АВТОСТАТ | Максим Брегер, гендиректор проекта «Автология» («АВТОСТАТ»)

Инфографика

Все публикации

15.10.14Прочитали 462 раз

Максим Брегер, гендиректор проекта «Автология» («АВТОСТАТ»)

По данным агентства «АВТОСТАТ», за 8 месяцев 2014 года продажи автомобилей с пробегом  выросли на 9,6% и составили более 3,972 млн. машин. О том, чем объясняется более стабильное положение вторичного авторынка по сравнению с первичным, который за тот же период упал на 12%, в интервью агентству «АВТОСТАТ» рассказал гендиректор проекта «Автология» Максим Брегер.

- Для начала отмечу, что такая ситуация сложилась в силу факторов, определяющих развитие авторынкав целом. Как известно, новый автомобиль при покупке стоит дороже подержанного, а потому, с учетом снижения покупательской активности в кризис, спрос на новые авто падает естественно быстрее. Другой фактор – это ликвидность самой покупки. Новая машина «переходит» на вторичный рынок и дешевеет, как только она выехала за ворота дилерского центра. Именно поэтому, чтобы не терять деньги на покупке клиенты все чаще склоняются к приобретению б/у автомобиля. Подчеркну, что продажа подержанных автомобилей – это продажа машин, уже присутствующих на рынке, то есть фактически, перепродажа. А в последние годы показатель среднего количества машин в семье снижается, а это значит, что покупатели избавляются от излишков в виде автомобиля, на который необходимо тратить деньги в течение срока его эксплуатации. Вот только для кого-то излишек – это второй или третий автомобиль в семье, а для кого-то – единственный. Таким образом, перепродажа автомобилей на авторынке носит сейчас такой же характер, что и в 2009 году. Тогда многие клиенты покупатели автомобили в кредит, а в силу кризисных явлений не могли содержать машину или выплачивать за нее кредит. Им приходилось перепродавать автомобиль, чтобы, в первую очередь, вернуть долг банку. Таким образом, описываемая вами ситуация, объясняется не стабильностью вторичного рынка, а сложившимися обстоятельствами на авторынке и в экономике страны в целом.

Такую разницу можно объяснить и путем несложных расчетов. Ежегодно автопарк страны прирастает новыми автомобилями. Для простоты расчетов представим, что автопарк состоит из 1000 автомобилей, за год было продано 100 новых авто, а 10% парка было перепродано в виде б/у машин. То есть перепроданы были те же 100 автомобилей. Размер автопарка в целом вырос к следующему году до 1100 единиц. И даже если в следующий год продажи на авторынке упадут на 50% и будет продано только 50 новых авто, продажи на вторичном рынке, оставаясь в том же виде (10% от всего парка), составят уже 110 единиц. Получается, что продажи новых автомобилей падают на 50%, а подержанных – вырастают на 10%.

- Между тем, в июне и августе вторичный авторынок показал небольшое снижение (на 2% и 1,4% соответственно). Чем обусловлено снижение спроса на подержанные автомобили? Можно ли в связи с этим говорить о начале падения вторичного авторынка и как, по Вашему мнению, ситуация будет развиваться в дальнейшем?

- Я бы не стал утверждать, что это снижение показательно. Дело в том, что сейчас потребители еще меньше, чем в прошлом году, не понимают того, что происходит в экономике страны, они не знают, как в нынешних условиях распоряжаться своими деньгами. Курсы валют по отношению к рублю продолжают расти. Но при этом автопроизводители-импортеры не поднимают цены на машины с такой же скоростью. Не стоит также забывать, что цены на подержанные автомобили более инертны. Сейчас на рынке вообще наблюдается снижение спроса на разного рода продукты и товары, в том числе и на автомобили. Потребители просто придерживают свои деньги в кошельках, надеясь на то, чтобы купить автомобиль по максимально низкой цене. Хочу подчеркнуть, что развитие авторынка в целом зависит от общеэкономической ситуации в стране. Но прогнозировать общую и геополитическую ситуацию в стране и мире весьма сложно.

- Какую долю потенциальных предложений на вторичном авторынке может «отнять» утилизационная программа, запущенная в сентябре этого года? Какое влияние на вторичный авторынок оказывает программа утилизации «автохлама»?

- На мой взгляд, программа не будет влиять на вторичный рынок автомобилей. Надо понимать, что покупатели новых автомобилей и подержанных авто – это разные категории клиентов. Программа утилизации, в лучшем случае, избавит нас от «автохлама» на дорогах и во дворах домов. Однако, на самом деле, такой «автохлам» или уже «на приколе», или с горем по полам все еще ездит по дорогам. Эффект стимуляции спроса программа даст на рынке новых автомобилей, а на сегменте подержанных авто она не отразится. К тому же, на мой взгляд, эффективность нынешней программы будет существенно ниже, чем предыдущих.

- Безусловным лидером на вторичном авторынке является АВТОВАЗ, а самые продаваемые модели – это снятые с производства Lada 2107, Lada 114 и Lada 110. Стоит также отметить, что наибольший рост продаж демонстрирует Lada Priora. Чем это объясняется?

- Это можно объяснить тем, что в структуре автопарка вторичного рынка эти модели занимают солидную долю. По этому же принципу – ростом доли на рынке новых авто – можно объяснить и увеличение продаж модели Priora на вторичном рынке.

- Среди иномарок самой продаваемой моделью является Toyota Corolla, а наибольший рост продаж оказывают Ford Focus, Renault Logan, Daewoo Nexia,Toyota Camry и Opel Astra. Чем Вы объясняете популярность этих моделей на вторичном рынке?

- Тем же принципом, который объясняет и лидерство автомобилей марки Lada. Чем больше машин конкретной марки на рынке новых автомобилей, тем выше их доля на вторичном рынке.

- В целом подержанные иномарки демонстрируют более высокий рост продаж, чем автомобили отечественных марок, доля которых стабильно сокращается. Чем, по Вашему мнению, обусловлена эта тенденция?

- Доля отечественных автомобилей в структуре всего автопарка страны активно сокращается. При этом доля иномарок растет. Следовательно, растет и доля автомобилей иностранных брендов на вторичном рынке. Хочу отметить, что можно с большой точностью прогнозировать потенциальный объем предложений на рынке по определенной марке и модели в определенный период времени. Для этого нужно знать срок первой перепродажи автомобиля. Наша компания называет такой показатель ликвидностью на рынке.

«АВТОСТАТ»

 
Загрузка...