АВТОСТАТ | «Независимость» на пути к банкротству: как это было («АВТОСТАТ»)

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

29.11.17 Прочитали 3379 раз

«Независимость» на пути к банкротству: как это было («АВТОСТАТ»)

В лучшие годы сеть ГК «Независимость» насчитывала более 30 дилерских центров

24 ноября 2017 года Арбитражные суды Москвы и Свердловской области зарегистрировали иски Газпромбанка о банкротстве целого ряда дилерских центров, входящих в ГК «Независимость». Предварительно Банк сообщал о своих намерениях – в отношении десятка дилеров ГК (среди них фигурировали дилеры Volvo, Audi и Peugeot). Общая задолженность Группы оценивается примерно в 6 млрд рублей…

Напомним, что в июле 2017 года ГК закрыла свой Центр Land Rover на Ленинградском шоссе и центры KIA и Volvo в Екатеринбурге. В сентябре BMW отключил «Независимость» от системы заказа автомобилей (а в ноябре стало известно, что место бывшего дилерского центра BMW на Белой Даче ГК «Независимость» займет автодилер «Авилон»). В октябре Volvo Car Russia разорвала контракт с ГК. В середине ноября «Независимость» исчезла из списка официальных дилеров «Мазда» в России (на официальном сайте дистрибьютора Mazda в России «Мазда Мотор Рус»).

Однако процесс падения автогиганта начался гораздо раньше 2017 года…

Период расцвета

В книге «Авторынок России. История в цифрах и фактах», выпущенной аналитическим агентством «АВТОСТАТ» в 2016 году, отдельный блок посвящен ГК «Независимость», которая долгое время входила в пятерку крупнейших автомобильных холдингов России. И от главы к главе – там четко видно, как красиво начиналась группа (12 июня 1992 года), как поэтапно развивалась даже в кризис 2008 года, как расширяла свой портфель брендов.

Она осуществляла продажи автомобилей марок Volvo (с 1992 г.), Audi (с 1998 г.), Ford (с 2000 г.), Land Rover (с 2002 г.), Volkswagen (c 2002 г.), Jaguar (С 2003 г.), Mazda (с 2004 г.), Peugeot (с 2007 г.), BMW (с 2008 г.), Porsche (в 2010-ом, но недолго), KIA (с 2011 г.). А запустив свой, на тот момент крупнейший в Европе, центр кузовного ремонта, смогла взять на обслуживание не только «собственные» марки, но еще и Chevrolet, Opel, Skoda.

В лучшие годы сеть дилерских центров этой ГК включала 18 автосалонов в Москве и Московской области, 9 – в Екатеринбурге и Свердловской области, 4 – в Уфе и Башкортостане. При этом имидж «Независимости» подкреплялся не только финансовыми показателями владельцев (в 2006 году один из владельцев Роман Чайковский впервые попал в рейтинг российских миллиардеров), но и объемами продаж (так, в 2012 году ГК реализовала около 42 тысяч новых автомобилей, в 2013 году – около 36 тыс. шт.), выручкой (2011 – 44,5 млрд руб., 2012 – 57 млрд руб., 2013 – 51 млрд руб., 2014 – 47 млрд руб., 2015 – 33,4 млрд руб.) и более 150 престижными отраслевыми наградами и премиями, подтверждающими лидерство ГК в сфере обслуживания и продаж.

В числе первых на рынке компания начала работать и с подержанными автомобилями. Так, уже в 2009 году «Независимость» сумела реализовать 2,1 тыс. автомобилей с пробегом и даже выделила работу с ними в отдельное бизнес-направление «Независимость-Intrade». Поначалу это подразделение имело 11 технически оснащенных небольших площадок по Москве, но через пару лет на территории ТЦ «МЕГА-Белая Дача» для него был отдельно открыт крупный мультибрендовый центр, рассчитанный на 250 машино-мест и началось строительство еще более крупной площадки в составе строящейся «дилерской деревни» на Киевском шоссе.

Между тем на базе кузовного центра открылось новое направление «АвтоМарин» - линия по ремонту для владельцев яхт, катеров и гидроциклов, а для более широкого развития собственных финансовых услуг (кредитование, страхование, лизинг, оценка и управление автопарками) компания создала отдельное подразделение «Независимость-Финсервис» (в 2011 году оборот только этого подразделения превысил 1700 млн рублей).

