Каршеринг идет в регионы («АВТОСТАТ») | АВТОСТАТ

Каршеринг идет в регионы («АВТОСТАТ»)

7366 0

Каршеринг – перспективное направление бизнеса не только для действующих операторов, но и для автомобильных дилеров, которым стремительное развитие этого рынка позволяет поддерживать корпоративные продажи. Автопроизводители тоже получают бонусы: для того, чтобы владелец каршеринга мог получить субсидии на лизинговые платежи, автомобили для каршеринга должны быть произведены в России.

Каршеринг идет в регионы

Новый транспорт

Каршеринг (carsharing – дословно «делить автомобиль с кем-то» - прим.) – это краткосрочная аренда автомобиля с поминутной тарификацией. Особенностями этой услуги является то, что регистрация в системе, как и собственно доступ в автомобиль происходит, как правило, с мобильного устройства (смартфона). Остается только выбрать в смартфоне каршеринговую компанию, понравившийся автомобиль, припаркованный неподалеку, попасть в него, съездить по делам, а потом оставить автомобиль в городе. Стоимость поездки может варьироваться от 8 до 16 рублей за минуту.

Скорее всего, даже в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, не все успели оценить все преимущества и недостатки этой услуги, но новые операторы каршеринга выходят на рынок с завидной скоростью. Во многом этому способствует активная поддержка Правительства Москвы, которое летом 2017 года приняло решение о субсидировании этого вида транспорта по аналогии с такси. Вообще же проект «Московский каршеринг» запустили при поддержке Правительства Москвы еще в 2015 году. Основной задачей было разгрузить движение в столице и решить проблему с парковками. Сегодня операторы московской системы каршеринга могут бесплатно оставлять автомобили на платных парковках, в том числе в центре города. С динамикой и основными показателями этого рынка в столице можно ознакомиться на сайте Департамента транспорта Москвы.

Правда, для получения субсидий на возмещение лизинговых платежей автомобили каршеринговой компании должны соответствовать ряду требований: прежде всего, автомобиль должен быть произведен в России, быть не старше 3-х лет и иметь соответствующий экологический статус.

Рынок растет

Всего в России на сегодняшний день уже можно насчитать порядка 10 компаний, которые предлагают услуги каршеринга в крупных городах: YouDrive, BelkaCar, «Делимобиль», Anytime, Car5, EasyRide, Colesa (Санкт-Петербург), Urentcar (Юг России), «Карусель», Carlion. У крупнейших столичных компаний количество активных пользователей превышает 200 тысяч человек. Их автопарки насчитывают до 1500 автомобилей, которые, как правило, приобретают в лизинг у лизинговых компаний либо у автодилеров. Компании помельче владеют автопарками от 100 автомобилей и выше.

Таким образом, если ориентироваться на самых крупных игроков (с прогнозом на рост остальных) и учитывать, что автопарк Москвы на сегодняшний день насчитывает 3,75 млн. автомобилей (данные агентства «АВТОСТАТ» на 1 июля 2017 года – прим.), пока еще парк каршеринга в столице занимает микроскопическую долю, даже не достигающую 1%. Аналогичной оценки, кстати, придерживаются и в Департаменте транспорта г. Москвы, где на начало осени 2017 года оценивали этот рынок всего в 10 – 15 тысяч автомобилей.

Несмотря на это, опрошенные операторы уверены в перспективности каршерингового бизнеса, что, возможно, так или иначе повлияет на показатели российских заводов и автодилеров. Не случайно уже осенью требования к габаритам каршеринговых автомобилей в Москве были пересмотрены для того, в частности, чтобы в столичной программе могли участвовать и новые автомобили LADA

Едут в регионы

К началу 2018 года на российский рынок может выйти еще несколько каршеринговых компаний, а парки существующих вырастут. У крупных московских игроков запланированы выходы в регионы. Впрочем, с точки зрения регионального покрытия тема очень специфическая. Как отмечает сооснователь каршеринговой компании BelkaCar Екатерина Макарова, наибольшую ценность каршеринг представляет в городах с широкой зоной платных парковок. «Там где парковка бесплатна, каршеринговый автомобиль теряет одно из основных преимуществ», - говорит она.

Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар – пожалуй, наиболее перспективные площадки для развития этого рынка. К примеру, компания Car5, в автопарке которой всего 150 автомобилей, рассказала о планах выхода в Санкт-Петербург. В EasyRide также изучают различные варианты дальнейшего развития. Особняком стоят курортные зоны, где существует потребность краткосрочного использования автомобиля, в частности Сочи, где, кстати, уже был опыт премиального каршеринга у ГК«Ключавто» с Audi и каршеринговой компанией YourMove.

Уже 1 декабря на сочинский рынок выходит столичный игрок YouDrive с линейкой кроссоверов Nissan X-Trail LE (11 автомобилей и до конца года их количество увеличится до 30). Как рассказал основатель и генеральный партнер каршеринга YouDrive Борис Голиков, в «зеленую» зону начала и завершения аренды включены аэропорт Сочи и Красная Поляна. Всего же в компании сейчас 800 автомобилей (пока это Москва и Санкт-Петербург). Помимо X-Trail, парк включает в себя автомобили smart fourtwo и smart fourfour, Mercedes-Benz А-Klasse и электрокары BMW i3. Кстати, одной из задач на ближайшее время Голиков ставит себе наращивание парка электромобилей с тем, чтобы еще больше познакомить с ними потребителей.

Нужно отметить, что разнообразие автопарка (помимо, собственно, тарифов и других условий) – это весомый аргумент для потребителя, который не в последнюю очередь смотрит на марку и класс автомобиля при выборе компании у себя в мобильном устройстве. Поэтому каждая из компаний вполне имеет возможность занять свою нишу на этом, пока еще формирующемся рынке.

«Чем больше автопарк и обслуживаемая территория, тем выше вероятность, что пользователь выберет эту компанию», - констатирует Екатерина Макарова. Например, если сейчас автопарк BelkaCar насчитывает: 1300 автомобилей (KIA Rio – для стандартного класса обслуживания и 100 Mercedes-Benz CLA – для премиум-класса BelkaBlack), то уже к концу 2017 года он будет состоять из 1575 автомобилей. Машины уже заказаны и по мере поступления выставляются на улицы, а это 65 автомобилей KIA Rio, 11 Mercedes-Benz CLA и 99 Mercedes-Benz GLA.

На вкус и цвет

Разнообразие премиальных моделей на рынке каршеринга позволяет привлекать молодую аудиторию, которая часто пользуется арендой для выбора собственного автомобиля в будущем. Кстати, по результатам опроса BelkaCar, типичный потребитель каршеринга – это семейный молодой мужчина 27 – 29 лет, по специальности занятый в информационных технологиях; имеющий собственный автомобиль, но готовый от него временно отказаться для быстрого перемещения по городу.

«Мы учитываем спрос на автомобили того или иного класса, - комментирует Екатерина Макарова. - При запуске BelkaBlack мы не ожидали, что автомобили премиального класса будут пользоваться такой огромной популярностью. В связи с этим мы расширяем автопарк бизнес-направления, чтобы соответствовать спросу рынка».

Между тем, в компании EasyRide рассказали, что сделали упор на автомобили Renault российского производства. Сейчас у компании 100 автомобилей Renault Kaptur, и к концу декабря их число увеличится до 200. «Определяясь с выбором автопарка, мы ориентировались на климатические условия России и запросы клиентов. Пользователи давно ждали автомобилей серии SUV, поэтому мы решили занять эту нишу», - сказали здесь.

Впрочем, нельзя не сказать и о том, что каршеринг – бизнес для владельцев все-таки весьма рискованный. Ведь потребитель проникает в машину посредством мобильного приложения и, в сущности, без контакта с менеджером.

«Как и в любом другом бизнесе, здесь есть финансовые риски, - согласен Голиков. - Они напрямую зависят от потребительского поведения, экономических факторов макросреды в той или иной мере». В YouDrive отметили, что подключение услуги происходит ТОЛЬКО через приложение при предоставлении всех необходимых документов: «права» (стаж не менее 2 лет), паспорт, водительская карточка.

Таким образом, каждая компания сама принимает решение, как именно обезопасить себя от мошенников (и воров), ведь кражи отдельных запчастей (колеса и пр.) уже имеют место быть. Как правило, в каршеринговых компаниях автопарки застрахованы по ОСАГО и часто по КАСКО. В любом случае, в разных компаниях предусмотрена материальная ответственность за порчу автомобиля по вине водителя.

, источник: АВТОСТАТ

Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью