Глокализация, бейджинжиниринг и стратегия Nissan | АВТОСТАТ

Глокализация, бейджинжиниринг и стратегия Nissan

0

Nissan фактически пошел по пути Renault, отказавшись от имиджа автомобилей среднего класса в пользу массового и бюджетного сегмента. Конечно, в модельном ряду остаются Patrol, Pathfinder или Murano, но никто не ходит в универсам за дизайнерской одеждой, равно как и владельцы бутиков не размещают там свои отделы. Куда логичнее выглядело бы решение о продаже новых Almera и Terrano под маркой Datsun, считает аналитик агенства «АВТОСТАТ» Алексей Муханов.

Каких-то десять лет назад такие опции как подушки безопасности, ABS или кондиционер были только в мечтах владельцев отечественных автомобилей или реализовывались в мелкосерийной продукции специализированных производств. Всем хотелось верить, что когда-нибудь российские автомобили станут не хуже иномарок. И вот в 2014 году россиянам был презентован седан со спорным названием Datsun on-DO, в основе которого лежит «вазовская» LADA Granta. Иномарка, построенная на базе отечественной платформы, чем не мировое признание конкурентоспособности российских автомобилей на мировом рынке? То, чего многие люди, радеющие за «наш» автопром давно ждали.

on-DO.jpeg

Глокализация

Think global, act local. Глобальная стратегия должна реализовываться в локальных продуктах и решениях, принцип, по которому работают транснациональные компании. Сейчас такими понятиями как бейджинжиниринг, модульная платформа и глобальная модель не удивить ни экспертов, ни автолюбителей. Тольятти стал на карте России одним из мест, где этот процесс наиболее заметен. АВТОВАЗ, некогда оплот отечественного автомобилестроения, сегодня осуществляет производство продукции не только собственной марки, но и одного европейского и двух японских брендов.

Но начать это повествование хотелось бы с двух вех в истории автомобильной индустрии.
В 1998г. компания Renault принимает решение о разработке нового автомобиля с прицелом на рынки развивающихся стран, представляющих собой наибольший потенциал для роста продаж. В результате проекта под обозначением X90 должна была получиться прочная и надежная машина с ценой в 5 тыс. евро. Чтобы уложиться в обозначенную стоимость были применены беспрецедентные меры оптимизации затрат. Европейской производственной площадкой для нового автомобиля стал приобретенный Renault румынский завод Dacia. Продажи Logan начались в 2004г., в развивающихся странах автомобиль продается под марками Renault или Nissan, на индийском рынке как Mahindra, в самой же Европе для выведения на рынок был выбран бренд Dacia. В последствии разработанная платформа B0 и ее модификации лягут в основу целого ряда моделей альянса Renault-Nissan.

Logan.jpg

В 1999 году находящийся на пороге краха Nissan решается на создание стратегического альянса с французским Renault. Задача по спасению японской компании возлагается на Карлоса Гона, которому успешная реализация антикризисных мер принесет славу уникального менеджера в автомобильной индустрии. За время своей работы в Nissan Гон получил прозвище «Убийца расходов» и определенное признание, сумев переиграть японцев в их традиционной дисциплине – «бережливое производство».

Можно сказать, что после успехов Renault-Nissan и их платформы B0 началась массовая экспансия автомобильных концернов на рынки развивающихся стран. А также произошли заметные изменения в процессах разработки и адаптации автомобилей.

Тем временем в России

В России сборка Logan началась в 2005г. на московском заводе Автофрамос. Для выведения машины на рынок была выбрана марка Renault. Такое решение было понятно и оправданно, никому неизвестная в стране Dacia не имела бы подобного успеха. В то время как французский бренд вызывал стойкую ассоциацию с «иномаркой», такой желанной для многих российских автомобилистов. Вместе с Logan на рынке появился и новый сегмент бюджетных иномарок. Оборотной стороны такого решения стало своего рода «обесценивание» бренда, который стал упорно ассоциироваться с аскетичным Logan и дополнившим его позже Sandero.

Nissan в сознании российских потребителей сохранял образ японской автомобиля, со всеми присущими ему атрибутами. При этом Qashqai, не пользующийся особой популярностью в Японии, поставлялся из Великобритании, оттуда же в Россию везли и Nissan Note. А хэтчбеки и седаны Nissan Tiida производятся на заводе в Мексике. Последние две модели, ко всему прочему, простроены все на той же платформе B0. Но в этой ситуации японский образ и маркетинг оказались сильнее.

Кризис 2008г. оказывает существенное влияние и на российский автопром. Правительство страны берет курс на локализацию производства иномарок и компонентов в России. А Renault приобретает 25% акций АВТОВАЗА, позже увеличив свой пакет до контрольного. Первым продуктом такого сотрудничества стали универсал и фургон LADA Largus, имеющие в своей основе уже знакомую платформу B0.

Largus.jpg

Наши дни

Получив в виде АВТОВАЗа новую сборочную площадку альянс начал наращивать свое присутствие на российском рынке. Первым шагом стал запуск производства в Тольятти новой Nissan Almera, позже к ней добавился обновленный Renault Logan. C конвейера Автофрамоса уже сходят Nissan Terrano, построенные на базе «доступного внедорожника» Renault Duster. Все модели имеют в своей основе ту же платформу B0. Но если Almera копирующая салон и агрегатную базу Logan дистанцируется за счет самодостаточного и «ниссановского» экстерьера, то Terrano, представляется исключительно Duster’ом, которому провели фейслифтинг.

Nissan_Almera_VAZ.jpg

В портфеле альянса на российском рынке сейчас находится пять брендов. При этом LADA и Datsun можно однозначно отнести к категории «бюджетников». Infiniti ориентирована исключительно на премиум-сегмент. Renault, благодаря Logan, Sandero и Duster, имеет имидж доступной иномарки, даже с учетом довольно широкого модельного ряда. На фоне всего этого не совсем понятно решение о расширении линейки Nissan за счет недорогих моделей на платформе B0.

В данном случае показательным является пример корейских марок. И KIA, и Hyundai начинали с дешевых автомобилей со спорным экстерьером и позаимствованными у японцев техническими решениями. Сегодня эти марки имеют собственный дизайн и инженерные наработки. Концерн всячески пытается улучшить имидж бренда и нарастить продажи в более дорогих сегментах. Но при этом Solaris и Rio продолжают показывать хорошие продажи.

С замедлением роста продаж новых автомобилей журналисты и эксперты стали говорить о насыщении рынка, о том, что потенциал для бурного роста исчерпан. Своего рода насыщение произошло и в умах российских автолюбителей. Рост конкуренции привел к тому, что критерий «иномарка» перестал играть решающую роль, ценовые предложения в бюджетном сегменте, довольно схожи. В такой ситуации потребитель имеет возможность ориентироваться на такие факторы как дизайн, эргономические решения, уровень сервиса и многое другое, в том числе и имидж марки.

Nissan же фактически пошел по пути Renault, отказавшись от имиджа автомобилей среднего класса в пользу массового и бюджетного сегмента. Конечно, в модельном ряду остаются Patrol, Pathfinder или Murano, но никто не ходит в универсам за дизайнерской одеждой, равно как и владельцы бутиков не размещают там свои отделы. Куда логичнее выглядело бы решение о продаже новых Almera и Terrano под маркой Datsun. С одной стороны это позволило бы сохранить позиционирование бренда Nissan, а с другой заполнить шоу-румы будущих дилеров Datsun. Но пока им придется продавать только одну машину Datsun on-DO, название которой окончательно утверждено, и пересматриваться не будет.

Terrano.jpg

Источник: АВТОСТАТ
Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью