Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 43 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

ТОП-10 автомобилей с пробегом в 2016 году

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ (MotorPage.Ru)

Недавно эксперты агентства АВТОСТАТ провели исследование, которое показало, что за последние 10 лет автомобиль стал доступнее для населения. По данным агентства, в 2001 году официальная средняя зарплата в России составляла 3 240 рублей (около 111$), а средняя цена нового отечественного автомобиля – 124 тыс. рублей (4250$). Новая иномарка тогда стоила в среднем – 570 тыс. рублей (19,5 тыс. долларов). В 2011 году официальная среднемесячная зарплата по стране составила около 22 тыс. рублей (750$), а средняя цена на отечественный автомобиль 295 тыс. рублей (10$ тыс.). При этом средняя стоимость новой иномарки – 913 тысяч рублей (30,3$ тыс.).

О росте доходов населения и отношении россиян к приобретению автомобиля порталу MotorPage.ru рассказал директор Всероссийского центра изучения общественного мнения, Валерий Федоров.

- Можно ли ориентироваться в оценке доступности автомобиля на такой показатель как средняя заработная плата в экономике?

- Поскольку в 2000-е годы произошло значительное «обеление» зарплат и действительно наблюдался их существенный рост, этот показатель можно использовать в качестве ориентира для оценки доступности товаров длительного пользования. По сравнению с 1990-ми годами существенно меньше стало граждан, которые работают и получают доход в трех местах без оформления. Большинство наших респондентов сейчас указывают в качестве основного доход по одному официальному месту работы. Конечно, многим удается еще что-то где-то перехватить, но сейчас это скорее исключение, чем правило.

Единственное, надо учитывать, что у нас есть значительная часть пенсионеров, студентов и самозанятых, у которых нет такого понятия, как заработная плата. Эти группы не учитываются при составлении статистики по средним зарплатам. Если я не ошибаюсь, зарплату у нас получают только около 44% населения.

- Как сами граждане оценивают свое благосостояние и способность совершать большие покупки?

- Есть такой показатель - индекс самооценок материального положения. Мы ежемесячно на протяжении уже пяти лет задаем вопрос «Как бы вы оценили в настоящее время материальное положение вашей семьи?» На основании результатов формируется индекс, чем он выше, тем лучше материальное положение. В январе 2012 года индекс составил 58 пунктов. До этого в декабре 2011 было 55, в ноябре 51, в октября 54, в сентябре 50. В целом наблюдается повышательный тренд, что не типично. Обычно в январе, после праздников у россиян в кармане пустовато. В целом же если индекс выше 50 пунктов – это хорошо.

Самая низшая точка индекса нами наблюдалась в феврале 2009 года – 35 пунктов. Самая высокая, перед кризисом, в августе 2008 года – 60 пунктов. То есть, по благосостоянию мы сейчас практически вышли на докризисный уровень.

- Какова Ваша оценка дифференциации по доходам в России? Это по-прежнему актуальная для нас проблема?

- Да, это все еще актуально. За время мощного экономического роста 2000-х годов дифференциация явно не упала, а возможно и несколько усилилась. Имущественное расслоение остается крайне высоким. Более того оно морально неприемлемо для населения, ведь уравнительные правила и обычаи советских времен никуда не исчезли, они по-прежнему живут в сознании россиян. Конфликт между тем, что мы ежедневно наблюдаем, и представлениями о том, как должно быть, очень силен.

Когда мы спрашиваем, справедливо ли устроено наше государство, 80% отвечают, что не справедливо. И эта цифра не меняется на протяжении очень длительного времени.

Однако, надо заметить, что в тех же США процесс расширения среднего класса и построения общества равных возможностей зашел в тупик к 1970-м годам. С тех пор расслоение в американском обществе неизменно увеличивается. Сейчас дифференциация в США гораздо выше, чем в 1960-е годы. По сути там дифференциация на том же уровне, что и у нас. Другое дело, что это не вызывает такой социальной напряженности как в России. Все-таки там есть представление о том, что чистильщик обуви, если будет упорно трудиться, может стать Рокфеллером. А у нас идея всеобщего уравнивания, и если ты Рома Абрамович, то все думают, что ты украл в начале своей карьеры.

- Чем сегодня автомобиль является для россиян?

- Это все еще не средство передвижения, а роскошь. Как средство передвижения автомобиль частично воспринимается в крупных городах, да и то лишь потому, что в 1990-е мы наблюдали упадок системы общественного транспорта. Сейчас вновь провозглашена политика, направленная на возвращение приоритета общественному транспорту. Пока она в полной мере не реализована, и существует больше на словах, но в любом случае это не будет способствовать изменению восприятия автомобиля. Он и дальше будет роскошью. К слову, многие автовладельцы готовы часами простаивать в пробках, но не пересаживаются на автобусы и троллейбусы, хотя с точки зрения передвижения это часто эффективнее.

Еще приобретение автомобиля это проявление статусного потребления. Если у тебя нет машины, ты существенно теряешь в глазах окружающих. При этом автомобиль должен быть иностранным, большим и т.д. То есть отношение к автомобилю у россиян не утилитарное, а скорее ритуальное.

- С вашей точки зрения рост автомобилизации в ближайшие годы продолжится?

- Пока у нас будут неподъемные цены на жилье и слаборазвитый рынок недвижимости, приобретение автомобиля будет оставаться своеобразным замещением. Человеку хочется повысить статус и качество жизни, продемонстрировать это себе и окружающим, а раз квартира остается недоступным приобретением, остается только купить автомобиль. И чем дороже, тем лучше. Соответственно на автомобили будет сохраняться спрос, подогретый этими желаниями.

- В развитых странах рост автомобилизации достигался во многом за счет развития системы кредитования. А как россияне относятся к идее кредита?

- Мы еще не готовы к той финансовой революции, которая наблюдалась в США в 1920-е годы, когда все стали охотно брать кредиты. У нас по прежнему отношение к кредиту выражается формулой «берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда».

Эмпирически в крупных городах потребительское кредитование востребовано. Четверть автомобилей продается в кредит. Но это все равно существенно меньше, чем на Западе.

Возможно, россиянам не хватает дисциплины для полноценного пользования кредитами. А банкам, чтобы больше выдавать кредитов, не хватает кредитных историй. То есть, это эволюционный процесс. Пока мы не дошли до уровня развития, когда кредит становится обыденностью и нормой потребительского поведения.

Мы проводим регулярные опросы и спрашиваем, хорошее ли сейчас время, чтобы брать кредит, делать крупные покупки? Пока большинство опрошенных дает отрицательный ответ. Но и число тех, кто считает время подходящим для таких действий, постоянно подрастает. Сейчас таких уже больше 20%.

MotorPage.Ru

17.02.12 MotorPage.ru
 
Загрузка...