Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 1 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - октябре 2016 года

Ержан Мандиев, гендиректор АО «Азия Авто Казахстан» («АВТОСТАТ»)

АВТОВАЗ и его казахстанский партнер «Бипэк Авто» строят крупнейший в республике автозавод полного цикла. Мощность будущего предприятия в Усть-Каменогорске, первая очередь которого будет запущена в 2016 году,  составит 120 тысяч автомобилей в год. На казахстанском конвейере будут выпускаться все новые модели, а одними из первых на нем появятся седан Lada Vesta и кроссовер Lada XRAY. Стоимость проекта с учетом мощностей по выпуску автокомпонентов превысит 1,1 млрд. долларов, а целевым рынком сбыта станет не только Казахстан, но и четыре ключевых российских региона. О перспективах сотрудничества  АВТОВАЗа и «Бипэк Авто» в интервью агентству «АВТОСТАТ» генеральный директор АО «Азия Авто Казахстан» Ержан Мандиев.

- Наш холдинг является партнером АВТОВАЗа на протяжении двух десятилетий. С начала двухтысячных мы эксклюзивно представляем Lada на казахстанском рынке. В 2003 году на востоке страны была налажена сборка Lada 4x4.

В последние годы мы пришли к необходимости еще более тесной кооперации, и с новой командой, вставшей у руля АВТОВАЗа, у нас сложился предельно продуктивный диалог. Разумеется, этому сближению способствовало развитие казахстанского рынка. На него приходится порядка 80% зарубежных продаж Lada.

Поэтому стратегия совместных действий, над которой мы работаем сегодня, предполагает выпуск на строящихся мощностях большей части новой линейки моделей АВТОВАЗа. Мы с партнерами рассматриваем «АЗИЯ АВТО Казахстан» как полноценный региональный центр производства.

Я напомню, что запуск первой очереди наших мощностей намечен на 2016-2017 годы, поэтому озвучить «окончательный список» моделей сейчас невозможно по объективным причинам. Ситуация на российском и казахстанском рынках меняется весьма стремительно. И альянс отвечает на сигналы рынка, адаптируя свою продуктовую и маркетинговую стратегию.

Но переговоры относительно производственной линейки предприятия мы ведем, что называется, в самом широком контексте. И по выпуску седана Lada Vesta и кроссовера XRAY договренности уже достигнуты.

- Ранее сообщалось, что на новом заводе «Азия Авто Казахстан» может быть организована крупноузловая сборка автомобилей Альянса Renault-Nissan. Рассматривается ли такая возможность  в настоящее время?

- Приоритет для нас – производство в полном цикле, включая сварку и окраску кузова. Но часть линейки с высокой вероятностью действительно будет выпускаться в режиме SKD.

- Большую часть выпускаемых в Казахстане автомобилей Lada планируется поставлять в Сибирь и на Дальний Восток России. В чем, по Вашему мнению, целесообразность поставок автомобилей казахстанского производства на российский рынок при том, что мощности самого АВТОВАЗа и «ИжАвто» загружены не полностью?

- Когда вы рассматриваете планы поставок готовых автомобилей, ваш горизонт планирования – полгода-год. Если ваша цель – организация SKD-производства, необходимо видение на ближайшие 5-7 лет. Но когда речь идет об инвестициях в полномасштабное производство с высоким уровнем передела, вашими ориентирами становятся долгосрочные перспективы рыночного роста.

Да, сегодня российская автоиндустрия переживает сложный период. Но, вспомните, в кризисном 2009 году продажи легковых автомобилей в России упали на 49%. За два года рынок восстановился практически полностью. Уровень доходов россиян и сравнительно низкая обеспеченность автотранспортом – эти индикаторы дают наиболее ясное представление о потенциале роста потребительского спроса в стране.

Оптимальный уровень обеспеченности легковыми автомобилями для России – не менее 400 на тысячу жителей. Сегодня российский рынок приближается к отметке 300, и текущее падение не отменяет логики развития отрасли.

На проектную мощность мы рассчитываем выйти в 2020-2022 годах. Разумеется, с поправкой на динамику рынка. Согласно утвержденной стратегии наших партнеров, объемы выпуска продукции АВТОВАЗа на всех площадках к этому моменту должны превысить 1 млн. единиц. Наш вклад составит 120 тысяч автомобилей.

Это долгосрочный рыночный фундамент проекта и наши договоренности с партнерами. Но есть и институциональные факторы, которые обеспечивают привлекательность автопроизводства в Казахстане. К примеру, разница в налоговой нагрузке и производственных издержках в наших странах. А если плановые объемы выпуска, как в нашем случае, превышают отметку $1 млрд. в год, это становится фактором, который определяет географию размещения мощностей.

- До 50% автокомпонентов для завода «Азия Авто Казахстан» планируется выпускать в Казахстане. В чем целесообразность локализации компонентов при возможности поставок готовых автокомплектов с АВТОВАЗа?

- Развитие несырьевого сектора в Казахстане ведется в рамках госпрограммы «новой индустриализации». И построение автокомпонентной отрасли – одно из ключевых ее направлений.

При утвержденной проектной мощности локализация выпуска компонентов становится естественным этапом развития. Плюс потенциал, который открывает вторичный рынок и поставки в адрес других автопроизводителей. Это привлекательная часть проекта с точки зрения инвестиций. Их объем по нашим оценках составит порядка $630 млн.

При ставке на Казахстан и восточные регионы России в качестве рынков сбыта логистика также играет в нашу пользу.

Поэтому 170 из 523 гектаров, которые займет новое производство, отведены под технопарк по выпуску автокомпонентов. Наши технологические партнеры обладают уникальным опытом в том, как в ограниченные сроки организовать выпуск комплектующих. Их производственные связи и система работы с поставщиками уже сейчас помогают нам делать более выверенные шаги на этом пути. Как вы знаете, Renault-Nissan-АВТОВАЗ – лидер российского рынка по уровню локализации компонентов.

- Марка Lada занимает порядка 30% авторынка Казахстана, при этом в последнее время доля АВТОВАЗа снижается. Чем объясняется сокращение доли Lada на казахстанском авторынке?

- Сегодня АВТОВАЗу действительно принадлежит около 30% казахстанского рынка. По итогам прошлого года этот результат был несколько выше – сказались несколько обстоятельств. Дело в том, что в феврале этого года курс казахстанской валюты упал к доллару сильнее, чем рубль. В третьем квартале девальвация рубля продолжилась, но в период между этими событиями цены на российские автомобили для казахстанского покупателя выросли.

Помимо валютного фактора, серьезную роль сыграло прекращение производства Lada Samara 2. Эта модель составляла четверть продаж марки в Казахстане и по популярности уступала только Приоре. В декабре 2013-го Samara, как известно, была снята с конвейера.

«АВТОСТАТ»

17.10.14 Александр Чупров
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему