Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Икуо Маэда, главный дизайнер Mazda Motor Corp. («Автомобили»)

Если в фамилии Икуо Маэда (IkuoMaeda) поменять всего одну букву, то получится название компании, в которой он работает главным дизайнером. Сменив на этом посту голландца Ван ден Акера, г-н Маэда предложил новую концепцию дизайна – KODO.

– Играют ли традиции какую-либо роль в нашем глобальном мире?

– Здесь нужно разделять понятия «старомодный» и «аутентичный». Если мы, следуя традиции, впадаем в старомодность, то это неправильно и молодежи такое точно не понравится. А вот если мы говорим про аутентичность и про, скажем, следование какой-то заложенной ДНК, то тогда другое дело. Но здесь важно эту границу почувствовать.

– Я недавно беседовал с вице-президентом компании Kia. Он мне рассказывал о стратегии, принятой в 2006 году, как в первую очередь о дизайнерской революции, которая сейчас, как мы видим, дает свои плоды – за последние пять лет их продажи выросли в два раза! Получается, дизайнер сейчас – человек №1. Ощущаете этот груз ответственности?

Kia и Hyundai – великолепные примеры. Но Mazda работает на этой ниве дольше, и мы прибавили к дизайну еще и техническую составляющую. Все-таки без серьезной инженерной поддержки тоже нельзя. У табуретки должны быть четыре ножки, а не одна, не две. Поэтому не только дизайн, но еще и инжиниринг. Конечно, было бы идеально отвечать за автомобиль целиком, особенно если ты готов и в моральном, и в физическом плане, но ситуация не такая тривиальная, как кажется.

– Кто формулирует дизайнерскую идею в целом?

– Я. Когда меня назначали на эту позицию, я провел презентацию, на которой подробно представил свои идеи, указал направление, в котором собираюсь двигаться. И никаких негативных комментариев не услышал – мне действительно поверили.

– Идея всегда необходима или задача может формулироваться так: «Давайте уменьшим бампер, изменим решетку радиатора и чуть подправим линию крыши»?

– Для меня более важна идея. Без нее нельзя. Я не могу подходить к каждому младшему дизайнеру и давать всем отдельные задания. Это несерьезно. Моя задача, конечно, – идея. Как сформулировать идею? Я обычно рисую, слова здесь не нужны. Если должна быть более конкретная концепция, то делаю модель. А вот всякие там словеса, как правило, просто ни к чему…

– Но для читателей можно хотя бы тремя словами расшифровать, что такое KODO?

KODO – это атлетизм в движении. Но движение здесь не простое. Есть атлеты – перекачанные культуристы, перекормленные гормональными препаратами. А мы имеем в виду другое. Это атлет-бегун, подтянутый, стройный, даже грациозный. Мы говорим об эстетизме движения.

– Дизайнер – это ремесленник или творец?

– Посередине. Потому что на каждой стадии нужны совершенно разные навыки. Сначала никуда не деться без примитивного умения рисовать – иначе не выразить то, что ты хочешь представить. Потом ты все доводишь-шлифуешь и в конце концов выходишь на стадию макетной проработки, когда тебе нужно просчитать все с инженерами, составить бизнес-кейс. И там уже приходится решать совершенно другого уровня задачи.

– Ну а главный дизайнер – это, конечно, организатор в первую очередь, а не творец, да?

– Если честно, я – творец. У меня менеджмент очень плохо получается.

– В вашу задачу входит формирование команды дизайнеров на всех уровнях. Какие там секреты? Нужны ли вам звезды?

– В целом, звезды не нужны – нужна команда. Бытие, как известно, определяет сознание, поэтому у нас все дизайнеры из разных стран, и звездность там совершенно не нужна. У меня задача взять лучшего китайского дизайнера, лучшего немецкого дизайнера, лучшего англичанина и так далее, и превратить всех в один работающий механизм. При излишней звездности так, конечно, не получится.

– Трудно управлять творческими коллективами? У наших военных существует такая офицерская пословица: «Куда солдата ни целуй – у него везде жопа». С дизайнерами то же самое?

– С ними очень тяжело. Вообще они как дети. Вот придумает что-нибудь и ходит-ходит, продвигает идею свою, чтобы именно ее использовали. Не принимаешь – обижается.

– Кто в конце концов решает, хорошо получилось или плохо?

– Рынок – король. Мы не свободные художники – мы промышленные дизайнеры. Поэтому финальное слово за рынком, за тем, сколько ты машин продал. Вот и вся задача, которую дизайнеры, по крайней мере в этой среде, решают. Но, знаете, очень часто бывает, что цифры продаж хорошие, а я недоволен.

– А сейчас вам нравится дизайн Mazda?

– Да, конечно.

– Но что-то хочется улучшить и изменить?

