Сергей Целиков, директор агентства «АВТОСТАТ» (Радио «Комсомольская правда») | АВТОСТАТ

Сергей Целиков, директор агентства «АВТОСТАТ» (Радио «Комсомольская правда»)

0

Сергей Целиков - директор АВТОСТАТ

Ведущий рубрики «Русские машины» Андрей Гречанник в прямом эфире радио «Комсомольская правда» беседует с директором аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергеем Целиковым о ситуации на авторынке, ценах на автомобили, о том, являются ли «Каптюр» с «Кретой» прямыми конкурентами, почему с нашего рынка ушли GM и Honda и о многом другом.

Ведущий. Сегодня в гостях – специалист в сфере автобизнеса. Очень часто вы слышите у нас и в других СМИ новости о том, сколько машин продано, как продаются машины, новые или старые, в каком регионе больше, в каком меньше, какие модели самые популярные, какие менее популярные. Чаще всего эти цифры появляются у журналистов от аналитического агентства «АВТОСТАТ». Его директор Сергей Целиков сегодня у нас в гостях. Сергей, добрый день!

С. Целиков. Добрый день!

Ведущий. Я предлагаю поговорить о машинах, о нашем с вами автомобильном мире, каким вы его видите. Как вы помните, у нас прямой эфир программы «Русские машины». Наш телефон 8-800- 200- 97 – 02. Прямо сейчас набирайте номер и звоните, отвечая на очень простой вопрос – как вы считаете, машин сейчас в России много или мало? Недостаточно мы еще автомобильные или может быть, уже «чрезмерные»? А я спрошу у Сергея о самой наверное больной на сегодняшней день вещи – что с рынком-то происходит? Продаются хорошо машины или плохо? И что в ближайшее время будет происходить?

С. Целиков. На самом деле рынок сейчас плохой. Это признают все. Это признают эксперты, это понимают и потребители, которые могут покупать машины. И очень многие из тех, кому бы уже пора сменить автомобиль, откладывают это все дальше и дальше. Поэтому на протяжении практически уже трех последних лет формируется так называемый отложенный спрос. То есть люди хотят новые машины, они привыкли их менять, они интересуются новыми машинами, ищут, но покупают их не так активно, как это было 2-3 года назад. Реальное падение рынка за последние три года примерно 50%. И фактически текущий уровень – это уровень кризисного 2009-ого года. В годовом исчислении это меньше 1,5 миллионов автомобилей. То есть фактически это дно. Рынок находится «на дне», если двумя словами обозначить то, в каком состоянии он сейчас. И текущая тенденция такова, что дальнейшего существенного падения нет, но при этом ровного дна как такового тоже нет. Оно несколько ухабистое: то мы немножко начинаем подрастать, то падать. Цифры по рынку показывают, что падение то чуть больше, то чуть меньше, чем в предыдущие месяцы, но какого-то такого тренда на дальнейшее снижение рынка уже нет. И это автобизнес немножко радует. То есть, мы почувствовали, наконец это дно, теперь осталось от него оттолкнуться и как-то всплывать вверх.

Ведущий. Понятно! Не так уж пессимистично! Привыкли мы, наверное, к не очень хорошим прогнозам, а сейчас получается, что будем ждать подъема.

Телефонный звонок. Здравствуйте, меня зовут Станислав. Отвечаю на ваш вопрос, много у нас машин или мало. У нас машин мало, но на фоне того, что дорог еще меньше, кажется, что их много. У нас дорог меньше, чем во Франции, раз наверное в 10. Поэтому, знаете, когда на один город две дороги – сами понимаете, как это бывает. Много людей пешком ходят…

Ведущий. А у вас какая машина, Станислав? И планируете ли ее менять?

- У меня LADA Kalina. Очень доволен. Ездил раньше на «семерке». Конечно, есть лучше машины, но в принципе я своей «Калиной»-универсалом доволен очень. Твердая «четверка» такая.

Ведущий. Спасибо!

С. Целиков. Если реплику про много или мало машин перевести в цифры, то сейчас в России зарегистрировано чуть больше 40 млн легковых автомобилей.

Ведущий. У нас в стране около 150 млн человек…

С. Целиков. Ну, 145, если считать вместе с Крымом. То есть, в принципе автомобиль есть у каждого третьего, ну, или чуть меньше, чем у каждого третьего… По статистике, в каждой второй семье сейчас автомобиль, но при этом в каждой второй семье его нет. Вроде и не много и не мало получается. Если сравнивать с Европой – да, у нас обеспеченность автомобилями меньше. А если сравнивать со странами даже быстроразвивающимися, со странами БРИК (Китай, Индия, Бразилия) – картина иная.

Ведущий. Да, я смотрел недавно эту вашу статистику. То есть мы растем. Если смотреть в долгосрочной перспективе, то мы растем лучше, чем Бразилия…

С. Целиков. Но если смотреть динамику, то, конечно, Китай всех опережает. Если смотреть абсолютные цифры – пока парк в России больше, чем в Индии и ряде других стран. Статистика – такая штука, что можно показатели по-разному вертеть. И получается, что если ты хочешь показать динамику – ты смотришь относительные показатели, и по ним мы можем оказаться хуже каких-то стран. Если хочешь посмотреть абсолютные вещи – то в этом плане Россия в середнячках сейчас. То есть она не самая малообеспеченная, в то же время, ей есть еще, куда расти.

Ведущий. Сергей, вы вот начали говорить про Китай… Относительные цифры там по автомобилям на душу населения – это одно. .Но абсолютные – вот вы говорили, что у нас рынок новых автомобилей сейчас 1,5 млн. машин в год, в Китае же в этом плане – вообще какая-то жуть!

С. Целиков. Больше 100 млн сейчас легковых, плюс еще коммерческие…

Ведущий. Сергей, пока говорили про авторынок в целом. Я сейчас предлагаю перейти к конкретике. Какие сейчас новинки появились на российском рынке? Есть какие-то машины, о которых нам нужно мечтать, к появлению которых нужно готовиться и уже начать копить на них деньги или присматриваться к кредитам?

С. Целиков. Ну, мечта у каждого своя, на самом деле. И кому-то и LADA Granta – это мечта, а кому-то Mercedes в семье - это вторая или третья или даже четвертая машина. Поэтому рынок делится на сегменты: сегмент премиальных автомобилей, сегмент массовых автомобилей, есть сегмент «лакшери» - и каждый потребитель мечтает о своей категории. Если говорить о наиболее массовой аудитории, об автомобилях для наиболее широкого круга населения, то, на мой взгляд, сейчас стоит наверное обратить внимание на выход двух новых кроссоверов – небольших, компактных. Первый был анонсирован чуть раньше и уже начал продаваться. Это Renault Kaptur. И второй – Hyundai Creta. Creta может вообще стать бестселлером – все зависит от цены, которую на него уcтановят…

Ведущий. Они между собой прямые конкуренты, кажется?

С. Целиков. Прямые. Сейчас в компании Hyundai Creta выводят на рынок, и они впрямую ценовое позиционирование строят против Renault Kaptur. То есть для них это основной конкурент, ну, плюс еще Renault Duster – это уже признанный лидер, один их основных , он завоевал симпатии россиян. Но вот ценовое позиционирование Hyundai Creta, видимо, будет где-то посередине между Renault Kaptur и Renault Duster.

Ведущий. То есть «Крета» будет даже дешевле, чем «Каптюр»?

С. Целиков. Думаю, да. Потому что заявлены слишком амбициозные планы по продажам. То есть осталось фактически 5 месяцев (машина с августа начнет поступать в продажу), а в Hyundai хотят продать порядка 20 тысяч машин. За первый месяц – тысячу (в августе), а потом каждый месяц – примерно по 5 тысяч продавать. Это при высокой цене невозможно.

Ведущий. Оба этих автомобиля российского производства. Renault Kaptur делают в Москве, а Hyundai Creta – в Санкт-Петербурге. Посмотрим, кто победит – столичные или питерские?...

Телефонный звонок. Здравствуйте, меня зовут Евгений. Занимаюсь машинами. Могу сказать конкретно по рынку, продажи каких машин идут, несмотря на то, что где-то кредиты не дают или денег нет у людей. Значит, конкретно идут все корейские машины – Hyundai и KIA. На своем примере – сейчас вот предлагали Ford, в полной комплектации, дешевый. Но людям он не интересен. А вот KIA – уходит в течение недели.

С. Целиков. И это подтверждается статистикой. Hyundai и KIA находятся сейчас в лидерах и с каждым годом увеличивают свою долю. То есть фактически уже каждый пятый автомобиль на рынке России – принадлежит какому-то из этих двух брендов. Это результат того, что они выбрали для себя такую агрессивную ценовую политику. Если с точки зрения бизнеса об этом говорить, то они даже теряли прибыль, но завоевывали долю рынка. Они боролись за долю рынка, и поэтому цена-качество у них сейчас, пожалуй, наиболее интересны для потребителя. Поэтому в свое время корейский Solaris фактически порвал рынок, потом к нему присоединился KIA Rio, сейчас вот Creta выйдет… И в целом у KIA широкая линейка неплохих машин.

Ведущий. Кто бы мог предположить пять лет назад, что так будет и что корейские автомобили завоюют российский рынок?!

Телефонный звонок. Добрый день, меня зовут Игорь. Я из Нижнего Новгорода. Хотел бы прокомментировать вопрос по автотранспорту в общем. У нас в последнее время автомобиль стал чуть ли не иконой. Многие люди ради того чтобы ездить на любимой иномарке уже говорят: пусть Россия отменяет санкции и Крым западу отдает … И вот из-за этих запчастей мне кажется может даже какая-нибудь революция случиться. Мне вообще кажется, что люди, которые держат автомобили ценой более 1,5 млн рублей - это чуть ли не враги России. А ведь под колесами транспорта у нас в городах, которые не были приспособлены под частный транспорт, а только под общественный – гибнут тысячи людей. Но это не останавливает наращивание числа автотранспорта. Продолжается лоббирование интересов этих автовладельцев. Я думаю, что надо сократить количество автотранспорта на дорогах. И стимулировать производство отечественных автомобилей. Если кому-то не нравится ездить на отечественных автомобилях – пусть переезжают на Запад и там ездят на своих любимых…

Ведущий. Понятно…Мы вас услышали…Спасибо. Вот такая точка зрения прозвучала. Я помню, песня была у Высоцкого – «проклятый частный собственник в зелено-синих жигулях»… Я думаю, корректно будет сейчас спросить, что сейчас лучше покупают, что более популярно – отечественные автомобили или иностранные? Или сейчас уже вообще дробить нельзя?

С. Целиков. Ну, если раскладывать на отечественные и иностранные, то тут еще третий сегмент есть. Если смотреть только бренды (отечественные и иностранные) – то из отечественных остались только LADA, УАЗ и ГАЗ с газелью, остальные все бренды иностранные. Но в то же время есть понятие «автомобиль российской сборки», российского происхождения. И вот в этом плане 80% автомобилей, продаваемых у нас в России, здесь же у нас в стране и собраны. То есть большой автокластер в Калуге, в Санкт-Петербурге, есть в Москве сборка, в Тольятти большой выпуск, в Набережных Челнах, Ульяновске и так далее. И смотришь – появилось достаточно много автозаводов за последние 15 лет, с 2002 года, когда стартовала еще Chevrolet Niva в Тольятти и Ford во Всеволожске. С того момента построены мощности, которые позволяют производить больше 3 млн автомобилей в год. И мы сейчас можем обеспечить автомобилями себя и еще соседние страны.. Сейчас заводы загружены на 40%. Но вот эта точка зрения, много или мало транспорта, о которой говорил сейчас слушатель… Наверное, это то, о чем мы в начале говорили – что каждая вторая семья владеет автомобилем, и каждая вторая семья не владеет. И отсюда берет начало эта борьба. Тот, кто на машине – считает, что это удобно, и просто надо строить хорошие дороги и увеличивать их пропускную способность. А те, кто машину не может купить – недоволен, что их много, что загазованность, что машины во всех дворах… Огромная проблема, на самом деле, что все дворы заполнены автомобилями – припарковаться негде…

Ведущий. О, это отдельная тема для разговора – парковки… Источник конфликтов. Я недавно имел неприятную беседу с соседями: «А чего это ты тут машину ставищь?». Я аж обалдел!

С. Целиков. Отдельная огромнейшая проблема – пробки. И уже не только для Москвы, а практически для всех мегаполисов. Если город – миллионник, то проехать свободно практически невозможно: заторы, пробки. Города поменьше тоже наполняются сейчас автомобилями очень сильно. И, конечно, дорожное строительство – это сейчас огромная проблема, которую надо решать. Надо брать какой-то западный опыт, надо вкладываться в инфраструктуру. На мой взгляд, это очень-очень важно сейчас, особенно во время кризиса. Китай в свое время поднял экономику и дал очень мощный толчок именно строительством автомагистралей. Германия занялась своими дорогами еще после войны, в 60-ые. США это сделали еще в 30-ые годы. США выходили из той великой депрессии, из кризиса – строительством дорог. И, на мой взгляд, это один из рецептов для нашего руководства сейчас. Это и занятость людей, и то, что ты вкладываешь на долгие годы…

Ведущий. Очередной толчок для новостей в СМИ дало такое ваше исследование, что в люксовом сегменте, то есть где самые дорогие машины, продажи продолжают расти. Вот только недавно мы говорили, что рынок упал, он на дне, а самые дорогие машины продаются. Почему так происходит?

С. Целиков. Кризис… Некий парадокс, на самом деле, когда бедные беднеют, а богатые богатеют. То есть это конечно немножко шутка, но реально так и есть. И сейчас в России, если смотреть стоимость автомобилей в валюте, - а в автомобиле валютная ценность на самом деле, в ней компонентов в валюте очень много - валютная составляющая, валютная цена автомобиля сейчас выгоднее, чем во всем мире.

Ведущий. Мы с вами постепенно перешли к ценам. А что с ценами-то происходит? Дорожают у нас машины или дешевеют? Вроде доллар и евро уже давно не растут, но почему цены не падают?

С. Целиков. Цены от доллара и евро идут с отставанием. То есть доллар и евро выросли в два раза, и даже с лишним, потом, естественно, немножко отошли назад. Но все равно, если смотреть на динамику этих курсов, то это плюс 60, плюс 70% к тому уровню, который был два года назад. Автомобили вслед за долларом и евро все эти два года дорожают. И сейчас, если брать где-то средневзвешенную цену, это будет плюс 40%. Какие-то бренды выросли и на 50-60%, какие-то чуть меньше, но, тем не менее эти плюс 40% мы и наблюдаем. Если встать на позицию потребителя, он смотрит, почему так – вроде, брали одно, теперь берут по другой цене. Но тут еще такой момент: человек так устроен, что он не хочет брать что-то дешевое, какую-то дешевую вещь. Человек хочет взять вещь выгодно. Психология так устроена.

Ведущий. То есть важнее не то чтобы машина 250 тысяч стоила, а возможность скидку в 250 тысяч получить?

С. Целиков. Скидка – это одно. Но человек сейчас может взять какую-то машину, откатать на ней три года и продать ее почти за те же деньги. Потому что машина – это не только покупка. Ты ее взял, потом идет некая стоимость владения этой машиной. А в конце идет еще остаточная стоимость - за сколько ты ее можешь продать. И вот самая выгодная покупка, когда ты машину купил, цена растет, и сосед через полгода купит такую же, но уже дороже. И человек остается доволен: я успел воспользоваться спецпредложением, и у него в голове осталось: я успел взять эту машину за 600 тысяч, а на рынке теперь она уже 800 стоит. Вот это внутреннее людям очень приятно. А вот с точки зрения дорогих машин – многие бренды придерживали этот рост цен, но показывали, что машина будет стоить потом дороже. И для людей с деньгами, богатых - у многих из них вообще были накопления в долларах – для них вообще долларовая цена упала. У меня есть знакомый, он достаточно обеспеченный человек и он периодически меняет Lexus на Lexus. Так он говорит: раньше я отдавал за автомобиль порядка стольника в баксах, а сейчас я эту же модель взял за 60. Я же 40 тысяч долларов сэкономил! И вот этот человек в кризис продолжил каждые 2-3 года менять машину, он говорит: «Мне это в кайф!». Но он все деньги откладывал в долларах. А у людей, у которых нет накоплений и рублевая зарплата – ситуация иная. То есть, почему нижний сегмент на авторынке в кризис так просел и почему падает? У бюджетников не было накоплений в долларах, и они тратят деньги в рублях. А в рублях цена все дороже. Человек год назад машину покупал за 300 тысяч рублей, а сейчас такая же стоит 400. Для него эти 100 тысяч играют огромную роль. Как видите, разные сегменты по-разному себя ведут. Или вот недавно у нас вышла статистика по Bentley. Рост по бренду - плюс 40%. И план на этот год чуть ли не удвоить продажи в России. Ну, во-первых, свою роль здесь играет вывод новой модели (кроссовер Bentayga) за 15 млн рублей. Но опять же напомню, что покупатели Bentley вряд ли имеют деньги в рублях, они имеют валюту и ориентируются на валютный эквивалент. Поэтому купить Bentley здесь у них получается даже дешевле, чем в Европе. Как правило, такой автомобиль у человека не первый, и даже не второй. Процент такого населения небольшой, но на самом деле долларовых миллионеров в России достаточно много

Ведущий. Все относительно, оказывается…

Телефонный звонок. Меня зовут Анна. Я из Ростова-на-Дону. Хотела бы поделиться своим мнением. Я автолюбитель с 10-летним стажем. Муж у меня занимается перепродажами машин, и за этот период у меня побывало очень много автомобилей, все марки даже не припомню. Но замечу, что русская машина и любая другая, отличаются прежде всего по комфорту. Я – мама, у меня есть дети, которые хотят ехать в удобстве и безопасности. По поводу того, много машин или мало в стране, тоже хочу ответить. Их не много и не мало, их достаточно. Конечно, встречаются неудобства – и пробки, и проблемы с парковками. Но опять же повторюсь, как мама двоих детей, я не могу вывезти детей на поезде куда-то путешествовать, в данный момент это дорого. Дешевле – на своем личном транспорте.

Ведущий. Понятно. Спасибо большое. Автомобиль – это выгодно!

С. Целиков. Анне скажу спасибо за звонок. Потому что Ростов-на-Дону на самом деле – моя родина. Я родился в городе Аксай, это в 20 км от Ростова. Давно там не был, и поэтому мне всегда приятно, когда с родины идут какие-то звонки, тем более, что звонят люди, которые считают, что с рынком все более-менее хорошо: и машины есть, и главное, чтобы у людей только хватало денег на то, чтобы купить машину. Причем не абы какую, а ту, которую хочется, которая вдохновляет. Потому что, на мой взгляд, покупка автомобиля это еще и некое удовольствие. Человек, когда выбирает автомобиль, не просто покупает средство передвижения, он должен получать удовольствие от езды. Если он испытывает удовольствие, когда ездит на этой машине – то это высший кайф. Это очень важно.

Телефонный звонок. Меня зовут Николай. Первая машина у меня появилась в 1981 году. Вот сейчас 36 лет стаж вождения и 18-ая по счету машина. Я их все помню по именам. Что вы! Это же моя жизнь, я же внутри них живу, понимаете? Как же можно не помнить?! Но у меня принцип такой: покупаю двухлетку, два года катаюсь на ней, продаю, практически не потеряв в цене. Вот сейчас у меня Chevrolet Cruze. Считаю, что это недооцененная в России машина. Удивительная машина, очень выносливая, широкий салон, просторный. Экономичная. Вот сейчас еду по трассе – расход бензина 5,8 литров на сто км. Мотор 1,6 л, 109 лошадей. Это отработанный движок, отработанная трансмиссия. И следующую машину буду покупать только Chevrolet Cruze. Она дешевая, кстати, дешевле Hyundai Sonata и KIA Rio, при этом просторнее….

С. Целиков. К огромному сожалению, Chevrolet ушел из России…

Ведущий. А он вернется? Можно ли как-то это спрогнозировать?

С. Целиков. Я почему-то думаю, что вернется. На самом деле, когда GM сделал этот ход, был самый разгар санкций против России. И мне кажется, что была не только экономика в этом всем, но и политика. И с точки зрения бизнеса на самом деле для GM, Opel и Chevrolet российский рынок очень важен. Он важен и нужен им. Потому что доля была достаточно большая. Машины эти были завезены сюда через Корею – то есть фактически это было совместное с Daewoo производство. И для них это было выгодно на самом деле.

Ведущий. «Крузы» были ведь в топах продаж?

С. Целиков. Да-да. Chevrolet вообще был на втором месте. Ну, про Cruze есть разные, конечно, отзывы. Кто-то очень доволен, как вот этот ваш слушатель, кто-то не очень доволен. У любой машины есть и приверженцы и те, кто их недолюбливает. Тем не менее, Chevrolet Cruze - это был хит. Он достаточно просторный, экономичный. Машина для не очень привередливых людей, но она массовая, хорошая машина. Но - ушли с рынка фактически все Chevrolet.

Ведущий. Остались только дорогие машины. У них остался Tahoe.

С. Целиков. Но там линейка такая, что это штучные продажи, о которых сложно говорить - рыночная доля никакая. У них осталась Chevrolet Niva, которую в Тольятти производят – она массовая. А вот верхняя линейка – это экзотика, она на любителя.

Ведущий. А мне вот интересно, вы какие-то измерения по части надежности автомобиля проводите? Есть информация, какие автомобили надежнее?

С. Целиков. На самом деле, Андрей, эта тема – перспективная для нас. Но в данный момент мы никаких рейтингов надежности сами не делаем. Потому что это достаточно специфично. И глубоко профессионально. В России никто таких рейтингов не проводит. Мы зреем к этому, обдумываем этот вариант, но пока к нему не подошли. Есть признанные международные агентства, мы за ними следим. И думаю, что если какой-то автомобиль в рейтингах в мировых в ТОПе – он же и в лидерах в России. И на самом деле придумывать какую-то чисто российскую историю сложно. А все, что в мире – оно уже давным-давно придумано.

Ведущий. Ну и модели сейчас ведь глобальные…

С. Целиков. Конечно. И есть агентства, которые дают обзоры с определенной периодичностью и занимаются этим профессионально. Мы пока в эту тему не лезем, и своих рейтингов по надежности у нас нет.

Ведущий. Но их мнению можно доверять? Вы не анализировали это?

С. Целиков. Можно. Стандартные лидеры в них – Toyota и Honda которая практически ушла из России, продается практически по остаточному принципу, а она в рейтингах всегда на верхних строчках. Ну, еще это Mazda. То есть в целом у японцев надежность выше. Очень неплохо показала себя Skoda по последним рейтингам. Она там заняла высокие позиции. Неплохо смотрится Volkswagen.

Ведущий. А корейцы? Дотягивают по уровню?

С. Целиков. Корейцы растут. Они начинали с более низких позиций, сейчас, особенно у KIA - показатели достаточно высоки. Они по рейтингам поднимаются. Еще пока не на первых местах, но уже в первой десятке моделей встречаются и KIA и Hyundai Причем там меряют надежность на первом году эксплуатации, на третьем, пятилетки, семилетки - то есть этих рейтингов много. Их можно погуглить в интернете и найти. И поэтому лидеров тоже много. Любопытно, что Land Rover там часто оказывается в конце рейтинга… И это уже даже притча во языцах. Китайские бренды пока еще не дотягивают…

Ведущий. Итальянцы, наверное, тоже...

С. Целиков. Итальянцы тоже не в ТОПе. Классика – немецкий автопром, японский автопром. Они в верхних позициях. На самом деле у меня нет сейчас перед глазами таблиц, и я боюсь сейчас ошибаться, могу кого-то обидеть. Поэтому не буду. То, что мы делаем – из последнего – мы у себя в агентстве начали активно опрашивать потребителей по разным позициям.

Ведущий. По принципу «нравится-не нравится»?

С. Целиков. Нет. Предлагаем оценить машину, на которой человек ездил до этого, на какую пересел и о какой машине мечтает дальше, как он оценивает работу дилера. Мы даже провели премию «Дилер года». Для нее мы опрашивали потребителей и самих дилеров, начали измерять индекс повторной покупки. То есть стали учитывать, что человек ездил на какой-то машине и снова берет такую же. Эти индексы иногда показывают лояльность к бренду, к которому люди больше тяготеют. Ведь можно быть приверженным к одному бренду, а можно – « поездили-поездили и хотим избавиться, и, условно говоря, чтобы ноги моей больше в этом бренде не было»…

Ведущий. Какая марка по результатам вашей премии победила?

С. Целиков. Если по дилерским сетям – то на первом месте в премиальном сегменте оказался Lexus. А в массовом сегменте победила Skoda.

Ведущий. Вот. Думайте, друзья, что покупать!

Телефонный звонок. Меня зовут Сергей. Спасибо за вашу передачу. Но есть и другие радиостанции, где тоже много говорят об автомобилях, и там о «Шкодах» не очень отзываются, вспоминают проблему с DSG и 105 лошадей всего…

Ведущий. Да она решена, эта проблема с DSG (роботизированная коробка передач концерна Volkswagen с двумя сцеплениями - прим. ред.)! Или практически решена…

Позвонивший слушатель. Но на нее все равно очень много жалоб. Скажите, а почему Toyota и Honda перестали поставлять в Россию? Ну, Toyota Corolla вроде начали опять поставлять. А Honda - нет? Вроде и цена у нее около 800 тысяч…

С. Целиков. Ну, смотрите, здесь совершенно разные стратегии. У Toyota стратегия - чтобы завоевать рынок , завоевать долю. И она ведет ценовую политику такую, что даже порой в ущерб себе. Потому что ей надо системно отстроить для себя долгосрочную стратегию на много-много лет, и российский рынок является для нее ключевым. Свою долю Toyota хочет наращивать. То есть это отношение производителя… Honda же – огромный концерн, с огромным объемом рынка (по миру где-то 3 с лишним млн автомобилей), и на фоне этого наши скромные объемы ей менее интересны. Производство в России они не стали налаживать. Модели, когда кризис стукнул, изменились в цене. Вот слушатель говорит, цена была 800 тысяч. Да, была. Но в тот момент, когда доллар скакнул, они пересчитали все это в валюте, оказалось, что, не имея местной сборки, придется продавать здесь свои машины, начиная от 1,5 млн. За эти деньги, естественно, потребителей будет с гулькин нос.

Ведущий. При этом Honda Civic и Honda Accord везли из США…

С. Целиков. Да, то есть это чистой воды экономика. И бренд принял стратегическое решение, что Россия для них не является ключевым рынком. И сосредоточил свои силы на рынках Америки, на рынках Китая, которые в несколько раз больше российского, на каких-то азиатских развивающихся рынках. Я думаю, что в ближайшее время они не вернут к нам в страну активные продажи. То есть, к сожалению, Honda фактически продается по остаточному принципу. Ее можно заказать, по предзаказу, за большие деньги, заплатить вперед и ждать – ты получишь дорогую хорошую качественную машину, но массовые заказы на нее потребитель сейчас не делает. Основная масса пересаживается на «корейцев».

Ведущий. Сергей, а нет ли такого разрыва между тем, как принимают решение о покупке автомобиля люди и тем, как представляют себе этот процесс дилеры, которые продают машины? Потому что, когда приходишь на какую-то пресс-конференцию, презентацию к дилерам, они начинают говорить о сегментации, о выстраивании модельного ряда, о том, с кем они будут конкурировать. А человек рассуждает совсем другими категориями: либо я куплю новую иномарку массовую, либо я куплю премиальную, но б/у и вообще, что лучше взять, кроссовер или легковушку? Вот недавно девушка знакомая подходит и говорит – что лучше купить, KIA Sportage или Audi А3?

С. Целиков. - Ну, да… Но программа уже подходит к концу. Тема, которую вы, Андрей, задали, на самом деле – на целую отдельную программу. Этот процесс покупки – он, во-первых, у каждого свой. Во-вторых, он местами бывает очень длинный. И от идеи «пора бы мне поменять машину» до момента выезда из салона на новом автомобиле у кого-то проходит 2 недели, а у кого-то - полгода. И этот путь очень интересен. На эту тему мы даже совместно с Яндексом хотим в ближайшее время провести некое новое исследование. Яндекс сейчас может отслеживать, как люди бродят в Интернете, куда заходят, что смотрят…

Ведущий. Вы имеете в виду Авто.ру?

С. Целиков. И Авто.ру, и сам Яндекс сейчас имеют возможности исследовать поведение людей в Интернете. То есть Авто.ру – это площадка для классифайда, для- продажи машин. А Яндекс именно как поисковик может отслеживать движения людей – первые шаги человека в поисках, вторые, третьи, куда он заходил, на какие сайты, что смотрел, куда возвращался, как долго времени проводил на тех или иных сайтах. И это поведение может на самом деле показать много разных тенденций.

Ведущий. Значит, мы к этому вопросу вернемся и продолжим разговор. Сегодня у нас в гостях был Сергей Целиков из агентства «АВТОСТАТ».

Радио «Комсомольская правда»

Источник: АВТОСТАТ
Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью