Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 41 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

Lexus имеет самый высокий индекс доверия потребителей

Аналитика

Европейский авторынок в 2016 году вырос на 6,5%

Продажи легковых автомобилей в Европе по итогам 2016 года увеличились на 6,5% до 15 млн 131 тыс. 719 машин. Таким образом, европейский авторынок показывает положительную динамику третий год подряд, отмечают в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА).

17 январяподробнее

Свежая статья

В сыром виде. Почему в ЭРА-ГЛОНАСС пока нет смысла? (Авторамблер) В сыром виде. Почему в ЭРА-ГЛОНАСС пока нет смысла? (Авторамблер)

Этот день пришел. С 1 января 2017 года все автомобили, выпущенные в России или импортированные, должны быть оснащены системой вызова оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС. Установка и сертификация стоят больших денег, поэтому автопроизводители массово сокращают модельные ряды. А частный ввоз подержанных машин из-за рубежа и вовсе полностью прекратился. Для чего стоило городить огород? И надо ли было вообще? 

18 январяподробнее

Американцы снова расчистили дорогу своему автопрому

По итогам 2015 года Volkswagen мог бы впервые стать самым крупным производителем мира, обогнав Toyota и GM.

«Мы облажались». Это буквальное публичное признание исполнительного директора североамериканского подразделения Volkswagen Михаэля Хорна как нельзя лучше отражает то, что недавно произошло с Volkswagen Group. Скандал с занижением параметров выброса оксидов азота NOx в дизельных двигателях обретает все более угрожающие последствия для немецкой корпорации, впереди многомиллиардный иск.

Нынешние проблемы Volkswagen вполне укладываются в определенную парадигму событий, условным отсчетом которых можно назвать 2008 год, этот и следующий за мировым финансовым кризисом год отметились чередой сенсаций. Американский концерн Ford сохранил устойчивость, но выбыл из пятерки лидеров и вынужден был продать компании Jaguar и Land Rover индийской Tata Motors. В 2009 году американский концерн Chrysler подал заявление о банкротстве и в итоге перешел под контроль Fiat Group. Наконец, столп заокеанского автопрома General Motors прошел процедуру банкротства и реструктуризации под управлением правительства США (в обмен на 60% акций GM получил $30 млрд, позже концерн выкупил эти акции обратно).

Вся эта турбулентность происходила на бумагах и где-то за дверями в кабинетах топ-менеджеров. Небоскреб GM в Детройте не провалился под землю, станки по-прежнему штамповали кузова машин. Однако для GM настала новая эпоха: по итогам 2008 года впервые за 77 лет концерн уступил звание мирового лидера по продажам. Вперед вырвалась Toyota, в 2009 году японцы сохранили лидерство, продав 7,8 млн (-13%) машин, за этот же год GM реализовал 7,5 млн автомобилей (-11%). С этого момента началась гонка преследования, в которую включился и концерн Volkswagen, резко увеличивший продажи (см. график).

1.jpg

В этот момент в автопроме – помимо форс-мажорных катаклизмов, как, например, землетрясение в Японии в 2011 году, сильно повлиявшее на производство японских предприятий, и кризисов на отдельных рынках – появился новый ключевой механизм, влияющий на успешность компаний. Новым мировым регулятором стали ведомства США, призванные следить за нормами безопасности. В 2010 году разгорелся скандал из-за непреднамеренного ускорения автомобилей Toyota и ее люксового подразделения Lexus. Под давлением Национальной администрации по безопасности дорожного движения (NHTSA) японцы вынуждены были отозвать более 8,5 млн автомобилей. На первый взгляд самая крупная начиная с 1996 года сервисная акция не выбивалась из закономерностей американского рынка, где и местные автопроизводители регулярно призывали автовладельцев на замену потенциально опасных узлов и агрегатов.

Отзыв отзыву рознь, и особенность этой кампании заключалась в больших репутационных потерях Toyota, подогреваемых расследованием властей США. К примеру, менеджмент Toyota был вызван для объяснений в Конгресс, сенаторы поочередно устраивали собственные разбирательства, рекламируясь в СМИ. Впервые автопроизводитель выплатил столь крупную итоговую сумму штрафа – $16 млн вначале конфликта и $1,2 млрд спустя два года. Помимо этого резко снизились котировки акций Toyota, и в 2011 году ее глобальные продажи сократились на 6%. Скандал вынудил главу Toyota Кацуаки Ватанабэ подать в отставку, и его место занял Акио Тойода, правнук основателя компании Соитиро Тойоды.

Очень похожая ситуация с Volkswagen. Мартин Винтеркорн ушел в отставку, стоимость акций группы за эту неделю упала на треть, досталось и дочерним брендам: примерно также просели котировки Porsche и Audi. Паника на биржевых площадках рикошетом ударила по рыночной капитализации Renault, Peugeot и BMW. Регуляторы США потребовали отзыва почти полумиллиона дизельных автомобилей Volkswagen, проданных с 2009 по 2015 годы. Размер потенциальных штрафов оценен в $37,5 тыс. за каждый проданный автомобиль, что в итоге может вылиться в суммарный иск на $18 млрд – это официальная оценка Агентства по защите окружающей среды (EPA). Для сравнения, чистая прибыль концерна VW за 2014 год составила около $15 млрд. Это беспрецедентная сумма для штрафов в автопроме.

На этом список неприятностей не кончается. Продажи автомобилей с дизельными моторами всей группы VW приостановлены на всей территории США. О срочной необходимости в аналогичных расследованиях заявили и другие страны; примечательно, что в первую очередь это сделали представители государств с национальным автопромом – Франция, Великобритания, Южная Корея, Италия. По оценкам самого же концерна VW, «проблемных» дизелей может быть более 11 млн по всему миру.

Как ни странно, но эта история могла всплыть наружу еще в 2013 году. Именно тогда небольшая независимая некоммерческая контора «Международный совет по экологически чистому транспорту» (ICCT) со штаб-квартирой в Вашингтоне начала проверку дизельных версий Volkswagen Jetta и Passat, а также BMW X5. Расследование проводилось в Европе, где и были сделаны первые положительные экспертизы, далее изыскания перенесены в США, где более жесткие экологические требования, а компенсации по всем правовым коллизиям при прочих равных выше. К слову, глава этой независимой компании, Дрю Коджак – в прошлом вполне успешный чиновник с высоким статусом: программный директор комиссии по Национальной энергетической политике США (NCEP), а до этой должности Коджак проработал советником в упомянутом Агентстве по защите окружающей среды. Именно это агентство наряду с Калифорнийским советом воздушных ресурсов (CARB) с подачи компании Коджака обнародовало нарушения Volkswagen.

Нечаянно подставиться Volkswagen не мог, вину компании уже признал экс-глава группы Мартин Винтеркорн, а также, более эмоционально, Михаэль Хорн – крупные ошибки в мировой высшей лиге не прощают. Остаются вопросы. Почему компания ICCT не заявила о проблемах с дизелями Volkswagen еще в Европе в 2013-2014 году? Потому, что законодательство европейских стран более консервативное в вопросе подобных разбирательств? Почему сумма иска баснословная, с какого потолка эта калькуляция? И самый главный вопрос – кто следующий? По итогам I полугодия 2015 года Volkswagen впервые стал производителем №1 и шел с хорошей динамикой продаж к итогу года. Вряд ли ему удастся сохранить набранные обороты.

В 2014 году концерн GM вынужден был отозвать 2,6 млн автомобилей из-за проблем с зажиганием, которые, по данным NHTSA, привели к более чем 100 (!) смертей в различных ДТП. В деле самоускорявшихся Toyota фигурировало 5 летальных инцидентов, дизельные же двигатели Volkswagen никому не навредили. Ожидалось, что уже в середине этого года GM выплатит штраф – $900 млн. Сумма слабосопоставимая с $18 млрд, да и та не спешит покидать счета корпорации.

«Известия»

25.09.15 «Известия»