Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 41 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

Lexus имеет самый высокий индекс доверия потребителей

Александр Колошенко, президент АО «Тойота Банк» («АВТОСТАТ»)

По данным НБКИ, в III квартале 2015 года банки продолжили наращивать выдачу автокредитов по сравнению с предыдущим кварталом, однако  доля автомобилей, проданных в кредит, составила 36,6% против 40,9% во II квартале. О тенденциях на рынке автокредитования в интервью агентству «АВТОСТАТ» рассказал президент АО «Тойота Банк» Александр Колошенко.

Александр Колошенко.jpg- Каков Ваш прогноз на IV квартал 2015 года и какие основные тенденции будут преобладать на рынке автокредитования в ближайшей перспективе?

- Не совсем корректно говорить про объем выдачи кредитов – он зависит от объема продаж автомобилей. Можно с достаточной долей оптимизма говорить о том, что доля продаж автомобилей в кредит будет постепенно расти (восстанавливаться). И тренд этот будет ускоряться по мере снижения ставок по кредиту – в т.ч. за счет снижения стоимости ликвидности и/или действий импортеров.

- Как, по оценкам «Тойота Банка», изменялись процентные ставки по автокредитам в целом по рынку после постепенного снижения ключевой ставки ЦБ до 11% на сегодняшний день? И как они будут изменяться в ближайшей перспективе?

- Вопреки расхожему мнению, ключевая ставка ЦБ (ее снижение) не является единственным элементом снижения стоимости ликвидности и ставок для клиентов для «долгосрочных» кредитных продуктов, среди которых находится автокредитование. Ставка по кредиту определяется стоимостью ликвидности. Для автокредитования банки должны привлекать долгосрочную ликвидность, стоимость которой в значительной степени подвластна долгосрочным трендам, среди которых изменение курсов валют, макроэкономическая стабильность, доступность ликвидности и прочее.

Немного снизившись весной, ставки по автокредитам большинства банков практически не менялись.

Вместе с тем, кэптивные банки живут по своим правилам:  их ставки в значительной степени зависят от стратегии автопроизводителей. Во всем мире  т.н. специальные кампании со сниженными ставками – один из самых популярных инструментов для повышения продаж. Как минимум, честная (не скрытая под скидкой) и прописанная в договоре низкая ставка по кредиту - это всегда лучше скидки, которая лишь подрывает ценность бренда и реально снижает продажи в будущем. Даже на пике ставок независимых банков, многие автопроизводители совместно со своими кэптивными банками предлагали очень привлекательные ставки по кредиту, что было по достоинству оценено клиентами.

- Между тем, по данным НБКИ, продолжает расти доля просроченной задолженности по автокредитам – с 7,7% в I квартале 2015 года до 8,4% во III квартале. Чем обусловлена эта тенденция и как на увеличение просроченной задолженности реагируют банки?

- К сожалению, на рынке потребительского кредитования России мы наблюдаем явление, которое вполне можно назвать «любительская хирургия»: очень много игроков пытаются что-то делать, захватывать пресловутую «долю рынка» любой ценой, не располагая навыками для управления кредитными и операционными рисками. Даже очень крупные игроки позволяют себе иногда весьма странные стратегии: например, позволяют клиенту платить по кредиту 100% ежемесячного дохода, брать кредит, не располагая регулярным доходом, пытаются компенсировать неадекватный кредитный риск, надеясь получить высокий одномоментный доход в виде комиссии от страховок (КСЖ, ОСАГО) – все это начало проблемы.

Да, качество кредитных портфелей ухудшается. Но портфели разных игроков ухудшаются по-разному. Сейчас у нас есть отличный момент оценить реальное качество работы организации. К сожалению, много игроков неожиданно познакомились со своей реальной стратегией.

Поведение банков зависит, опять же, от качества специалистов. Многие банки заранее начали готовиться к проблемам – внесли коррективы в кредитные правила, укрепили свою команду по сбору просроченной задолженности, изменили правила работы с коллекторскими агентствами и прочее.

Все эти процессы для клиентов говорят лишь об одном: кредит становится получить немного сложнее, часто потребуется внести больший первоначальный взнос. С другой стороны, банки преследуют одну цель с клиентом, как это не парадоксально звучит: не допустить просрочки и избежать неприятностей. Банки лишь пытаются за клиента оценить его шансы стабильно обслуживать кредит.

По мере стабилизации макроэкономической ситуации в стране, можно ожидать смягчения требований к клиентам-заемщикам; это стандартная практика.

Кэптивные банки в своей политике управления кредитными рисками также могут ориентироваться на требования своего автопроизводителя, в т.ч. смягчая требования к заемщикам и принимая более высокий кредитный риск, если этого требует стратегия бренда.

- По данным НБКИ, самыми популярными автомобильными брендами у кредиторов и их клиентов являются автомобили Lada – их доля среди легковых автомобилей составляет 14,5%. На втором месте – Renault (13,54%), на третьем – Nissan (12,52%). Далее следуют Kia, Hyundai и Volkswagen Ford. Как видно, этот рейтинг несколько отличается от марочной структуры продаж автомобилей в целом. Чем это объясняется и почему наиболее востребованы среди заемщиков автомобили массовых брендов?

- Сложно дать однозначный ответ – слишком много факторов необходимо учитывать. Вкратце, можно говорить о более высокой финансовой грамотности владельцев более дорогих брендов (они не возьмут кредит под 25% годовых; подождут снижения ставок), а также нельзя забывать о специальных маркетинговых кампаниях многих брендов с предложением низкой процентной ставки. Бывает, что снижение ставки по кредиту в перспективе приводит к росту продаж в кредит в 2-3 раза. Отдельно важно упомянуть и о качестве специалистов в дилерских центрах: грамотно объяснить финансовый продукт могут далеко не все дилеры, да и бренды по-разному относятся к популяризации своих финансовых предложений. Все это в комплексе дает наблюдаемый эффект.

«АВТОСТАТ»

11.11.15 АА «АВТОСТАТ»