Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Динамика авторынка России в январе – ноябре 2016 года

Максим Брегер, гендиректор проекта «Автология» («АВТОСТАТ»)

По данным агентства «АВТОСТАТ», за 8 месяцев 2014 года продажи автомобилей с пробегом  выросли на 9,6% и составили более 3,972 млн. машин. О том, чем объясняется более стабильное положение вторичного авторынка по сравнению с первичным, который за тот же период упал на 12%, в интервью агентству «АВТОСТАТ» рассказал гендиректор проекта «Автология» Максим Брегер.

- Для начала отмечу, что такая ситуация сложилась в силу факторов, определяющих развитие авторынкав целом. Как известно, новый автомобиль при покупке стоит дороже подержанного, а потому, с учетом снижения покупательской активности в кризис, спрос на новые авто падает естественно быстрее. Другой фактор – это ликвидность самой покупки. Новая машина «переходит» на вторичный рынок и дешевеет, как только она выехала за ворота дилерского центра. Именно поэтому, чтобы не терять деньги на покупке клиенты все чаще склоняются к приобретению б/у автомобиля. Подчеркну, что продажа подержанных автомобилей – это продажа машин, уже присутствующих на рынке, то есть фактически, перепродажа. А в последние годы показатель среднего количества машин в семье снижается, а это значит, что покупатели избавляются от излишков в виде автомобиля, на который необходимо тратить деньги в течение срока его эксплуатации. Вот только для кого-то излишек – это второй или третий автомобиль в семье, а для кого-то – единственный. Таким образом, перепродажа автомобилей на авторынке носит сейчас такой же характер, что и в 2009 году. Тогда многие клиенты покупатели автомобили в кредит, а в силу кризисных явлений не могли содержать машину или выплачивать за нее кредит. Им приходилось перепродавать автомобиль, чтобы, в первую очередь, вернуть долг банку. Таким образом, описываемая вами ситуация, объясняется не стабильностью вторичного рынка, а сложившимися обстоятельствами на авторынке и в экономике страны в целом.

Такую разницу можно объяснить и путем несложных расчетов. Ежегодно автопарк страны прирастает новыми автомобилями. Для простоты расчетов представим, что автопарк состоит из 1000 автомобилей, за год было продано 100 новых авто, а 10% парка было перепродано в виде б/у машин. То есть перепроданы были те же 100 автомобилей. Размер автопарка в целом вырос к следующему году до 1100 единиц. И даже если в следующий год продажи на авторынке упадут на 50% и будет продано только 50 новых авто, продажи на вторичном рынке, оставаясь в том же виде (10% от всего парка), составят уже 110 единиц. Получается, что продажи новых автомобилей падают на 50%, а подержанных – вырастают на 10%.

- Между тем, в июне и августе вторичный авторынок показал небольшое снижение (на 2% и 1,4% соответственно). Чем обусловлено снижение спроса на подержанные автомобили? Можно ли в связи с этим говорить о начале падения вторичного авторынка и как, по Вашему мнению, ситуация будет развиваться в дальнейшем?

- Я бы не стал утверждать, что это снижение показательно. Дело в том, что сейчас потребители еще меньше, чем в прошлом году, не понимают того, что происходит в экономике страны, они не знают, как в нынешних условиях распоряжаться своими деньгами. Курсы валют по отношению к рублю продолжают расти. Но при этом автопроизводители-импортеры не поднимают цены на машины с такой же скоростью. Не стоит также забывать, что цены на подержанные автомобили более инертны. Сейчас на рынке вообще наблюдается снижение спроса на разного рода продукты и товары, в том числе и на автомобили. Потребители просто придерживают свои деньги в кошельках, надеясь на то, чтобы купить автомобиль по максимально низкой цене. Хочу подчеркнуть, что развитие авторынка в целом зависит от общеэкономической ситуации в стране. Но прогнозировать общую и геополитическую ситуацию в стране и мире весьма сложно.

- Какую долю потенциальных предложений на вторичном авторынке может «отнять» утилизационная программа, запущенная в сентябре этого года? Какое влияние на вторичный авторынок оказывает программа утилизации «автохлама»?

- На мой взгляд, программа не будет влиять на вторичный рынок автомобилей. Надо понимать, что покупатели новых автомобилей и подержанных авто – это разные категории клиентов. Программа утилизации, в лучшем случае, избавит нас от «автохлама» на дорогах и во дворах домов. Однако, на самом деле, такой «автохлам» или уже «на приколе», или с горем по полам все еще ездит по дорогам. Эффект стимуляции спроса программа даст на рынке новых автомобилей, а на сегменте подержанных авто она не отразится. К тому же, на мой взгляд, эффективность нынешней программы будет существенно ниже, чем предыдущих.

- Безусловным лидером на вторичном авторынке является АВТОВАЗ, а самые продаваемые модели – это снятые с производства Lada 2107, Lada 114 и Lada 110. Стоит также отметить, что наибольший рост продаж демонстрирует Lada Priora. Чем это объясняется?

- Это можно объяснить тем, что в структуре автопарка вторичного рынка эти модели занимают солидную долю. По этому же принципу – ростом доли на рынке новых авто – можно объяснить и увеличение продаж модели Priora на вторичном рынке.

- Среди иномарок самой продаваемой моделью является Toyota Corolla, а наибольший рост продаж оказывают Ford Focus, Renault Logan, Daewoo Nexia,Toyota Camry и Opel Astra. Чем Вы объясняете популярность этих моделей на вторичном рынке?

- Тем же принципом, который объясняет и лидерство автомобилей марки Lada. Чем больше машин конкретной марки на рынке новых автомобилей, тем выше их доля на вторичном рынке.

- В целом подержанные иномарки демонстрируют более высокий рост продаж, чем автомобили отечественных марок, доля которых стабильно сокращается. Чем, по Вашему мнению, обусловлена эта тенденция?

- Доля отечественных автомобилей в структуре всего автопарка страны активно сокращается. При этом доля иномарок растет. Следовательно, растет и доля автомобилей иностранных брендов на вторичном рынке. Хочу отметить, что можно с большой точностью прогнозировать потенциальный объем предложений на рынке по определенной марке и модели в определенный период времени. Для этого нужно знать срок первой перепродажи автомобиля. Наша компания называет такой показатель ликвидностью на рынке.

«АВТОСТАТ»

15.10.14 Александр Чупров
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему