АВТОСТАТ | Игорь Моржаретто: Бросок на юг. Через всю восточную Европу - к Черному морю

Горячая новость

Все новости

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Свежая статья

Все статьи

Видео

Все видео

09.08.18 Прочитали 1629 раз

Игорь Моржаретто: Бросок на юг. Через всю восточную Европу - к Черному морю

Панорама столицы Сербии - Белграда

Этим летом мы с семьей снова решили отправиться в автомобильное путешествие — из Москвы в Болгарию, к черноморскому побережью. И снова выбрали дорогу неблизкую: через Восточную Европу. Правда, маршрут назначили иной, чтобы было интереснее… И автомобиль тоже взяли новый. Ни о чем не пожалели ни разу!

ПРО ДОРОГИ

Трасса, которую мы проложили заранее, проходила по территории семи стран: России, Белоруссии, Польши, Словакии, Венгрии, Сербии и Болгарии. Всего 3100 км. Предполагали, что с учетом ночевок путешествие займет 4 - 5 дней; жилье каждый раз или бронировали за день по интернету, или останавливались там, где понравилось. Заранее наметили два места, где хотели бы задержаться как минимум на день: в Венгрии – город Эгер (нам там очень понравилось в прошлом году), в Сербии – Белград. Экипаж машины боевой — четыре человека: я, жена и двое детей (9 и 11 лет).

Игорь Моржаретто: Бросок на юг. Через всю восточную Европу - к Черному морю

Выехали из Москвы в субботу, в пять утра, чтобы проскочить все столичные пробки и максимально далеко проехать по светлому времени. Летели по отличному шоссе М-1 по России, а затем по Белоруссии, останавливались только для заправки, а заодно – перекусить и размять ноги. И в результате через 12 часов, как и планировали, оказались в Бресте, на белорусско-польской границе. При этом ПДД не нарушали! Просто М-1 - очень хорошая дорога, особенно у соседей, где она проходит в обход населенных пунктов, и разрешенная скорость почти везде – 120 км/час. Только скучновато – поставил себе машину на круиз-контроль и знай, считай верстовые столбы: справа и слева стена леса.

В Польше мы свернули на европейское шоссе №19, которое идет на юг, через Люблин, к Словакии и Венгрии. Вот уж где не заскучаешь! 340 км от города Мендзыжец-Подляски (долго учил!) до границы со Словакией преодолели часов за восемь. Три-четыре участка (километров 50 всего) – новая скоростная дорога, а в остальном трасса проходит через бесчисленное количество населенных пунктов. Только разгонишься километров до 80 – все, сбрасывай до 50 км/час: очередной городок впереди. Увы, так выглядит большинство дорог в Польше. И частично – в Словакии. Современный автобан начинается только от города Прешов. Зато дальше практически везде – и в Словакии, и в Венгрии, и в Сербии, и в Болгарии путь наш пролегал по скоростным шоссе. Опять круиз-контроль на 120 км/час – и только успевай заправляться!

Игорь Моржаретто: Бросок на юг. Через всю восточную Европу - к Черному морю

Мимо словацких городов Прешов, Кошице, мимо венгерского Мишкольца мы ехали в Эгер – город, где нам так понравилось еще в прошлом году. А дальше по венгерским скоростным дорогам №3 и 5 доехали до сербской границы. Там трасса на юг именуется А-1 — по ней мы без приключений с ветерком домчались до Белграда. Где остановились, чтобы отдохнуть и погулять по этому красивому городу (единственное, что омрачило знакомство с сербской столицей – дождь).

Улицы Белграда

И снова потом на юг, по трассе А-1, до города Ниша, где мы уже свернули на восток, на Болгарию, на скоростную трассу Е-80. Не все, правда, участки полностью сданы, но проблем нет. От границы до Софии, столицы Болгарии, каких-то 40 км, а дальше – чуть больше 300 км до Бургаса, до моря, по отличной автостраде. Еще полчаса – и мы в точке назначения, в городе Несебре. Позади неутомительные 5 дней пути, 3 100 км и масса впечатлений и воспоминаний. На полгода хватит, до следующего большого путешествия…

Игорь Моржаретто: Бросок на юг. Через всю восточную Европу - к Черному морю

ПРО ОПЛАТУ ПРОЕЗДА

В Белоруссии на трассе М-1 стоят указатели – «платная дорога», но к легковым автомобилям с российскими номерами это не относится: проезд бесплатный. Польша – одно из немногих государств Европы, где основная масса автодорог бесплатные. Раскошелиться придется только на новой трассе А2 (от Варшавы к германской границе), или на сданном недавно участке магистрали А4 (от Кракова до Закопане). Там, все, как у нас на платных дорогах: шлагбаумы, пункты взимания платы (ПВП)… Но нам туда не надо, мы на юг!

Такая же система в Сербии, где за проезд по трассам А-1 и Е-80 придется платить – наличными (берут в евро или сербских динарах) или по карточке. На трех ПВП мы оставили 12,5 евро.

А вот в Словакии и Венгрии для проезда по дорогам требуется купить специальную виньетку. Можно это сделать в киосках на границе, на крупных АЗС, но лучше – заранее, через Интернет. В Словакии: www.eznamka.sk, 10 евро за 10 дней; в Венгрии: www.virpay.hu, тоже 10 евро за 10 дней. В Болгарии придется купить обычную наклейку на лобовое стекло (на любой крупной АЗС), минимальная стоимость на 7 дней – 8 евро, на месяц – 15 евро.

Но сделать это обязательно нужно! Огромное количество видеокамер, установленных вдоль европейских дорог, «нацелены» не на фиксацию нарушений ПДД, а на наличие оплаты за проезд; работают и мобильные бригады контролеров. Штраф за неоплаченный проезд немаленький: в разных странах — от 150 до 300 евро!

ПРО ГРАНИЦЫ

Чтобы попасть на автомобиле в Европу, придется пересечь границу РФ с Эстонией или Латвией, или Белоруссии с Литвой или Польшей. Самый популярный маршрут – прямой, через белорусско-польскую границу, но пограничные переходы (в Бресте, Домачево, Гродно) – самые загруженные. Мы выбрали кратчайший путь через Брест, МАПП «Варшавский мост».

Честно говоря, купились на то, что белорусы предлагают за небольшие деньги (около 700 руб.) официально забронировать место в электронной очереди — по Интернету, через сайт www.belarusborder.by. Действительно, предъявив распечатанную «проходку» мы за несколько минут прошли белорусскую часть границы… чтобы попасть в непонятную очередь уже на польской территории.

Хотя машин было совсем немного, двигались они очень и очень медленно. И не сказать, что польские пограничники и таможенники были грубы и придирались к каждой мелочи, нет, просто создавалось впечатление, что они намеренно тянут время. Вот спросил пограничник у нас, куда мы едем, поставил печати в паспортах – и куда-то ушел. Таможенника мы ждали еще минут 30, чтобы за минуту ответить на пару вопросов… В результате вот так ползли около 2,5 часов. Зачем это? Кому нужно? Не знаю…

Кстати, ровно через неделю тем же путем ехал мой товарищ с семьей. Не доезжая до Бреста, он «поймал» вылетевший из-под колеса камень – и через лобовое стекло потянулась длинная трещина. Так вот, он отстоял двухчасовую очередь, чтобы уже на польской части перехода его без разговора завернули назад – менять стекло! Европейские ПДД запрещают эксплуатировать авто с подобными повреждениями (впрочем, и наши тоже)… Пришлось ему вернуться в Минск (это 600 км туда-обратно; в Бресте на его модель стекла не нашли), чтобы через сутки снова отстоять на границе три часа…

Игорь Моржаретто: Бросок на юг. Через всю восточную Европу - к Черному морю

Дальше между странами шенгенской зоны границ нет. Пограничные пункты ждали нас на выезде из Венгрии в Сербию (вся процедура заняла четверть часа), и минут 20 отняла проверка на сербско-болгарской границе. Болгария в европейский визовый союз пока не входит (только в Евросоюз), но признает шенгенские визы. В принципе, возможен вариант «болгарская виза + многократная транзитная виза» любой из стран шенгенской зоны, например, Польши.

ПРО ДЕНЬГИ

Самая большая часть расходов – конечно же, бензин. В Европе он нынче недешев; цена от 82 руб. за литр в Болгарии до 102 руб. в Словакии (в Польше, Венгрии и Сербии – 93-98). Но самый дешевый, конечно же, в Белоруссии – около 43 руб. за литр 95-го (данные на конец июня этого года). Даже дешевле, чем в России! В итоге на топливо (общий пробег 3100 км, средний расход 6,3 л на 100 км) ушло 13,3 тыс. руб.

Дальше, четыре ночи в отелях, мотелях и апартаментах. Дважды бронировали номера за сутки через booking.com, еще два раза просто выбирали понравившийся придорожный мотель или отель. Ночлег на четверых обходился в 40-50 евро (нам нужны были две спальни, а также стоянка). Итого: 13 тыс. рублей.

Еще плата за дороги в четырех странах – 3600 руб. «Зеленая карта» (европейский вариант ОСАГО, без нее завернут уже на границе) – от 2450 руб. (за 2 недели; наша на 2 месяца стоила 8,6 тыс. руб.). И, конечно же, еда и всякие удовольствия – посещение музеев и парков, аквапарка и кафе… Не шиковали, выбирали, как правило, кафе с национальной кухней, и не пожалели ни разу. Кормят в Восточной Европе вкусно и недорого!

Игорь Моржаретто: Бросок на юг. Через всю восточную Европу - к Черному морю

Дорого нам обошлось путешествие, дешево? Кому как. Для семьи из четырех человек, считаю, вполне доступно. Сравнимо со стоимостью перелета на четверых, зато мы столько нового увидели! И главное – удовольствие, которое мы получили от нашей экспедиции, от общения друг с другом и местными жителями (а они, как правило, к нам относятся очень дружелюбно) – бесценно!

И ПРО МАШИНУ

В путешествие мы отправились на модном европейском хэтчбеке «Ситроен С3 ЭйрКросс». Надо сказать, что модель совсем новая (в России продажи стартовали только этой весной), и даже в Европе такие авто пока в редкость. Во всяком случае, нас расспрашивали о ней и белорусские, и польские пограничники!

Игорь Моржаретто: Бросок на юг. Через всю восточную Европу - к Черному морю

По нынешней европейской моде этот очень стильный автомобиль лишь внешне чуть напоминает кроссовер, и бывает только переднеприводным. Есть варианты с бензиновыми и даже дизельным моторами с «механикой» или автоматом. Мне достался, наверное, самый популярный вариант – три цилиндра, 1,2 л/110 л.с. с 6-ступенчатым автоматом. Комплектация — Feel, в которой есть почти все (не было разве что штатной навигации). Уверяю вас — трех цилиндров для езды по городам и скоростным трассам, а также горным дорогам Словакии вполне достаточно!

Что очень важно – моторчик оказался очень экономичным! С учетом скоростных участков (где я, как сказал, просто выставлял на круиз-контроле разрешенные 120 км/ч), горных серпантинов и неторопливых польских дорог у меня получилось в среднем 6,3 л на сотню. Отлично! Пробовал на круиз-контроле выставить скорость 100 – и тогда расход падал примерно до 4,5-5 л. Но по автобану так не поедешь…

При том, что загрузка была немаленькой (двое взрослых, двое детей и пара чемоданов в багажнике), автомобильчик разгонялся очень резво. В салоне совсем не тесно – этот небольшой хэтчбек на удивление просторный, и дети на заднем диване (он двигается вперед-назад, наклон спинки тоже можно регулировать) на тесноту не жаловались. И багажник тоже довольно большой (410-520 л, в зависимости от положения задних сидений). Больше, чем у моего «Рено-Каптюр», хотя последний почти на 20 см длиннее!

Игорь Моржаретто: Бросок на юг. Через всю восточную Европу - к Черному морю

Новый «Ситроен С3 ЭйрКросс» стоит от 1 млн 69 тыс. руб.; за машину с мотором в 110 л.с. и автоматом просят от 1,3 млн.; «мой» с пакетами дополнительных опций оценивается в 1 млн. 384 тыс. руб. За оригинальную, модную, очень хорошо укомплектованную машину французской сборки – это, наверное, нормально. Так что если вы горожанин, ваша стихия — мегаполис, и при этом вы отчаянно хотите выделиться из общего потока, то «ЭйрКросс» – очень интересный выбор. Кстати, и для путешествий по хорошим дорогам он подойдет. Проверено!

Игорь Моржаретто: Бросок на юг. Через всю восточную Европу - к Черному морю

P.S. На самом деле во всем виноват Антон Чуйкин, который ранее ездил на тест-драйв этого автомобиля и так зажигательно о нем рассказывал, что я тоже захотел его протестировать. Вот цитата из его материала: «Этот автомобиль ожидаемо оригинальный, неожиданно просторный, отчаянно европейский, вполне практичный, невероятно симпатичный, и чтобы не продолжать до бесконечности, подытожу одним словом: прикольный. Если вы меня поняли, «ЭйрКросс» - ваш». Так ведь не обманул…

, источник: autostat.ru