Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 3 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Александр Курылин, генеральный директор и владелец ГК «Тон-Авто» («АВТОСТАТ»)

Александра Курылина, генерального директора Группы компаний «Тон-Авто», в которую входят автосалоны Renault, Toyota и Lexus, мы застали сразу по приезде из Сочи, где дилерам был презентован Renault Kaptur. Скоро новинка появится в автосалонах. Об ожиданиях рынка, последних тенденциях и о том, почему один из старейших игроков автомобильного рынка Самарской области отказался от продаж LADA, он рассказал в интервью аналитическому агентству «АВТОСТАТ».

general.jpg

- Александр Иванович, как Вам Kaptur? Есть ажиотаж? На какой спрос можно рассчитывать? Цена достаточно высока...

- Первая машина Kaptur уже пришла в город. Я рассчитываю на объем продаж до 15 автомобилей ежемесячно. Цена стартует от 799 тыс. рублей (с учетом cкидки по программе утилизации – прим. ред.), но обычно автомобилей по таким ценам бывает мало, скорее всего, наиболее доступными в наличии будут комплектации по цене от 970 тыс. до 1 млн 100 тыс. рублей.

Это будет 2-х литровый мотор со множеством опций. За эти деньги автомобиля такого формата не было, поэтому я думаю, что спрос будет хороший. К тому же Kaptur спроектирован для России с учетом всех потребностей нашего рынка.

Сейчас даже если взять автомобили LADA, то та же Vesta в средней комплектации стоит более 600 тыс. рублей. Иномарки в В-классе уже приближаются к 1 млн рублей. Если говорить о SUV, я думаю, что 1 млн сегодня – это хорошая цена. Kaptur находится в той же нише, что и Duster, но последний рассчитан на другую категорию покупателей. Новинка Renault – более городская, симпатичная, я думаю, у нее обязательно будет свой покупатель, потому что дизайн очень стильный.

- Дизайн довольно экстравагантный. Думаете, его хорошо примут?

- Да, своеобразные дизайнерские линии. Но эта машина, я бы сказал, больше отвечает концепции европейского Renault. Хотя сейчас европейские модели практически не поставляются на наш рынок. У Renault за последнее время много новинок: Megane, Kajar, Scenic. Автомобили красивые, но к нам они пока не поступают из-за курса евро – дорого. Но вот Kaptur для российского рынка отличается от европейского Captur размерами: он больше, на другой платформе сделан, хотя выполнен в той же стилистике. Он производится на заводе Renault в Москве.

- Вы считаете, что наиболее востребованными будут средние комплектации?

- Renault будет выпускать и относительно недорогие комплектации по цене немногим более 850 тыс. рублей. Речь о двигателе 1,6 л, либо на «механике», либо на вариаторе, переднеприводные. Но судя по продажам Duster, покупатели больше предпочитают полный привод на «механике». А это уже цена примерно 1 млн. рублей. Понятно, что сейчас это все-таки немалые деньги. Но при этом стоимость практически всех автомобилей С-класса сегодня – в районе 1 млн. рублей: Toyota Corolla, Volkswagen Jetta, Ford Focus и т.д. А у Renault за эти деньги можно получить полноприводный внедорожник – это нормально.

- Кстати, к Вам на встречу я ехала в такси, водитель которого выбирает себе автомобиль в пределах 1 млн рублей. Колеблется между Duster, XRAY, Vesta. Выбор в этой ценовой категории, в принципе, не очень большой сейчас...

- У Duster сегодня практически нет конкуренции. Во-первых, это очень качественный автомобиль, у него «механика» надежная, электроника, хоть ее и мало. И на вторичном рынке он дорого стоит. У Duster отличное соотношение «цена-качество», отсюда и объемы продаж. Могу сказать, что в целом надо смотреть на потребительские качества автомобиля. Любой товар находит своего покупателя в том или ином объеме. Если нужен автомобиль с большим клиренсом, надежный, полноприводный, то это Duster. Они сегодня продаются лучше, чем Logan. Российские покупатели в последние годы предпочитают хоть маленький, но «паркетник». Это даже удивительно.

- Кроме Kaptur, чем нас сможет порадовать Renault в этом году?

- Все будет зависеть от курса валют. Валюта приносит Renault в России определенный операционный убыток. Если бы АВТОВАЗ приносил прибыль, то можно было бы разговаривать о кумулятивной марже: с одной стороны, пойти на убыток, с другой стороны, заработать на других направлениях, и скомпенсировать это. Но поскольку АВТОВАЗ в «минусе», новые модели будут приносить убыток. Не совсем красиво будет.

- Автосалон LADA (ООО «АвтоПланета» - прим. ред.) на вашей территории, судя по всему, еще не подвергся ребрендингу, он совсем не соответствует новым требованиям. Будете искать новое помещение?

- Мы приостановили продажи LADA в связи с тем, что это несколько убыточно. С 1 июня мы переходим на сервисный контракт. Сейчас мы распродали машины и будем заниматься только сервисным обслуживанием автомобилей. Достаточно много дилеров в городе, которые имеют отрицательный баланс по работе с АВТОВАЗом.

- Довольно неожиданная новость, учитывая, что вы продавали автомобили LADA с 1999 года! А АВТОВАЗ сейчас открывает для себя новую веху. Новые модели, ребрендинг опять же...

- Существует понятие экономического расчета: сколько ты можешь продать Vesta и XRAY, чтобы окупить ребрендинг? Николя Мор говорит о том, что рынок ближайшие два года будет снижаться. Но мы сами знаем, что пока нет никаких драйверов роста экономики. Государство идет на внешние заимствования, то есть в ближайшие два года денег не будет точно. Поэтому сейчас вкладываться в строительство можно только, если есть собственные деньги. Но если собственного ресурса нет, строить на заемные – достаточно большой риск.

- При желании, наверное, можно было бы расшириться или купить помещение? Сейчас много автосалонов простаивает либо продается с дисконтом...

- Инвестиции, необходимые для строительства нового салона, я оцениваю в 75 млн рублей. При сегодняшней окупаемости и падении рынка риски существенные. Ребрендинг стоит около 7 – 8 млн рублей. Еще раз повторю: сегодня надо все считать, потому что если у тебя не будет хватать денег на то, что ты сможешь окупить, это все пойдет в жесткий «минус».

На сегодняшний день нужно заниматься развитием внутреннего производства: будь то сельское хозяйство, товары народного потребления – там, где можно было бы занять большое количество людей. Люди должны получить деньги, чтобы у них пошли накопления. Сегодня все сидят. Сбербанк говорит, что у населения на счетах деньги есть, но все боятся их тратить, поэтому не только нет роста зарплат, но еще и угроза сокращения рабочих мест. Это все не дает энтузиазма для развития рынка. И само государство сегодня говорит, что оно не склонно бороться за рост потребления.

- То есть получается, что Вы ни разу не выкупали на заводе новые модели?

- Нет. Мы не стали соответствовать новым требованиям, поэтому нам их не выдавали. Но по моим данным, у тех, кто получает Vesta, все тоже сложно с экономикой. Сегодня уровень продаж должен быть не менее 120 – 130 автомобилей в месяц, чтобы поддержать рентабельность. Мы же реально в последнее время продавали от 80 до 100 автомобилей LADA.

- Как завод отреагировал на Ваше решение выйти из пула дилеров? Все-таки «Тон-Авто» - крупная компания...

- У нас в городе достаточно много игроков, соответственно, мы своим уходом даем кому-то возможность для роста. Здесь вопрос в том, что не хватает прозрачности работы завода. Ранее публиковалось, что за первый квартал 2016 года у АВТОВАЗа убыток 8,6 млрд рублей. Как раз сейчас надо поработать с теми направлениями, которые приносят убыток. Если это импортные комплектующие, надо собирать Торгово-промышленную палату, предпринимателей и обсуждать, какие детали, например, необходимы, или какие станки нужно купить. То есть должен быть четкий заказ от АВТОВАза: мы готовы заключить контракты, а вы нам должны обеспечить качество, объемы, себестоимость. Надо как-то договариваться... Не понятно, сколько еще завод сможет работать с убытком.

- Но новый президент АВТОВАЗА Николя Мор, кажется, как раз подходит к тому, чтобы в конечном итоге решить задачу по локализации производства...

- Для меня слова ничего не значат. Говорят много, а что дальше? Сроки? Я понимаю, когда четко ставят задачу: до конца 2016 года должно стоять, например, 75 заводов, производящих 60% комплектующих АВТОВАЗа.

- В ходе недавнего визита на ОЭЗ нам объяснили, что конкретики нет, т.к. спроса на автокомпоненты со стороны автопроизводителей в ближайшие годы не будет...

- И не надо! Если производство стартует с маленькой позиции, соответственно, позже пойдет рост. Нельзя объем создать с нуля. Надо как минимум построить цех, оборудование привезти, людей научить. Бу Андерсоном говорил мне, что отсутствие в Тольятти маленьких гибких производств – это очень плохо. Но при этом есть крупные компании, которые не отвечают требованиям качества от автозавода. Еще раз подчеркиваю: у нас нет социального заказа. Я считаю, что это и есть социальная проблема нашего города, а не сам АВТОВАЗ.

