобильным кластером, был для региона актуальным. Словения представляет собой небольшое государство, образовавшееся при распаде Югославии, с населением в 2 млн человек. Весь современный автопром страны выстроен вокруг завода Revoz в городе Ново-Место, принадлежащего концерну Renault. Значительная доля произведенных в стране автокомпонентов отправляется на экспорт. Учитывая исторические производственные связи еще югославской промышленности и АВТОВАЗа, а также приход на тольяттинский завод альянса Renault-Nissan, «словенская экспансия» в регион выглядит логично. Однако пока ее результаты весьма ограничены и в основном заключаются в появлении в регионе таких кампаний как «СИМОС-ЗКС», «СЕП РУС» и «ТПВ РУС», причем последняя входит в список резидентов ОЭЗ «Тольятти».

Существующий ныне «Автомобильный кластер Самарской области» является некоммерческим партнерством, оказывающим в первую очередь консультационные услуги. Основными направлениями поддержки являются инжиниринг, «бережливое производство», помощь в получении господдержки и развитие цепочек поставщиков.

Последнее направление, пожалуй, является одним из краеугольных камней развития регионально промышленности. При обсуждении запуска производства LADA Vesta и XRAY в СМИ начало активно использоваться понятие «скрытого импорта», т.е. сборка внутри страны узлов и агрегатов из импортных деталей. Не будем сейчас подтверждать или опровергать приводимые тогда показатели уровня локализации. Можно отметить, что методика, по которой уровень локализации рассчитывает Минпромторг, учитывает долю импорта в составе используемых в производстве автокомпонентов. Но все это акцентирует внимание на том, что локализованы должны быть не только поставщики первого уровня, а целые производственные цепочки.

В разговоре с г-ном Бушеном мы затрагивали и эффективность мер по привлечению новых производств в Самарскую область и вновь в качестве критического аргумента был назван «объем поставок». Компания, уверенная в получении прибыли, откроет производство и без предоставления льгот и субсидий. Однако вновь стоит отметить, что в условиях кризиса хотелось бы более активных мер по привлечению инвестиций в регион, и, возможно, снижения входного барьера для потенциальных резидентов той же ОЭЗ.

, источник: www.autostat.ru

 
Загрузка...