При этом в 4 квартале 2016 года темпы выдачи автокредитов были еще выше – рост на 23,2% до 161,3 тыс. единиц. Также существенно выросла в 2016 году доля «кредитных» автомобилей в структуре рынка – до 44% (на 7 процентных пунктов).
По информации 4000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2016 года в России количество проданных в кредит автомобилей составило 552,4 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13,8% (в 2015 году – 485,3 тыс. шт.). При этом в 4 квартале 2016 года темпы роста автокредитования были еще выше – на 23,2%, а количество «кредитных» автомобилей составило 161,3 тыс. единиц (в 4 кв. 2015 года – 130,9 тыс. шт.)
Диаграмма 1. ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ДИНАМИКА ВЫДАЧИ АВТОКРЕДИТОВ В 2015-2016 ГОДАХ, единиц
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 2016 году сократился на 4,1% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 255,3 тыс. единиц (в 2015 году – 1 308,5 тыс. ед.). При этом в четвертом квартале 2016 года, впервые за 2 последних года, был отмечен рост рынка новых автомобилей – на 8,5% до 367,5 тыс. единиц (в 4 кв. 2015 года – 338,7 тыс. шт.).
Сопоставление данных НБКИ об автокредитах и агентства «АВТОСТАТ» о динамике объемов авторынка указывает на увеличение доли «кредитных» автомобилей в общих продажах (Таблица 1). Так, в 2016 году доля автомобилей, проданных в кредит, составила 44,0%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 6,9 п.п. (в 2015 году – 37,1%).
Таблица 1. ДИНАМИКА РЫНКА НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ВЫДАЧИ АВТОКРЕДИТОВ И ДОЛИ АВТОМОБИЛЕЙ, КУПЛЕННЫХ В КРЕДИТ
период | автокредиты*, тыс. штук | объём рынка** автомобилей, тыс. штук | доля кредитных автомобилей*** в объёме рынка |
1К'14 | 194,1 | 555,5 | 34,94% |
2К'14 | 205,7 | 553,3 | 37,18% |
3К'14 | 206,1 | 524,3 | 39,31% |
4К'14 | 217,5 | 704,4 | 30,88% |
2014 | 823,4 | 2 337,5 | 35,23% |
1К'15 | 60,4 | 275,2 | 21,95% |
2К'15 | 144,4 | 325,0 | 44,43% |
3К'15 | 149,6 | 369,6 | 40,48% |
4К'15 | 130,9 | 338,7 | 38,65% |
2015 | 485,3 | 1 308,5 | 37,09% |
1К'16 | 102,1 | 268,2 | 38,07% |
2К'16 | 134,8 | 303,5 | 44,42% |
3К'16 | 154,2 | 316,1 | 48,78% |
4К'16 | 161,3 | 367,5 | 43,89% |
2016 | 552,4 | 1 255,3 | 44,01% |
Детализированная информация о показателях авторынка и рынка автокредитования предоставляется подписчикам аналитических материалов агентства «АВТОСТАТ» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ)
«Несмотря на продолжающееся второй год падение автомобильных продаж, темпы выдачи автокредитов и, соответственно, их доля в структуре авторынка неуклонно растет, - комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Вместе с тем, качество автокредитов продолжает ухудшаться, превысив уровень 9% (доля просроченной задолженности свыше 30 дней). Тем не менее, в этом сегменте розничного кредитования ситуация с просрочкой существенно лучше, чем в случае с необеспеченными кредитами. Важно, что новые данные и решения НБКИ позволяют кредиторам проводить детализированную оценку риск-профиля заемщиков и управлять рисками. Если говорить о факторах, продолжающих сдерживать развитие не только автокредитования, но и всего авторынка, то, по нашему мнению, главным из них по-прежнему остается снижение реальных доходов населения».
«Действительно, авторынок четвертый год подряд демонстрирует падение, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Однако результаты 4 квартала 2016 года вселяют оптимизм: впервые за два последних года был отмечен квартальный рост продаж автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Что касается роста доли «кредитных» автомобилей в структуре рынка, то он во многом обусловлен реализацией госпрограммы льготного автокредитования, действие которой продлевается и на 2017 год. Таким образом, автокредитование остается для банков одним из достаточно привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан – одним из наиболее доступных способов приобретения автомобилей».
Таблица 2. ТОП-10 РЕГИОНОВ С НАИБОЛЬШИМИ ОБЪЁМАМИ РЫНКА НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В 2016 ГОДУ
регионы | объём рынка** в 2016 году, ед. | автокредиты | доля автокредитов*** в объёме рынка в 2016 году | |
2016, ед. | 16/15 | |||
Москва | 200 365 | 50 069 | 20,9% | 25,0% |
Московская обл. | 97 457 | 36 448 | 17,2% | 37,4% |
Санкт-Петербург | 85 641 | 37 263 | 14,4% | 43,5% |
Татарстан | 59 436 | 35 940 | 11,5% | 60,5% |
Краснодарский край | 48 736 | 18 850 | 20,1% | 38,7% |
Самарская обл. | 43 970 | 20 705 | 15,2% | 47,1% |
Башкортостан | 43 656 | 24 684 | 14,3% | 56,5% |
Ростовская обл. | 35 275 | 16 078 | 21,8% | 45,6% |
Свердловская обл. | 33 910 | 16 029 | 11,8% | 47,3% |
Нижегородская обл. | 31 167 | 17 733 | 7,9% | 56,9% |
Таблица 3. ТОП-10 РЕГИОНОВ С НАИБОЛЬШЕЙ ДОЛЕЙ АВТОКРЕДИТОВ В СТРУКТУРЕ РЫНКА В 2016 ГОДУ
регионы | доля автокредитов*** в объёме рынка в 2016 году | автокредиты | объём рынка** в 2016 году, ед. | |
2016, ед. | 16/15 | |||
Тыва | 72,1% | 325 | -5,8% | 451 |
Ленинградская обл. | 69,7% | 10 279 | 15,8% | 14 748 |
Марий Эл | 65,5% | 3 372 | 9,8% | 5 147 |
Магаданская обл. | 64,3% | 184 | 55,9% | 286 |
Якутия(Саха) | 64,1% | 1 053 | 4,7% | 1 644 |
Адыгея | 62,6% | 1 629 | 11,0% | 2 601 |
Еврейская АО | 62,5% | 60 | 25,0% | 96 |
Курганская обл. | 62,0% | 2 680 | 9,3% | 4 326 |
Удмуртия | 61,7% | 9 821 | 13,9% | 15 927 |
Чукотский АО | 61,5% | 72 | 33,3% | 117 |
Примечание: в целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и агентства «АВТОСТАТ»
* c учетом автомобилей с пробегом
** на основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ
*** доля кредитов, выданных на новые автомобили несколько меньше, т.к. отсутствует разбивка данных по выдачам кредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом.