АВТОСТАТ | Джеффри Гловер, гендиректор GM-АВТОВАЗ («Новые Известия»)

Инфографика

Все публикации

27.02.15Прочитали 128 раз

Джеффри Гловер, гендиректор GM-АВТОВАЗ («Новые Известия»)

В кризис одним из самых уязвимых секторов производства стал автопром. Падение курса рубля и рост процентной ставки по кредитам ударили по сборочным производствам. О путях выхода из сложившейся ситуации «Новым Известиям» рассказывает Генеральный директор GM-AVTOVAZ Джеффри Гловер.

Джеффри Гловер.jpg

- У GM одна из самых больших локализаций, в особенности, у Шеви Нивы. Насколько локализация позволяет повысить экономическую отдачу производства?

- Локализация выступает в роли естественной защиты от инфляции, вызванной валютными колебаниями, и позволяет производителю избежать резких и существенных изменений себестоимости товара. Импортированная продукция и продукция с низким уровнем локализации в полной мере испытывают на себе воздействие валютных колебаний, и производитель для сохранения эффективности своего бизнеса вынужден перекладывать дополнительные затраты на плечи покупателей.

- Как складывается картина локализации у GM?

- Уровень локализации автомобиля Chevrolet NIVA составляет более 90%, если говорить о поставщиках первого уровня. В то же время, некоторые подкомпоненты и сырье наши поставщики импортируют, поэтому реальный уровень локализации немного ниже.

- Какие поставщики что поставляют?

- Вопрос интересен тем, что, как я подозреваю, многие читатели автоматически предполагают, что высокотехнологичные компоненты импортируются, в то время как более простые производятся и закупаются на месте. В нашем случае это не так, база российских поставщиков очень разнообразна, и среди них есть очень эффективные, производящие современные, технологически сложные детали. И наоборот, мы импортируем простые технологические компоненты, если их производство более экономически выгодно для нас, поставщик – конкурентоспособен и соответствует нашим требованиям. Например, сейчас мы привозим из-за границы шины для люксовых версий Chevrolet NIVA, в то время как блок управления двигателем - российского производства.

Еще одна возможность – привлечение глобальных поставщиков с так называемым «переносом» компонентов без каких-либо изменений и дополнительной адаптации под нашу модель. Если масштабы их производства за границей достаточны, и это позволяет нам сэкономить на инжиниринге, закупка импортной детали может стать экономически более выгодной для нас даже с учетом усложненной логистической цепочки. В любом случае сейчас после резкого изменения валютных курсов нам необходимо провести переоценку затрат и проверить, есть ли более дешевые решения.

- К какой конфигурации локализации вы стремитесь? Насколько это улучшит ситуацию?

- Ослабления рубля сдерживает инвестиции на первом этапе экономического кризиса и обесценивает уже сделанные нами в экономику инвестиции. В то же время с ослаблением инфляционного давления оно может подвигнуть многих производителей переместить производства в Россию, чтобы воспользоваться преимуществами, связанными с низкой стоимостью активов. Уровень локализации Chevrolet NIVA нового поколения останется приблизительно таким же, и наши конкуренты с более низкой локализацией будут стремиться ее увеличить.

- Двигатели, коробки, электроника?

- Локализация этих компонентов – правильный шаг. Чем больше, тем лучше с точки зрения затрат. Но обязательно с учетом требуемого качества, ответственности поставщиков и используемых ими технологий.

- Какие узлы невозможно локализовать в России?

- В базе поставщиков еще есть бреши, и это связано в первую очередь с отсутствием конкуренции, я бы даже сказал фактическим монопольным правом в некоторых областях. При этом сдерживающим фактором для инвестиций в Россию зачастую является не технологический барьер, а сложности, которые стоят на пути создания эффективного с точки зрения затрат производства. Первое, что приходит на ум - это метизы (шурупы, гайки, болты, шайбы и т.п. ) и резиновые детали, в том числе прокладки.

- Насколько локализация способна снизить цены, в особенности при снижающейся в валютном эквиваленте стоимости рабочих рук?

- Как я уже говорил, локализация защищает производителя от незапланированных и бесконтрольных колебаний стоимости. Таким образом, происходит одновременное удешевление рабочей силы. В то же время в экономиках, где имела место девальвация, инфляционное давление растет очень резко и постепенно приводит к повышению зарплат, которое связано с общим повышением цен на товары и услуги.

- Какие трудности вы считаете наиболее опасными? Кредитование или что-то еще?

- Больше всего меня беспокоит банковская система. Очень многие физические лица и предприятия за последние годы брали кредиты за границей или кредиты в валюте. У местных компаний сегодня возникают сложности с поиском валютных средств для оплаты этих долгов. И поэтому многие мелкие и средние банки имеют большие общие суммы задолженностей. Существует вероятность того, что некоторые из них не выживут. В такой ситуации будет по-прежнему сложно находить средства для оборотного капитала.

- Есть ли планы по дальнейшим инвестициям в производство?

- Свой план инвестиций мы уже обнародовали, и регулярно проводим его переоценку с нашими акционерами, так же как делаем это в отношении действующего производства.

- Есть ли планы по замещению внутреннего спроса на автомобили спросом из ближайших стран, к примеру, из Казахстана, из Белоруссии или из других, более отдаленных?

- Экономики этих стран очень тесно связаны с российской экономикой. Даже несмотря на то, что их валюты не изменяются параллельно с изменением курса российского рубля, потенциально это возможно. А значит, ослабление экономической активности в России будет влиять на экономическую ситуацию в Белоруссии и Казахстане, так что выгода может оказаться очень незначительной.

- Способны ли автомобили бюджетного сегмента показать рост продаж в этом году. Ведь средний ценовой сегмент сильно просядет и потенциальные покупатели автомобилей за 600-800 тыс. могут обратить внимание на более дешевые модели, к примеру, Кобальт?

- Если говорить о росте сегмента компактных внедорожников, то рост маловероятен. Экономический эффект от падения экономики намного превосходит возможности любых факторов роста. В то же время мы рассчитываем на то, что некоторые покупатели, которые по-прежнему планируют приобрести автомобиль в 2015г., будут уходить в более доступные сегменты и выбирать более дешевые автомобили, чем они рассчитывали ранее до начала нынешних экономических сложностей. В какой-то мере это поможет нам сбалансировать потери.

- Какие рекомендации вы даете дилерам для корректировки моделей бизнеса в этом году, с учетом перераспределения рынка автомобилей?

- У нас очень разнообразная база дилеров – все они являются независимыми компаниями. Мы на регулярной основе делимся с ними рекомендациями и лучшим опытом. Все они очень опытные и дальновидные, прекрасно знают свои рынки и структуру своего бизнеса и очень быстро реагируют на любые изменения ситуации.

«Новые Известия»