Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Андрей Лаврентьев, председатель совета директоров и акционер АО «Группа Компаний Аллюр» (Forbes.kz)

Андрей Лаврентьев.jpg

1-2 октября в Астане проходит III Форум машиностроителей Казахстана. Председатель совета директоров и акционер АО «Группа Компаний Аллюр» Андрей Лаврентьев размышляет о перспективах отечественного автопрома.

- Как вы оцениваете текущее состояние автомобильного рынка Казахстана? Какое влияние оказал «российский фактор» на ваш бизнес?

- В хорошие времена ёмкость рынка Казахстана составляла примерно 250-300 тыс. автомобилей в год, в плохие – 200 тыс. При этом, несмотря на то, что в количественном выражении рынок практически остается на том же уровне, меняется его ценовая сегментация, то есть люди покупают более дешёвые машины. Теперь возникает главный вопрос: что же влияет на рынок? На него влияет несколько ключевых показателей.

Основным фактором является рост ВВП. Мы знаем, что в этом году рост хоть и незначительный, но всё-таки будет. Мы понимаем, что ёмкость рынка в 2015 будет где-то в пределах 220-250 тыс. автомобилей. Из этого количества вычитаем премиум-сегмент - около 35 тыс. единиц: эта ниша для казахстанских производителей и многих официальных дилеров не является целевой. Остаётся порядка 190-215 тыс. автомобилей, из которых 100 тыс. уже завезены в результате ценовой разницы с Россией из-за девальвации рубля. В итоге на долю официальных дилеров приходится примерно 90-115 тыс. единиц.

После того, как мы спрогнозировали рынок, теперь оцениваем состояние «стока» (остатков. - F) авторетейла и считаем, какое количество автомобилей мы можем привезти, чтобы обеспечить рынок. Несмотря на определенную турбулентность на рынке, мы понимаем, что сможем обеспечить необходимые объёмы.

Что может стимулировать рынок? Государственные программы и финансирование. С последним фактором в Казахстане не всё так гладко. Объём автомобилей, покупаемых в кредит, увеличивается, но процентная ставка на автокредит тоже растёт. По-прежнему финансируют такие банки, как Евразийский, Kaspi и Цеснабанк, плюс появились новые банки, которые никогда раньше в рознице не участвовали: Казком, Банк Позитив, Народный, АТФ и БЦК. Банки начали видеть перспективу на рынке автокредитования, но основной вопрос по тенговой ликвидности и увеличению объёмов кредитования не решён.

Далее мы смотрим на рынок в разрезе производителей и импортёров автомобилей.

- Чему вас научил прошлый год?

- Самая большая угроза исходит не от рынка, а от факторов, не зависящих от нас: девальвация, открытые границы, технический регламент, - которые, по сути, могут сломать наш рынок. Меня прошлый год научил одному: нужно всегда держать себя в тонусе и анализировать принятые решения. Поэтому мы будем делать больше исследований, больше расчетов и усилим аналитический блок в Ассоциации казахстанского автобизнеса, чтобы чётко понимать, как те или иные решения, принятые на уровне правительств стран-членов ЕАЭС, повлияют на наш бизнес.

- На ваш взгляд, как повлияет присоединение Казахстана к ВТО на отечественный автопром?

- Вступление в ВТО – серьёзный вопрос, к которому мы готовимся. Известно, что таможенные пошлины будут снижаться постепенно, что, вне всяких сомнений, даст игрокам на рынке время адаптироваться к конкуренции и новым условиям.

- Андрей, как вы оцениваете возможность создания собственного бренда в Казахстане?

- Я считаю, что это единственный правильный путь развития отечественной автоиндустрии.
Производство автомобилей иностранных брендов — это необходимый этап, благодаря которому мы получаем опыт, компетенцию, развитие, связи. Однако здесь всегда есть огромный риск смены политики бренда, на которую местные партнёры влиять не в силах. То есть автосборочное предприятие может в любой момент стать никому не нужным.

Создание национального бренда должно быть целью нашего автомобилестроения, к которому мы стремимся, ради которого, собственно, и нужны все предыдущие этапы. Например, этот бренд может быть создан на основе электромобилей – это ноу-хау, отвечающее нуждам современного мира, включая экологический вопрос. Основной компонент электрокара – литиевая батарейка. Сингапурские учёные приблизились к тому, чтобы литиевая батарея заряжалась в течение 10 минут: это является решением основной проблемы, потому что водитель не может ждать зарядки батареи 40 минут. Поэтому, когда человечество сможет заряжать автомобиль хотя бы на 75% за 10 минут и менее, произойдёт скачок в автоиндустрии.

Вот почему в Казахстане, создавая национальный бренд, мы должны перешагнуть от топливного производства к новаторскому, и создать электрокар с учетом новейших технологий.

Когда Элон Маск создал первый автомобиль Tesla, весь мир смеялся над ним, считая, что это невозможно. Но компания BYD придумала сначала батарею, основной компонент электродвигателя, а уже под неё сконструировала автомобиль. Кстати, в разработке электрокаров практически не принимали участия инженеры из традиционного автопрома. Это автомобили, фактически выращенные «в пробирке», как стволовые клетки.

В наши дни компании, не готовые к риску и новаторству, – обречены. Поэтому создание казахстанского бренда с учётом новых технологий – не сумасшедшая мечта, а возможность, которой мы должны воспользоваться для качественного рывка.

Казахстанские производители пока не готовы к самостоятельному производству таких электрокаров, но для этого есть стратегические партнёры из Китая и США, которые не прочь вкладывать свои разработки в новый рынок, новые возможности и новых людей. Подобные проекты имели бы в Казахстане больший потенциал, чем в США или Европе, где доминируют консервативные компании-гиганты.

- Что для этого вам нужно?

- Нужно определиться с поддержкой государства в этом вопросе. Я говорю не столько о финансовой поддержке, сколько о системных мерах господдержки по формированию этой отрасли. У нас всесторонняя поддержка от правительства, от главы государства. Если сформируется необходимая законодательная база для развития этой отрасли – половина дела уже сделана. И наши люди, которые работали на конвейере, начнут встречаться с людьми, компетентными в создании электрокаров. Мы должны проанализировать весь инжиниринговый потенциал мира, привлечь лучшие кадры и начать создавать собственное авто вместе со стратегическими партнёрами.

- Будет ли популярен этот национальный бренд?

- Любая популярность формируется снизу, то есть нам надо двигаться от рынка. Популярностью пользуется продукт конкурентоспособный, который востребован и удобен.

Создание национального бренда через силу невозможно. Нам надо создать уникальный автомобиль с точки зрения технологий, комфорта и доступности. Для создания нового бренда у Казахстана есть всё – преференции, заводы, компетенция, деньги, желание, государственная политика.

- Обслуживание этих автомобилей будет дорогим? Или национальный бренд должен пропагандировать доступность во всём, включая обслуживание?

- Чем отличается электрический автомобиль от обычного? Фактически только электрическим двигателем. Но это простая вещь, которая не нуждается ни в каком системном подходе в эксплуатации. Электромобили с точки зрения эксплуатации намного легче – не нужно менять масло, у них нет свечей, впрыска топлива, бензобака, то есть того, что ломается. Ломкость автомобиля определяется количеством деталей, каждая из которых имеет свой срок жизни.

Исключение лишних деталей повышает надёжность автомобиля. Поэтому увеличение эксплуатационного срока батарей, объёма заряда, сокращение времени зарядки литиевых батарей даст огромный толчок в развитии электромобилей в мире.

- В каких нововведениях нуждается банковская система, чтобы помочь автомобильному бизнесу расти дальше?

- Многие иностранные банки предпочитают работать на беззалоговой основе, ориентируясь на cash flow (денежные потоки. - F) из-за международной системы оценки рисков. Возможно, местным банкам необходимо пересмотреть систему кредитования. В случае же, если залоги необходимы, нужно быть более гибкими в их выборе. Например, это могут быть товары в обороте, контракты, гарантии, ценные бумаги и другие активы. Вопрос финансирования и фондирования автомобильных компаний стоит очень остро. Мы очень нуждаемся в доступном капитале.

- В каком состоянии, по вашему мнению, находится отечественный рынок коммерческой техники?

- Рынок коммерческой техники в Казахстане только делает первые шаги. Но, по моему мнению, это перспективный рынок. Серьёзных инвестиций в коммерческий сегмент пока не было. Кроме того, это рынок «неизбалованный», и конкурирующих брендов здесь мало. Этот бизнес является высокомаржинальным, поэтому я считаю его одним из самых перспективных. Здесь можно использовать финансовый и операционный лизинг, давальческие схемы. Этот рынок недооценён и является одним из самых интересных. Я вижу в нем возможности и перспективы, поэтому данное направление является одним из приоритетных для нашей компании.

- Какой важный вопрос вы бы хотели задать государству?

- На свой самый главный вопрос я ответ уже получил - стране нужен автопром. Подтверждений тому несколько: в программе индустриально-инновационного развития машиностроение – одна из приоритетных отраслей; проекты, которые принимаются по поддержке отрасли; программа кредитования покупки отечественных автомобилей по 7,5% годовых.

Мы видим успех индустриализации нашей страны. Автопром – это отрасль, которая необходима для мультипликативного экономического эффекта и инноваций. Ведь здесь, как и в нефтянке, каждый вложенный доллар дает 4 доллара отдачи в виде налогов. Это очень низкомаржинальный и финансово ёмкий бизнес. И то, что мы делаем сейчас для развития локализации, сервиса и ретейла бесспорно важно для страны.

Forbes.kz

05.10.15 Forbes.kz
Метки: казахстан
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 24 сентября 2015 «Казахская» Lada: почему крупнейший холдинг Казахстана делает ставку на продукцию АВТОВАЗа?

    Мы уже рассказывали о холдинге БИПЭК АВТО, который занимается строительством нового завода в Усть-Каменогорске и расширением дилерской сети Lada на Урале и в Сибири. Как живётся казахстанской компании в кризисные времена?

    подробнее
  • 12 августа 2015 Дешевые машины для соседей

    В первом полугодии регистрации новых автомобилей в Белоруссии к аналогичному периоду 2014 г. выросли на 59,5% до 25 400 шт., подсчитал «Автостат». При этом официальные белорусские дилеры продали вдвое меньше – 11 391 машину (данные Белорусской автомобильной ассоциации).

    подробнее
  • 12 августа 2015 Казахи и белорусы снова отправились в Россию за автомобилями

    Целый ряд дилеров сообщили «Известиям» о грядущем повышении цен в сентябре из-за  падения курса рубля – на 5–7%. Цены будут расти неравномерно: в одном случае они вырастут соответственно увеличению курсов валют, в другом случае производители ограничатся тем, что отменят ранее введенные скидки. В дилерском сообществе отмечают, что в российские автосалоны снова пошли покупатели из Белоруссии и Казахстана, желающие сэкономить на разнице курсов валют.

    подробнее