АВТОСТАТ | Группа ГАЗ выезжает на кризисный путь

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

20.02.15Прочитали 76 раз

Группа ГАЗ выезжает на кризисный путь

Крупнейший в России производитель легких коммерческих автомобилей (LCV) – группа ГАЗ Олега Дерипаски обратилась за госгарантиями на 25 млрд руб. Они нужны для реструктуризации долга перед ВТБ и Сбербанком на 35 млрд руб. По данным источников "Ъ", из-за роста ставки Mosprime после подъема ключевой ставки ЦБ в декабре 2014 года эффективная ставка по кредиту подскочила с 14,9% до более чем 30%.

Вчера глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что группа ГАЗ обратилась в правительство за госгарантиями на 25 млрд руб. под реструктуризацию долга. Теперь вопрос госгарантий будет рассмотрен комиссиями в Минэкономики и Минфине, а окончательное решение будет принято антикризисной комиссией под руководством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. По словам источников "Ъ", вопрос уже поднимался на заседании комиссии во вторник. В секретариате первого вице-премьера подтвердили это "Ъ", в Минфине и Минэкономики говорят, что документы по ГАЗу не поступали.

По данным источников "Ъ", госгарантии нужны компании, чтобы реструктурировать взятый в 2011 году на семь лет кредит перед ВТБ и Сбербанком на 35 млрд руб. Он, в свою очередь, был нужен для реструктуризации синдицированного кредита, предоставленного в 2009 году 22 банками во главе со Сбербанком для рефинансирования долгов на 39,3 млрд руб. Кредит тоже был обеспечен госгарантиями на 20 млрд руб. На конец первого полугодия 2014 года чистый долг группы ГАЗ составлял 60,4 млрд руб., а продажи ее LCV упали на 16%, до 69,4 тыс. машин. По оценкам Владимира Беспалова из "ВТБ Капитала", в 2015 году рынок LCV может при оптимистичном сценарии упасть на 12%.

Весь 2014 год группа ГАЗ пыталась оптимизировать условия кредитов. Так, в июне совет директоров группы одобрил увеличение ставки – раньше она составляла сумму ставки Mosprime за три месяца и обязательной платы и маржи, не превышающей 4,85% годовых, но выросла до 5,025%. Взамен группа перенесла с 2014 на 2018 год часть платежей по основному долгу. Собеседники "Ъ" отмечают, что "к концу года группа почти вышла на финальные договоренности по большинству кредитов, но резкое увеличение ключевой ставки ЦБ до 17% фактически заморозило переговоры с банками". В группе подтвердили "Ъ" эту информацию.

Источники "Ъ" на рынке объясняют, что до увеличения ставки ЦБ эффективный размер ставки по кредиту ВТБ и Сбербанка был "в среднем на уровне 14,95%", но Mosprime "в середине декабря подскочила до 29% (сейчас 17%.– "Ъ"), ставка по кредиту выросла примерно до 33%". В итоге ГАЗ и банки договорились о реструктурировании кредита на условии, что его ставка будет ориентирована на ключевую ставку ЦБ (сейчас 15%.– "Ъ") плюс 3,5%, поясняют собеседники "Ъ". Они подчеркивают, что "условия очень лояльны", группа попала в перечень системообразующих предприятий и "госбанки идут навстречу". Но стоимость фондирования для самих банков высока, поэтому обсуждается возможность привлечения ими госсредств на льготных условиях для реструктуризации кредита. Одним из вариантов было предоставление денег ВЭБом, но сейчас эта схема не рассматривается. В ВЭБе сообщили, что "пришли к взаимоприемлемым условиям для исполнения кредитных обязательств" ГАЗа. В Сбербанке и ВТБ от комментариев отказались.

Группа ГАЗ первой официально обратилась за крупными госгарантиями в рамках нынешнего антикризисного плана. На госгарантии претендует и вагоностроительный RM Rail, также входящий в "Русские машины" Олега Дерипаски, но их объем не определен. В начале года о госгарантиях по биржевым облигациям на 35 млрд руб. и по кредиту ВТБ на 1,6 млрд руб. до 2019 года договорился КамАЗ, но автозавод давно вел переговоры об этом. На днях с просьбой о предоставлении госгарантий на 15 млрд руб. обратился и Уралвагонзавод (УВЗ). По словам гендиректора УВЗ Олега Сиенко, они необходимы для Челябинского тракторного завода.

«Коммерсант»