Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 5 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ (MotorPage.Ru)

Недавно эксперты агентства АВТОСТАТ провели исследование, которое показало, что за последние 10 лет автомобиль стал доступнее для населения. По данным агентства, в 2001 году официальная средняя зарплата в России составляла 3 240 рублей (около 111$), а средняя цена нового отечественного автомобиля – 124 тыс. рублей (4250$). Новая иномарка тогда стоила в среднем – 570 тыс. рублей (19,5 тыс. долларов). В 2011 году официальная среднемесячная зарплата по стране составила около 22 тыс. рублей (750$), а средняя цена на отечественный автомобиль 295 тыс. рублей (10$ тыс.). При этом средняя стоимость новой иномарки – 913 тысяч рублей (30,3$ тыс.).

О росте доходов населения и отношении россиян к приобретению автомобиля порталу MotorPage.ru рассказал директор Всероссийского центра изучения общественного мнения, Валерий Федоров.

- Можно ли ориентироваться в оценке доступности автомобиля на такой показатель как средняя заработная плата в экономике?

- Поскольку в 2000-е годы произошло значительное «обеление» зарплат и действительно наблюдался их существенный рост, этот показатель можно использовать в качестве ориентира для оценки доступности товаров длительного пользования. По сравнению с 1990-ми годами существенно меньше стало граждан, которые работают и получают доход в трех местах без оформления. Большинство наших респондентов сейчас указывают в качестве основного доход по одному официальному месту работы. Конечно, многим удается еще что-то где-то перехватить, но сейчас это скорее исключение, чем правило.

Единственное, надо учитывать, что у нас есть значительная часть пенсионеров, студентов и самозанятых, у которых нет такого понятия, как заработная плата. Эти группы не учитываются при составлении статистики по средним зарплатам. Если я не ошибаюсь, зарплату у нас получают только около 44% населения.

- Как сами граждане оценивают свое благосостояние и способность совершать большие покупки?

- Есть такой показатель - индекс самооценок материального положения. Мы ежемесячно на протяжении уже пяти лет задаем вопрос «Как бы вы оценили в настоящее время материальное положение вашей семьи?» На основании результатов формируется индекс, чем он выше, тем лучше материальное положение. В январе 2012 года индекс составил 58 пунктов. До этого в декабре 2011 было 55, в ноябре 51, в октября 54, в сентябре 50. В целом наблюдается повышательный тренд, что не типично. Обычно в январе, после праздников у россиян в кармане пустовато. В целом же если индекс выше 50 пунктов – это хорошо.

Самая низшая точка индекса нами наблюдалась в феврале 2009 года – 35 пунктов. Самая высокая, перед кризисом, в августе 2008 года – 60 пунктов. То есть, по благосостоянию мы сейчас практически вышли на докризисный уровень.

- Какова Ваша оценка дифференциации по доходам в России? Это по-прежнему актуальная для нас проблема?

- Да, это все еще актуально. За время мощного экономического роста 2000-х годов дифференциация явно не упала, а возможно и несколько усилилась. Имущественное расслоение остается крайне высоким. Более того оно морально неприемлемо для населения, ведь уравнительные правила и обычаи советских времен никуда не исчезли, они по-прежнему живут в сознании россиян. Конфликт между тем, что мы ежедневно наблюдаем, и представлениями о том, как должно быть, очень силен.

Когда мы спрашиваем, справедливо ли устроено наше государство, 80% отвечают, что не справедливо. И эта цифра не меняется на протяжении очень длительного времени.

Однако, надо заметить, что в тех же США процесс расширения среднего класса и построения общества равных возможностей зашел в тупик к 1970-м годам. С тех пор расслоение в американском обществе неизменно увеличивается. Сейчас дифференциация в США гораздо выше, чем в 1960-е годы. По сути там дифференциация на том же уровне, что и у нас. Другое дело, что это не вызывает такой социальной напряженности как в России. Все-таки там есть представление о том, что чистильщик обуви, если будет упорно трудиться, может стать Рокфеллером. А у нас идея всеобщего уравнивания, и если ты Рома Абрамович, то все думают, что ты украл в начале своей карьеры.

- Чем сегодня автомобиль является для россиян?

- Это все еще не средство передвижения, а роскошь. Как средство передвижения автомобиль частично воспринимается в крупных городах, да и то лишь потому, что в 1990-е мы наблюдали упадок системы общественного транспорта. Сейчас вновь провозглашена политика, направленная на возвращение приоритета общественному транспорту. Пока она в полной мере не реализована, и существует больше на словах, но в любом случае это не будет способствовать изменению восприятия автомобиля. Он и дальше будет роскошью. К слову, многие автовладельцы готовы часами простаивать в пробках, но не пересаживаются на автобусы и троллейбусы, хотя с точки зрения передвижения это часто эффективнее.

Еще приобретение автомобиля это проявление статусного потребления. Если у тебя нет машины, ты существенно теряешь в глазах окружающих. При этом автомобиль должен быть иностранным, большим и т.д. То есть отношение к автомобилю у россиян не утилитарное, а скорее ритуальное.

- С вашей точки зрения рост автомобилизации в ближайшие годы продолжится?

- Пока у нас будут неподъемные цены на жилье и слаборазвитый рынок недвижимости, приобретение автомобиля будет оставаться своеобразным замещением. Человеку хочется повысить статус и качество жизни, продемонстрировать это себе и окружающим, а раз квартира остается недоступным приобретением, остается только купить автомобиль. И чем дороже, тем лучше. Соответственно на автомобили будет сохраняться спрос, подогретый этими желаниями.

- В развитых странах рост автомобилизации достигался во многом за счет развития системы кредитования. А как россияне относятся к идее кредита?

- Мы еще не готовы к той финансовой революции, которая наблюдалась в США в 1920-е годы, когда все стали охотно брать кредиты. У нас по прежнему отношение к кредиту выражается формулой «берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда».

Эмпирически в крупных городах потребительское кредитование востребовано. Четверть автомобилей продается в кредит. Но это все равно существенно меньше, чем на Западе.

Возможно, россиянам не хватает дисциплины для полноценного пользования кредитами. А банкам, чтобы больше выдавать кредитов, не хватает кредитных историй. То есть, это эволюционный процесс. Пока мы не дошли до уровня развития, когда кредит становится обыденностью и нормой потребительского поведения.

Мы проводим регулярные опросы и спрашиваем, хорошее ли сейчас время, чтобы брать кредит, делать крупные покупки? Пока большинство опрошенных дает отрицательный ответ. Но и число тех, кто считает время подходящим для таких действий, постоянно подрастает. Сейчас таких уже больше 20%.

MotorPage.Ru

17.02.12
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 22 февраля 2017 Ой, растет «Калина» («Российская газета»)

    Впервые за 4 года доля проданных машин российских марок превысила 20 процентов. Налицо достаточно серьезный рост, однако причины его, считают эксперты, далеко не самые радужные. Хотя, безусловно, позитив в этой динамике тоже есть.

    подробнее
  • 15 февраля 2017 Какие автомобили выставляли на продажу в 2016 году? («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование предложений о продаже легковых автомобилей на сайте DROM.ru, опубликованных в 2016 году. Согласно результатам исследования, в целом за прошлый год количество предложений о продаже машин, имеющих год выпуска с 2006-го по 2015-й, на этом сайте превысило 1 млн штук.

    подробнее
  • 9 февраля 2017 Авторынок не спешит заводиться («Коммерсант»)

    Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в январе, несмотря на низкую базу прошлого года, вновь сократились – на 5%, до 77,9 тыс. машин. По словам участников рынка, в первом полугодии восстановления спроса ждать не стоит, надежды лишь на второе полугодие. По итогам года компании и дилеры рассчитывают на рост в пределах 5-10%. Впрочем, эксперты поводов для роста рынка не видят и полагают, что автопродажи скорее останутся на уровне прошлого года.

    подробнее