Идет падение ВВП города – это проблема социальная, потому что за падением идет безработица. Когда создаешь маленькое производство, потом можно нарастить объем. Поэтому для меня лично остается открытым вопрос: сколько деталей нужно АВТОВАЗу, чтобы уйти от импорта?

- То есть прозрачности по вопросу локализации профессиональное сообщество не видит?

- Я не вижу. Понимаете, когда мы тонем, как минимум нужно привлечь кого-то и постараться найти выход из ситуации. Этим никто не занимается. Нужно говорить о программах, чтобы всем было понятно, что именно мы покупаем за рубежом, что мы должны произвести здесь, и соотношение – сегодня это стоит столько, а нам нужна цена такая. Кто у нас этим занимается, кто считает окончательные цены на автомобили – я не знаю. Когда я был в Париже с делегацией Renault, нам главный конструктор и вице-президент все это показывали и рассказывали. С АВТОВАЗом же ничего похожего не происходит.

- У вас же есть опыт политической деятельности, Вы несколько лет занимали пост мэра Жигулевска. Возможно, новому президенту АВТОВАЗА удастся продвинуться в вопросе локализации с помощью властей?

- Это всегда работа власти и менеджмента. Как минимум, Торгово-промышленная палата города должна взаимодействовать с заводом и знать, что ему необходимо. Основная задача сегодня – это АВТОВАЗ, поддержка города в целом. Должна быть стратегическая задача. Это находится в рамках бизнеса. ТПП занимается необходимыми задачами, чтобы активизировать наш регион.

Обязательно нужен симбиоз между производителем, ТПП и государством. Ухудшение – не самое плохое. Если предприятие заходит в большой убыток, самое правильное разобраться в нем и его оздоровить. Поэтому давайте сейчас посмотрим, что будет делать новое руководство АВТОВАЗа, как его будет оздоравливать, какие этому руководству задачи поставили сверху.

- Значит, от LADA вы отказались. Возможно, у вас освободились ресурсы, не планируете за бесценок выкупить что-нибудь поблизости? Взять другой бренд?

- На падающем рынке ничего покупать нельзя. Очень много всего нужно сделать, а прибыли не будет. Тенденции автомобильного рынка таковы: бренды качественные, не требующие больших затрат, имеющие большую остаточную стоимость на вторичном рынке – они останутся. Людям все равно ездить надо на чем-то. А те, кто не имеет таких показателей, как надежность, низкая стоимость обслуживания и владения в целом, они будут исчезать. Падение рынка по той или иной модели также охарактеризовано силой бренда – это раз. Второе – это оценка клиентом стоимости владения.

Я буду развивать дальше три бренда – это Toyota, Lexus и Renault. Потому что эти бренды себя зарекомендовали, они показали свою стабильность, дистрибьюторы дают возможность зарабатывать. Соответственно, за них надо держаться.

- В 2015 году «Тон Авто» получила премию от ООО «Тойота Мотор» как лучший дилер в номинации «Сервисное обслуживание». Какие тенденции сегодня в сервисе?

- Тенденция одна: дистрибьюторы сегодня идут на снижение стоимости оригинальных запасных частей. В прошлом году руководство Renault одномоментно снизило стоимость запасных частей на 30%, поэтому стоимость ремонта сегодня привлекательная для клиента. В нынешнем году это сделало и руководство Toyota – порядка 25 – 30%. И эта тенденция продолжится.

01.06.16 Елена Костякова
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 25 ноября 2016 Автоконцерны воссоединяют с Крымом («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", Минпромторг пытается заставить автоконцерны развивать официальные сервисные центры в регионах. Речь идет в том числе о Крыме, где иностранцы из-за санкций работают по субдилерским схемам, вынуждающим покупателей переплачивать. Выход в новые регионы и Крым может стать одним из условий доступа к программам господдержки автопрома в 2017 году, объем которых может достичь 60 млрд руб.

    подробнее
  • 17 ноября 2016 Авторитейл теряет людей («Коммерсант»)

    Российские дилеры пытаются найти новые форматы продаж – через интернет или с терминалами самообслуживания. Предоплату онлайн уже предлагает "Авилон", такой же формат в декабре введет "Рольф".

    подробнее
  • 9 ноября 2016 Гаражный автосервис набирает популярность («Известия»)

    Российские автовладельцы всё чаще отказываются от сервисного обслуживания у авторизованных автодилеров и доверяют свои автомобили «мастерам на все руки».

    подробнее