Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Владимир Моженков, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» («Гудок»)

Как спасти отечественный автопром, в специальном интервью для Gudok.ru рассказал президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков.

– Как давно сбои, которые стала давать российская экономика, начали сказываться на продажах легковых автомобилей?

– Еще в марте 2013 года мы заметили, что продажи автомобилей стали падать уже на 1%, но надеялись что ситуация стабилизируется. Стоит признать, что с 2013 года в России начался экономический кризис, а с июня 2014 года началось уже катастрофическое падение продаж: цифры стали превышать 20%. Как следствие – остановка заводов, сотрудники предприятий начали работать в одну смену и по четыре дня в неделю. Причем резкое падение продаж привело к тому, что не только заводы, но и дилерские центры начали сокращать сотрудников. Однако осенью 2014 года, правительство запустило программу обновления автопарка, которая значительно разрешила ситуацию на автомобильном рынке и помогла в первую очередь АвтоВАЗу.

– В связи с девальвацией рубля на ноябрь и декабрь 2014 года пришелся ажиотажный спрос на новые автомобили. Насколько рубль помогает дилерам и заводам распродать свои склады?

– Сегодня действительно наблюдается спрос на покупку нового автомобиля, однако эйфория закончится уже скоро, думаю 31 декабря 2014 года. С 2015 года грядет подорожание и цены на автомобили могут вырасти до 40%. Сейчас автозаводы, импортеры, а также мировые бренды из последних сил стараются сдержать рост цен на автомобили, чтобы распродать склады и выполнить планы на 2014 год. Хочу заметить, что некоторые марки продают автомобили даже в убыток для себя. Желающих приобрести новый автомобиль сегодня достаточно не только на территории России, но и Белоруссии, а так же Казахстана. Соответственно те, кто весной текущего года на $50 тыс. мог позволить себе лишь один автомобиль, сегодня приобретают уже два.

– Какие программы сегодня способны реально остановить падение автомобильного рынка в стране?

– По мнению ассоциации "Российские автомобильные дилеры" приостановить или даже замедлить падение авторынка страны позволит комплекс мер, выполнить которые необходимо уже с начала 2015 года.

Во-первых, это продление программы утилизации и обновления автомобильного парка. В начале декабря глава Минромторга Денис Мантуров сообщил, что программа утилизации и trade-in будет продлена уже в следующем году, а на нее будет выделено 10 млрд руб. Хочу отметить, что правительство Российской Федерации оперативно и правильно реагирует на состояние дел автопрома.

Во-вторых, необходимо ввести программу льготного автокредитования. Однако условия я считаю должны быть немного изменены, например, цена автомобиля расширена до 1 млн руб, а государство компенсировало хотя бы ½ ставки рефинансирования.

В третьих, ассоциация "Российские автомобильные дилеры" поддерживает предложение премьер-министра России Дмитрия Медведева об использования материнского капитала на приобретение автомобиля. Мы рассматриваем данную инициативу не только как одну из мер поддержки отечественного автопрома, но и, как реальный инструмент улучшения качества жизни россиян. В наше время автомобиль стал предметом первой необходимости для семей с маленькими детьми – и в мегаполисах, и в отдаленных населенных пунктах. Автомобиль способствует мобильности, безопасности и активному образу жизни. Мы готовы к активному сотрудничеству в разработке правовой базы для данного нововведения.

– На каких условиях банки готовы принять участие в программе льготного автокредитования? И какова, на ваш взгляд, оптимальная ставка по автокредиту?

– Как я уже говорил, было бы оптимальным решением, расширить цену на автомобиль до 1 млн руб., а компенсация со стороны государства компенсировала хотя бы ½ ставки рефинансирования. Однако существуют и некоторые опасения, что при ставке автокредита, например, в 8%, коммерческие банки будут завышать процентную ставку до 20% и выше. Если ставка поднимется до 20%, то ставка в 10% будет востребована. Сегодня мы готовы обсуждать условия, структуру и инструментарий, чтобы всем сторонам автомобильного рынка было комфортно. Например, некоторые банки автопроизводителей предлагают 7% по кредиту. Однако такие условия существуют не у каждой марки авто. Условно говоря, кредит в 9–10% – это весьма шикарный кредит на сегодня. То есть, если сегодня коммерческая ставка составляет 15–16%, а завтра она станет 8%, то я думаю, рынок отреагирует правильно.

