АВТОСТАТ | Алексей Смирнов, генеральный директор автолизинговой компании CARCADE («АВТОСТАТ»)

Инфографика

Все публикации

05.11.15Прочитали 188 раз

Алексей Смирнов, генеральный директор автолизинговой компании CARCADE («АВТОСТАТ»)

Отрасль лизинга автомобилей в России существует в контексте всего автомобильного рынка. При этом, автолизинг имеет свою специфику, связанную с ярко выраженным акцентом на корпоративном сегменте продаж. Как сейчас развивается рынок автолизинга? Каким образом лизинговые компании выстраивают отношения с клиентами и предотвращают рост проблемной задолженности? Почему успех автолизинговых продаж напрямую зависит от сотрудничества лизингодателей с автопроизводителями? «АВТОСТАТ» обсуждает эти вопросы с Алексеем Смирновым - генеральным директором автолизинговой компании CARCADE.

фото Смирнов.jpg

- CARCADE специализируется на лизинговых сделках в сегменте легкового автотранспорта. Как сейчас себя чувствует этот рынок, можно ли говорить о постепенном восстановлении? Увеличилась или уменьшилась доля лизинга в продажах легковых автомобилей в 2015 году?

- По итогам I полугодия автолизинг «просел» на 21% в стоимостном выражении (данные РА «Эксперт»). Отмечу, что спад в автолизинге произошел в несколько меньших масштабах, чем в целом по авторынку. Это связано с тем, что более 90% автолизинговых сделок заключаются с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, чья покупательная способность выше, чем у физических лиц. О восстановлении рынка говорить преждевременно, однако уже сейчас можно отметить некоторые положительные тенденции. На рынке автолизинга уже в июле-августе основные параметры предложений лизинговых компаний приблизились к показателям годичной давности – таким образом, последствия «шокового» периода конца 2014-начала 2015 года в значительной мере уже преодолены. Значительно стимулировала клиентский спрос и запущенная в мае государственная программа льготного автолизинга, обеспечивающая лизингополучателям 10% скидки при приобретении автотранспорта отечественного производства. Благодаря программе, уже к середине III квартала доля лизинга (и финансового, и операционного) в общем массиве продаж легкового транспорта выросла до 7,5%, тогда как по итогам 2014 года этот показатель балансировал на уровне 3,5-4%.

- Можно говорить о том, что программа оказалась эффективной? Ждете ли Вы господдержки для автолизинга в 2016 году?

- Безусловно, программа оказалась эффективной. Уже сейчас можно говорить о том, что по программе было реализовано порядка 30 тыс. единиц автотранспорта. По нашим оценкам, запуск программы дал прирост от 5 до 15% лизинговых продаж автомобилей тех моделей, которые подпадали под ее действие (с мая по октябрь - произведенные в 2015 году в РФ автомобили различных классов, с октября программа распространяется только на коммерческие автомобили – прим. «Автостат»). В качестве участника программы, CARCADE по состоянию на конец октября передала клиентам 1950 автомоблей, обеспечив им суммарный объем скидок на 250 млн рублей.

Естественно, CARCADE приветствовала бы продолжение программы льготного лизинга в 2016 году или запуск иных мер государственной поддержки отрасли лизинга автомобилей, однако мы исходим из того, что господдержка – временная мера. Философия господдержки не сводится к стимулированию продаж лизинговых компаний, а направлена на поддержку отечественного авторынка и автопроизводителей. Лизинг в этом случае – всего лишь канал реализации автомобилей. Насколько известно, правительство не отказывается от поддержки автопрома в будущем, однако увязывает ее объем и конкретные формы с общей конъюнктурой авторынка и состоянием экономики в целом.

- Многие эксперты говорят о том, что одной из основных проблем автолизинга на сегодня является рост просроченной задолженности со стороны лизингополучателей. Как CARCADE решает эту проблему? Есть ли какие-то специальные предложения для клиентов, испытывающих финансовые проблемы?

- В сравнение с автокредитованием, где «просрочка» достигает 11%, ситуация в автолизинге с 6% просроченной задолженности в совокупном портфеле, выглядит несколько лучше. Тем не менее, проблема просроченной задолженности сейчас стоит достаточно остро, особенно с учетом тенденции к росту этого показателя.

CARCADE исповедует подход, направленный на профилактику появления «просрочки». Во-первых, технология скоринговой проверки финансового состояния клиента уже ранней стадии позволяет «отсеивать» заведомо ненадежных лизингополучателей с плохой кредитной историей. Скоринг позволяет обеспечить высокий уровень одобрения заявок на лизинг, а также сэкономить время клиента. Во-вторых – исходя из потребностей собственного бизнеса, клиент может воспользоваться индивидуальным лизинговым графиком, позволяющим минимизировать ежемесячные затраты на лизинг, тем самым снизив вероятность проблем с оплатой. В третьих – в случае риска наступления неплатежа, компания всегда может предложить клиенту пакет стабилизационных мер, позволяющих вновь войти в график. Клиент может изменить дату ежемесячного платежа; увеличить срок договора лизинга; воспользоваться другими возможностями реструктуризации, которые обсуждаются индивидуально. В четвертых – любой клиент компании может воспользоваться опцией «Лизинговые каникулы», которая позволяет пропустить ежемесячный платеж, заранее уведомив компанию, без начисления пеней и какого-либо ущерба для кредитной истории. К тайм-ауту по лизинговым платежам клиенты могут прибегать несколько раз в течение договора. Пропущенные платежи переносятся на будущие периоды – тем самым мы предоставляем клиентам время для решения насущных бизнес-задач, без отвлечения оборотных средств на оплату лизинга. Опция работает с августа - мы фиксируем положительную обратную связь от клиентов, которые уже ей воспользовались.

Весь этот комплекс мер позволяет нам локализовать «просрочку», а с другой стороны – обеспечить клиентам, испытывающим временные финансовые затруднения, возможность использовать транспорт взятый в лизинг. Отмечу, что для того, чтобы набор антикризисных решений CARCADE был бы макимально эффективным, лизингополучатель должен быть заинтересован в разрешении ситуации.

- Расскажите, пожалуйста, какую стратегию на рынке выбрала ваша компания? Какие новинки CARCADE предложила своим клиентам?

- Стратегия компании предусматривает сохранение доли в целевом сегменте (легковые автомобили и LCV) за счет гибкого управления существующей продуктовой линейкой, развития партнерских отношений с автопроизводителями, создания максимально комфортных условий автолизинга для клиентов с учетом особенностей их бизнеса. Несмотря на все рыночные изменения, мы сохранили высокий уровень доступности автолизинга для широкого круга клиентов и бонусные условия для клиентов-партнеров. По-прежнему в фокусе CARCADE - потребности малого и среднего бизнеса и создание уникальных для российского рынка лизинговых продуктов и сервисных опций.

В III квартале мы предложили клиентам обновленный комплекс настроек, значительно повышающих комфорт и вариативность при принятии бизнес-решений в период автолизинга. Помимо «Лизинговых каникул», к услугам клиентов на протяжение всего договора лизинга - возможность рассрочки при оплате страховых и сервисных услуг, доступ к профессиональным консультациям по бухгалтерским и юридическим аспектам лизинга, возможность завершения договора с переоформлением автомобиля на другую организацию или физическое лицо.

- Как в этом году изменились предпочтения клиентов? Какие автомобили они предпочитают? Изменились ли запросы клиентов, касающиеся сроков лизинга?

- Средняя стоимость легкового автотранспорта, приобретаемого в лизинг на данный момент составляет 1,6 млн рублей - в начале года она была на уровне 1,4 млн рублей. Понятно, что стоимость автомобилей с начала года увеличилась, но эти цифры прежде всего говорят о том, что переориентации лизингополучателей на более дешевые модели не произошло, несмотря на некоторое снижение уровня покупательной способности. По-прежнему владельцы бизнеса и топ-менеджеры предпочитают автомобили премиум сегмента, модели средней ценовой категории и класса «эконом» востребованы в корпоративных автопарках и службах такси. Повторюсь – значимых изменений в предпочтениях клиентов не произошло, на рынке снизился только объем нового лизингового бизнеса.

