Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 3 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Юрий Целиков, экс-председатель правления международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа («АвтоСреда»)

О достоинствах и недостатках ушедшего президента АВТОВАЗа, о проблемах автогиганта и пожеланиях его новому руководителю мы говорим с ветераном Волжского автозавода, экс-директором восточного региона "АвтоВАЗтехобслуживание", ОАО "Автоцентр-Тольятти-ВАЗ", экс-заместителем главного инженера Управления по техническому обслуживанию автомобилей ОАО "АВТОВАЗ", экс-председателем правления Международной Ассоциации дилеров АВТОВАЗа, известным правдорубом Юрием Кузьмичем Целиковым.

tselikov2.jpg

- Юрий Кузьмич, дайте оценку деятельности теперь уже экс-президенту АВТОВАЗ Бу Андерссону?

-Моя сугубо личная оценка деятельности Бу за эти два года - весьма честолюбивый высокопрофессиональный менеджер западного типа, который, к моему удивлению, буквально повторял некоторые методы первого генерального директора ВАЗа Виктора Николаевича Полякова. Это - жесточайшая дисциплина, недопущение словоблудия при докладах, фантастическая, можно даже сказать - шизофреническая работоспособность, от темна и до темна. Он своим примером показывал всем, как надо работать. Порядок и гигиенические требования на производстве были для Бу Андерссона болезненно необходимы -  он обошел все туалеты (ну, почти все: сколько их на производстве, он не знает до сих пор). Его категорическое отношение к неряшливости и беспорядку - это плюс.

Как Виктор Николаевич Поляков и Валентин Иванович Исаков, Бу никогда не сквернословил и совсем не воспринимал спиртное на работе. Мне это в нем очень нравилось.
Из плюсов также можно добавить, что если он называл какую-то дату исполнения - то контролировал это жесточайшем образом.

- Прислушивался ли президент к вашим советам, к советам ветеранов АВТОВАЗа?

- Бу Андерссон слушал и слышал, он записывал себе все, что ему говорили, и принимал меры. Иногда немедленно. Однажды я на него «наехал» - «Вы обещали, что дилеру, который станет работать по предоплате, будет предоставлена зеленая улица по отгрузке автомобилей и четкое исполнение заказа и поставки. Обещали, а не выполняете!" И привел пример официального дилера "Универсал", который работает по предоплате, но не получает заказанных автомобилей ни по количеству, ни по ассортименту. Бу мгновенно набрал по телефону своего вице-президента и говорит: «Петер, сейчас с тобой будет говорить ветеран ВАЗа». Я даже немного растерялся. В итоге по телефону я все высказал и вскоре вопрос решился. То есть реакция на острые вопросы, влияющие на деятельность заводу и его репутацию, у этого человека мгновенная.

В октябре прошлого года я беседовал с Бу Андерссоном и доказал ему на бумаге, что "Приору" нельзя снимать с производства, что нужно ее делать супербюджетной. Он прислушался и оставил производство «Приоры».

Как-то пришел Бу Андерсон к нам, ветеранам, на седьмое ноября, на наш советский праздник, и я просил у него показать нам "Весту", так как до этого он уже показал ее президенту Путину. Он ответил: «о`кей, едем к «Олимпу». Я просил показать всего одну «Весту», а он пригнал семь и устроил там показательный тест-драйв для нас!

Отношение к ветеранам у него изменилось после того, как на него «наехали», что он отнял служебную машину с шофером у председателя совета ветеранов войны и труда ОАО "АвтоВАЗ" Александра Ибрагимовича Ясинского. Я спросил его тогда - много ли вы сэкономили, отняв у почетного гражданина области и города автомобиль? Он вернул. Он быстро исправлял свои промахи. Это позитивно.

Через некоторое время, примерно через первые полгода своей работы, он осознал, что с ветеранами нужно обращаться уважительно. И он, к примеру, очень здорово поддержал 76-й лицей имени Полякова, он им и автомобиль подарил, и присутствовал при установлении мемориальной доски, и всячески помогал по мелочам.

 - Вы говорите о позитивной деятельности Бу Андерссона. А как же убытки АВТОВАЗа за 2015 год, более 70 млрд рублей?

- Знаете, на дороге есть такое понятие «подстава». Так вот ему была сделана эта самая подстава. То есть он выполнял решение Совета директоров АВТОВАЗа, а в Совете директоров контрольный пакет у «Рено – Ниссан» и блокирующий у нашего «Ростеха». Ему поставили задачу запустить новые автомобили - с этим он справился, можно сказать, блестяще. А какой ценой?

Ему дали карт-бланш. Но совет директоров, по уставу ОАО «АВТОВАЗ», несет солидарную ответственность за убытки. Они что, этого не знали? Они дали ему всю власть, а контроль-то со стороны «Ростехнологий» и Альянса нужно было осуществлять. Если он шел не в ту сторону - должны были поправить сразу. Но еще в апреле месяце пятнадцатого года Чемезов хвалил Бу Андерссона на полную катушку, а ведь уже тогда были убытки.

Кстати, на недавнем съезде Союза машиностроителей, на котором было обсуждение обстановки на  АВТОВАЗа, я с удивлением выяснил, то они даже не знают, что их представители  Чемезов, Артяков и Когогин входят в Совет директоров АВТОВАЗа. А ведь по Уставу АВТОВАЗа солидарную ответственность за убытки несут члены совета директоров и я об этом сказал Владимиру Гутеневу, первому вице-президенту СМ.  

Андерссон - профессионал-производственник, к производству он относился чрезвычайно внимательно. А вот в финансах, это лично мое мнение, он "чайник". Все его финансисты зарубежные. Я считаю, его вина в том, что он передоверился своим замам по закупкам, думая, что на лету будет замечать промахи и ошибки, он же сам занимался когда-то закупками.

- Куда же смотрели заводчане, тот же профсоюз?

- Задача в социальной политике Бу Андерсону была поставлена в общих чертах. Вот можете прочитать, заголовок статьи: «Сокращения на АвтоВАЗе пройдут в максимально мягком режиме». Он этот "мягкий режим" видел по-своему. Наш официальный профсоюз он просто подмял под себя, чтоб ему было мягче. А другой профсоюз, "Единство", который в свое время создавал Анатолий Иванов, несколько раз пытался вмешаться, но Бу "Единство" проигнорировал. И это большая ошибка. Если бы он слушал и тех, и тех - при его мгновенной реакции он бы не заблудился с этим "мягким сокращением". А тут, значит, по соглашению сторон, за несколько окладов. Увидев, что все равно когда-то сократят - народ потек с завода.

В принципе, Андерссон выполнял поставленную задачу. Численность должна соответствовать программе, а программа начала падать.

foto-tselikov.jpg

- В чем еще ошибки Бу Андерссона?

- Я и ему говорил, и многим высокопоставленным вазовцам, что «Рено» своим давлением на Бу Андерссона заставляло быстрее осваивать отверточную сборку иномарок. И когда на платформе B0 он увидел, что иностранцы, французы, не справляются, он их повыгонял. Но тут он допустил крупную ошибку. Не секрет, что на него оказывала влияние Катержина Матушкова, так вот она посоветовала ему "опытных" чехов. И на АВТОВАЗе появилась целая рота чешских специалистов, как оказалось потом - специалистов по работе в банно-прачечных комбинатах по отмыву денег. Я с одним из таких специалистов, которого Бу наградил, столкнулся, и сказал ему, что он преступник. И привел пример: На Шлюзовом есть предприятие под названием «Идеал-Пласт», у них высокоточное, самое современное оборудование по литью пластмассовых деталей под давлением. Так чехи отняли часть номенклатуры у этого предприятия, которое давало стопроцентное качество! Передали производство в Нижний Новгород, где ранее работал Бу Андерссон. Не учтя при этом, что там крупносерийное производство, а у нас поточно-массовое. Другие подходы должны быть, тут промедление смерти подобно! Чего, кстати, никак не поймут и в «Ростехнологиях».

Так вот, вместе с этими нижегородцами и чехами внутрикорпоративная коррупция на ВАЗе в системе закупок расцвела при Бу Андерссоне снова. Несмотря на то, что он специалист в закупках. Он слишком много доверил другим. Я публично рекомендовал ему почитать работы В.И.Ленина, но, к сожалению, он не прислушался. Цитирую: «Руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им. И этого он иногда не знает, этого он часто не хочет, но ответственность ложится на него» (В. И. Ленин, издание четвертое, том 32й, страница 15.). Так вот Андерссон, передоверив это своим подчиненным руководителям следующего уровня, понадеялся на них, но отвечает теперь он. А они начали закупать не там, где нужно, "вешая ему лапшу", показывая подтасованные сведения. Его стремление контролировать всё не позволяло ему осуществлять контроль в полной мере, физически он не мог контролировать всё. Поэтому целый блок, где он считал себя профессором, он просто отпустил. И не понимал, что близкие ему люди могут просто подвести.

- Почему, на ваш взгляд, производство «Весты» перенесено в Ижевск?

- Это отдельная песня… Он свою идею докладывал на Совете директоров и получил устное одобрение. Там собирали иномарки, что там есть и сварочное, и окрасочное оборудование, ему сказали,  что готовность в Ижевске несколько выше, чем на ВАЗе. Хотя у нас-то ведь уже тоже купили окрасочную камеру и если бы он тут поднажал, как умеет… Даже Михаил Рябов, ныне директор «ИЖ Лада», в начале пятнадцатого года не знал, что будет делать «Весту». Почему члены Совета директоров позволили это?

Проблема в том, что очень многие подчиненные крупных начальников боятся рисковать своим служебным положением и рабочим местом.

- Может быть, на автогиганте должен быть представляющий интересы государства уполномоченный комиссар, чтоб не допускать неправильных решений президента АВТОВАЗа?

- На ВАЗе два таких комиссара были и есть сейчас. Но они были направлены на другие задачи: не допустить социального взрыва и не допустить усиления воровства на заводе. И они выполнили эти задачи, они пресекли очень много попыток. Также оградить завод от политических махинаций. Вы заметили, что завод дистанцировался от всех выборных процессов? Эти два комиссара хорошо справились со своей задачей. Но вот комиссара по производству не направили. Это промах «Ростехнологий».

- Каковы известные вам последние решения Бу Андерссона?

- Самое его крупное решение из последних было 21-го марта, когда он приехал на «ЛАДА спорт», а перед этим посетил «ВИС-сервис». Был весь взвинченный, отчитывал подчиненных за невыполнение его приказов. Требовал, чтоб завтра же к полудню ему предоставили все документы, бизнес-план и начали перемещать станки, кузова и т.д. на заводскую площадку. По сути, он повторил свой приказ о переводе производства «ЛАДА спорт» на АВТОВАЗ и рванул к выходу. Я перекрыл ему дорогу, схватил его за руку, и на повышенных тонах сказал: «Что вы творите?! Вы с коллективом встречались?! У них семьи, дети. Вы вообще думаете, что вытворяете? Совет ветеранов четвертый месяц просит показать технико-экономическое обоснование переноса «ЛАДА спорт» на заводскую площадку, а ваши подчиненные его не предоставили до сих пор!» Он глаза в землю, говорит «гуд бай!», и выскочил из помещения. Но на другой день рано утром подошел ко мне, тянет руку и говорит: «Юрий, всю ночь не спал и думал о нашем вчерашнем конфликте. Я решил, что ветераны мыслят в правильном направлении, без технико-экономического обоснования производство переносить нельзя. Передайте «ЛАДА спорт», что ничего не нужно в двенадцать часов мне привозить, пусть продолжают работу». Я поблагодарил его за мудрое решение. Не знаю, как поведет себя в этой теме новый президент Мор.

- Ваши пожелания новому президенту АВТОВАЗа Николя Мору?

- Уважаемый Мор, поступите на курсы русского языка, сдайте экзамен и начните правильно, без переводчика общаться с коллективом - это первое.

Сохраните тот темп работы руководителей, который задал Бу Андерссон, скопировав его с темпа Виктора Николаевича Полякова.

Уважаемый Мор, перепроверяйте любую информацию, даже от близких людей! Через хотя бы группу ветеранов, которую вам нужно приглашать на беседу раз в месяц.

Господин Мор, восстановите работу Совета молодых специалистов на ВАЗе. Иногда ходите в парике с наклеенными усами и бородой  - и доходите до правды своими глазами и ушами.

И еще доведите до конца ту работу, которую начал Андерссон по ликвидации служебных автомобилей, их на заводе быть не должно. Должна быть группа некоего корпоративного такси, либо пусть покупают автомобили, которые сами же производят и на них ездят, без права заезда на завод, чтоб не крали ничего.

Обустройте хотя бы по минимуму площадь Виктора Николаевича Полякова. Эта площадь, которая есть на картах города, до сих пор не обустроена, хотя на нее приземляются кремлевские вертолеты. И кладите хотя бы четыре гвоздики у бюста Полякова в высотке, заложите в бюджет стоимость гвоздик.

Господин Мор, обратите внимание на возрождение микро-серий спец-автомобилей, это очень хорошо влияет на имидж предприятия. Волжский автозавод один раз был законодателем мод для всего мира, а за ушедший год мы стали, по моему мнению, законодателями мод для стран СНГ и восточной Европы, с автомобилями «Веста» и «Иксрей».

«АвтоСреда»

07.04.16 «АвтоСреда»
Метки: автоваз
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 20 сентября 2016 Российские моторы для Renault («Ведомости»)

    Установка вазовского мотора на Renault поможет снизить себестоимость автомобилей. До реальных поставок еще далеко – партнеры пока только прорабатывают такую возможность.

    подробнее
  • 5 сентября 2016 Renault позаботится об АВТОВАЗе («Ведомости»)

    В декабре 2016 г. может состояться размещение дополнительных акций «АвтоВАЗа» по открытой подписке на 25 млрд руб., рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров «АвтоВАЗа», советник гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов. По его словам, утвердить соответствующее решение планируется на внеочередном собрании акционеров 10 октября.

    подробнее
  • 29 июля 2016 Мор, долги и убытки («Газета.Ru»)

    Убытки «АвтоВАЗа» в первом полугодии выросли на 67% и достигли 8,6 млрд руб. Выручка составила 87,1 млрд руб., что на 5% меньше предыдущего полугодия. При этом объемы продаж сократились на 11%. Эксперт «Газеты.Ru» полагает, что единственный выход из сложной экономической ситуации — реструктуризация долга.

    подробнее