АВТОСТАТ | Валерий Макаев, первый зампред правления ГК «АвтоСпецЦентр» («Коммерсант»)

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

19.06.15Прочитали 349 раз

Валерий Макаев, первый зампред правления ГК «АвтоСпецЦентр» («Коммерсант»)

Валерий Макаев.jpg

Первый зампред правления ГК "АвтоСпецЦентр" Валерий Макаев рассказал "Ъ" о грядущих изменениях российской дилерской отрасли и трудностях работы с коммерческим транспортом в кризис.

– Какие сейчас главные проблемы у автодилеров?

– Самое главное – безусловно, спад продаж. При этом привлечение заемных средств остается очень дорогим. Банки неохотно опускают процентную ставку вслед за ключевой ставкой ЦБ.

– На рынке уже рассказывают о случаях, когда банки требовали от дилеров досрочно погасить кредиты. Компании начали нарушать ковенанты?

– Мы с такими проблемами не сталкивались. Подобная информация не является публичной, но, насколько мне известно, были единичные прецеденты. Впрочем, я бы не стал говорить об этом как о рыночной тенденции.

По вопросу с нарушением ковенант: на самом деле банки заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с надежными заемщиками, и поэтому всегда есть поле для договоренностей. Скорее всего, однозначные требования о досрочном погашении кредитов возникают у небольших банков, которые сами испытывают проблемы с ликвидностью. При этом у них действительно могли появиться формальные основания, связанные с задержками выплат процентов и погашения основного долга. По сути, если дилер попадает в трудное финансовое положение, то трудно винить банк в том, что он просто хочет спасти свои деньги.

– В вашем портфеле брендов есть и коммерческий транспорт. Какие особенности вы можете выделить в работе с этим сегментом в кризис?

– Структура спроса на рынке грузового транспорта в целом отлична от спроса в легковом сегменте. Здесь клиенты решительно отказываются менять парк, если предложение не устраивает их по цене. Они просто отменяют свои инвестиционные планы, ремонтируют имеющийся парк и эксплуатируют его дальше. Кроме того, помимо существенного падения самих продаж мало- и среднетоннажного грузового транспорта, в кризис проявился и спад машино-заездов в сервис. Ведь в основном такую технику покупает либо средний бизнес, либо индивидуальные предприниматели, а у них сейчас сократились объемы заказов, пробеги, и межсервисный интервал по времени удлинился. Так у нас сократился еще один источник дохода, который обычно сохраняется в легковом сегменте.

– Насколько эффективна господдержка авторынка? Несмотря на нее, с начала года продажи стабилизировались на низком уровне.

– Сложно говорить о конкретных процентах эффективности, но господдержка влияет на продажи. Если бы не программа утилизации и субсидирование ставки по автокредитам, то снижение продаж было бы значительнее, особенно в коммерческом сегменте.

– А производители поддерживают своих дилеров?

– Импортеры стараются сохранить и поддержать свою сеть настолько, насколько у них хватает собственных ресурсов. Достаточно распространенным стало согласование обновленных, пониженных планов продаж, примерно на 5-10%. Это весомая поддержка – несокращение планов ведет к гарантированной потере бонусов и, соответственно, маржинальности дилеров. Кроме того, был случай, когда импортер пошел навстречу дилерам, разрешив продлить сроки инвестиций в новое оформление и оснащение дилерских предприятий в соответствии с новыми стандартами.

– Деформировалась ли дилерская маржа за время кризиса?

– На самом деле ее уровень сокращается уже несколько лет. Фактически масштаб дилерских сетей не изменяется, а спрос, увы, сокращается. Поэтому конкуренция растет, идут ценовые войны, и, несмотря на многочисленные акции импортеров, мы все вынуждены давать скидки за счет собственной маржи.

– А машин по старым, "додевальвационным" ценам уже нет в принципе?

– На рынке их осталось немного, и эта проблема к концу июня, скорее всего, перестанет существовать.

– Но говорят, что машины, купленные дилерами по старым ценам, продавали по новым, более высоким, и за счет этого маржа вырастала.

– Скорее, было наоборот. Чаще и машины прошлого года, и машины с новым ценником продавали по тем же старым ценам, лишь бы продать. Мы вынуждены выполнять планы, ведь не секрет, что существуют бонусные системы за выполнение планов продаж.

– Как реформируется дилерская сеть в ближайшее время?

– В начало следующего года мы выйдем с несколько иной структурой автобизнеса. Например, по моей информации, в Москве очень многие владельцы дилерских центров думают о продаже своего бизнеса. У кого-то проблемы с экономикой, а кто-то просто устал непрерывно находиться в стагнации, без очевидных перспектив и с не очень понятной позицией государства по поводу дальнейшей поддержки автобизнеса. Принимаются краткосрочные и среднесрочные меры, они весьма эффективны, но долгосрочной стратегии поддержки автопрома пока нет. Очевидно, будут потери, консолидация рынка неизбежна.

– А почему не было до сих пор крупных сделок M&A?

– Крупных сделок, скорее всего, и не будет, рынок не готов к радикальным слияниям. А вот поглощение крупными игроками более мелких групп и отдельных дилерских предприятий будет происходить совершенно точно. Но и здесь пока есть сдерживающий фактор: те, кто пытается продать свой бизнес, хотят вернуть вложенные деньги и еще заработать, но за такие деньги никто сейчас ничего не купит. Поглощения начнутся, когда люди наконец внутренне согласятся с неминуемыми потерями. Думаю, их можно ожидать в следующем году.

– Что будет происходить с автопродажами в ближайшей перспективе, пройдено ли дно падения?

– Я думаю, что мы идем по самому дну, но постепенно приближаемся к моменту рыночного подъема. Июнь уже гораздо более успешный, чем май. Вторая половина года будет несколько лучше. Делаю ставку на стабилизацию курса и на хоть и небольшой отложенный спрос, сформировавшийся за время скачков цен на машины. К тому же осенью наверняка будет сезонное оживление спроса, а к Новому году начнутся традиционные распродажи.

«Коммерсант»