Естественно, ситуация в экономике и финансовая нестабильность отразились на клиентских запросах, касающихся сроков лизинга. Выделю две разнонаправленные тенденции – часть клиентов стремится минимизировать ежемесячную финансовую нагрузку и предпочитает длительные сроки договоров. Например, мы можем предложить договор на 5 лет. Существует и другая стратегия – зачастую клиенты оформляют автолизинг на минимальный срок ( 1 год), исходя из того, что в обозримой перспективе располагают средствами для ежемесячных платежей и не хотят связывать себя обязательствами на несколько лет. В любом случае, мы готовы заключать договоры на тех условиях, которые отвечают потребностям клиента. Наши клиенты зачастую выбирают графики со снижающимися платежами – это очень удобно для тех, кто работает в отраслях с сезонной доходностью – в этом случае минимальные платежи приходятся на те месяцы, когда прибыль клиента ожидаемо снижается.

- Как в 2015 году развивается сотрудничество CARCADE с компаниями-автопроизводителями? Как поменялось отношение к лизингу как к инструменту продаж со стороны автомобильных концернов?

- Сотрудничество с автопроизводителями и автоимпортерами – один приоритетов CARCADE. Плодотворные отношения с этой категорией партнеров позволяют формировать для клиентов улучшенные условия лизинговых предложений. Ценовые преференции, предоставляемые нам автопроизводителями, компания конвертирует в улучшенные ценовые предложения для клиентов. На сегодня мы способны обеспечить минимальное удорожание (а в некоторых случаях и отсутствие удорожания) на лизинг более чем 50-и моделей различных брендов.

В 2015 году интерес к лизингу со стороны автопроизводителей вырос, особенно на фоне бОльшего падения продаж физлицам и роста доли лизинга. Лизинг привлекателен для автопроизводителей по целому ряду причин: клиенты лизинговых компаний демонстрируют высокий уровень лояльности к конкретному бренду, приобретают более дорогие автомобили, зачастую покупают автомобили целыми партиями, чаще обновляют автопарки.

Одна из эффективных форм сотрудничества – проведение совместных маркетинговых акций, продвигающих предложения лизинга конкретных моделей. С начала 2015 года CARCADE запустила 16 различных акций с компаниями-автопроизводителями. В рамках акций, мы активно продвигаем специальные предложения в своей сети продаж, а также в дилерских центрах по всей стране. Доля моделей, подпадающих под акционные предложения, сейчас достигает 60% в общем массиве продаж CARCADE.

Отмечу наиболее успешные кейсы этого года. Изначально, совместная с Audi акция «Простая арифиметика», которая фиксировала специальные условия лизинга кроссоверов Q3 и Q5, седана A6, планировалась к реализации на ограниченном временном отрезке, однако она оказалась чрезвычайно эффективной и в итоге была продлена до конца года. Значительно увеличили клиентскую активность акционные условия, согласованные CARCADE и Nissan на модели X-Trail, Sentra, Almera, Tiida. Большой популярностью клиентов традиционно пользуются различные акции, интегрирующие преимущества экспресс-лизинга (оформление сделки по ускоренной процедуре) с различными ценовыми преференциями.

Кроме ограниченных по времени акций, CARCADE первой из российских лизинговых компаний стала работать с автопроизводителями в формате Privat Label, что предполагает долговременное партнерство и создание эксклюзивных преимуществ для лизингополучателей. Так, с начала 2011 года CARCADE является российским провайдером программы Jaguar Land Rover Finance Leasing. Только за 3 года сотрудничества мы в 6 раз увеличили количество собственных сделок по передаче в лизинг автомобилей Land Rover. На сегодня компания занимает лидирующие позиции по объему лизинговых продаж Jaguar и Land Rover в России.

С 2012 года CARCADE - официальный провайдер программы Volvo Car Leasing. Мы предоставляем клиентам специальные условия финансовой аренды широкого модельного ряда автомобилей Volvo. В период 2012—2014 гг. CARCADE увеличила собственные продажи автомобилей бренда на 40%.

Значение сотрудничества автопроизводителей и лизинговых компаний в среднесрочной перспективе будет возрастать вместе с увеличением доли лизинга общем массиве автопродаж в РФ. Основные драйверы роста доли лизинга легкового автотранспорта – дальнейшее проникновение услуги в сегменты малого и среднего бизнеса, а также развитие направления лизинга для физических лиц. Стратегический ресурс для развития автолизинга – приближение к потребительским стандартам ЕС и США, где в лизинг приобретается 25-30% легковых автомобилей.

 Каркаде инфографика_.jpg

, источник: www.autostat.ru