Глава российского подразделения Lifan Сунь Цзэцзюнь готов ждать укрепления рубля три года. А вот компенсации по программе утилизации от правительства РФ он надеется получить гораздо раньше. Покупателям он советует поторопиться: после нового года все скидки на Lifan будут отменены.
- На днях я разговаривал с директором Nissan в России Филиппом Сайяром. Он сказал, что документальных обязательств российского правительства, подтверждающих компенсации по программе утилизации у Nissan нет, и все скидки – за счет Nissan. Такую же информацию я получаю и из других представительств. Какая ситуация сейчас у Lifan?
- Мы тоже запустили нашу собственную программу утилизации, но я надеюсь, что правительство РФ вернет нам деньги. Но, в принципе, мы готовы к убыткам и делаем скидки, потому что нам нужно поддержать интерес клиентов при падающем рынке. Рубль настолько подешевел (по нашим расчетам девальвация более 50%), что это уже привело к огромным потерям для нас. Мы были готовы к этому. Финансовая мощь нашей организации позволяет нам пока не поднимать цены – в этом году мы ни разу этого не делали. Кстати говоря, полученные от продажи наших машин в России рубли, мы не вывозим в Китай, а размещаем их здесь на депозитах. Мы ждем укрепления рубля. И вообще наш китайский офис может совершенно спокойно обойтись без «российских» денег еще 2–3 года, так что убытки в данном случае мы воспринимаем как виртуальные.
- Это действительно внушает оптимизм по поводу будущего Lifan в России. Но все же, что вам говорят российские чиновники? Когда будут деньги, когда будут подтверждены обязательства государства?
- Я встречался недавно с заместителем министра промышленности и торговли Андреем Дутовым – замминистра Дутов мне ничего определенного не сказал. Я думаю, что компенсации будут, но, повторюсь, что мы готовы к убыткам.
- Насколько ваша утилизационная программа помогла уменьшить негативный эффект от общего падения рынка?
- «Утилизационная» рекламная кампания пока не дала результат, мы начали ее совсем недавно. По нашим оценкам, до 20% наших продаж сейчас идут за счет нашей программы утилизации.
- Да, я посмотрел цифры и пришел к выводу, что особого эффекта пока нет. К примеру, в ноябре по рынку зафиксировано падение в 1,1%, что по сравнению с общегодовым падением на 11,6% выглядит весьма оптимистичным. Однако, именно ноябрь стал для Lifan непростым месяцем: при вашем среднегодовом падении на 19% в ноябре вы упали на 21%. Между тем, если мы посмотрим на главного конкурента и вторую китайскую компанию в России – Geely, то обнаружим, что она в ноябре падает аж на 27% при общегодовом падении в 34%. Означает ли это, что китайцы в целом не вписываются в общерыночную тенденцию? Неужели россияне разлюбили китайские машины?
- Нет, конечно, не разлюбили. Мы считаем это кратковременным трендом, тем более что на общее падение рынка оказало влияние очень большое количество факторов, причем одновременно.
- У многих брендов сейчас наблюдается подъем, потому что, опасаясь дальнейшего падения курса рубля (к примеру, к евро), и вытекающее отсюда повышение цен на машины, люди рванули в салоны. Насколько зависят цены на Lifan от курса рубля к юаню?
- Зависят и очень сильно. К примеру, рубль упал к юаню сильнее, чем по отношению к йене или южнокорейскому вону. Как я уже сказал, мы весь год не поднимали цены, но с нового года поднимем, причем это будет только первый этап. Это лишь отчасти покроет наши убытки. Насколько и как мы будем поднимать в следующем году, пока не знаем, потому что рубль все время падает. Но одно могу сказать: ждать не нужно. С нового года мы отменим все скидочные программы, и, повторюсь, сразу будет повышение цен.
- Бу Андерссон и Жером Сего в разговорах с журналистами подчеркивают, что китайцы для них сейчас – едва ли не главные конкуренты. Но на стороне «АвтоВАЗа» самая широкая дилерская сеть, а за спиной Datsun – вся технологическая мощь Nissan. Что Lifan может противопоставить этому, ведь в самом низком ценовом сегменте, в котором и играет Lifan, разница между машинами не так велика, как в более высоких сегментах.
- Ну, в конце концов, у нас есть собственный банк в Китае, мы активно размещаемся на биржах. Наши финансовые мощности – не ниже, чем у Nissan. Что касается технологий, то в нашем научно-исследовательском центре работает масса иностранных специалистов, у нас международный коллектив инженеров. И мы скоро представим публике высокотехнологичные разработки. Будут и 2,0-литровый турбомотор, и собственные «автоматы» – 6-ступенчатый гидромеханический и DСT (c двумя сцеплениями). Развиваемся мы быстро, и в течение 5 лет мы увеличим свою долю во всех странах, не только в России.
- Еще раз сошлюсь на свой недавний разговор с Филиппом Сайяром. Он сказал, что Nissan будет расширять локализацию производства, потому что падающий рубль этому способствует. И завод строить стало дешевле и машины выпускать дешевле. Как дела у Lifan с заводом в Липецке?
- Как вы помните, 13 октября было подписано межправительственное соглашение, бизнес-план мы защитили и сейчас заказываем проектирование завода. Все по плану. Первый Lifan будет собран в Липецке летом 2017 года, у нас все идет строго по графику.
- Я недавно поездил на Haval H2, и машина показалась мне чрезвычайно конкурентоспособной. Полный привод, бензиновый турбомотор, 6-ступенчатая коробка. Вопрос: где Lifan X50?
- А мы только-только получили «Одобрение типа транспортного средства», и не позднее марта машина поступит в продажу. Кстати, летом мы покажем и рестайлинговый X60, так что в секторе кроссоверов наши позиции весьма надежны.
- На днях Euro NCAP опубликовал результаты испытаний: Dacia показала себя неважно, но три звезды набрала. Индийский Datsun GO+ в краш-тестах на пассивную безопасность, проводимых Global NCAP, провалился. Lifan 320 остался без звезд в Latin NCAP. Означает ли это, что покупатели машин нижнего ценового диапазона в бюджетном сегменте должны быть готовы к тому, что автомобиль не сможет защитить их в той же мере, что и более дорогая машина?
- Во-первых, если вы посмотрите результаты испытаний дорогих машин, то обнаружите, что и у них не все в порядке, хотя, само собой, они лучше защищают водителя и пассажиров. Во-вторых, если делать адекватную защиту, машина будет стоить дорого, и мы перестанем быть конкурентоспособными по цене – все-таки мы все в рынке. И по этой причине мы приняли решение уйти из этого ценового сегмента. В скором времени мы перестанем делать дешевые машины.
Auto.ru