– Каковы перспективы совместной работы указанных программ?

– Программы выгодны для всех участников проекта: потребитель приобретает новый автомобиль со скидкой, дилер – продает авто, то есть появляются новые возможности для продаж, автопроизводитель реализует автомобиль, а завод производит новый автомобиль. По данным Минпромторга и Минфина, если государство вкладывает 10 млрд руб. в программу утилизации автомобилей, то в виде налогов и сборов, государство получает 12,5 млрд руб. Если правительство выделяет 10 млрд млрд руб. в программу льготного автокредитования, то по итогам, получает в два раза больше в виде налогов и сборов.

Например, в 2013 году было продано 2780 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, в 2014 году – 2450 тыс. или 2470 тыс. автомобилей. В случае отсутствия поддержки отечественного автопрома указанными программами продажи в 2015 году спустятся до планки в 2 млн автомобилей. В случае отсутствия поддержки государства указанными программами, продажи опустятся ниже 2 млн машин. Это нанесет большой урон экономике страны.

– Существуют ли сторонние факторы, помимо программы утилизации и льготного автокредитования, которые позволят сгладить резкое падение автомобильных продаж?

– Такие факторы действительно существуют, например, изменение транспортного налога. На данный момент он привязан к мощности транспортного средства, однако его необходимо реформировать таким образом, чтобы размер определялся по экологическому классу автомобиля. Таким образом, ездить на старых автомобилях станет экономически невыгодно, а это побудит покупать новые модели. Для России такое предложение актуально, поскольку на 2014 год в стране насчитывается 46 млн автомобилей, причем порядка 25 млн – это автомобили старше 10 лет. Хотелось бы, чтоб такое решение было принято в следующей году. Еще одно предложение – выдавать автомобильные номера и свидетельства о регистрации транспорта у автодилеров. В этом случае регистрировать автомобиль станет значительно легче.

– Соглашения о промсборке подписали все крупнейшие автопроизводители, получив льготы на ввоз автокомпонентов в обмен на обязательства по увеличению локализации и расширению. Такое соглашение власти признали успешным, однако продлевать его не намерены. Почему?

– Я считаю, что правительство приняло правильное решение. Это правильная политика которая направлена на то, чтобы поднимать отечественное производство по выпуску компонентов. Если дают льготы, значит, производство будет происходить за территорией страны и, соответственно, нет стимула создавать и расширять количество поставщиков. Тем временем, если будет существовать пошлина, а автокомпоненты будут стоить дороже, значит, изготавливать рационально на территории страны. Принятое решение – своего рода развитие отечественного автопрома.

– В ходе кризиса 2008–2009 годов российские власти также принимали меры для поддержки авторынка, разработав стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года. Нуждаются ли автопроизводители в новой стратегии развития автопрома и ее продлении до 2030 года? Почему?

– Кризис 2008–2009 года и кризис, который начался в 2013 году, – это небо и земля. Поэтому, на мой взгляд, необходимо не только менять условия, но и пересматривать стратегию. На мой взгляд, кризисные явления предоставляют ряд возможностей автомобильной промышленности страны. Если бы государство стимулировало не только покупку, но и экспорт автомобилей, то автозаводы, возможно, могли быть и загружены на 3 млн автомобилей в год. Из них, условно говоря, 2 млн продавали бы в России, а 1 млн экспортировали в Восточную Европу или Азию. Причем стоимость нашего автотранспорта будет значительно дешевле, чем немецкие или французские автомобили, которые выпускаются и в Азии, и в Европе. Себестоимость продукции в долларах и евро резко уменьшается, поэтому у отечественной автомобильной промышленности появляется реальный шанс заняться экспортом. Необходимо лишь создавать условия для автопроизводителей!

«Гудок»

26.12.14 «Гудок»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 9 декабря 2016 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее