Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Динамика авторынка России в январе – ноябре 2016 года

Алексей Смирнов, генеральный директор автолизинговой компании CARCADE («АВТОСТАТ»)

Отрасль лизинга автомобилей в России существует в контексте всего автомобильного рынка. При этом, автолизинг имеет свою специфику, связанную с ярко выраженным акцентом на корпоративном сегменте продаж. Как сейчас развивается рынок автолизинга? Каким образом лизинговые компании выстраивают отношения с клиентами и предотвращают рост проблемной задолженности? Почему успех автолизинговых продаж напрямую зависит от сотрудничества лизингодателей с автопроизводителями? «АВТОСТАТ» обсуждает эти вопросы с Алексеем Смирновым - генеральным директором автолизинговой компании CARCADE.

фото Смирнов.jpg

- CARCADE специализируется на лизинговых сделках в сегменте легкового автотранспорта. Как сейчас себя чувствует этот рынок, можно ли говорить о постепенном восстановлении? Увеличилась или уменьшилась доля лизинга в продажах легковых автомобилей в 2015 году?

- По итогам I полугодия автолизинг «просел» на 21% в стоимостном выражении (данные РА «Эксперт»). Отмечу, что спад в автолизинге произошел в несколько меньших масштабах, чем в целом по авторынку. Это связано с тем, что более 90% автолизинговых сделок заключаются с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, чья покупательная способность выше, чем у физических лиц. О восстановлении рынка говорить преждевременно, однако уже сейчас можно отметить некоторые положительные тенденции. На рынке автолизинга уже в июле-августе основные параметры предложений лизинговых компаний приблизились к показателям годичной давности – таким образом, последствия «шокового» периода конца 2014-начала 2015 года в значительной мере уже преодолены. Значительно стимулировала клиентский спрос и запущенная в мае государственная программа льготного автолизинга, обеспечивающая лизингополучателям 10% скидки при приобретении автотранспорта отечественного производства. Благодаря программе, уже к середине III квартала доля лизинга (и финансового, и операционного) в общем массиве продаж легкового транспорта выросла до 7,5%, тогда как по итогам 2014 года этот показатель балансировал на уровне 3,5-4%.

- Можно говорить о том, что программа оказалась эффективной? Ждете ли Вы господдержки для автолизинга в 2016 году?

- Безусловно, программа оказалась эффективной. Уже сейчас можно говорить о том, что по программе было реализовано порядка 30 тыс. единиц автотранспорта. По нашим оценкам, запуск программы дал прирост от 5 до 15% лизинговых продаж автомобилей тех моделей, которые подпадали под ее действие (с мая по октябрь - произведенные в 2015 году в РФ автомобили различных классов, с октября программа распространяется только на коммерческие автомобили – прим. «Автостат»). В качестве участника программы, CARCADE по состоянию на конец октября передала клиентам 1950 автомоблей, обеспечив им суммарный объем скидок на 250 млн рублей.

Естественно, CARCADE приветствовала бы продолжение программы льготного лизинга в 2016 году или запуск иных мер государственной поддержки отрасли лизинга автомобилей, однако мы исходим из того, что господдержка – временная мера. Философия господдержки не сводится к стимулированию продаж лизинговых компаний, а направлена на поддержку отечественного авторынка и автопроизводителей. Лизинг в этом случае – всего лишь канал реализации автомобилей. Насколько известно, правительство не отказывается от поддержки автопрома в будущем, однако увязывает ее объем и конкретные формы с общей конъюнктурой авторынка и состоянием экономики в целом.

- Многие эксперты говорят о том, что одной из основных проблем автолизинга на сегодня является рост просроченной задолженности со стороны лизингополучателей. Как CARCADE решает эту проблему? Есть ли какие-то специальные предложения для клиентов, испытывающих финансовые проблемы?

- В сравнение с автокредитованием, где «просрочка» достигает 11%, ситуация в автолизинге с 6% просроченной задолженности в совокупном портфеле, выглядит несколько лучше. Тем не менее, проблема просроченной задолженности сейчас стоит достаточно остро, особенно с учетом тенденции к росту этого показателя.

CARCADE исповедует подход, направленный на профилактику появления «просрочки». Во-первых, технология скоринговой проверки финансового состояния клиента уже ранней стадии позволяет «отсеивать» заведомо ненадежных лизингополучателей с плохой кредитной историей. Скоринг позволяет обеспечить высокий уровень одобрения заявок на лизинг, а также сэкономить время клиента. Во-вторых – исходя из потребностей собственного бизнеса, клиент может воспользоваться индивидуальным лизинговым графиком, позволяющим минимизировать ежемесячные затраты на лизинг, тем самым снизив вероятность проблем с оплатой. В третьих – в случае риска наступления неплатежа, компания всегда может предложить клиенту пакет стабилизационных мер, позволяющих вновь войти в график. Клиент может изменить дату ежемесячного платежа; увеличить срок договора лизинга; воспользоваться другими возможностями реструктуризации, которые обсуждаются индивидуально. В четвертых – любой клиент компании может воспользоваться опцией «Лизинговые каникулы», которая позволяет пропустить ежемесячный платеж, заранее уведомив компанию, без начисления пеней и какого-либо ущерба для кредитной истории. К тайм-ауту по лизинговым платежам клиенты могут прибегать несколько раз в течение договора. Пропущенные платежи переносятся на будущие периоды – тем самым мы предоставляем клиентам время для решения насущных бизнес-задач, без отвлечения оборотных средств на оплату лизинга. Опция работает с августа - мы фиксируем положительную обратную связь от клиентов, которые уже ей воспользовались.

Весь этот комплекс мер позволяет нам локализовать «просрочку», а с другой стороны – обеспечить клиентам, испытывающим временные финансовые затруднения, возможность использовать транспорт взятый в лизинг. Отмечу, что для того, чтобы набор антикризисных решений CARCADE был бы макимально эффективным, лизингополучатель должен быть заинтересован в разрешении ситуации.

- Расскажите, пожалуйста, какую стратегию на рынке выбрала ваша компания? Какие новинки CARCADE предложила своим клиентам?

- Стратегия компании предусматривает сохранение доли в целевом сегменте (легковые автомобили и LCV) за счет гибкого управления существующей продуктовой линейкой, развития партнерских отношений с автопроизводителями, создания максимально комфортных условий автолизинга для клиентов с учетом особенностей их бизнеса. Несмотря на все рыночные изменения, мы сохранили высокий уровень доступности автолизинга для широкого круга клиентов и бонусные условия для клиентов-партнеров. По-прежнему в фокусе CARCADE - потребности малого и среднего бизнеса и создание уникальных для российского рынка лизинговых продуктов и сервисных опций.

В III квартале мы предложили клиентам обновленный комплекс настроек, значительно повышающих комфорт и вариативность при принятии бизнес-решений в период автолизинга. Помимо «Лизинговых каникул», к услугам клиентов на протяжение всего договора лизинга - возможность рассрочки при оплате страховых и сервисных услуг, доступ к профессиональным консультациям по бухгалтерским и юридическим аспектам лизинга, возможность завершения договора с переоформлением автомобиля на другую организацию или физическое лицо.

- Как в этом году изменились предпочтения клиентов? Какие автомобили они предпочитают? Изменились ли запросы клиентов, касающиеся сроков лизинга?

- Средняя стоимость легкового автотранспорта, приобретаемого в лизинг на данный момент составляет 1,6 млн рублей - в начале года она была на уровне 1,4 млн рублей. Понятно, что стоимость автомобилей с начала года увеличилась, но эти цифры прежде всего говорят о том, что переориентации лизингополучателей на более дешевые модели не произошло, несмотря на некоторое снижение уровня покупательной способности. По-прежнему владельцы бизнеса и топ-менеджеры предпочитают автомобили премиум сегмента, модели средней ценовой категории и класса «эконом» востребованы в корпоративных автопарках и службах такси. Повторюсь – значимых изменений в предпочтениях клиентов не произошло, на рынке снизился только объем нового лизингового бизнеса.

Естественно, ситуация в экономике и финансовая нестабильность отразились на клиентских запросах, касающихся сроков лизинга. Выделю две разнонаправленные тенденции – часть клиентов стремится минимизировать ежемесячную финансовую нагрузку и предпочитает длительные сроки договоров. Например, мы можем предложить договор на 5 лет. Существует и другая стратегия – зачастую клиенты оформляют автолизинг на минимальный срок ( 1 год), исходя из того, что в обозримой перспективе располагают средствами для ежемесячных платежей и не хотят связывать себя обязательствами на несколько лет. В любом случае, мы готовы заключать договоры на тех условиях, которые отвечают потребностям клиента. Наши клиенты зачастую выбирают графики со снижающимися платежами – это очень удобно для тех, кто работает в отраслях с сезонной доходностью – в этом случае минимальные платежи приходятся на те месяцы, когда прибыль клиента ожидаемо снижается.

- Как в 2015 году развивается сотрудничество CARCADE с компаниями-автопроизводителями? Как поменялось отношение к лизингу как к инструменту продаж со стороны автомобильных концернов?

- Сотрудничество с автопроизводителями и автоимпортерами – один приоритетов CARCADE. Плодотворные отношения с этой категорией партнеров позволяют формировать для клиентов улучшенные условия лизинговых предложений. Ценовые преференции, предоставляемые нам автопроизводителями, компания конвертирует в улучшенные ценовые предложения для клиентов. На сегодня мы способны обеспечить минимальное удорожание (а в некоторых случаях и отсутствие удорожания) на лизинг более чем 50-и моделей различных брендов.

В 2015 году интерес к лизингу со стороны автопроизводителей вырос, особенно на фоне бОльшего падения продаж физлицам и роста доли лизинга. Лизинг привлекателен для автопроизводителей по целому ряду причин: клиенты лизинговых компаний демонстрируют высокий уровень лояльности к конкретному бренду, приобретают более дорогие автомобили, зачастую покупают автомобили целыми партиями, чаще обновляют автопарки.

Одна из эффективных форм сотрудничества – проведение совместных маркетинговых акций, продвигающих предложения лизинга конкретных моделей. С начала 2015 года CARCADE запустила 16 различных акций с компаниями-автопроизводителями. В рамках акций, мы активно продвигаем специальные предложения в своей сети продаж, а также в дилерских центрах по всей стране. Доля моделей, подпадающих под акционные предложения, сейчас достигает 60% в общем массиве продаж CARCADE.

Отмечу наиболее успешные кейсы этого года. Изначально, совместная с Audi акция «Простая арифиметика», которая фиксировала специальные условия лизинга кроссоверов Q3 и Q5, седана A6, планировалась к реализации на ограниченном временном отрезке, однако она оказалась чрезвычайно эффективной и в итоге была продлена до конца года. Значительно увеличили клиентскую активность акционные условия, согласованные CARCADE и Nissan на модели X-Trail, Sentra, Almera, Tiida. Большой популярностью клиентов традиционно пользуются различные акции, интегрирующие преимущества экспресс-лизинга (оформление сделки по ускоренной процедуре) с различными ценовыми преференциями.

Кроме ограниченных по времени акций, CARCADE первой из российских лизинговых компаний стала работать с автопроизводителями в формате Privat Label, что предполагает долговременное партнерство и создание эксклюзивных преимуществ для лизингополучателей. Так, с начала 2011 года CARCADE является российским провайдером программы Jaguar Land Rover Finance Leasing. Только за 3 года сотрудничества мы в 6 раз увеличили количество собственных сделок по передаче в лизинг автомобилей Land Rover. На сегодня компания занимает лидирующие позиции по объему лизинговых продаж Jaguar и Land Rover в России.

С 2012 года CARCADE - официальный провайдер программы Volvo Car Leasing. Мы предоставляем клиентам специальные условия финансовой аренды широкого модельного ряда автомобилей Volvo. В период 2012—2014 гг. CARCADE увеличила собственные продажи автомобилей бренда на 40%.

Значение сотрудничества автопроизводителей и лизинговых компаний в среднесрочной перспективе будет возрастать вместе с увеличением доли лизинга общем массиве автопродаж в РФ. Основные драйверы роста доли лизинга легкового автотранспорта – дальнейшее проникновение услуги в сегменты малого и среднего бизнеса, а также развитие направления лизинга для физических лиц. Стратегический ресурс для развития автолизинга – приближение к потребительским стандартам ЕС и США, где в лизинг приобретается 25-30% легковых автомобилей.

 Каркаде инфографика_.jpg

05.11.15 Целикова Светлана
Источник: www.autostat.ru
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее