Раф Шакиров, вице-президент по внешним и внутренним коммуникациям ОАО «АВТОВАЗ» («АВТОСТАТ») | АВТОСТАТ

Раф Шакиров, вице-президент по внешним и внутренним коммуникациям ОАО «АВТОВАЗ» («АВТОСТАТ»)

0

Отношения АВТОВАЗа со СМИ в последние годы нельзя было назвать безоблачными. Устаревший модельный ряд, качество продукции, закрытость топ-менеджмента вкупе с огромными финансовыми потерями – все это, безусловно, привело к формированию специфичного имиджа. С приходом новой команды на завод, выпуском новой модельной линейки и масштабным ребрендингом дилерской сети многое должно измениться.

Shakirov.jpg

Раф Шакиров – человек, которого не нужно представлять участникам медиа-индустрии. За плечами управление такими гигантами, как: газеты “Коммерсант”, “Газета”, “Известия”, еженедельник “Деньги” и др. Был вице-президентом телеканала ТВЦ, главным редактором «Вестей» на телеканале «Россия»; имеет несколько благодарностей от Президента РФ и множество профессиональных наград.

Аналитическому агентству «АВТОСТАТ» удалось задать несколько вопросов г-ну Шакирову после его вступления в новую должность.

- Раф Салихович, у Вас за плечами огромный опыт работы в деловых СМИ. Что вам приходилось ранее слышать об АВТОВАЗе?

- АВТОВАЗ – часть нашей общей жизни, жизни страны, ну и моей, в частности. Я был на нем еще в советские времена и был поражен масштабом этого гиганта. А рядом с Ижевским заводом прошла часть моего детства и юности: я из семьи военных, которые строили ядерный полигон в Семипалатинске, и родители приезжали сюда в отпуск навещать моих бабушку и дедушку. Их уже нет. Но они очень удивились бы, и, наверное, гордились бы, если бы узнали, где я сейчас работаю. Так что я знаком с заводами АВТОВАЗа не понаслышке.

- В какой момент на АВТОВАЗе появилась необходимость в введении новой должности «вице-президент по внутренним и внешним коммуникациям»? И как долго его искали?

- Дело не в должности, а в том, что на АВТОВАЗ пришла новая интернациональная команда управленцев во главе с президентом Николя Мором и у компании появились новые амбициозные задачи.

Это команда для меня – Dream team:

  • Николя Мор вытащил из советского прошлого румынскую Dacia и сделал ее игроком на международном рынке, который экспортирует 85% своей продукции;
  • блестящий специалист по recovery и антикризисному управлению, self-made business woman – Елена Фролова;
  • продажами и маркетингом занимается соратник Николя Мора, добившийся вместе с ним успеха – Ян Птачек, а также Виталий Осипов (и продажи уже растут);
  • финансами занимается немец – доктор Штефан Мауэрер;
  • инжинирингом тоже немец – Харальд Грюбель;
  • качеством – японец Сигэру Накамура;
  • дизайном – знаменитый английский дизайнер Стив Маттин, создавший Mercedes «глазастик» серии S, и Volvo, а сейчас разработавший новую линию LADA –Vesta, XRAY, и еще 6 новых концептов во главе c XCODE;
  • производством занимаются опытные Алеш Братож (также из прежней команды Николя Мора) и знающие досконально производство АВТОВАЗа Николай Строков и Сергей Урюпин;
  • управлением цепочками поставок – Пол Миллер, который поработал чуть ли не во всех автомобильных странах;
  • закупками – Венкатрам Мамиллапале, у которого за спиной 25 лет работы в автоиндустрии.

И, конечно, это Эдуард Карлович Вайно, занимающийся внешними связями и связями с акционерами, человек с огромным опытом, мудростью, удивительной биографией и один из самых блестящих собеседников, которых я встречал.

Безопасностью занимается боевой генерал Павел Владимирович Жукалин.

Персоналом – один из лучших специалистов по HR – Дмитрий Михаленко, который вернулся на АВТОВАЗ из «Роскосмоса», и которого все здесь по-доброму помнят.

Для меня честь работать в такой команде. Эта команда уже во втором квартале сократила операционные издержки в 3 раза по сравнению с первым, представила ясное видение того, что мы будем производить (на Московском автосалоне) и, уверен, сделает все, чтобы в 2018 году выйти на прибыльность.

- Долго думали над предложением? Какие новые вызовы лично для себя Вы увидели?

- Скорее, я долго думал о том, что мне делать дальше в медийной отрасли: ведь все уже перепробовано, и даже, если верить коллегам, кое-что получилось.

Поэтому такой вызов, в таких условиях, в такой компании – это настоящий мужской challenge. И в этом случае я долго не раздумывал. Это не просто выход в другой, корпоративный мир, это выход в открытый космос.

Какие вызовы, я думаю, объяснять не надо. Но, пожалуй, самый главный – это застывшие, ничего общего с действительностью не имеющие стереотипы в восприятии бренда и продукции.
Для меня важно, чтобы пришло понимание того, что такое АВТОВАЗ для России. Это лидер российского автопрома, прочно удерживающий 20% рынка, это мультибрендовый производитель автомобилей, который работает сразу в нескольких регионах страны и обеспечивает работой вместе с поставщиками более миллиона россиян и членов их семей.

Важно, что АВТОВАЗ – инновационная компания, которая с одной стороны имеет доступ к западным технологиям Альянса Renault-Nissan, с другой – сама производит инновационные продукты и имеет единственный в России Научно-технический центр, способный запустить производство новых автомобилей от этапа проектирования до запуска в серию.

АВТОВАЗ – лидер в локализации производства и намерен увеличить ее в ближайшие 3 года еще на 10%. Вместе с ясной выраженной позицией Альянса Ranault-Nissan – развивать и поддерживать наш бренд LADA, это говорит о том, что это будет наш российский бренд.

Наконец, АВТОВАЗ имеет огромный экспортный потенциал, который уже начал развивать, прежде всего, в странах СНГ, на Ближнем Востоке, Латинской Америке и Африке.

В этом смысле АВТОВАЗ, несомненно – это одна из точек будущего экономического роста России и заслуживает соответственного к себе отношения.

Что касается потребителей, то очень многие еще не открыли для себя новые автомобили LADA. На Московском международном автосалоне успех нового модельного ряда LADA был огромный. Да я и сам для себя вновь открыл LADA – это стильный современный и удобный автомобиль за самую эффективную цену и с самой небольшой стоимостью владения. Мне лично больше нравится XRAY и будущая Vesta SW Cross, не говоря уже о совершенно футуристическом XCODE.

- В чем, на Ваш взгляд, проблема имиджа АВТОВАЗа? И как Вы собираетесь ее решать?

- Проблема имиджа бренда в живучести мифов и стереотипов. Многие из нас прожили часть своей жизни с классикой АВТОВАЗа и вольно или невольно переносят свои воспоминания на современную продукцию, что в корне неверно.

А о заводе многие по-прежнему думают, что это госпредприятие, живущее на дотации, не представляя какие средства вкладывают в АВТОВАЗ акционеры, которые верят в его будущее, и которые вместе с новой командой менеджмента выводят его из того тяжелого положения, в котором он оказался, во многом благодаря кризису, обесцениванию рубля, общему спаду на российском авторынке.
Как решать эту проблему – рассказывать о реальном положении дел.

- Учитывая Ваш опыт «по ту сторону баррикад», как Вы собираетесь выстраивать отношения со СМИ, с отдельно взятыми журналистами, а также с блогерами? Какой путь здесь, по Вашему мнению, самый верный?

- Я сторонник максимальной открытости, это первое. Второе, мы вместе с вами по одну сторону баррикад, поскольку АВТОВАЗ российский автопроизводитель, часть нашей экономики, и часть нашего с вами благосостояния. Не говоря уже о большой семье наших соотечественников, занятых в нашем производстве. И если мы поймем это, и перестанем предвзято относится как к бренду, так и самой продукции АВТОВАЗа, то все у нас получится, а самое главное, у нас будут свои стильные, качественные и доступные автомобили.

- Какие еще обязанности (помимо связей со СМИ), на Вас лежат? Как строится Ваш день?

- Мы работаем в весьма конструктивном и плодотворном сотрудничестве и постепенно внедряем передовые технологии Альянса и в нашей сфере. Как строится день… Правильно было бы сказать день и ночь.

- Насколько подробно Вы знакомитесь со всем, что выходит в прессе об АВТОВАЗе?

- Достаточно подробно: мы делаем обзорный анализ прессы несколько раз в день.

- Как изменилась Ваша жизнь после назначения на АВТОВАЗ?

- Раньше, когда мой друг основал авиакомпанию и летал 3 – 4 раза в неделю, мне казалось это просто невыносимым. Теперь, живя в Тольятти и вылетая в Москву, и другие города я каждый раз думаю, что еду в отдаленный район Москвы. Вспоминая московские пробки, я думаю, что это даже легче. Ольга – моя жена, живет и летает со мной. Нам нравится Тольятти, особенно его береговая линия вдоль Волги и виды Жигулевских гор. Езжу с водителем на XRAY.

Но я не один такой – последнее время – это время огромного перемещения людей: теперь уже не редкость, что россияне работают на 2 – 3 города. Другой мой друг, дизайнер, живет на 10 городов. Так что мне грех жаловаться.

Источник: АВТОСТАТ
Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью