АВТОСТАТ | Комтранспорт: особенности выбора («Автомобили»)

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

23.06.17Прочитали 1576 раз

Комтранспорт: особенности выбора («Автомобили»)

Рынок легкой коммерческой техники постоянно мутирует: уходят старые модели, появляются новые. Меняется законодательство – и в ответ на это продавцы модернизируют уже известные автомобили, придумывая новые способы завоевать внимание покупателей. Какой выбор сейчас у предпринимателя, вознамерившегося обзавестись развозным фургоном?

ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ?

Разговор о «легковом» комтрансе сле­дует начать с правовых вопросов. Преимущество небольших фургонов заключается в том, что значительная их часть относится к категории В – пол­ная масса таких машин не превышает 3,5 тонны. При этом автомобили могут быть весьма крупными: так, например, FIAT Ducato с экстрадлинной базой и высокой крышей, с объемом кузова 17 «кубов» вполне вписы­вается в легковую категорию.

Далее следует вникать в региональные реалии. Самый показательный пример подвижного законодательства – дорогая наша столица. Все началось с того, что в Москве в 2011 году запретили въезд за пределы Третьего транспортного кольца автомобилям грузоподъемностью более тонны. А это, в общем, любая «Газель» – что «Бизнес», что «Некст» – и аналогичные иностранные модели. Можно, конечно, оформить пропуск – либо бесплатно при наличии веских оснований, либо за деньги через различные организации. И все же следует иметь в виду, что фургон, очутившийся внутри ТТК, рискует схлопотать штраф в 5000 рублей. За руку ловить никто не будет: при проезде камеры видеофиксации система автоматически сверит номер машины с базой данных и тотчас определит, попадает водитель под статью или нет. Штраф придет по почте, можете не сомневаться.

Более свежее изобретение московских властей – так называемый «грузовой каркас», который в качестве эксперимента начал действовать в 2014 году в Восточном округе столицы. Суть нововведения сле­дующая: определяются основные магистрали округа, по которым разрешено движение грузовиков, – это и есть каркас. Съез­жать с него на другие улицы запрещено всем моделям, полная масса которых ­превышает 2,5 тонны. Таким образом, под запрет попадают практически все фургоны – за исключением разве что совсем уж небольших «каблучков». Въезд в запретную зону охраняют знаки 3.2 «Движение запрещено» вкупе с табличкой 8.11 «Ограни­че­ние  разрешенной максимальной массы», на которой значится «2,5 т». Понятно, что везде камеры не повесишь, так что конт­роль за выполнением этих правил возложен на экипажи ДПС.

Безусловно, у водителя фургона всегда есть шанс проскочить без штрафа, однако если поймают, то покарают рублем. Причем не одним, а целой пятитысячной купюрой. Можно, правда, и отмахаться от инспектора путевым листом, в котором указан пункт назначения, расположенный в запретной зоне, но… Правила требуют, чтобы путь к нему был проложен по кратчайшему маршруту. И тут, разумеется, всегда найдется повод для ожесточенных споров с представителем власти.

К слову сказать, эксперимент с грузо­вым каркасом был признан успешным, и с 1 декабря 2016 года столичный Департамент транспорта разлиновал подобным образом еще два округа – Северный и Северо-Восточный.

А ПО АСФАЛЬТУ «КАБЛУЧКИ»

Не так давно председатель совета директоров и совладелец холдинга «Русские машины» Зигфрид Вольф обмолвился в интервью, что Группа ГАЗ, дескать, в неопределенной перспективе может в­озро­дить производство автомобилей под м­аркой «Волга». Правда, это будут не легковые машины, а коммерческая техника: оказывается, нижегородцам не хватает автомобиля более компактного и дешевого, чем «Соболь», который мог бы стать более доступной альтернативой, скажем, «Фольксвагену Кэдди». Надо сказать, эти слова достаточно хорошо характеризуют картину рынка самых маленьких «коммерсантов».

Действительно, наиболее доступный развозной автомобиль – «Лада Ларгус» стоимостью в полмиллиона рублей. Зарубежных аналогов нет – по крайней мере в России они не продаются. А ближайшими соперниками выступают французские «каблучки» Citroen Berlingo и Peugeot Partner, а также «немец» Volkswagen Caddy – все эти фургончики в базовых версиях с бензиновыми моторами стоят больше миллиона, а с дизелями еще дороже. Самый разумный вариант – дизельная версия, дополненная конди­ционером и подогревом сидений. При таком раскладе Berlingo обойдется в 1 103 000, Partner – в 1 155 000, а Caddy – в 1 271 700 рублей.

Раньше в этом классе был еще один игрок – Renault Kangoo. Однако он из продаж исчез, зато остался его более дорогой аналог – Mercedes-Benz Citan. С вышеперечисленным набором оборудования он непомерно дорог: 1 634 105 руб.

МНОГОТОНКОСТИ

Среди более крупных моделей выбор куда больше. Раньше все фургоны условно делились на две категории: проходной в центр Москвы (грузоподъемность до 1 тонны) или непроходной (более тонны). Сейчас же с подачи ФИАТа добавилась еще одна: может машина съезжать за пределы грузового каркаса или же нет.

Только российское подразделение FIAT Professional смогло сертифицировать Ducato в базовой версии L1H1 (низкий, короткий) таким образом, что его полная масса оказалась менее 2,5 тонны. Да, заявленная грузоподъемность такой машины всего 560 кг – ну и что с того? Зато объем кузова приличный – 8 «кубов». И стоит эта модификация разумных денег: 1 559 000 рублей – все прочие версии дороже минимум на 100 000.

Французы Peugeot Boxer и Citroen Jumper – это не просто аналоги, а по сути копии «Дукато». Всю троицу даже соби­рают на одном заводе. Ключевое отличие – двигатель: если у ФИАТа под капотом 2,3-литровый дизель F1AE3481D от Iveco, то у «Ситроена» и «Пежо» – дизель Ford объемом 2,2 л. Мощность у них одинакова – 130 сил. В остальном отличий минимум: все эти фургоны позволяют выбирать длину базы и высоту крыши, подбирая объем кузова под конкретные нужды. При этом даже автомобили с длинной базой и средней крышей могут быть проходными в центр: при полной массе 2,8 тонны их грузо­подъемность около 800 кг.

Еще один игрок на рынке – Renault Master. В модельной линейке только одна машина, способная въезжать в «трешку» (L1H1), – все прочие версии тяжелее. Цены тоже легкими не назовешь: от 1,78 млн до 2,2 млн без учета опций.

Самая доступная техника в этом сегменте – вне всякого сомнения, продукция ГАЗа. Цельнометаллический «Соболь Бизнес» с ульяновским мотором УМЗ-4216 (107 л.с.) стоит 750 000. Внутри ТТК кататься можно (грузоподъемность 950 кг), но из каркаса не выехать (полная масса – 2,8 т). «Газель Бизнес» с таким же мотором стоит 855 000 руб., однако на ней даже сквозь Третье транспортное не проехать, ибо полуторка. Зато и «Соболь», и «Газель» можно заказать с полным приводом.

СРЕДНЕКЛАССНИКИ

Между мелюзгой вроде «каблучков» и уже довольно крупными фургонами вроде итало-французской троицы нашлось место для отдельного сегмента автомобилей, самым ярким представителем которого можно считать Volkswagen Transporter. В плане кузовов выбор не столь велик, как у более крупных машин: стандартная либо длинная база и три варианта крыши. Зато по части силовых агрегатов – настоящее раздолье: широкая гамма дизельных и бензиновых моторов мощностью от 102 до 204 сил, передний или полный привод, «механика» или «автомат» (вернее, робот DSG) – на любой вкус. Всем хороша машина, но уж больно дорогая – от 1 850 200 руб. за фургон Kasten. Сконфигурировать глухой фургон ценой более трех мил­лионов – пара пустяков!

Главный конкурент «Транспор­теру» – Mercedes-Benz Vito. Этот автомобиль тоже предполагает выбор как кузова по размерам, так и силовых агрегатов по мощности (есть и бензиновая модификация). Правда, и главный недостаток – цена: от 1 833 246 руб. и до бесконечности. Зато у «Вито» есть «закаркасная» версия с полной массой 2,5 тонны.

Чуть дешевле «Мерседеса» и «Фольксва­гена» фургон Ford Transit Custom. У нас продаются всего две модификации, которые отличаются только полной массой и мощностью турбодизеля. Цены – 1,75 и 1,95 млн соответственно.

Нельзя не отметить, что в конце мая французы вывели на наш рынок новые Citroen Jumpy и Peugeot Expert, которые стоят дешевле «немцев» - от 1,3 млн рублей.

ЗДЕСЬ ВАМ НЕ ТУТ

Коммерческую технику можно сделать доступнее, если ее локализовать, наладив производство в России. По этому пути пошел Ford, развернув в Татарстане п­роизводство фургонов Transit – этот ­автомобиль выпускают в Елабуге в трех версиях: средняя база/средняя крыша (от 1 73 млн), длинная база/высокая крыша (от 1,78 млн) и сверхдлинная база/высокая крыша (от 1,97 млн руб.). Двигатель – дизель 2,2 мощностью 125 либо 136 сил.

Русификацию практикует и Mercedes-Benz: некоторое время назад в Нижнем Новгороде была налажена сборка фургона Sprinter первого поколения, который получил приставку Classic. Эти автомобили п­родаются с двумя вариантами по длине колесной базы, могут отличаться мощностью дизелей и оснащаются фиксиро­ванным набором оборудования. Грузоподъемность в зависимости от модификации – от 1315 до 1435 кг. Зато цены вменяемые: от 1 605 000 до 1 796 000 руб. плюс опции, коих немного.

Кстати, Mercedes-Benz продает на нашем рынке не только «Спринтер» местной сборки, но и машину актуального поколения в европейской спецификации. Правда, и стоит такой Sprinter куда дороже – от 2 534 500 руб. и выше.

Надежда и опора

Спрос на LCV начал расти еще в прошлом году, а в начале 2017 года тенденция только окрепла. Количество моделей в сегменте поубавилось, впрочем, появились и новички.

Традиционно сегмент LCV делят на четыре группы: л­егкие, средние, тяжелые и пикапы. Первые три группы в 2016 году и январе-феврале 2017-го выросли, пикапы, наоборот, упали, хотя однозначно депрессивным этот коллектив грузовичков назвать нельзя. Во-первых, потому, что на место трех ушедших моделей пришли три новые: у нас уже нельзя приобрести Ford Ranger, который прекратили завозить еще в 2015-м, хотя последний складской экземпляр реализовали в мае 2016 года, SsangYong Actyion Sports и Lada VIS. Зато теперь у дилеров появились Isuzu D-Max, Fiat Fullback и Foton Tunland. Этот «китаец» весьма примечателен, поскольку станет первым «иностранцем», который будут собирать в России по полному циклу.

Во-вторых, падение спроса на пикапы объясняется перераспределением про­порций между частными покупателями и юрлицами. Те, кто видел в грузовичках для активного отдыха замену дорогим джипам, с падением рубля и взлетом цен стали реже менять модели. Между тем фирмы и организации, прежде позволявшие себе вседорожники, наоборот, перешли на более дешевые пикапы, тем более что представительства не скупятся на скидки. В прошлом году юрлицам ушло 60% Mitsubishi L200, 44% Toyota Hilux и 43% VW Amarok.

01.jpg

Что касается остальных трех групп, то каждая из них за последние несколько месяцев потеряла, как минимум, по одному участнику. Сегмент легких LCV де-факто сократился вообще до одной модели – на Lada Largus приходится 95% продаж, остальные продаются поштучно. Но в ближайшем будущем именно здесь могут п­роизойти важные события, если на ГАЗе наладят выпуск локализованного Caddy.

02.jpg

У «середнячков» на подъеме Mercedes-Benz V-Class – пока еще работает фактор новизны, хорошо продаются и Multivan/California, версии повышенной комфортности Т6, в то время как грузовой Transporter и бюджетный Caravelle в начале года покупают меньше. Отсюда следует, что появился запрос на транспорт для групповых перевозок вип-пассажиров, сотрудников богатых компаний, ценных клиентов. Однако главное событие у «середняков» впереди. На калужском заводе PSA-Mitsubishi готовится запуск сборки со сваркой кузовов моделей-близнецов: под пассажирские версии зарезервированы новые имена Peugeot Traveller и Citroen Spacetourer, под грузовые – знакомые нам Expert и Jumpy. Для французов это ключевой проект ближайшей пятилетки, потому что запуск коммерческих версий даст возможность с меньшими затратами подготовить выпуск в Калуге и легковых французских моделей на платформе EMP2, таких как Peugeot 3008.

У самых вместительных – тех, кто может принять на борт и 1,5 тонны груза, – положение самое устойчивое: хороший пример перехода физики в экономику. В этой группе наибольшее количество «паровозиков», растущих уже второй год. Во главе – дуэт «Газелей»: новая называется «Некст», старая, производство которой постепенно сворачивают, – «Бизнес». Однако по динамике набора продаж лидирует елабужский Ford Transit. Менеджеры рапортуют, что более половины новых покупателей – это бывшие клиенты зарубежных брендов, которые не локализовали сборку в нашей стране. В общем, изучайте статистику и делайте выводы.

«Автомобили»

 
Загрузка...