АВТОСТАТ | Ярослав Зайцев, руководитель сектора исследований автомобилей TNS Automotive («АВТОСТАТ»)

Инфографика

Все публикации

03.10.14Прочитали 382 раз

Ярослав Зайцев, руководитель сектора исследований автомобилей TNS Automotive («АВТОСТАТ»)

В Европе самыми продаваемыми моделями являются преимущественно компактные хэтчбеки, тогда как в России наибольшую долю продаж занимают седаны. О том, чем обусловлены различия в предпочтениях российских и европейских потребителей, агентству «АВТОСТАТ» рассказал руководитель сектора исследований автомобилей TNS Automotive Ярослав Зайцев.

- У каждой страны есть своя специфика восприятия различных типов кузова. В России седаны предпочитают хетчбекам, а самый «желанный» тип кузова, конечно, внедорожник. К примеру, в Китае напротив – огромную популярность имеют седаны, в то время как внедорожник покупают те, кому нужно действительно ездить за город и этот сегмент не воспринимается как «премиальный». В США очень популярны пикапы (свыше 10% рынка), в то время как в России их доля не превышает 1%, в Европе любят небольшие малолитражки.

Причины кроются в истории развития автомобильного рынка в каждой из стран, в отношении населения к этому чуду техники.

В России, как ни старались сделать автомобиль доступным для каждого, все-таки он был скорее роскошью, чем средством передвижения. Даже сейчас, при стремительном росте автомобильного рынка в последние годы, уровень автомобилизации гораздо ниже, чем в Европе, США или Японии, например. То есть у нас наличие автомобиля в семье всегда было признаком некого статуса, не все могли себе его позволить. Кстати заметьте, что основу нашего автопарка советского периода составляли автомобили марки ВАЗ – преимущественно седаны. Но это скорее обусловлено не спросом, а предложением, да и в целом, наш рынок не может похвастаться разнообразием моделей автомобилей, доступных для рядовых граждан. В итоге, в России до сих пор автомобиль – это во многом показатель социального статуса.

В Европе количество производителей автомобилей, а, следовательно, и конкуренция, были гораздо сильнее. Покупательская способность населения выше и развитие автомобилестроения шло гораздо более высокими темпами. Стоимость производства и владения автомобилем сокращалась, количество автовладельцев росло, автомобили выпускались для различных сегментов и потребностей: индивидуальные спортивные, седаны бизнес класса, семейные хетчбеки, универсалы повышенной вместимости, внедорожники, пикапы, минивены – все это было доступно для рядовых потребителей. Спрос формировал и подстегивал рыночное предложение.

- Между тем, сегмент компактных кроссоверов стал самым быстрорастущим и в России, и в Европе. Чем, по Вашему мнению, объясняется рост спроса на такие автомобили среди российских и европейских потребителей?

- Как только в России появилась возможность выбора, покупатели с новой силой включились в «игру статусов»: иностранный – значит лучше, чем мощнее – тем лучше, чем больше – тем лучше, чем престижней марка – тем лучше. Менее практичный, но более представительский седан – лучше, чем функциональный семейный хетчбек. Большой брутальный внедорожник – лучше, чем утилитарный универсал. Это же выражается в стиле вождения на наших дорогах – чем больше и «престижнее» автомобиль, тем больше, по мнению водителя, у него прав на дороге. Если прибавить к этому еще и неидеальное качество наших дорог – внедорожник становится самым лучшим вариантом в глазах потенциальных покупателей автомобиля. А более доступный компактный сегмент внедорожников просто обречен на успех.

В странах с развитым автомобильным рынком при выборе автомобиля гораздо большее значение имеют прикладные аспекты эксплуатации. К примеру, там легко можно встретить автомобиль премиальной марки но на «штампованных» дисках, а в России эти модели даже в стандартной комплектации продаются на литых. Многие модели по Европе ездят с практичными черными пластиковыми бамперами, в то время как в России мы привыкли видеть бамперы в цвет кузова, так выглядит солиднее. Если в Европе покупатель планирует перевозить грузы – покупает пикап, ездить по проселочным дорогам – внедорожник, перевозить много пассажиров – минивен. Немаловажный аспект при этом – цена топлива. Не стоит забывать, что в Европе стоимость топлива примерно в 2 – 2,5 раза выше, чем в России. Так зачем платить больше, за более мощный двигатель внедорожника, если основное предназначение твоего автомобиля – езда по узким европейским улицам? Выбор очевиден: компактный размер кузова и экономичный двигатель.

Компактные внедорожники – относительно новый сегмент, он развивается не только в России, его продажи растут и в Европе. Если посмотреть с точки зрения практичных европейцев, этот сегмент имеет ряд функциональных преимуществ: просторнее и вместительнее хетчбека, легче в управлении, чем универсал, меньше обычного внедорожника. Плюс небольшой размер двигателя делает его не таким «прожорливым», как его большие собратья. А новые веяния дизайна и желание придумать что-то новое позволяют дизайнерам различных марок создавать действительно интересные, современные и внешне привлекательные экземпляры. В этом и кроется причина их популярности.

«АВТОСТАТ»

 
Загрузка...