В рамках совместного проекта аналитического агентства «АВТОСТАТ» и «Радио Страна» продолжаем публикацию серии интервью с персонами автобизнеса. Очередное интервью проходило в эфире «Радио Страна» в передаче «Главная пара» 20 апреля 2018 года. В студии – Наталья Трынко, руководитель PR-группы «Jaguar Land Rover Россия».
30 апреля Land Rover исполняется 70 лет: именно в этот день в 1948 году на автосалоне в Амстердаме был представлен необычный автомобиль, который дал начало целому семейству внедорожников. О юбилее бренда и о том, как он будет отмечаться, какие подарки ждут клиентов и какие еще новинки представит компания в 2018 году, с гостьей беседовали Антон Чуйкин и Игорь Моржаретто.
- В апреле 1948 года, 70 лет назад, никто не предполагал, что настолько большой успех ждет этот автомобиль, представленный на автосалоне в Амстердаме. Была просто новинка от компании «Ровер». Интересно, а сохранился ли сегодня тот самый первый автомобиль?
- Давайте я расскажу, с чего все-таки в действительности все началось. Потому что в 1948 году появился уже серийный автомобиль, а началось все немного раньше. В 1947 году появился первый прототип, который впоследствии стал автомобилем Land Rover.
Шеф-дизайнер компании «Ровер» Морис Уилкс жил на побережье, и ему для поездок требовался автомобиль, который сочетал бы в себе некоторые возможности трактора, но при этом оставался комфортным средством передвижения. И вот, гуляя однажды по берегу вместе со своим братом Спенсером, Морис нарисовал контур автомобиля, который он обдумывал. В результате в 1947 году появился прототип, а 30 апреля 1948 года этот прототип показали на выставке в Амстердаме.
На автосалоне автомобиль уже был представлен со своим настоящим именем Land Rover, а летом того же года производство Land Rover первой серии началось в Солихалле. Вызывает интерес название машины, потому что Морис позиционировал ее как «автомобиль, который может проехать где угодно и когда угодно». И все эти слова с точки зрения грамматики в английской конструкции звучат как такая единая характеристика к существительному.
Интересно, что автомобиль не растерял того, что было в нем заложено с момента своего рождения, за долгие годы он только накопил опыт, «нарастил мышцы» и сейчас в очень хорошей форме, с серьезными амбициозными планами на будущее.
- Ну, чтобы все понимали, о какой модели мы говорим: просто был Land Rover, который долгое время не нуждался в каком-то конкретном имени, и только где-то в 70-е у него появилось имя Defender.
- Как все обстояло в действительности? Land Rover первой серии просуществовал в том виде, в каком был задуман, первые десять лет. В 1958 году произошло некоторое его обновление – появился Land Rover второй серии. В этом состоянии он прожил практически до 70-х годов. Получив уже более серьезную модернизацию, являясь «Ленд Ровером» третьей серии, еще прожил двадцать лет до 90-х… И вот в этот чудесный момент, когда у бренда появляются уже другие модели, Land Rover третьей серии получил свое легендарное в общем-то название – Defender. И «Ленд Ровер» равно «Дефендер» – эта ассоциация невероятно крепка.
Модель Defender просуществовала в разных своих, так сказать, вариациях, воплощениях, реинкарнациях 68 лет, практически до 2016 года. Сейчас в том виде, в каком этот автомобиль просуществовал столько лет на рынке, к сожалению, он уже выпускаться не может, в силу разных причин. В том числе и из-за законодательных требований, по безопасности и т.д. Но это не значит, что мы больше никогда в жизни не увидим этот прекрасный автомобиль.
Потому что мы очень активно развиваемся, выпускаем разные модели и, если вы знаете, стратегия развития Land Rover осуществляется по трем направлениям. У нас есть семейство Range Rover, представленное сейчас четырьмя моделями на рынке. Это Range Rover Evoque, который даже в двух кузовах представлен, потому что у нас есть и кабриолет, что очень круто, особенно сейчас, когда приближается лето, самое время для дорожного кабриолета… У нас появилась новая модель Range Rover Velar, которая вышла осенью 2017 года. Конечно же, Range Rover Sport и наш флагманский Range Rover, получивший свои обновления 2018 года и даже гибридную версию.
Вторая линейка – семейство Discovery, направленное на путешествия, активную жизнь. Более практичное, может быть, потому что если Range Rover – с таким пафосом, то Discovery – автомобили для жизни, для тех, кто любит путешествовать. Для тех, кто ведет очень много активных передвижений – между городом и пригородом, ездит в лес – куда угодно. В этом семействе у нас два автомобиля: компактный Discovery Sport и большой Discovery пятого поколения, который в принципе вышел на рынок тоже не очень давно.
- Кажется, год назад?
- Да, год назад в феврале мы как раз с вами его тестировали. И соответственно третье семейство – это семейство Defender. Оно, как говорится, было и будет, что очень важно: «король умер – да здравствует король!» Другой вопрос, что надо еще чуть-чуть подождать…
- Сколько?
- Не могу раскрыть эти данные, но не так уж долго.
- На самом деле, в СМИ уже мелькает цифра – 2019 год…
- Ну, я вам не могу подтвердить эту цифру пока, но жизнь быстро течет, поэтому совсем скоро мы увидим, как будет выглядеть семейство Defender. Так вот, возвращаясь к вопросу: остались ли эти автомобили, которые были созданы еще тогда, в 1948 году? Оказывается, да. Есть даже не просто произведенные в 40-х годах, но именно из серии, которая была произведена для того, чтобы показать их на автосалоне в Амстердаме.
И в череде праздничных мероприятий, которые проводит компания в течение всего 2018 года, одним из важных событий стал поиск этого «Ленд Ровера» самой первой серии, 1948 года выпуска, который в компании долго числился и до 60-х годов принимал участие в различных выставочных мероприятиях. Потом (поскольку и с компанией происходили различные пертурбации) как-то этот автомобиль потерялся из виду. Но, подходя к 70-летию, все стали активно искать автомобили того периода и удивительным образом нашли. Нашли владельца, причем совсем недалеко от Солихалла.
Сейчас этот автомобиль находится в нашем подразделении Special Vehicle Operation, у которого есть свое внутреннее подразделение Classic, занимающееся реставрацией классических моделей. И вот буквально 19 апреля я была в этом центре. Этот автомобиль 1948 года уже красиво стоит на подиуме, его там берегут и нежно реставрируют. И я надеюсь, что скоро мы его увидим в таком вот новом воплощении.
Но, поскольку мы тоже не отстаем от наших глобальных коллег и активно празднуем 70-летие здесь, в России, у всех людей, кто находится сейчас в Москве, есть возможность увидеть Land Rover первой серии производства сороковых годов. Он находится в ГУМе на нашей выставке, которую мы открыли, посвящая ее дню рождения. Там совершенно открытый доступ.
Выставка невероятная. Кроме Land Rover первой серии, там находится легендарный Discovery, в свое время принимавший участие в Camel Trophy и прошедший не одно суровое испытание. В экспозиции есть наш новый модельный ряд – там, конечно, можно посмотреть и обновленный Range Rover 2018 модельного года, и Range Rover Velar, и Discovery. Кроме того, там очень много различных интерактивных экспонатов, которые позволяют познакомиться с нашими технологиями, погрузиться в мир Land Rover, прочувствовать, что это такое.
Выставка очень эмоциональная, приходите даже с детьми, потому что для малышей у нас тоже есть развлечения – маленькие электрические машинки – в общем, здорово. И если у вас есть желание и вы гуляете где-то в центре – пожалуйста, заходите посмотреть все, что сделал Land Rover за 70 лет.
- Тут поступил вопрос от наших коллег из агентства «АВТОСТАТ», посвященный продажам подержанных машин. У вас ведь есть специальная программа по автомобилям с пробегом?
- Да, у нас есть программа Land Rover Approved.
- Там хороший рост – 35% по сравнению с прошлым годом. Вот спрашивают, какая будет тенденция, будет ли и дальше расти спрос? А я дополню этот вопрос – а сколько среди продающихся на рынке «Дефендеров»? Вообще на вторичном рынке остались эти машины?
- С «Дефендерами» как раз очень сложно…
- Потому что с ними не расстаются?
- Действительно, мы однажды проводили исследование, как раз с агентством «АВТОСТАТ» – смотрели, какова остаточная стоимость наших автомобилей. И, как выяснилось, Defender практически не теряет своей стоимости. Потому что на момент исследования его остаточная стоимость составляла 96%. То есть это какая-то колоссальная цифра…
- Речь идет об остаточной стоимости автомобилей какого возраста?
- О последних, которые продавались через официальную дилерскую сеть.
- В общем, получается, что если надо сохранить капитал, не вкладывая деньги ни в золото, ни в акции каких-то компаний, то «храните деньги в «Дефендерах»? (смеются – авт.).
- Действительно так. И это при том, что Defender – автомобиль в общем-то достаточно непростой в управлении. Нельзя сказать все-таки, что это автомобиль для города. Это автомобиль в первую очередь внедорожный. Тем не менее, все владельцы берегут эту машину у себя и не решаются с нею расставаться. Поэтому найти Defender сегодня на рынке непросто, но возможно. Как говорится, чем черт не шутит.
- То есть, если у вас мечта с детства иметь Defender – пока его еще можно найти. И это будет продолжатель, собственно говоря, тех классических моделей, которые сейчас отмечают свой 70-летний юбилей. Следующий Defender будет уже довольно скоро, но он все-таки, сохранив преемственность, будет уже машиной другого поколения…
- Это правда. Конечно же, на дизайнерах и на инженерах сегодня лежит колоссальная ответственность. Потому что очень сложно создать автомобиль, который не уступал бы легендарной истории этой модели.
- Но если говорить о будущем этой модели, ведь был концепт, и очень интересный, который показывали на автосалонах. Он был совершенно неземного вида и неземных технологий… Я понимаю, что сейчас ответ, скорее всего, будет уклончивым, но специалистам, которые отвечают за информационную политику марки, иногда заранее показывают наброски будущих моделей. Вот сама ты видела, что получится?
- Видела. Но видела самые первые такие наброски. Конечно, сейчас этот будущий Defender уже имеет более серьезное воплощение. Признаюсь, я даже видела модель уже не в набросках, а практически макет в реальном размере. Что могу сказать? Что автомобиль сохранит в себе все, что должно быть в «Дефендере» – то, что было в нем все 68 лет. Это совершенно точно.
- Наташа, а в мировом масштабе как будет отмечаться юбилей?
- Поскольку 30 апреля 70 лет назад был показан первый «Ленд Ровер» на автосалоне в Амстердаме и это стало моментом реального отсчета жизни нового бренда, поэтому 30 апреля, но уже 2018 года пройдет Международный день Land Rover c прямой трансляцией из Солихалла. Я приглашаю всех смотреть эту трансляцию. Мы будем передавать ее и через наши социальные сети. Она будет с участием многих людей. Не только тех, кто сейчас работает на заводах и делает этот автомобиль (инженерные, дизайнерские группы), но и многих людей, которые связаны с этим событием исторически.
Потому что, знаете, удивительная вещь – есть люди, вся жизнь которых связана с этим брендом. Я сама лично знаю людей, которые больше 30 лет проработали с Land Rover. Они пришли туда в молодости и оттуда вышли на пенсию. Это люди, погруженные в историю бренда и влюбленные в то, что они делают. И это невероятная особенность Jaguar Land Rover и Land Rover в частности. Потому что наши автомобили – это не просто механизмы. Это автомобили, которые имеют душу, невероятно притягательную ауру. Она идет от людей, которые этот автомобиль создают, и передается всем людям, которые владеют нашим автомобилем. Присоединяйтесь к трансляции, посмотрите!
- Я хотел спросить, а в России, кроме того, что идет выставка в ГУМе, как еще будет отмечаться юбилей?
- А вот тут начинается самое интересное. Мы как Россия – страна очень амбициозная – и соответственно у нашего представительства здесь тоже амбициозные планы и цели. Ну, во-первых, хочется сказать, что мы уже начали серию праздничных мероприятий. В первую очередь, у нас прошла экспедиция «Открывая Россию» в марте этого года, посвященная 70-летию Land Rover. Она с одной стороны, является завершающей в серии экспедиций «Открывая Россию», но, тем не менее, она не останавливает экспедиционные проекты.
То есть, мы все равно смотрим в будущее, и Land Rover не может остаться без путешествий и без открытий, без приключений. Вы знаете, что по-английски девиз компании звучит «Above and beyond», что очень сложно для перевода, но это можно перевести как «За гранью обыденного». Поэтому любой проект, который мы ставим перед собой, имеет очень амбициозную цель – нужно выйти за грань. Одним из таких амбициозных проектов является парад, посвященный 70-летнему юбилею бренда Land Rover, который может стать мировым рекордом Гиннеса по количеству участников!
______________________________________________________________________________
От редакции: этот парад состоялся уже после записи интервью. В ночь с 21 на 22 апреля в Москве на Третьем транспортном кольце собралось 2 152 автомобиля легендарного внедорожного бренда. Регистрация участников велась с помощью приложения «Land Rover 70», созданного специально для этого проекта. Проекту оказывали помощь сотрудники ГИБДД и Центра управления дорожным движением. А для документального оформления события в Москву приезжал официальный представитель Гиннеса. Более подробную информацию о прошедшем параде можно узнать здесь.
______________________________________________________________________________
- Еще один вопрос, связанный с историей, и мы перейдем к реалиям сегодняшнего дня. По поводу вашего последнего мероприятия – экспедиции на Чукотку, кажется…
- Мы планировали поехать на Чукотку, но не все удалось. Жизнь хороша тем, что все время подносит какие-то сюрпризы. Чукотка в этот раз нам не далась, скажем, по своему дорожному состоянию. Поскольку зимник, который должен был быть проложен, не был открыт. А часть зимника, который шел до Билибино – тоже на момент экспедиции оказался весь в снегу. И Чукотка с точки зрения транспортного сообщения была практически отрезана весь этот сезон.
Поэтому мы начали свою экспедицию из Среднеколымска (Якутия – авт.) и проехали по зимнику «Арктика» в сторону Якутска, в общей сложности около 2 тысяч км, в очень сложных погодных и дорожных условиях. Потому что температура у нас там была ниже минус 40. Как мы определяли это? В автомобиле до минус 40 температура показывается, но если больше, то термометр пропадает с экранов, и ты сразу понимаешь, что температура упала.
Но у такой погоды тоже есть определенный плюс, потому что все время, которое мы там находились, практически все дни, была удивительно солнечная погода, несмотря на такие низкие температуры. Чуть больше недели длилась экспедиция. За эти дни я больше солнца увидела, чем за все зимнее время в Москве. Поэтому это было очень здорово, и очень интересный опыт.
- На чем ехали?
- Discovery пятого поколения, дизельный. Где-то вблизи Среднеколымска, когда совсем холодно было ночью, автомобили даже не глушили, они были на постоянном ходу. Но это арктическая солярка, топливо очень хорошее. Автомобили вели себя хорошо. Что такое ехать по зимнику? Зимники часто прокладывают по льду, но в данном случае часть нашего была проложена по болотам с очень сложным рельефом. То есть, быстрее, чем 30 км/ч, ты ехать не можешь. Но наша пневмоподвеска показала себя на «5». Мы очень комфортно себя чувствовали в течение всего пути.
- Насколько тепло было в машине?
- Я, например, ехала даже без куртки. Потому что в арктических «алясках» жарко и некомфортно. Но когда ты выходишь, надо моментально одеваться, потому что все индевеет буквально за три секунды. Несмотря на то, что на Чукотку добраться не удалось, тем не менее, получилась очень яркая экспедиция, в очень сложных условиях. Для Discovery это практически были своего рода ресурсные испытания. Мы их тоже посвятили 70-летию.
- Красиво! Но, между прочим, к вопросу празднования 70-летия в дальних местах. Люди из регионов спрашивают: «Вот в Москве у вас праздники, а как у нас можно отметить?».
- Мы уже не первый год проводим огромные региональные роуд-шоу. В этом году оно тоже будет, и будет посвящено 70-летию. По крупнейшим городам, где у нас есть официальные дилеры, расписание можно смотреть на сайте и узнавать у ближайшего дилера – пожалуйста, приезжайте, участвуйте.
- Надеемся также, что этот год для «Jaguar Land Rover Россия» будет очень удачным. Как вы его планируете? Прошлый год, насколько я понимаю, показал небольшой рост новых автомобилей и сильный рост автомобилей подержанных. Какие виды на этот год? Хотя я понимаю, что трудно строить планы в условиях политической нестабильности в стране…
- Действительно, делать какие-то прогнозы, особенно финансовые, в рамках того, что происходит, особенно в последнее время с курсом доллара, довольно сложно, но… На что мы опираемся? Что важно для бренда и что его держит на плаву даже в очень сложных экономических и политических условиях? Это то, что бренд делает для своих клиентов. Это четкая продуктовая стратегия: как вы знаете, мы выпускаем очень много интересных и новых моделей или обновляем действующие модели. Это поддержка автомобилей с пробегом – программа Approved, которая, на мой взгляд, будет увеличивать свои показатели.
И самое главное – все, что направлено на реальное общение с клиентами, то, что клиент получает в рамках своего владения – четкое обслуживание, прозрачная сервисная история, различные программы поддержки, включая программу помощи на дорогах. То есть, мы стараемся сделать все, чтобы владение брендами Jaguar и Land Rover для клиента было комфортным, прозрачным, удобным. И наверное это двигает бренд вперед. То есть, нельзя сказать, что что-то одно. Это такой комплекс различных факторов.
- Отлично. Последний озвученный прогноз АЕБ говорит о возможном 10%-ном приросте в течение этого года и я надеюсь, что ваш бренд покажет цифру еще более красивую, особенно учитывая юбилейный год.
- Знаете, самые невероятные амбициозные планы, как правило, дают возможность, может быть, и не достичь поставленных целей, но к ним приблизиться. Чем больше и чем важнее цели, тем интереснее к ним двигаться.
- Меня очень интересует ваша последняя модель, не так давно появившейся на нашем рынке – модель Velar. Она же рассчитана, если говорить о мировых продажах, на средний класс. Скажите, как ее воспринял российский рынок? У нас со средним классом все-таки проблема…
- Ну, мне кажется, что Range Rover Velar гармонично вписался в семью Range Rover в целом. Потому что эта модель теперь располагается между нашим компактным городским внедорожником Range Rover Evoque и спортивным Range Rover Sport. Она привлекла достаточно большое количество совершенно новых людей в бренд, которые, возможно, раньше даже не обращали внимание на Land Rover. Во многом благодаря своей неординарной, безусловно, внешности, но при этом сохраняя всю технологичность Land Rover.
- Автомобиль хорошо продается или просто люди приходят, смотрят, удивляются красивым ручкам?
- Ну, ручкам тоже удивляются (смеется – авт.), но автомобиль востребован. Во-первых, как я уже сказала, он потрясающе дизайнерски красив, и серийный автомобиль выглядит практически как концепт. Кроме того, он очень технологичен: много совершенно новых технологий в этом автомобиле применено, начиная от матричных фар и заканчивая совершенно невероятной мультимедийной системой…
В общем, это автомобиль действительно для современных активных людей. И при этом он имеет все, что должен иметь и сохранять в себе Land Rover. Это все-таки внедорожник, способный преодолеть достаточно серьезное «внедорожье». Мы только несколько месяцев его продаем… нужно посмотреть, как пойдет первый год. Я надеюсь, автомобиль будет очень хорошо принят. Знаете, как с любым другим автомобилем – всегда нужно какое-то время. Но пока нам все нравится.
- У вас невероятно интересная новинка – самый маленький «Ягуар», кроссовер E-PACE. Ну, и сразу я попрошу немного затронуть и I-PACE. Потому что вы же на электромобиле собираетесь приехать на российский рынок уже осенью 2018 года?
- Все верно. 1 марта состоялся запуск на российский рынок компактного кроссовера Jaguar E-PACE. Наверное, мне как руководителю пиар-группы и не надо бы так говорить, но не могу устоять, потому что я совершенно влюблена в эту модель. Это автомобиль с озорным, очень веселым характером, который отражается и во внешнем облике, и во внутреннем содержании…
- Чтобы все понять про этот автомобиль, достаточно одного факта. Вот сейчас модная такая проекция цветовая на дверь, когда открываешь дверь – чтобы у тебя было подсвеченное пространство, чтобы тебе было видно, куда наступаешь. На них сейчас, на этих проекциях выполняют всякие эмблемы, логотипы и т.д. Так вот Jaguar – это ягуар. А Jaguar E-PACE – это как если бы за взрослым ягуаром шел котеночек. E-PACE – словно этот котеночек в модельном ряду «Ягуаров». Представьте себе такую картинку и считайте, что теперь вы знаете все про эту машину.
- Все верно! Да, но несмотря на то, что вы сравнили его с детенышем, с котенком, нельзя сказать, что это «ми-ми-ми» или женский автомобиль. Нет! Это не женский автомобиль, это очень хулиганский взрослый автомобиль, потрясающе драйвовый, он отлично держит дорогу. Он такой задорный, но комфортный внутри, и очень функциональный. Поэтому все, кто любит бренд Jaguar или кто о нем впервые услышал, оценят его по достоинству. Я считаю, что он привлечет огромное количество новых клиентов в бренд.
- А все-таки про I-PACE. Будет он электрический?
- Будет.
- Где заряжаться будем?
- Мы к этому активно готовимся. Знаете, когда мы представили концепт, на сайте у нас появилась такая возможность, так сказать, высказать свои желания к покупке. То есть нужно было нажать кнопку не для того, чтобы сделать покупку, а просто чтобы сказать: хочу купить. И каким-то невероятным образом у нас очень скоро появилось около 300 человек, желающих купить такой электрокар. До момента серийного запуска мы думали, ну кто же эти люди. Потому что для нас это совершенно новый сегмент, абсолютно …
- Те, кому хочется что-то интереснее Tesla…
- Да, и наша продуктовая команда прозвонила тех, кто сказал «хочу», и у нас была встреча с этими людьми. Мы им тоже задавали вопрос: является ли зарядка для вас проблемой? Как выяснилось – нет!
- То есть на встрече были те, кто не только «хочу», но и «могу купить»?
- Да, это люди, которые и хотят, и могут купить такой автомобиль. И у многих из них есть (если они живут в городе) парковка подземная, где есть возможность оборудовать это место зарядкой, или загородные дома. К тому же каждая наша дилерская сеть будет оборудована специальными зарядками для автомобиля.
Да, инфраструктура в городе пока оставляет желать лучшего, ее практически нет. Но она, тем не менее, развивается. Вы же видите, уже во многих больших моллах на парковках есть места для подзарядки электромобилей. Спрос будет двигать и развитие инфраструктуры.
Конечно, Россия – это рынок, для которого продажи электромобилей все-таки не являются основными. Электромобили не будут составлять здесь основной объем продаж. Но, тем не менее, такое появление на рынке, дает возможность показать, что бренд реально сейчас делает, какие технологии развивает. Я уверена, что будет интересно.
- Это главная новинка этого года, которая придет в Россию в оставшейся его части? Или еще чем-то порадуете неожиданно?
- Ну, это одна из самых важных новинок, наверное.
- Наташа, ждем от вас прогноз на будущее с точки зрения мирового автопрома. Автомобили вот такие, с душой, с историей – ведь никуда же не денутся?
- Я в этом совершенно уверена. Но, чтобы так было, это должно быть поддержано чем-то. В данном случае это может быть поддержано эмоциональной частью – только людьми. Люди, которых я знаю и которые работают в этом бренде, делают это с такой страстью внутренней – и их энергетика волей-неволей переходит в продукт. И он содержит вот эту же эмоциональность, вот это такое живое чувство. Здесь остается вспомнить сэра Уильяма Лайонса, который создал бренд Jaguar. Он в свое время сказал: «Из всего, что нам удалось создать, автомобиль больше всего похож на живое существо».
Интервью проводили Антон Чуйкин и Игорь Моржаретто, подготовка материала – Виктория Лобода.