Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Александр Колошенко, президент АО «Тойота Банк» («АВТОСТАТ»)

По данным НБКИ, в III квартале 2015 года банки продолжили наращивать выдачу автокредитов по сравнению с предыдущим кварталом, однако  доля автомобилей, проданных в кредит, составила 36,6% против 40,9% во II квартале. О тенденциях на рынке автокредитования в интервью агентству «АВТОСТАТ» рассказал президент АО «Тойота Банк» Александр Колошенко.

Александр Колошенко.jpg- Каков Ваш прогноз на IV квартал 2015 года и какие основные тенденции будут преобладать на рынке автокредитования в ближайшей перспективе?

- Не совсем корректно говорить про объем выдачи кредитов – он зависит от объема продаж автомобилей. Можно с достаточной долей оптимизма говорить о том, что доля продаж автомобилей в кредит будет постепенно расти (восстанавливаться). И тренд этот будет ускоряться по мере снижения ставок по кредиту – в т.ч. за счет снижения стоимости ликвидности и/или действий импортеров.

- Как, по оценкам «Тойота Банка», изменялись процентные ставки по автокредитам в целом по рынку после постепенного снижения ключевой ставки ЦБ до 11% на сегодняшний день? И как они будут изменяться в ближайшей перспективе?

- Вопреки расхожему мнению, ключевая ставка ЦБ (ее снижение) не является единственным элементом снижения стоимости ликвидности и ставок для клиентов для «долгосрочных» кредитных продуктов, среди которых находится автокредитование. Ставка по кредиту определяется стоимостью ликвидности. Для автокредитования банки должны привлекать долгосрочную ликвидность, стоимость которой в значительной степени подвластна долгосрочным трендам, среди которых изменение курсов валют, макроэкономическая стабильность, доступность ликвидности и прочее.

Немного снизившись весной, ставки по автокредитам большинства банков практически не менялись.

Вместе с тем, кэптивные банки живут по своим правилам:  их ставки в значительной степени зависят от стратегии автопроизводителей. Во всем мире  т.н. специальные кампании со сниженными ставками – один из самых популярных инструментов для повышения продаж. Как минимум, честная (не скрытая под скидкой) и прописанная в договоре низкая ставка по кредиту - это всегда лучше скидки, которая лишь подрывает ценность бренда и реально снижает продажи в будущем. Даже на пике ставок независимых банков, многие автопроизводители совместно со своими кэптивными банками предлагали очень привлекательные ставки по кредиту, что было по достоинству оценено клиентами.

- Между тем, по данным НБКИ, продолжает расти доля просроченной задолженности по автокредитам – с 7,7% в I квартале 2015 года до 8,4% во III квартале. Чем обусловлена эта тенденция и как на увеличение просроченной задолженности реагируют банки?

- К сожалению, на рынке потребительского кредитования России мы наблюдаем явление, которое вполне можно назвать «любительская хирургия»: очень много игроков пытаются что-то делать, захватывать пресловутую «долю рынка» любой ценой, не располагая навыками для управления кредитными и операционными рисками. Даже очень крупные игроки позволяют себе иногда весьма странные стратегии: например, позволяют клиенту платить по кредиту 100% ежемесячного дохода, брать кредит, не располагая регулярным доходом, пытаются компенсировать неадекватный кредитный риск, надеясь получить высокий одномоментный доход в виде комиссии от страховок (КСЖ, ОСАГО) – все это начало проблемы.

Да, качество кредитных портфелей ухудшается. Но портфели разных игроков ухудшаются по-разному. Сейчас у нас есть отличный момент оценить реальное качество работы организации. К сожалению, много игроков неожиданно познакомились со своей реальной стратегией.

Поведение банков зависит, опять же, от качества специалистов. Многие банки заранее начали готовиться к проблемам – внесли коррективы в кредитные правила, укрепили свою команду по сбору просроченной задолженности, изменили правила работы с коллекторскими агентствами и прочее.

Все эти процессы для клиентов говорят лишь об одном: кредит становится получить немного сложнее, часто потребуется внести больший первоначальный взнос. С другой стороны, банки преследуют одну цель с клиентом, как это не парадоксально звучит: не допустить просрочки и избежать неприятностей. Банки лишь пытаются за клиента оценить его шансы стабильно обслуживать кредит.

По мере стабилизации макроэкономической ситуации в стране, можно ожидать смягчения требований к клиентам-заемщикам; это стандартная практика.

Кэптивные банки в своей политике управления кредитными рисками также могут ориентироваться на требования своего автопроизводителя, в т.ч. смягчая требования к заемщикам и принимая более высокий кредитный риск, если этого требует стратегия бренда.

- По данным НБКИ, самыми популярными автомобильными брендами у кредиторов и их клиентов являются автомобили Lada – их доля среди легковых автомобилей составляет 14,5%. На втором месте – Renault (13,54%), на третьем – Nissan (12,52%). Далее следуют Kia, Hyundai и Volkswagen Ford. Как видно, этот рейтинг несколько отличается от марочной структуры продаж автомобилей в целом. Чем это объясняется и почему наиболее востребованы среди заемщиков автомобили массовых брендов?

- Сложно дать однозначный ответ – слишком много факторов необходимо учитывать. Вкратце, можно говорить о более высокой финансовой грамотности владельцев более дорогих брендов (они не возьмут кредит под 25% годовых; подождут снижения ставок), а также нельзя забывать о специальных маркетинговых кампаниях многих брендов с предложением низкой процентной ставки. Бывает, что снижение ставки по кредиту в перспективе приводит к росту продаж в кредит в 2-3 раза. Отдельно важно упомянуть и о качестве специалистов в дилерских центрах: грамотно объяснить финансовый продукт могут далеко не все дилеры, да и бренды по-разному относятся к популяризации своих финансовых предложений. Все это в комплексе дает наблюдаемый эффект.

«АВТОСТАТ»

11.11.15 АА «АВТОСТАТ»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 26 октября 2016 Toyota вложила 9,7 млрд рублей в производство RAV4 в Петербурге («Ведомости»)

    Toyota Motor инвестировала больше 21 млрд руб. в развитие собственного завода в Петербурге, рассказал на торжественной презентации модели RAV4 президент и исполнительный директор «Тойота мотор Европа» Иохан Ван Зил. По его словам, Россия - это страна с большим потенциалом, поэтому она играет в стратегии компании важную роль.

    подробнее
  • 21 октября 2016 Автовладельцы заехали в кредит («РБК»)

    Несмотря на кризис, доля покупаемых в кредит машин впервые выросла почти до 50%: рынок кредитов упал меньше, чем продажи машин. Это произошло благодаря госпрограмме льготного автокредитования, объясняют эксперты.

    подробнее
  • 5 октября 2016 Вторичный рынок всерьез заинтересовал госбанки («Известия»)

    Государственные банки выходят на рынок экспресс-автокредитования на вторичном рынке при продажах с рук. Программу для заемщиков запускает один из крупнейших госбанков – ВТБ24. Сетелем-банк («дочка» Сбербанка) изучает этот вопрос.

    подробнее