Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

ТОП-10 бразильского авторынка по маркам и моделям

Видео

Про автомобили серьезно и несерьезно

Аналитика

Бразильский автомобильный рынок в июле 2016 года

Уже 19-й месяц подряд на нём регистрируется падение продаж...

24 августаподробнее

Свежая статья

В поисках «универсального» инженера («АВТОСТАТ») В поисках «универсального» инженера («АВТОСТАТ»)

Углубление локализации автомобильного производства приводит к появлению новых запросов со стороны работодателей. Закупщики, инженеры по качеству, координаторы по работе с поставщиками – вот актуальный запрос в автомобильной промышленности.

24 августаподробнее

Тольятти – в чём потенциал?

тольятти_СЦ.jpg

Сегодняшний мой пост не об авторынке, а о городе, где живу и работаю.

В последнее время обострились дискуссии (в онлайне и живьем) о перспективах нашей страны и о тех местах обитания, где мы строим свою жизнедеятельность.

Фейсбук не хранит долго в лентах наши записи, поэтому я решил выложить свои мысли на сайте. Кому тема Тольятти не интересна, можете дальше не читать… А кому она не безразлична, то можете не просто прочитать, но и высказать свою точку зрения на моей странице в Фейсбуке. Мне ваше мнение будет интересно. 

Моя позиция по отношению к нынешнему кризису такая. Он всерьёз и надолго. Видимо, до смены власти. А смена власти будет еще более болезненная, чем текущая экономическая ситуация. Тем не менее, нытьё на эту тему надоело. Считаю, что нам всем нужно жить, работать и… радоваться. Ну, а для того, чтобы радоваться жизни, нужна светлая перспектива. Откуда её взять? Только изнутри. Из собственного отношения к жизни, к окружающим, к самому себе и к тому месту, где ты живешь.

Итак, моё видение Тольятти, как города в котором живу всю свою сознательную жизнь. Не скажу, что наш город красивый, но он неплохой. Он удобный для жизни. Здесь всё близко, всё рядом. Здесь много хороших людей. Здесь много ресурсов. Здесь широкие дороги, которые даже ремонтируются. Здесь практически отсутствуют пробки (по меркам крупных городов). Вокруг полно мест для загородного проживания. Причем в 20-30 минутной доступности до работы и до центра города. Здесь достаточное число магазинов, садиков, школ, больниц, гостиниц, кафе и ресторанов. Есть и кое-какие места для досуга и развлечений…

Тольятти был построен для АВТОВАЗа. Сейчас АВТОВАЗу, в лице новых хозяев, он не сильно нужен. Поэтому он остался в стороне от их интересов. У власти и бизнеса отношение к городу потребительское. Последнее десятилетие Тольятти увядает. Связано это, конечно же, с автозаводом и той стратегией развития, которую выбрали новые хозяева. Создать «новую историю», не связанную с АВТОВАЗом, для города очень и очень сложно. Придумать просто, реализовать трудно…

Кроме того, для позитивных перемен в городе не хватает сильных харизматичных личностей, способных повести за собой. В городе нет бизнес-сообщества. Есть отдельные бизнесмены. Есть небольшие «очаги мысли», в основном при учебных заведениях. Есть «группы по интересам»… Нет единого центра, который бы координировал все эти интересы, взаимодействовал как с властью, так и жителями города. Который бы вырабатывал и реализовывал стратегию развития…

Но город нужен людям, которые здесь живут и связывают с ним жизнь. Причем не только свою, но и своих детей, а может быть и внуков. На мой взгляд у Тольятти есть достаточно мощный потенциал. Этот потенциал связан с тремя основными составляющими – ПРИРОДА, ЛЮДИ и ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

тольятти_природа.jpg

1. ПРИРОДА

Что я имею ввиду? Тольятти находится в достаточно красивом месте на берегу Волги, где она делает изгиб. Плотина Жигулевской ГЭС обеспечила создание небольшого моря (водохранилища). На противоположном берегу - Жигулевские горы, заповедник. Между тремя районами Тольятти простирается большой лесной массив. Вдоль Волги есть места для пляжей, да и просто для приятного отдыха на природе. Не каждому городу дано такое выгодное местоположение. По природной красоте наши места можно сравнивать даже со Швейцарией.

Но всей этой красотищей надо заниматься. Для того чтобы на природе было комфортно проводить время и при этом не нарушать естественную среду, её надо благоустраивать. Нужны дорожки, лавочки, освещение, спортивные и детские игровые площадки, благоустроенные места для пикников, удобные причалы для лодок и катеров, комфортабельные турбазы и мини-отели…

Сюда должны приезжать туристы, здесь должно быть комфортно проводить свое свободное время горожанам. Не надо запрещать жечь костры в лесу и на берегу Волги. Просто надо сделать для этого специальные оборудованные благоустроенные места. Нужно организовать постоянный сбор и вывоз мусора, уборку этих территорий, их благоустройство и расширение.

Это большая работа. Но она стоит того. Если это сделать, то в наши края потянутся люди. Разные. Старые и молодые,  русские и иностранцы. И один раз попав сюда, людям захочется возвращаться снова и снова. И тогда мы будем постоянно фиксировать положительную динамику как демографии, так и турпотока. А значит, появится светлая перспектива.

тольятти_люди.jpg

2. ЛЮДИ

В Тольятти прописано примерно 720 тысяч человек. Это большой город. Очень большой человеческий ресурс. По численности населения он находится на 18 месте в России. Среди необластных городов он самый крупный в нашей стране. Причем с существенным отрывом от остальных городов, не имеющих областного бюджета.

Почему так случилось? Потому что АВТОВАЗ. Потому что на заводе в течение 30 лет работало порядка 120 тысяч человек. И примерно такое же число людей было занято на смежных с АВТОВАЗом предприятиях. С учетом их семей более 50% населения города долгое время трудилось на благо Волжского автозавода.

За последнее десятилетие всё изменилось, и число работников на заводе и «вокруг него» сократилось в 3-4 раза. На ВАЗе занято примерно 50 тысяч человек, а на смежных с заводом предприятиях еще меньше. Местные поставщики давно уже не в приоритете. Тема тюнинга, различных технических разработок, доводок и мелких серий автомобилей сходит на нет. Число тольяттинских дилеров сокращено и приведено к ёмкости местного рынка, он составляет всего около 1% от общероссийского...

Получается, что за последние 10 лет АВТОВАЗ отправил «за ворота» порядка 60-70 тысяч человек. И еще примерно столько же, а может и больше, освободились с предприятий, работавших в «одном ритме с заводом». В то же время ТГУ, ПВГУС и множество других высших учебных заведений города выпускают десятки тысяч молодых специалистов (5-6 тысяч в год). То есть за эти же 10 лет в городе появилось 50-60 тысяч молодых специалистов. Это огромнейший ресурс. Даже за вычетом пенсионеров и разъехавшихся по другим городам и странам - это более 100 тысяч человек! Причем многие специалисты достаточно высокого уровня.

Учитывая текущую экономическую ситуацию, «стоимость» этих трудовых ресурсов для бизнеса довольно низкая – примерно в 3 раза ниже, чем в Москве, в 2 раза ниже, чем в Санкт-Петербурге, в 1,5 раза ниже, чем в Самаре и других крупных городах. Это большое конкурентное преимущество для бизнеса, который ориентирован на внешние (за пределы Тольятти) рынки сбыта.

тольятти_промышленность.jpg

3. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Моё мнение, что Тольятти был, остается и должен развиваться именно как промышленный город. Сейчас витают идеи о ставке на высокие технологии, IT, инновации и так далее. Это, конечно, хорошо. Но это удел небольшого числа продвинутых специалистов. Те трудовые ресурсы, которые высвободились в городе за последнее время – это в основном люди из промышленных предприятий. Их опыт и компетенции именно там, в промышленности, а не в высокотехнологичной сфере. Я не против развития таких проектов, как «Жигулевская долина». Это замечательный проект. Но я хочу сказать, без активного развития промышленного потенциала город с такими масштабами, как Тольятти, продолжит увядать.

Не знаю в деталях, что сейчас происходит на химзаводах Тольятти. Это тоже большой промышленный узел, нужный городу для развития. Надеюсь, что там ситуация лучше, чем на АВТОВАЗе. По тем выбросам и запаху, который вижу и чувствую, регулярно проезжая по обводной дороге в сторону аэропорта и Самары, понимаю, что там все работает и «процессы идут». Очень хочется, чтобы развитие «большой химии» в Тольятти шло параллельно с развитием и внимательным отношением к экологии…

В этом плане меня порадовала особая экономическая зона – ОЭЗ «Тольятти». Снаружи, ежедневно курсируя по дороге «Тольятти-Ягодное», мне казалось, что там мало что происходит. Посмотрев на нее в деталях, увидев насколько технологично, по-современному отстроена её инфраструктура, понимаю, что именно она может стать одной из «точек роста», которые так нужны городу. В ОЭЗ уже работают 4 предприятия, производя конечную продукцию, которую отправляют уже даже за рубеж. Еще десяток находятся в стадии строительства. Кризис и санкции вносят свои коррективы. Но радует то, что зона от месяца к месяцу, ото дня ко дню растет и развивается.

Ну, и говоря о бизнесе, повторю свою давнюю мысль. В Тольятти могут успешно создаваться, функционировать и развиваться бизнес-проекты, в которых производственная площадка местная (потому что дешевые ресурсы), а рынок сбыта находится за пределами города, лучше всего в Москве (потому что там большие деньги). Думаю, что можно даже прорабатывать проекты переноса из Москвы в Тольятти каких-либо производств или сервисных услуг. Причем продукт может быть не только материальным, но и виртуальным (пример - информационные услуги АВТОСТАТа для всей страны и даже за рубеж).

тольятти_автоваз.jpg

4. АВТОВАЗ

В завершении, по роду своей деятельности, не могу не высказать несколько мыслей по главному тольяттинскому игроку – АВТОВАЗу. Собственником его является группа Renault-Nissan. Текущий президент Бу Андерссон очень эффективный менеджер, который сам пашет, «как дизель в Заполярье», и напрягает вокруг себя «всех и вся». Но он лишь исполнитель. Он выполняет те задачи, которые ставят перед ним «из Франции» хозяева нашего родного предприятия. А вот эти цели и задачи, которые Бу Андерссон так успешно решает, зачастую входят в конфликт с интересами города. Одно из главных стратегических решений, принятых «не в пользу Тольятти», был перенос производства новой модели LADA Vesta в Ижевск.

Второй момент, который хотелось бы отметить. Новые модели АВТОВАЗа (Vesta и XRAY) однозначно на порядок лучше «старого» модельного ряда (Priora, Kalina, Granta, 4х4). Но они и существенно дороже в производстве за счет большого числа импортных компонентов и высокой валютной составляющей в себестоимости. 

Народ в России не богат. А с кризисом покупательская способность снижается еще больше. Поэтому в данный момент АВТОВАЗ могут спасти не эти новые модели, а грамотная маркетинговая и производственная политика по старым моделям, в которых валютная составляющая самая низкая среди всех автомобилей, представленных на российском рынке. В 2016-2017 года автозавод вполне мог бы существенно увеличить выпуск и продажи "Приоры", "Гранты", "Калины" и своего внедорожника "4х4". А кроме того, есть Chevrolet Niva, которая на 90% вазовская, и есть проект её модернизации. И сейчас очень важно его довести до серийного выпуска и до потребителя.

При этом "Вестой" и "Иксреем", конечно же, нужно заниматься. Это будущее АВТОВАЗа. Но надо понимать, что выход в совершенно новую ценовую нишу не прост. А конкуренты, в лице корейских брендов Kia и Hyundai, очень и очень сильны. А вот ставка только на новые дорогие модели может привести завод к дальнейшей потере рыночной доли. И будет очень жаль, если АВТОВАЗ не воспользуется данной экономической обстановкой в стране, которая сейчас однозначно в его пользу.

Ну, и традиционно, в конце хочу пожелать всем читателям, коллегам и друзьям сил, оптимизма и веры в светлое будущее!

20.01.16 Сергей Целиков
 

Новости на эту тему

  • сегодня, 15:05 Volkswagen уладил конфликт с поставщиками

    Немецкий автоконцерн Volkswagen урегулировал конфликт с двумя поставщиками важных комплектующих. Поставки запчастей возобновятся в самое ближайшее время, сообщили представители Volkswagen и двух компаний из группы Prevent в совместном заявлении.

    подробнее
  • сегодня, 13:42 Чемпионам и призерам Олимпиады в Рио подарят автомобили BMW

    Российских чемпионов и призеров летних Олимпийских игр – 2016, состоявшихся в бразильском Рио-де-Жанейро, правительство страны решило наградить автомобилями BMW, собранными на калининградском заводе «Автотор».

    подробнее
  • сегодня, 12:55 В России числится свыше 9 тысяч люксовых автомобилей

    Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 июля 2016 года в России насчитывается 9,1 тыс. автомобилей сегмента Luxury. Из этого количества наибольшая доля (36%) приходится на марку Bentley, автомобилей которой зарегистрировано 3,3 тыс. единиц.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • вчера, 10:48 В поисках «универсального» инженера («АВТОСТАТ»)

    Углубление локализации автомобильного производства приводит к появлению новых запросов со стороны работодателей. Закупщики, инженеры по качеству, координаторы по работе с поставщиками – вот актуальный запрос в автомобильной промышленности.

    подробнее
  • 19 августа 2016 Автозаводы жмут на тормоза («Ведомости»)

    В июле 2016 г. производство легковых автомобилей в России упало на 19,8% год к году, следует из сообщения Росстата (количество выпущенных машин не уточняется). По итогам семи месяцев выпуск снизился на 18,1%. Падение усиливается – в июне оно составило 5,3%, а в мае вовсе был зафиксирован рост на 4,1%.

    подробнее
  • 16 августа 2016 Секрет успеха Skoda в России («АВТОСТАТ»)

    Российские дилеры Skoda в июле реализовали 4 670 автомобилей – на 11,6% больше, чем годом ранее. Таким образом, чешский бренд демонстрирует положительную динамику пятый месяц подряд. В чем же успех бренда Skoda в России? Разобраться в этом вопросе решили эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» и рассмотреть данную тему с точки зрения потребительского восприятия бренда Skoda.

    подробнее