Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 42 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

ТОП-10 автомобилей с пробегом в 2016 году

Ержан Мандиев, гендиректор АО «Азия Авто Казахстан» («АВТОСТАТ»)

АВТОВАЗ и его казахстанский партнер «Бипэк Авто» строят крупнейший в республике автозавод полного цикла. Мощность будущего предприятия в Усть-Каменогорске, первая очередь которого будет запущена в 2016 году,  составит 120 тысяч автомобилей в год. На казахстанском конвейере будут выпускаться все новые модели, а одними из первых на нем появятся седан Lada Vesta и кроссовер Lada XRAY. Стоимость проекта с учетом мощностей по выпуску автокомпонентов превысит 1,1 млрд. долларов, а целевым рынком сбыта станет не только Казахстан, но и четыре ключевых российских региона. О перспективах сотрудничества  АВТОВАЗа и «Бипэк Авто» в интервью агентству «АВТОСТАТ» генеральный директор АО «Азия Авто Казахстан» Ержан Мандиев.

- Наш холдинг является партнером АВТОВАЗа на протяжении двух десятилетий. С начала двухтысячных мы эксклюзивно представляем Lada на казахстанском рынке. В 2003 году на востоке страны была налажена сборка Lada 4x4.

В последние годы мы пришли к необходимости еще более тесной кооперации, и с новой командой, вставшей у руля АВТОВАЗа, у нас сложился предельно продуктивный диалог. Разумеется, этому сближению способствовало развитие казахстанского рынка. На него приходится порядка 80% зарубежных продаж Lada.

Поэтому стратегия совместных действий, над которой мы работаем сегодня, предполагает выпуск на строящихся мощностях большей части новой линейки моделей АВТОВАЗа. Мы с партнерами рассматриваем «АЗИЯ АВТО Казахстан» как полноценный региональный центр производства.

Я напомню, что запуск первой очереди наших мощностей намечен на 2016-2017 годы, поэтому озвучить «окончательный список» моделей сейчас невозможно по объективным причинам. Ситуация на российском и казахстанском рынках меняется весьма стремительно. И альянс отвечает на сигналы рынка, адаптируя свою продуктовую и маркетинговую стратегию.

Но переговоры относительно производственной линейки предприятия мы ведем, что называется, в самом широком контексте. И по выпуску седана Lada Vesta и кроссовера XRAY договренности уже достигнуты.

- Ранее сообщалось, что на новом заводе «Азия Авто Казахстан» может быть организована крупноузловая сборка автомобилей Альянса Renault-Nissan. Рассматривается ли такая возможность  в настоящее время?

- Приоритет для нас – производство в полном цикле, включая сварку и окраску кузова. Но часть линейки с высокой вероятностью действительно будет выпускаться в режиме SKD.

- Большую часть выпускаемых в Казахстане автомобилей Lada планируется поставлять в Сибирь и на Дальний Восток России. В чем, по Вашему мнению, целесообразность поставок автомобилей казахстанского производства на российский рынок при том, что мощности самого АВТОВАЗа и «ИжАвто» загружены не полностью?

- Когда вы рассматриваете планы поставок готовых автомобилей, ваш горизонт планирования – полгода-год. Если ваша цель – организация SKD-производства, необходимо видение на ближайшие 5-7 лет. Но когда речь идет об инвестициях в полномасштабное производство с высоким уровнем передела, вашими ориентирами становятся долгосрочные перспективы рыночного роста.

Да, сегодня российская автоиндустрия переживает сложный период. Но, вспомните, в кризисном 2009 году продажи легковых автомобилей в России упали на 49%. За два года рынок восстановился практически полностью. Уровень доходов россиян и сравнительно низкая обеспеченность автотранспортом – эти индикаторы дают наиболее ясное представление о потенциале роста потребительского спроса в стране.

Оптимальный уровень обеспеченности легковыми автомобилями для России – не менее 400 на тысячу жителей. Сегодня российский рынок приближается к отметке 300, и текущее падение не отменяет логики развития отрасли.

На проектную мощность мы рассчитываем выйти в 2020-2022 годах. Разумеется, с поправкой на динамику рынка. Согласно утвержденной стратегии наших партнеров, объемы выпуска продукции АВТОВАЗа на всех площадках к этому моменту должны превысить 1 млн. единиц. Наш вклад составит 120 тысяч автомобилей.

Это долгосрочный рыночный фундамент проекта и наши договоренности с партнерами. Но есть и институциональные факторы, которые обеспечивают привлекательность автопроизводства в Казахстане. К примеру, разница в налоговой нагрузке и производственных издержках в наших странах. А если плановые объемы выпуска, как в нашем случае, превышают отметку $1 млрд. в год, это становится фактором, который определяет географию размещения мощностей.

- До 50% автокомпонентов для завода «Азия Авто Казахстан» планируется выпускать в Казахстане. В чем целесообразность локализации компонентов при возможности поставок готовых автокомплектов с АВТОВАЗа?

- Развитие несырьевого сектора в Казахстане ведется в рамках госпрограммы «новой индустриализации». И построение автокомпонентной отрасли – одно из ключевых ее направлений.

При утвержденной проектной мощности локализация выпуска компонентов становится естественным этапом развития. Плюс потенциал, который открывает вторичный рынок и поставки в адрес других автопроизводителей. Это привлекательная часть проекта с точки зрения инвестиций. Их объем по нашим оценках составит порядка $630 млн.

При ставке на Казахстан и восточные регионы России в качестве рынков сбыта логистика также играет в нашу пользу.

Поэтому 170 из 523 гектаров, которые займет новое производство, отведены под технопарк по выпуску автокомпонентов. Наши технологические партнеры обладают уникальным опытом в том, как в ограниченные сроки организовать выпуск комплектующих. Их производственные связи и система работы с поставщиками уже сейчас помогают нам делать более выверенные шаги на этом пути. Как вы знаете, Renault-Nissan-АВТОВАЗ – лидер российского рынка по уровню локализации компонентов.

- Марка Lada занимает порядка 30% авторынка Казахстана, при этом в последнее время доля АВТОВАЗа снижается. Чем объясняется сокращение доли Lada на казахстанском авторынке?

- Сегодня АВТОВАЗу действительно принадлежит около 30% казахстанского рынка. По итогам прошлого года этот результат был несколько выше – сказались несколько обстоятельств. Дело в том, что в феврале этого года курс казахстанской валюты упал к доллару сильнее, чем рубль. В третьем квартале девальвация рубля продолжилась, но в период между этими событиями цены на российские автомобили для казахстанского покупателя выросли.

Помимо валютного фактора, серьезную роль сыграло прекращение производства Lada Samara 2. Эта модель составляла четверть продаж марки в Казахстане и по популярности уступала только Приоре. В декабре 2013-го Samara, как известно, была снята с конвейера.

«АВТОСТАТ»

17.10.14 Александр Чупров