Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 4 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Александр Селипанов, дизайнер Bugatti («Русский автомобиль»)

Александр Селипанов.jpg

Александр Селипанов учился в Art Center College of Design, в городке Пасадина, штат Калифорния. Это одно из старейших профильных образовательных учреждений в мире, основано еще в 1920-е. Оттуда же вышел, например, видный американский дизайнер-футуролог Сид Мид, автор не только смелых автомобильных концепций, но и оформления и костюмов к фильму Чужие. Возможно, путь, по которому пошёл Селипанов, наложил отпечаток на его мышление, полное практицизма и деловой хватки. А может наоборот, его характер вписался в американский стиль ведения бизнеса. Говорит Александр всегда по существу, излагает мысли «в одно касание».

Родом Саша Селипанов из Грузии. В начале 1990-х семья перебралась в московское Коньково. Московский школьник. А потом – Америка! Мечта поколения фильма Брат-2. После завершения учения Александр начал работать в студии перспективного дизайна Volkswagen Group в Потсдаме. Переход в Bugatti совпал с большими переменами в самой марке. Сменились директор, финансист, маркетолог… В апреле 2015 года главный дизайнер Ахим Аншайдт сформировал новую команду: Этьен Саломэ, Франк Хейл, Александр «Саша» Селипанов. Это первое интервью, которое в новом качестве Селипанов даёт русскому журналисту.

– Поздравляю, Bugatti представила самый, пожалуй, эффектный концепт-кар на Франкфуртской выставке IAA. Каково это, творить для Bugatti?  

– Ощущение неповторимые, мечта сбылась! Марка Бугатти это вершина пирамиды, я очень горжусь возможностью работать над дизайном машин этой марки.

– Вам не впервой работать над суперкарами. Помнится, вас даже прозвали «дизайнером злых тачек»…

– Было несколько цифровых проектов ещё в период моей учёбы в Пасадене, в Art Center College of Design. Да и потом… Десять лет я отдал группе Volkswagen. В качестве приглашённого дизайнера около года работал в Lamborghini над моделью Huracan.  Хотя  был всего лишь гостем студии, все равно чувствовал свою причастность к рождению машины.

Теперь в Bugatti я отвечаю за дизайн экстерьера. В нашей студии в Вольфсбурге под руководством Ахима Аншайдта работает команда дизайнеров, модельщиков, специалистов по фактуре и цвету. Нас двое, отвечающих за внешний дизайн, Франк Хейл и я. На мне – именно креативная сторона создания внешнего вида.

– Исторический background довлеет над любой маркой с богатой биографией, да?

– Подразумевается, что славное прошлое даёт пищу для создания современных моделей. Наша марка стоит на трёх основных ценностях,  Art, Forme, Technique.

Артистизм исходит от скульптора Рембранта Бугатти, форма – от Жана Бугатти, автора такого шедевра, как Bugatti T57C Atlantic. А техническая изощрённость – от основателя компании выдающегося инженера Этторе Бугатти.

Многие воспринимают наследие марки слишком двухмерно, что ли. Мы не собираемся делать ретро-автомобили. Нужно по-другому. Принимать классические образцы не как status quo, не как пример для прямого подражания. Не следовать трафарету, а получать идейное вдохновение от таких моделей как Bugatti 57S Atlantic 1938 года. Его характерной чертой было продольное склёпанное ребро на крыше.  Гениальная находка Жана Бугатти, оправданная как технически, так и эстетически. Формообразующая осевая линия, рассекающая наш Vision Gran Turismo –– отголосок ребра на крыше Bugatti 57S Atlantic. Мы не слепо повторяем его, а придаём дополнительный смысл. Начинаясь как ребро на переднем обтекателе, линия переходит в вертикально-расположенный стеклоочиститель, а затем через крышу – в аэродинамический стабилизатор. В гребне аэродинамического стабилизатора спрятана тяга, управляющая углом атаки заднего антикрыла.

– Отовсюду только и слышишь «ДНК марки, ДНК марки!» А что на самом деле такое, ДНК марки?

– Чаще всего ДНК формируют основатели бренда. Bugatti, Ferrari, Lamborghini несут в себе харизму своих основателей. ДНК складывается из их вкусов, манеры говорить, вести дела, из их собственного желания изменить мир. В компании Bugatti прослеживается семейная связь, сочетаются инженерный гений и эстетическое начало. Кроме того, это смесь разных культур – Италии, Франции, Германии. На этой культурной почве взросли как выдающиеся машины, так и сама марка. В тоже время настолько же ДНК формирует и дизайнер. Например, такую роль в истории Lamborghini сыграл Марчелло Гандини, в сотрудничестве с основателем компании Феруччо Ламборгини. 

Надо понимать, что марка ни в коем случае не должна жить одним прошлым. Порой я представляю, как повели бы себя Рембрандт, Жан или даже Этторе, если переместить их в сегодняшний день. На что окажутся способны эти великие люди, окажись они в нашей жизни.

– А сами Вы можете повлиять на ДНК бренда? Как далеко простираются ваши личные амбиции?

– Разумеется, я амбициозен. Однако мои амбиции направлены  на то, чтобы формировать чёткое представление, куда будет развиваться бренд. В своих мыслях я нацелен на выполнение этой задачи, а не стремлюсь сделать «авто Саши Селипанова».Стараюсь мыслить в категориях Bugatti. И хотя моё мировоззрение неизбежно просачивается в рисунки, оно не оборачивается пропагандой моего собственного вкуса.

Мы все считаем, что автомобиль Bugatti обязан включать в себя две противоречивые эмоции, beauty & beast. Как это сочеталось у великих моделей прошлого, T35 или T57C Atlantic. Bugatti – марка, репутация которой сложилась именно благодаря победам в гонках.  2000 побед! И, конечно, нам захотелось напомнить об этих победах. Тогда мы решили построить машину для виртуальных гонок. Отдать дань памяти триумфу Bugatti в 24-часовых гонках в Ле-Мане в 1937 и 1939 годах. В данном случае получается, что больше – Beast.

– Как нельзя более удачное сочетание – виртуальный автомобиль и дизайнер, метод которого – работать исключительно в «цифре»…

– Я настойчиво пропагандирую сквозное цифровое проектирование. Наша машина скульптурна, её облик состоит из плавных, элегантных линий. При этом я не сделал ни одного демонстрационного рисунка, ни единого скребка по пластилину. Вообще люблю математику.

Работа дизайнера – создавать скульптуру автомобиля. А рука современного скульптора должна трудиться на цифровом планшете. Используя Adobe Photoshop и Alias, можно за день не просто нарисовать объект, но и разработать его поверхность, все сопряжения, а наутро его уже напечатает 3D-принтер. Экономится время, повышается эффективность работы.

– Однако приходилось слышать немало критических замечаний в адрес цифрового дизайна, подчас весьма аргументированных. Например, от знаменитого Тома Тьярды…

– Когда он критиковал, уровень инструмента был совсем иным! Всё совершенствуется. Компьютер, планшет – ведь это всего лишь инструменты, всё зависит от того, как им умеет пользоваться дизайнер.

– Получилось действительно неплохо. И с должным уважением к традициям. Даже цвет, который у вас называют «голубой Bugatti», в прошлом он был «французским голубым» и на гонках отражал национальную принадлежность экипажа.

– Мы ставили задачу создать автомобиль, который бы запоминался. Который любой человек смог бы изобразить несколькими линиями. Первое, что для этого сделано – серповидная Bugatti Signature Line вокруг двери. Она возникла как реминисценция факсимиле Этторе Бугатти, это, по сути, заглавная буква его имени. Но не просто декоративный элемент. Он продиктован необходимостью задействовать всю высоту боковины кузова для забора воздуха к радиаторам охлаждения. Там образуется зона высокого давления. Много воздуха для сверхмощного двигателя. А подковообразный элемент в переднем бампере – не только напоминание о знаменитых полуовальных радиаторах исторических Bugatti. Как у носовых обтекателей формульных болидов, он поддерживает переднее антикрыло.

И есть элементы… предназначенные для второго прочтения, когда начинаешь вглядываться в детали, такие как заднее антикрыло…

– Вот уж действительно, завораживающий элемент, он плоский и не плоский в тоже время, простой и многоплановый одновременно.

– Bugatti Vision Gran Turismo – это не просто визуализация для компьютерной игры. Мы привлекли экспертов из гоночной лаборатории Dallara. Провели огромный объём компьютерных расчётов. Работа двигателя, трансмиссии, подвески. Аэродинамика. Симулировали прохождение по четырём секторам трассы Ле-Ман, на скоростях, нередко превышавших 440 км/ч.

От нашего шефа Ахима Аншайдта мы получили задание максимально приблизиться к настоящему спортпрототипу группы LMP1, чтобы концепт-кар выглядел как можно более аутентично.

Отсюда и аварийные выключатели электрики и двигателя , и защёлки, позволяющие быстро снять дверь с петель, и пометки мелом на шинах, какую на какое колесо ставить – такие обычно делают механики в боксах. Машина выглядит, как живая. Мне особенно по душе выхлопные трубы-спагетти.

–  Спагетти?

– Э… Не пишите это слово, пожалуйста. Уберите его из расшифровки интервью.

«Русский автомобиль»

09.12.15 «Русский Автомобиль»
Метки: дизайн, bugatti
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 10 ноября 2015 «Движущая сила». Кем был Вальтер де Сильва для Volkswagen

    «До конца ноября Вальтер де Сильва выйдет на пенсию», - сообщение, размещенное на сайте Volkswagen, шокировало поклонников немецкого бренда. В самой компании тоже сожалеют об уходе шеф-дизайнера, благодарят итальянца за проделанную работу и отрицают, что это решение каким-то образом связано с «Дизельгейтом».

    подробнее
  • 6 июля 2015 Кризис идей в автопроме: тех же щей да погуще влей

    В этом году состоялось уже четыре крупных автосалона – Детройт, Женева, Нью-Йорк, Шанхай – и все они оказались до скуки предсказуемыми. Впрочем, это можно сказать и про выставки прошлого года, и про моторшоу позапрошлого… Я вам больше того скажу: если вы откроете автомобильные журналы десятилетней давности, то окажется, что тогда автопром с помпой преподносил примерно то же самое, что и сегодня.

    подробнее
  • 2 июля 2015 Насколько крут Стив Маттин? Машины, которые нарисовал дизайнер Lada

    Мы обнаружили, что не существует подробного общедоступного «досье» на нынешнего главного дизайнера бренда Lada, а ведь послужной список у Маттина достойный. Спешим восполнить этот пробел, пристально изучив все работы за авторством Стива.Эта статья рассказывает о серийных моделях, автором дизайна которых является Стив Маттин.

    подробнее