Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Динамика авторынка России в январе – ноябре 2016 года

Видео

Сейчас эксперты нужны дилерам, а дилеры - экспертам (РОАД 17.10.2013)

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Алексей Муханов: сможет ли ОЭЗ помочь моногороду?

sm-04.jpg

В 2010 году в рамках антикризисных мероприятий в Тольятти начинают создаваться технопарк «Жигулевская долина» и ОЭЗ «Тольятти», среди целей которых фигурировали уход от статуса моногорода и создание рабочих мест для попавших под сокращение сотрудников АВТОВАЗа. И вот спустя почти 6 лет, после посещения ОЭЗ, можно попробовать подвести промежуточные итоги.

ОЭЗ «Тольятти» относится к категории особых экономических зон промышленно-производственного типа. Она была создана 12 августа 2010 года, приоритетными направлениями развития являются: автомобилестроение, машиностроение, строительные материалы, товары массового потребления. Для оценки эффективности работы особых экономических зон существует целый ряд показателей: число резидентов, объем привлеченных инвестиций, объем налоговых поступлений и т.д. Но как житель Тольятти, я не могу оценивать ОЭЗ исключительно по объективным параметрам. В контексте новых экономических проблем для города важным становится не просто число созданных рабочих мест, а то, насколько они способны компенсировать происходящие в городе сокращения, не общее число запущенных производств, а количество созданных предприятий, не связанных с автомобильной промышленностью.

Первое производство в ОЭЗ «Тольятти» открылось в 2014 году, им стало предприятие «Нобель Автомотив Русиа», занимающееся производством топливопроводов, стеклоомывателей, гибких тросов, каркасов сидений, пружин для узлов двигателя. Согласно отчету за 2015 год, общий объем инвестиций в ОЭЗ составил почти 12 млрд рублей. Из них около 4 млрд – это бюджетное финансирование, и почти 8 млрд – внебюджетные средства, в т.ч. 7 млрд – инвестиций резидентов. На 5 действующих производствах было занято 283 человека, а объем налоговых поступлений превысил 440 млн. рублей.

На сегодняшний день в ОЭЗ насчитывается 17 резидентов, из которых 6 имеют действующие производства. Сокращение присутствия GM на российском рынке поставило под сомнения дальнейшую судьбу новой Chevrolet Niva и завода «Джей Ви Системз», где планировалось производство кузовов для этой модели. Для новой «Нивы» в ОЭЗ также планировалось создать производство двигателей PSA, но, вероятно, если автомобиль и встанет на конвейер, то с мотором АВТОВАЗа. К числу неавтомобильных относятся 5 компаний: «Праксайр Самара», «СолоФилмз», «Тольяттинская бумажная фабрика», «Керамогранит КЕДА» и «Озон Фарм».

Пока же можно сказать, что Тольятти еще далек от того, чтобы избавиться от «клейма» моногорода, с которым теперь будут бороться еще и при помощи статуса территории опережающего развития (ТОР). Однако, со стороны ОЭЗ «Тольятти» в этом направлении наблюдаются положительные сдвиги, резидентами становятся все больше компаний не связанных с автопромом, и, если верить заявлениям руководства ОЭЗ, по мере запуска второй и третьей очередей эта тенденция только усилится.

Что касается создания новых рабочих мест, то изначально было опрометчиво ожидать, что потребности предприятий ОЭЗ будет достаточно хотя бы для бывших работников АВТОВАЗа, учитывая, как устроено современное производство, построенное на принципах lean production с упором на оптимизацию и эффективность. Высокая степень автоматизации и сложность технологического оборудования диктует потребность в небольшом количестве и высокой квалификации рабочих. Если взять для сравнения ОЭЗ «Алабуга», как удачный пример реализации подобного проекта, то на начало 2016 года на 22 действующих предприятиях работало 5,5 тыcяч человек, а к 2023 году этот показатель планируется довести до 16 тыcяч. Так что рассчитывать, что одна ОЭЗ сможет снять напряженность на городском рынке труда – неправильно.

Опыт Татарстана или Калужской области показывает, что при грамотной работе регион можно сделать привлекательным для инвестиций. Подобное хотелось бы увидеть и в Тольятти, а именно: привлечение глобальных компаний, появление у города новых компетенций и специализаций, создание в рамках ОЭЗ целых производственных цепочек. В общем, поживем – увидим.

31.05.16 Алексей Муханов
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 30 мая 2011 «ТПВ рус» заключила контракт на поставку сидений для Lada Granta

    Мечта АвтоВАЗа о приходе в Тольятти поставщиков автокомпонентов начинает сбываться. Российско-словенская «ТПВ рус», став резидентом Тольяттинской ОЭЗ, заключила с волжским автозаводом контракт на поставку сидений для нового автомобиля Lada Granta.

    подробнее
  • 1 февраля 2011 АвтоВАЗу простили долг на 70 млн рублей

    Если непрофильные активы нельзя продать, то их можно с выгодой обменять, решили на АвтоВАЗе. Из общей задолженности перед бюджетом Тольятти в 210 млн руб. завод погасил 140 млн руб., а оставшиеся 70 млн руб. ему простят в обмен на четыре детских садика.

    подробнее