Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 4 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков («Российская газета»)

Игорь Юргенс.jpg

Стагнация на страховом рынке усугубляется и переходит в падение. Как будет развиваться ситуация до конца года? Какие новые драйверы помогут вывести отрасль из кризиса и какие надежды возлагают участники рынка на государственную перестраховочную кампанию? Об этом "РГ" рассказал президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

- Как вы оцениваете развитие страхового рынка по итогам первого полугодия 2015 года?

- Ожидаемая стагнация рынка фактически превратилась в падение по итогам I полугодия, причем глубина падения объемов могла быть и больше, если бы не эффект повышения тарифов ОСАГО. Прирост совокупных премий составил всего лишь 2,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Объем собранных за полугодие взносов - 517 млрд руб. в отличие от 2014 года, когда слабеющие драйверы роста все же позволили расти отдельным сегментам (банкострахование за счет некредитного страхования жизни, ДМС за счет рисковых программ, страхование имущества физлиц за счет коробочных продуктов), в I полугодии 2015 года ни одного драйвера, кроме исключительно краткосрочного - ОСАГО, уже не было.

Показатели автокаско продемонстрировали разочаровывающие итоги: сборы по этому виду страхования во втором квартале этого года по сравнению со вторым кварталом 2014 года упали на 15,6%, доля расходов на полисы каско в общих расходах домохозяйств на конечное потребление снизилась до 0,37% против 0,49% годом ранее, отношение премии каско к ВВП упало до 0,26% по сравнению с 0,32% в прошлом году. Очевидно, это прямо связано с падением платежеспособности населения и отказом от крупных покупок, следствием чего стало сокращение продаж новых автомобилей во втором квартале на 36,5% (данные АЕБ). Вслед за этим упали и расходы населения на страхование каско автотранспорта.

Факторы, которые определили такую слабую динамику страхового рынка (в реальном выражении - это уже даже не стагнация, а фактически падение), достаточно предсказуемы - это и негатив со стороны макроэкономики, и резкое торможение банковского рынка (а банкострахование - традиционный драйвер страхового рынка), и сворачивание различных инфраструктурных проектов, а также дальнейшее давление со стороны корпоративного сектора, который пытается экономить на страховании в кризис.

Сокращение расходов страховщиками идет по всем фронтам: по результатам опроса ЦБ РФ, более 50% страховщиков сократили расходы на рекламу и маркетинг, более 40% - на региональную сеть и штат, свыше 20% - на вознаграждение, в том числе бонусы топ-менеджмента, и произвели оптимизацию офисных помещений, сократив расходы на аренду и содержание.

В качестве ключевых мер повышения рентабельности и снижения убыточности опрошенных компании назвали повышение тарифов в автокаско (более 70%), 55% - отказ от наиболее убыточных видов страхования и сегментацию клиентов (в том числе использование "запретительных" тарифов), использование продуктов с франшизой - более 50%, активизацию борьбы с мошенничеством, в том числе через ужесточение внутренних операционных процедур.

Главные вызовы и угрозы страховщики по-прежнему видят в сфере валютных рисков (риски девальвации и инфляционные ожидания), в росте масштабов и ущерба от мошенничества, в том числе организованного, в снижении спроса, сложности планирования и ожиданий роста убыточности, высокой доле выплат по решениям судов (и отсутствии явного прогресса в части судебной практики). Минимальное число опрошенных называет в качестве вызовов и реальных проблем рынка санкции и риски, связанные с международной деятельностью. Крупные компании в то же время называют эти угрозы среди топ-10 ключевых вызовов года.

- Как будет развиваться рынок до конца 2015 года?

- ВСС не ожидает ускорения роста по итогам 2015 года. Наиболее вероятный сценарий - прирост 2-3%, как и по итогам I полугодия, небольшой рост уровня убыточности (ККУ может превысить 102% в среднем по рынку) и незначительные структурные изменения; при этом финансовый результат может оказаться хуже, чем по первому полугодию, как с точки зрения уровня среднерыночной рентабельности, так и совокупной прибыли отрасли. Число убыточных компаний вырастет. Некоторые сегменты, например, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов (ОСОПО), в результате корректировки тарифов в сторону снижения в среднесрочной перспективе могут резко сократиться, другие сегменты (банкострахование, автокаско) - стагнировать.

Позитивные ожидания пока что только в технологической и институциональной сферах. В автостраховании - развитие телематики, которая позволяет контролировать убыточность, постепенный рост доли продуктов с франшизой, снижение расходов к взносам, рост онлайн-продаж, - эти тенденции заметны в 2015 году. В целом страховой рынок, с одной стороны, очень зависит от технологических новаций, с другой - традиционно более консервативен, чем банки и, например, инвестиционные компании.

С другой стороны, возможно, технологическая революция на страховом рынке начинается, и ее ключевым драйвером становится даже не онлайн-канал продаж и даже не "коробочные" продукты, а телематика, причем не только как инструмент анализа и контроля убыточности, а как важнейшая новация в управлении клиентской базой, система отношений клиент - компания на этапе как отслеживания и урегулирования убытков, так и формирования индивидуального предложения, повышения лояльности клиента, кросс-продаж. По статистике контроль стиля вождения, анализ ударов, анализ геолокации, отслеживание потенциальных неправомерных действий страхователя снижают уровень убыточности на 15-20%. Возможно, это ключевой вопрос дальнейшего развития моторного страхования и страхования имущества и ответственности граждан в целом.

- На каком этапе находится процесс создания национального перестраховщика в России? Каковы основные функции и принципы работы компании? Какие риски будут переданы в перестрахование национальному перестраховщику? Достаточен ли капитал компании для покрытия больших рисков?

- На все эти вопросы еще предстоит дать ответы. Но мы понимаем, что государство задалось целью создать госперестраховщика не от хорошей жизни - есть перечень рисков, которые нуждаются в финансовых гарантиях, и на международных рынках их перестраховать невозможно. Позиция страхового сообщества по этому вопросу во многом будет зависеть от того, какую в конечном итоге ЦБ утвердит бизнес-модель: важно, чтобы госперестраховщик не погубил свободный рынок. Если государственный перестраховщик будет создаваться для обеспечения недостающего покрытия в отношении санкционных рисков, то сообщество всесторонне поддерживает такую модель, если это будет новый равноправный игрок на свободном рынке, то возражений никаких это не вызывает. Однако мы категорически против создания такого игрока, который директивно "отъест" часть с трудом получаемого бизнеса, никакой поддержки идея создания такой компании не получит со стороны участников рынка.

- Как вы оцениваете проект по созданию национального рейтингового агентства? Каковы будут основные функции и принцип его работы?

- Мы осознаем, что создание этого агентства - мера вынужденная, но при этом важно, чтобы его рейтинги признавались на международном рынке. Также крайне важна репутационная составляющая - чтобы его рейтинги были максимально объективными, независимо от того, государственной или коммерческой организации они присваиваются.

«Российская газета»

07.10.15 «Российская газета»
 

Новости на эту тему

  • 28 ноября 2016 Средняя выплата в ОСАГО в октябре увеличилась на 29%

    Средняя выплата в ОСАГО в октябре 2016 года выросла на 29% до 72277 рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, средняя премия прекратила рост, оставшись на прежнем уровне, и составила 6,1 тыс. рублей.

    подробнее
  • 8 ноября 2016 Минфин разработал поправки к закону об ОСАГО

    Минфин РФ подготовил проект поправок к закону "Об ОСАГО" к рассмотрению на весенней сессии Госдумы, в которых предлагает реформировать действующую систему тарификации обязательной "автогражданки" и ряд других нововведений.

    подробнее
  • 3 ноября 2016 Автодилеры хотят заработать на ремонте по ОСАГО

    Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направила в Минфин, ЦБ и Российский союз автостраховщиков (РСА) предложения по улучшению закона об ОСАГО, сообщил газете «Ведомости» представитель ассоциации. Главное из них – осуществлять восстановительный ремонт на СТО, «авторизованных изготовителем или дистрибутором» той или иной марки автомобиля, следует из письма («Ведомости» ознакомились с ним).

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 23 сентября 2016 По чьим карманам ударит реформа ОСАГО? (Авторамблер)

    «Автогражданка» подорожает для злостных нарушителей ПДД. Страховщики сократят денежные компенсации в пользу ремонта. Что еще ждать от реформы ОСАГО?

    подробнее
  • 24 августа 2016 ОСАГО выбивается из лошадиных сил («Коммерсант»)

    Цена на ОСАГО может быть снижена благодаря тому, что при расчете цены страховки больше не будет учитываться мощность двигателя. С таким предложением выступил Минфин. В ведомстве говорят, что связи между лошадиными силами и аварийностью нет, об этом свидетельствуют и данные ГИБДД. Страховщики не желают расставаться с коэффициентом мощности, в этом их поддерживает ЦБ.

    подробнее
  • 11 мая 2016 Каско со скидкой («РБК daily»)

    С января 2015 года тарифы на каско снизились в среднем более чем на 11%, показало исследование СГ «Уралсиб». Больше всего повезло водителям из Москвы, Санкт-Петербурга и Оренбурга.

    подробнее