Светлана Целикова: обзор докладов конференции "Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы" | АВТОСТАТ

Светлана Целикова: обзор докладов конференции "Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы"

0

Без-имени-1.png

В Москве 19 февраля 2013 года состоялась III ежегодная конференция для аналитиков и маркетологов "АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК РОССИИ: итоги и прогнозы", организованная аналитическим агентством "АВТОСТАТ" и порталом AutoMarketolog.Ru. На этот раз мероприятие проходило в Университета машиностроения, где собралось более 150 участников, в том числе представители более 20 автомобильных СМИ: печатных изданий, интернет-порталов, телекомпаний.

В начале конференции были подведены итоги конкурса на самый точный прогноз авторынка. Победитель 2012 года (всего приняло участие 42 человека) – Алексей Бессонов ("Русфинанс Банк") был награжден ценным призом – iPad Mini. Конкурс продолжится и в 2013 году - на этот раз было зарегистрировано 72 анкеты.

Особенность этой конференции в том, что за один день были представлены итоги и прогнозы практически по ВСЕМ сегментам автомобильного рынка. Ведущие аналитики и эксперты дискутировали по темам: легковые автомобили, грузовики, легкие коммерческие автомобили, автокредитование, автострахование, сервис и послепродажное обслуживание автомобилей, автомобили с пробегом, рынок автозапчастей, кадры для автобизнеса, реклама в автобизнесе.

Представим тезисно доклады конференции:

Сергей Литвиненкостарший менеджер PwC по компаниям автомобильной отрасли

1.png

Вклад России в прирост продаж новых автомобилей в мире в 2009-2012 годах составил 9%.
Для мировых альянсов российский рынок становится одним из ключевых. Так, в 2012 году Россия обеспечила 11% мировых продаж Renault-Nissan и 5% мировых продаж KIA-Hyundai.

В 2012 году продажи новых легковых автомобилей увеличились на 10% в штучном выражении и на 21% в денежном выражении по сравнению с прошлым годом. Российский авторынок сохраняет потенциал для дальнейшего развития.

Прогноз продаж новых легковых автомобилей при условии стабильного развитии рынка -достижение уровня автомобилизации до 400 автомобилей на 1000 человек и уровня дохода на душу населения в размере 25 тыс. долл. США.

Прогноз продаж новых легковых автомобилей на 2013 год - 2,9 млн. автомобилей (+5%).

Факторы, сдерживающие рост рынка

  • экономическая нестабильность в Еврозоне;
  • введение утилизационного сбора;
  • более консервативный подход автопроизводителей и дилеров к планированию запасов вследствие снижения спроса в конце 2012 года;
  • высокая стоимость владения автомобилем.

Факторы, способствующие росту рынка

  • продолжающийся положительный рост ВВП в России;
  • снижение безработицы в России;
  • относительно стабильный курс доллара;
  • рост экономики Китая;
  • продолжающееся увеличение доли иностранных брендов, производимых на территории России.

Игорь Березинглава гильдии маркетологов России

2.png

Фундаментальные причины мирового кризиса не изменились. Индикаторы указывают на замедление восстановительного роста в среднесрочной перспективе. Наиболее вероятным, сегодня является инерционно-рецессионный сценарий развития автомобильного рынка.
В развитых ("старых") и быстро растущих ("новых") экономиках драйверы роста в 2013-2015 годах будут различаться. В России (Китае, Индии и Бразилии) в этом качестве могут выступить ёмкие внутренние потребительские рынки.

Практически все крупные потребительские рынки в настоящее время сохраняют хороший потенциал для роста. Потому что, за редким исключением, ни на одном из них рынков даже в период бума второй половины 2006-го - первой половины 2008-го не наблюдалось "пере- потребления".

Позитивные факторы роста экономики России

  • рост доходов населения;
  • хорошая (пока) конъюнктура мировых сырьевых рынков;
  • стабильный (условно) курс национальной валюты;
  • стабильная бюджетная ситуация (дефицит в пределах 0,5-1,5% ВВП);
  • низкая безработица (2011 – 4,8 млн. чел., в 2012 – 4,2 млн. чел., 2013 – 3,9 млн. чел.).

Негативные факторы роста экономики России

  • "oхранительная" экономическая политика Минфина и правительства РФ;
  • бюрократия и коррупция;
  • низкая инвестиционная активность;
  • рост тарифов и налогообложения ЕСН);
  • климатические "сюрпризы";
  • внешние "шоки": Египет, Ливия, Сирия;
  • социально-политические риски (связанные с несправедливостью распределения ходов).

К концу 2012-го года около 22,5 миллионов российских семей (домохозяйств) имели один автомобиль в семье. Около 2,5 миллионов - по два автомобиля. ¼ миллиона семей имели по 3-4 автомобиля на семью. Таким образом, почти половина российских семей, 25 млн. домохозяйств имели хотя бы один легковой автомобиль. А общее количество легковых автомобилей в частном владении на конец 2012-го года оценивалось примерно в 32 млн. единиц техники.

Половина автопарка России старше 10 лет. Новый автомобиль на первичном рынке приобретается в среднем один раз в 8-9 лет. Только треть автовладельцев приобретают автомобиль на первичном рынке раз в три года (разве это - "перепотребление"?).
В течение следующих пяти лет может быть предъявлен рациональный платежеспособный спрос на 16-18 млн. новых автомобилей.

Сергей Целиковдиректор АА "АВТОСТАТ"

3.png

Российский рынок в 2012 году вырос по объему на 10,7% и по объему и оказался на 6 месте в мире. Кроме того, уровень продаж новых легковых автомобилей превысил докризисный 2008 год на 0,6%.

При этом структура рынка меняется, доля SUV выросла с тех пор с 19,1 до 31%, доля седанов сократилась – с 38,5 до 31%. В 2008 году средняя цена автомобиля составляла $22300, в 2012 году - $27300, число дилеров выросло с 3460 в 2008 году до 4230 сейчас. Растет премиум-сегмент, в т.ч. за счет того, что становится доступнее – немецкая тройка лидеров премиум-производителей (BMW, Audi, Mercedes-Benz) привлекает ценами приграничных с другими сегментами покупателей, а корейцы идут в премиум-сегмент с более качественными и комфортными моделями.

Докладчик с некоторой долей пессимизма оценил перспективы России догнать Германию по уровню продаж и выйти на первое место в Европе, но 2013 и последующие годы могут сохранить и укрепить положительный тренд продаж российского авторынка.

Дмитрий Ярыгин, ведущий аналитик АА "АВТОСТАТ"

4.png

По итогам 2012 года было зарегистрировано чуть более 330 тысяч новых коммерческих автомобилей. Большую часть рынка, практически 59%, занимают легкие коммерческие автомобили, 30,6% приходится на сегмент HСV и 10,8% - на сегмент CV.

После падения рынка в 2009 году (108,4 тыс.) уже к 2011 (191,7 тыс. + 76,9%) сегменту LCV удалось приблизиться к докризисным показателям (204,4 в 2008 году). По итогам 2012 года было зарегистрировано порядка 195 тысяч (+1,7%).

Доля лидера – ГРУППЫ ГАЗ в общероссийских регистрациях LCV по итогам 2012 года уменьшилась с 40% до 38,7%. Уменьшилась и доля FIAT – с 10% рынка в 2011 году до 5,5%. Итальянцев опередил Peugeot, чья доля по итогам года подросла до 7,7%.

Средний вариант прогноза предполагает рост рынка на 2,3% в этом году с последующим его замедлением вплоть до 2016 года. В 2013 году объем рынка ожидается в 199,5 тысяч штук, а в 2014 году - 211 тысяч машин.

По итогам 2012 года регистрации новых CV в России насчитывает чуть более 36 тысяч единиц, что на 3,6% выше показателя годичной давности. В марочной структуре как и в сегменте LCV лидирует продукция ГРУППЫ ГАЗ. В прошедшем 2012 году доля российского бренда в регистрациях превысила 34% (+0,6% к АППГ). С существенным отставанием на втором месте располагается продукция Hyundai - 18,9% (-0,9%). Регистрация ТС также показала что доля среднетоннажников КАМАЗ упала на 2%.

Доля автомобилей китайских брендов медленно, но растет, в том числе, и в сегменте CV. Если в 2011 году автомобили FOTON находились на 9 месте по объему продаж, то в 2012 они уже входят в пятерку лидеров.

Cогласно среднему сценарию развития рынка CV, в 2013 году будет реализовано 37 тысяч автомобилей. В дальнейшем же будет прослеживаться стагнация рынка, а в 2017 году возможно и его падение.

После кризисного падения в 2009 году к 2011 году рынок HCV (грузовые автомобили массой свыше 16 тонн) практически вышел на докризисный уровень. В прошедшем году было зарегистрировано более 100 тысяч грузовиков массой выше 16 тонн, что превышает показатели 2011 года на 17% и является историческим максимумом.

Если рассматривать марочную структуру продаж, то можно увидеть, что все российские бренды в большей или меньшей степени потеряли свою долю на рынке. Например, доля лидера сегмента КАМАЗ упала с 36% в 2011 году до 31% в 2012. МАЗ потерял символическую одну десятую процента. И, вероятно, еще долго будет удерживать второе место по объему продаж грузовиков в России. Третье место делят между собой MAN (доля которого снижается) и Volvo (увеличивает свое присутствие на рынке). Замыкает пятерку китайская SHAANXI, ее доля выросла с 3 до 7%.

По усредненному сценарию развития рынка, в нынешнем году рынок новых HCV вырастет на 2,5% (до 104-5 тыс. шт.). Продажи будут расти и в следующие несколько лет, лишь в 2017 году они могут сократиться.

Алексей Бессонов, начальник отдела разработки продуктовДепартамента автокредитования, "Русфинанс Банк"

5.png

В 2012 году общий объем выданных кредитов составил 957 тыс. штук – на новые и 184 тыс. штук – на подержанные автомобили. В целом рост к показателю прошлого года составил +17%. Прогноз банка на 2013 год – 1,1 млн. шт. кредитов на новые и 222 тыс. шт. на подержанные автомобили. Структура рынка автокредитования будет меняться в сторону увеличения кредитов на подержанные автомобили. Если в 2011 году соотношение было 87,5% (новые) и 12,5%, а в 2012 – 85,5 к 14,5%, то к 2015 году, согласно прогнозу, соотношение будет 80% к 20%.

Банки-лидеры по автокредитованию: Сбербанк, ВТБ 24, Русфинанс Банк (+Росбанк), Юникредит Банк.

Самые распространенные программы автокредитования в банках-лидерах рынка: Hyundai, KIA, VW, Audi, Mitsubishi.

Говоря о портрете заемщика докладчик отметил, что российский заемщик сегмента новых авто стал образованнее и увеличил свой доход, доля мужчин практически не изменилась.

Средний заемщик в России в 2011 году это:

  • мужчина (66,3%);
  • 38 лет;
  • с доходом 47 тыс. руб.;
  • с высшим образованием (50,2%).

Средний заемщик в России в 2012 году это:

  • мужчина (66,0%);
  • 39 лет;
  • с доходом 57 тыс. руб.;
  • с высшим образованием (57,0%).

Российский заемщик сегмента автомобилей БУ немного повзрослел и стал образованнее, и теперь больше зарабатывает.

Средний заемщик в России в 2011 году это:

  • мужчина (68,7%);
  • 36 лет;
  • с доходом 37 тыс. руб.;
  • с высшим образованием (32,5%).

Средний заемщик в России в 2012 году это:

  • мужчина (67,4%);
  • 37 лет;
  • с доходом 47 тыс. руб.;
  • с высшим образованием (40,1%).

Докладчик затронул вопрос увеличения ставок по автокредитам. В январе 2013 года средняя ставка на рынке увеличилась на 0,13%. Прогнозируется, что в 2013 году средняя процентная ставка может вырасти еще на 0,5%-1%.

Прогнозируемый уровень проникновения кэптивных банков, как и в Европе, будет постепенно приближаться к 50%.

Эксперт коснулся возрастной структуры кредитных автомобилей. На рынке кредитования подержанных авто наиболее популярными являются автомобили 4-6 лет. Доля данного сегмента в 2012 году увеличилась на 15% по сравнению с 2011 годом.

Факторы и тенденции рынка автокредитования в 2012 году

  1. Развитие модели экспресс-кредитования в универсальных банках:
    универсальные банки стремятся к развитию модели экспресс-кредитования в своих программах для увеличения своей доли на рынке.
  2. Повышение лояльности к клиентам:
    • снижение минимального первоначального взноса в случае предоставления справки, подтверждающей доход;
    • отмена единовременной комиссии;
    • развитие программ с автопроизводителями;
    • выход на рынок совместных программ китайских брендов;
    • увеличение суммы кредита без подтверждения дохода.

Анна Горячева, вице-президент – начальник Департамента по работе с физическими лицами ("Газпромбанк")

5.png

Основные тенденции рынка автокредитования в 2012 году

  1. Комплексное сотрудничество представительств иностранных производителей автомобилей с банками-партнерами, осуществляющими корпоративное финансирование сетей официальных дилеров и реализующими специальные программы розничного кредитования физических лиц на эксклюзивных правах и условиях:
    • автопредставительство "Ниссан", "Инфинити", "Рено" и ЗАО "ЮниКредит Банк";
    • автопредставительство "Пежо", "Ситроен" и ООО "Банк ПСА Финанс РУС";
    • автопредставительство "Мазда", "Порше", "Додж", "Крайслер", "Джип", "Фиат" и ООО "Русфинанс Банк";
    • автопредставительство "Форд" и Банк "Cetelem" (BNP Paribas Group).
  2. Создание автопредставительствами и банками-партнерами совместных предприятий – маркетинговых компаний/ кэптивных банков с целью реализации программ розничного автокредитования на эксклюзивных правах и условиях:
    • "Тойота" и "Лексус" - ЗАО "Тойота Банк" (лидер по темпам прирост розничного портфеля – 31,8 млрд. руб., 80%);
    • "Мерседес-Бенц" и "Майбах" - ООО "Мерседес-Бенц Банк" (увеличение кредитного портфеля на 42% до 7,4 млрд. руб.);
    • "BMW" и "MINI" - ООО "БМВ Банк" (увеличение кредитного портфеля на 35% до 20,7 млрд. рублей).

Среди тенденций рынка докладчик назвала в том числе повышение доходности банков за счет продажи дополнительных услуг кредитных продуктов и включения их в сумму кредита. Это ассистанские услуги (Договор страхования GAP (Guaranteed Asset Protection - "Гарантия сохранения стоимости автомобиля"); "Российское Автомобильное Товарищество" по оказанию помощи водителю на дороге), страхование жизни, продажа кредитных карт и т.д.).

Тенденция развития рынка автокредитования в 2013 году:

  • Вероятно снижение темпов роста рынка автокредитования. Причины: снижение темпов роста автомобильного рынка, недостаток ликвидности на кредитном рынке, рост просроченной задолженности.
  • Банки будут искать новые целевые сегменты по направлению автокредитования:
    • разработка и реализация программ кредитования физических лиц на приобретение подержанных автомобилей (selected);
    • разработка и реализация программ автокредитования на приобретение коммерческих транспортных средств.
  • Pазвитие специальных программ кредитования физических лиц под залог приобретаемых транспортных средств от автопроизводителей с пониженными годовыми процентными ставками.
  • Не ожидается изменение годовых процентных ставок по программам автокредитования в сторону уменьшения.
  • Усиление конкуренции на рынке автокредитования в связи с появлением новых финансово-кредитных организаций.


Наталья Жильцова, генеральный директор бизнес-направления INFIN (ГК «Независимость»)

6.png

Объем страховых премий КАСКО в РФ 2012 составил 193,2 млрд. руб. Лидер по объемам - Москва (81,2 млрд. руб.; доля - 42,1%). На втором месте – Северо-Западный ФО (30,5 млрд. руб.; 15,8%). В тройке лидеров и Приволжский ФО (25,4 млрд. руб.; 13,2%). На последнем месте – ДФО с объемом 2,4 млрд. руб. и долей 1,2%.

Объем страховых премий ОСАГО в РФ 2012 составил 120,9 млрд. руб. Здесь распределение объемов более равномерное и на первое место вышел – Приволжский ФО (22,5 млрд. руб.; доля -18,6%). На втором - Москва (22,3 млрд. руб.; 18,5% ), на третьем – Центральный ФО (без учета Москвы) с объемом в 17,9 млрд. руб.и долей - 14,8%.

Далее докладчик привела ТОП-10 страховщиков по объемам КАСКО и ОСАГО в РФ и Москве и отметила, что их доля на рынке растет. Так, если в 2011 году доля ТОП-10 в страховых сборах КАСКО по РФ составляла 71,1%, то в 2012 – уже 74,2%. По Москве этот показатель увеличился с 76,8% до 80,7%.

По страховым сборам ОСАГО картина следующая: доля ТОП-10 по РФ выросла с 76,2% до 79,0% в 2012 году; по Москве – с 78,9% до 84,5%.

Увеличение квоты иностранного капитала на российском страховом рынке с 25% до 50%. Страховые компании смогут увеличить долю иностранного капитала. Возможен выход на российский рынок новых иностранных игроков.

7 декабря 2012 года одобрен законопроект о внесении изменений в закон об ОСАГО, увеличивающий лимиты выплат пострадавшим в ДТП

  • в части возмещения вреда имуществу - со 120 тыс.р. до 400 тыс.р. на каждого потерпевшего;
  • по ущербу жизни и здоровью – с 160 тыс.р. до 500 тыс.р.  на каждого потерпевшего.

Внедрение будет вестись поэтапно. Возможно увеличение стоимости полиса ОСАГО.
Поэтапное формирование финансового мегарегулятора на базе Центробанка РФ
(передача полномочий ФСФР Банку России).

Усиление контроля за системными рисками на финансовом рынке. Охват регулированием и надзором новых продуктов и услуг, внедрение механизмов предотвращения, раннего реагирования и разрешения кризисных ситуаций. Ужесточение надзора и контроля за деятельностью страховых организаций/

Докладчик дала два прогноза рынка автострахования на 2013 год. По пессимистичному прогнозу в 2013 году ожидается 202 млрд. руб. (+5%) по КАСКО; 121 млрд. руб. (+0%) по ОСАГО. Согласно оптимистичному прогнозу ожидается по КАСКО: 216 млрд. руб. (+12%); ОСАГО: 127 млрд. руб.(+5%).

Дмитрий Роткин, генеральный директор компании "Белый сервис"

7.png

Послегарантийный сегмент (3-10 лет) самый быстрорастущий и самый перспективный на Российском авто рынке. Средний возраст автомобиля в РФ - 8,1 лет, сообщил эксперт со ссылкой на данные GIPA.

Докладчик обозначил преимущества сетевого сервиса: единая концепция; единые стандарты обслуживания; единое прозрачное ценообразование; единые клиентские программы; единая клиентская база; привлекательные цены на услуги.

Андрей Измалков, руководитель аналитического отдела ГК «РОЛЬФ» (BlueFish)

8.png

В 2012 году было продано 2,76 млн. новых и 5,42 млн. подержанных легковых автомобилей. Если по новым прирост к 2011 году составил 10%, то объемы продаж автомобилей с пробегом увеличились на 14%. Еще больше показатели роста в деньгах. Новые – на 17% (до 75 млрд. долл.) и на 18% с пробегом (до 81 млрд. долл.). Докладчик представил свой прогноз продаж автомобилей с пробегом на 2013-2015 годы.

Постепенно доля дилерских продаж в общем объеме растет. Спикер привел данные за три года по Москве и Санкт-Петербургу. В 2010 году в Москве было продано 250,9 тысяч автомобилей с пробегом, в том числе 52 тысячи – через дилерские центры. В 2011 году это соотношение составило 292,3 тыс. и 65 тысяч. По итогам 2012 года – 292 и 77 тысяч. И хотя общие продажи снизились на 1%, продажи дилеров выросли на 18%. 

По Санкт-Петербургу рынок для дилеров представляет еще больший потенциал. 2010 год: 123,2 тыс. и 7,3 тыс.; в 2011: 140,3 и 8,5 тысяч; 2012: 160,4 и 10,2 тысячи. Рост рынка подержанных авто в 2012 году в Санкт-Петербурге составил 14%, а продажи через официальных дилеров выросли на 20%.

В презентации представлены прогнозы рынков в Москве и Санкт-Петербурге.

Основные характеристики дилерского бизнеса в этом сегменте:

  • включает бизнес-процессы, нетипичные для бизнеса новых автомобилей;
  • ресурсозатратный (люди, деньги, парковочные места);
  • в стадии формирования: стандарты, ценообразование, цивилизованные условия работы;
  • мало профессионалов;
  • высокие риски коррупции и "серых" схем.

Говоря о тенденциях рынка с пробегом, спикер отметил, что за дилерским бизнесом – будущее. Анализ рынка, мониторинг конкурентов, активная маркетинговая и рекламная поддержка – важные составляющие успешного бизнеса.

Сергей Удалов, исполнительный директор АА "АВТОСТАТ"

9.png

Суммарный объем рынка автокомпонетов и запчастей в России в 2012 году оценивается в 41,84 млрд. долларов. Более половины этого объема приходится на вторичный рынок. По мнению эксперта, в ближайшее время этот рынок будет расти на 10-15 % в год. Это будет происходить за счет увеличения как производства, так и парка автомобилей.

Структура рынка достаточно быстро меняется в сторону иномарок. На их долю приходится 70% рынка. Но основной объем компонентов и запчастей для иномарок не производится в стране, а импортируется. При этом на российском рынке очень высока доля неоригинальных и контрафактных компонентов и запасных частей.

Ёмкость вторичного рынка для иномарок в 2011 году превысила 13 млрд. долларов, при этом пятая часть суммы приходится на марку Toyota.

Если говорить о региональном распределении рынка, то почти половина ёмкости рынка запчастей для иномарок (48,3%) сосредоточена в десятке регионов-лидеров. Запасные части для отечественных автомобилей распределены более равномерно – 35% на «десятку» лидеров.

Докладчик привел десятку ведущих импортеров: ООО "Фольксваген Групп Рус", ООО "ЦФ Руссия", ООО "Ниссан Мануфэчуринг Рус", ЗАО "Мрседенц-Бенц Рус", ООО "БМВ Русланд трейдинг", ООО "Тойота Мотор", ООО "КТК Фрейт Сервис", ООО "Мобис Партс СНГ", ОАО "Автофрамос".

Говоря о бизнесе на рынке запчастей, эксперт отметил, что рынок сильно зависит от того, что выбирает автовладелец: высокие цены и гарантию качества (дилерский центр) или возможность выбора цены и сроков доставки, вероятность возврата брака (сети продажи запчастей) или низкие цены, отсутствие гарантии качества ("железные" рынки).

Аркадий Скворцов, заместитель директора автомобильного института Университета машиностроения (МАМИ)

10.png

Спикер обозначил существующие проблемы инженерного образования:

  • cлабая мотивация к обучению по инженерным направлениям и специальностям;
  • провал в воспроизводстве инженерно-педагогических кадров в 1990-2000 годах, устаревание ППС и быстрая потеря квалификации на фоне динамично развивающихся технологий;
  • низкий уровень практического обучения и умения работать в команде;
  • слабое развитие связей с промышленностью;
  • недостаточная коммуникация между вузами, низкая академическая мобильность.

Спикер также рассказал участникам конференции о тем, как представлены автомобильные специальности в ВУЗах Москвы и подробнее представил деятельность Университета машиностроения (МАМИ). В частности, познакомил с работами студенческого конструкторского бюро.

Команда Formula Student MAMI team с 2007 года ежегодно принимает участие в финалах международных соревнований серии Formula SAE.
В заключение А.Скворцов назвал зарубежные предприятия и университеты, с которыми налажены партнерские отношения.

Ярослав Зайцев, руководитель сектора исследования автомобилей TNS

11.png

Докладчик рассказал о тенденциях на автомобильном рынке в области рекламы и коснулся портрета потребителя. Согласно исследованию, среди потенциальных покупателей автомобиля у 71% уже есть личный автомобиль, 16% покупают первый автомобиль в семью, у 13% есть в семье, покупают личный автомобиль.

По затратам на рекламу (ТВ, пресса, радио, наружное размещение) легковой транспорт занимает второе место - 27,9 млрд. руб. (+27,1% к АППГ) и уступает только торговым организациям - 40,4 млрд. руб. (+14,9%). На третьем месте – массовые зрелища - 14,3 млрд. руб. (+11,1%). Охват – Москва с учетом национального размещения. Использованы данные «Автомобильный омнибус».

Спикер подробнее остановился на сравнительном анализе имиджа марок и исследовании факторов, влияющих на выбор автомобиля.

прикрепленные файлы

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью
  • Результаты конкурса