Все это, вместе взятое, позволяло ГК пережить кризисные годы лучше, чем рынок авторитейла в целом. Вместе с другими лидерами «Независимость наращивала свою долю…

Начало падения

Всего пять лет назад, в 2012 году по объему выручки (57 млрд руб.) «Независимость» входила в пятерку крупнейших авторитейлеров российского рынка. Но уже в 2013-ом, несмотря на ряд предпринятых усилий по реорганизации бизнеса, на 10-процентное сокращение персонала, на продвижение и развитие сопутствующих продажам автосервисных и финансовых услуг заняла только шестое место по выручке в рейтинговой таблице авторитейлеров и седьмое по продажам.

В 2014-ом ГК все еще – в первой десятке (она на 7-ом месте). Однако реализация новых автомобилей упала почти на четверть (при том, что рынок в целом сократился всего на 10%). Эксперты предположили, что у холдинга слишком большая доля брендов, которые упали на 20-40% (Ford, Peugeot, Volkswagen, BMW).

Вместо воплощения в жизнь планов по заявленному ранее дальнейшему развитию за счет открытия центров в регионах, Группа начинает оптимизировать свой бизнес. Закрыт ряд центров Mitsubishi и Peugeot. По Peugeot даже в Москве приостановлены продажи новых автомобилей, оставлен только сервисный контракт. В столице ГК начинает формировать дилерские центры кластерного типа, решив представлять в одном здании по несколько брендов (на шоссе Энтузиастов, на Ярославском шоссе, на Ленинградском шоссе).

Весной 2015-го у Группы появились первые серьезные долги перед банками, но первое время как-то удавалось договариваться. По выручке в 2015-ом компания опустилась на 11 место, а по объемам продаж новых автомобилей – на 18-ое. В 2015-ом «Независимость» прекратила работать с Mitsubishi (закрыв все центры бренда в городах своего присутствия), в феврале 2016-ого та же участь постигла два из шести центров Ford…

По итогам 2016 года компания в общей сложности реализовала 9,1 тыс. новых автомобилей – на 27,5% меньше, чем годом ранее. Продажи автомобилей с пробегом через автосалоны холдинга составили 5,3 тыс. единиц (-14,8%).

Что будет?

В сентябре 2017 года в СМИ просачивалась информация о том, что Группа компаний «Независимость» ведет переговоры о реструктуризации долга с основными кредиторами, процесс в активной стадии, к нему привлечены консультанты и аудиторы. В редких комментариях, отпускаемых журналистам, звучала надежда, что приемлемые решения будут найдены. «Группа компаний «Независимость» проводит оптимизацию бизнеса, откомментировал ситуацию председатель совета директоров Роман Чайковский, - она позволит сконцентрироваться на работе с наиболее успешными марками – Audi, Volkswagen, Volvo, Mazda и проч.».

Однако в том же сентябре стало известно о задержках «Независимости» в выдаче оплаченных автомобилей BMW и Volvo покупателям. А вскоре представители BMW признались, что отключили от системы заказа «Независимость» и приступили к вывозу автомобилей с территории центра.

В Peugeot, как рассказали журналисты «Коммерсанта» в конце сентября, им пояснили, что претензий покупателей по выдаче машин «Независимостью» не поступало, но потом добавили, что контракт с дилером истекает в конце года, а вопрос о его продлении на стадии рассмотрения. В Jaguar Land Rover “Ъ” лишь заметили, что «Независимость» является официальным дилером, но сейчас машины не продает.

Что касается Volvo, то с августа 2017 года перешедший в расчетах с дилером на предоплату, производитель в октябре сделал заявление: «С учетом репутационных и других потерь, которые несет Volvo Cars в связи со сложившейся ситуацией, мы не видим возможности для продолжения сотрудничества с компанией «Независимость». 

В середине ноября дистрибьютор автомобилей Mazda в России, «Мазда Мотор Рус», приостановил сотрудничество с автодилером «Независимость» в части продаж последним новых машин марки Mazda. На его сайте «Независимости» больше нет в списке официальных дилеров. 

Газпромбанк подал в суды иски о банкротстве компаний группы автодилерских предприятий «Независимость», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на материалы картотеки арбитражных дел. А потом уже «Ведомости» рассказали, что 24 ноября Арбитражный суд Свердловской области зарегистрировал иски банка о банкротстве ООО «Независимость недвижимость Урал», ООО «Независимость Екатеринбург М», ООО «Независимость Екатеринбург К» и в тот же день Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иски о банкротстве ООО «Независимость МЦ», ООО «Мастерпромторг», ООО «Независимость – автомобили с пробегом», ООО «Независимость – Химки».

На данный момент известно, что помимо Газпромбанка, подавшего в суд на "Независмость", у ГК есть еще один крупный кредитор – Сбербанк.

, источник: www.autostat.ru

 
Загрузка...