– Мы хотим быть лидерами в когорте тех, кто делает самый удачный дизайн. Сейчас у нас, в принципе, все неплохо, но 100%-го удовлетворения нет. Но это и правильно. Не должно быть полной удовлетворенности тем, что делаешь. Предпочитаю к задаче, к той картинке, которая живет в голове, двигаться постепенно, воплощать будущее по частям.

– Тakeri – это прообраз новой Mazda6?

– Пока не могу комментировать.

– В какой следующей машине найдут воплощение идеи KODO?

– Наша большая тройка – это Mazda6, Mazda3 и Mazda2. Примерно в такой последовательности все и произойдет.

– Как я понял, Mazda стремится делать интернациональный дизайн, а не национальный?

– Да, международный. Но при этом в нем должен читаться идентификационный ключ. Ведь «японскость» проявляется не только в дизайне – это общее ощущение. Это простые формы, точность, хорошее качество – значительно более глубокие понятия, чем просто дизайн. Для меня намного важнее передать те ощущения простоты и красоты, которые составляют суть японской культуры.

– А кто для вас иконы в автомобильном дизайне? Какие дизайнеры и автомобили?

– Марчелло Гандини. Он лучший. Очень уважаю его за умение прорабатывать линии. Он действительно мастер. Например, две его машины – Countache и Miura – совершенно разные. И не поверишь, что один человек мог сделать такие разные работы. При этом и в том, и в другом случае восхищаешься удивительной проработкой деталей, линий и очень внимательным и качественным подходом к дизайну.

– А что из того, что сделано сейчас, вас особенно впечатляет?

– Два или три года назад видел у Pininfarina какую-то дизайнерскую концепцию спортивного автомобиля. Я забыл, как называется, но меня это поразило. Онa вобрала в себя столетнюю историю AlfaRomeo.

– А не из концептов, а из серийно выпускающихся автомобилей?

– Из того, что я видел в последнее время, – RangeRoverEvoque и BMW 6 SeriesGranCoupe. Пропорции великолепные.

– О студенческом творчестве. Бывает ли так, что проект, решение, придуманные студентом, оказываются интересными и начинают использоваться в реальных разработках?

– Студентов в основном заботит качество рисунка, им очень важно показать «как хорошо я нарисовал». Но дело совершенно не в этом! Я смотрю на них с точки зрения будущего потенциала, пытаюсь обнаружить у них внутри какую-то особую творческую жилку, понять, насколько тот или иной человек вообще может состояться как дизайнер целостный и системный, возможно ли дальше с ним вести какие-то общие дела. Условно говоря, хорошо рисовать – это еще не все. Я обычно смотрю скорее на них самих, чем на их работы, потому что работы обычно действительно наивные и по ним ничего не поймешь.

– Простой вопрос: как стать главным дизайнером?

– Нужны амбиции и сильная целеустремленность. Горячее желание забраться на самую вершину горы, чтобы отвечать за весь автомобиль. Стремиться к тому, чтобы сделать автомобиль полностью самому. Только такое желание. Много дизайнеров, естественно, которые и талантливы, и прекрасно рисуют. Но разница между главным и обычным дизайнером – умение найти первородную идею, сформулировать новое дизайнерское направление.

– А вы всегда, с молодости, знали и хотели стать главным автомобильным дизайнером?

– Да. Я, к сожалению, не терплю чужие мнения, мне неинтересно заниматься чужими идеями.

– Вы жесткий руководитель?

– Очень.

«Автомобили»

02.04.12 «Автомобили»
Метки: mazda, дизайн
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 10 ноября 2015 «Движущая сила». Кем был Вальтер де Сильва для Volkswagen

    «До конца ноября Вальтер де Сильва выйдет на пенсию», - сообщение, размещенное на сайте Volkswagen, шокировало поклонников немецкого бренда. В самой компании тоже сожалеют об уходе шеф-дизайнера, благодарят итальянца за проделанную работу и отрицают, что это решение каким-то образом связано с «Дизельгейтом».

    подробнее
  • 6 июля 2015 Кризис идей в автопроме: тех же щей да погуще влей

    В этом году состоялось уже четыре крупных автосалона – Детройт, Женева, Нью-Йорк, Шанхай – и все они оказались до скуки предсказуемыми. Впрочем, это можно сказать и про выставки прошлого года, и про моторшоу позапрошлого… Я вам больше того скажу: если вы откроете автомобильные журналы десятилетней давности, то окажется, что тогда автопром с помпой преподносил примерно то же самое, что и сегодня.

    подробнее
  • 2 июля 2015 Насколько крут Стив Маттин? Машины, которые нарисовал дизайнер Lada

    Мы обнаружили, что не существует подробного общедоступного «досье» на нынешнего главного дизайнера бренда Lada, а ведь послужной список у Маттина достойный. Спешим восполнить этот пробел, пристально изучив все работы за авторством Стива.Эта статья рассказывает о серийных моделях, автором дизайна которых является Стив Маттин.

    подробнее