АВТОСТАТ | Ян Каллум, глава дизайнерского подразделения Jaguar (AutoNews.ru)

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

08.09.14Прочитали 489 раз

Ян Каллум, глава дизайнерского подразделения Jaguar (AutoNews.ru)

На конкурсе элегантности в Pebble Beach мы пообщались с одним из самых известных дизайнеров современного автомобилестроения - Яном Каллумом из Jaguar. Он приехал в Калифорнию не только за новыми идеями для будущих моделей английской марки - глава дизайнерского подразделения Jaguar был приглашен на конкурс в качестве судьи. Нам удалось поймать Каллума на задворках поля для гольфа, где он пытался выбрать самый красивый автомобиль выставки.

Ян Каллум присоединился к команде Jaguar в 1999 году. Дизайнер родился в Шотландии в 1954 году, изучал курс промышленного дизайна в Школе искусств Глазго, после чего поступил в Королевский колледж искусств на специальность «Дизайн автомобилей». Каллум защитил пять докторских диссертаций по дизайнерскому искусству в разных университетах мира. Шотландец подарил миру модели Jaguar XK, XF, XJ, а также F-Type.

- Профессия дизайнера подразумевает постоянный поиск новых идей. Что вас вдохновляет в эпоху главенства электроники, минимализма и хай-тека?

- Меня вдохновляет все, что я вижу вокруг. Потому что вокруг меня постоянная жизнь. Например, я люблю поп-музыку и являюсь огромным фанатом Девида Боуи. Он, возможно, не такой современный, но он очень креативный, необычный. Еще я люблю искусство, черно-белую фотографию, архитектуру. Когда я смотрю на что-то, что меня поражает, это не обязательно должно мне нравиться - это должно поражать. Мне нравится американская архитектура 50-х, времен Френка Ллойда. Хотя европейская архитектура, наверное, чуть более модная. Безусловно, меня вдохновляют и автомобили. Речь идет о старых моделях, некоторые из которых я помню еще с детства. Maserati Quattroporte одна из таких машин. Но я работаю в Jaguar, и мои дети – это мои автомобили. Конечно, для меня именно они самые лучшие.

- Если бы вы перестали работать в автомобильном дизайне, то чем бы предпочли заниматься?

- Я был бы рад заниматься дизайном домов. Например, сейчас я декорирую собственный дом. Он не такой большой, как многие могут подумать - там только все самое необходимое. Также я бы мог стать дизайнером лодок. Я думаю, это очень здорово – море, свобода, движение. Можно отвлечься от мира. Кроме того, дизайн кожаных изделий – это очень интересно – кошельки, сумки, кейсы. Кстати, в данный момент я занимаюсь дизайном часов для компании Jaguar. Пока не знаю, пойдут ли они в продажу, но проект существует.

- Насколько пристально вы следите за коллегами из других компаний? Есть ли какие-то проекты, которые вы могли бы отметить с положительной точки зрения или наоборот?

- Я не смотрю на машины, которые делают мои конкуренты и не заглядываю вглубь их работы, потому что у меня есть своя команда и своя работа. У меня есть друзья в бизнесе. Например, я знаю много дизайнеров из BMW - Крис Бенгл работал там много лет, он мой давний друг. Есть автомобили, дизайн которых мне очень нравится. Когда я вырос, у меня было два дизайн-гуру. Первый – Джорджетто Джуджаро, его дизайн просто превосходен. И также Бил Митчел из 60-х. Он был главой дизайна General Motors в Америке. Его команда делала лучшие автомобили с точки зрения дизайна. Когда я смотрю на них сегодня, они меня вдохновляют.

- Можете ли вы сказать своим коллегам из других компаний: «Вы сделали классную работу»?

- Да, я могу. Мы регулярно обмениваемся комплиментами с коллегами. Например, Майкл Мар – шеф дизайнер Porsche – сказал мне в свое время: «Ты хорошо поработал над F-Type, мне нравится». А я сказал ему, что мне нравится, как выглядит Porsche 911. Мы хвалим работу друг друга, мы ездим на автомобилях, созданных друг другом. В нашей сфере очень велика доля уважения.

- А могли бы вы сказать кому-то, что машина не получилась?

- Я никогда этого не сделаю. Но, конечно же, есть автомобили, которые мне совсем не нравятся. Я могу сказать все, что думаю своим лучшим друзьям, и они часто со мной согласны. Мне нравятся не все дизайнеры, иногда я вижу. Если бы я сам не был дизайнером, я бы, наверное, мог сказать им что-то такое. Примеры этого есть прямо здесь, на Pebble Beach. Но будет нехорошо для отдела pr, если я укажу на них.

- Хорошо, тогда вернемся к дизайну Jaguar. Как известно, инженерам могут не нравиться идеи дизайнеров? Могут ли ваши инженеры отказаться воплощать ту или иную идею? Случаются ли споры между вами?

- Нет, у нас не бывает ссор с инженерами, мы все – часть команды Jaguar. И мы работаем в связке. Многие инженеры достаточно молоды, и когда я делаю что-то вроде F-Type, им это нравится. Они, конечно, могут сказать: «Мы не можем это сделать». Но обычно они говорят: «Как нам это сделать?». Я тоже кое-что мыслю в инженерском деле, потому что мне приходится с этим работать. Сейчас мы делали вместе Jaguar XE, и это абсолютно новая архитектура и новый дизайн.

- Большая ли у вас команда?

- В моей команде около 30 дизайнеров. Между Jaguar и Land Rover есть общая система, мы делимся идеями, на оба бренда трудятся пять дизайнеров. Но также у каждого бренда есть своя команда из 30-35 человек. То есть всего это около 70 дизайнеров, за спинами которых стоят около 400 инженеров. Я знаю каждого из дизайнеров, мы все друзья. Все ребята приходят утром, в 8 утра и уходят примерно в 6-7 вечера. Должна быть дисциплина. Дизайнер должен ходить на работу, должен делиться с коллегами вдохновением и идеями. Так работает автомобильный бизнес, нет возможности свободного графика, постоянно необходимо быть в курсе событий. Это огромная ответственность.

- Что вы думаете об автомобилях, созданных исключительно на компьютере, без предварительных макетов? Первой такой машиной стала BMW i8, и это, похожде только начало.

- Я думаю, что модель автомобиля все-таки была создана заранее. Мы все рисуем автомобили на компьютерах. Это нормально. Но для определенных целей нам необходимо создавать предварительные макеты, чтобы потрогать их руками, посмотреть на формы и углы. В том, что машину делают на компьютере, нет ничего нового. Но я знаю, что предварительная модель i8 все-таки была. Не верю, что компьютер сможет заменить человека. Да и компьютер вовсе не дешевле. Да, он быстрее, чем человек, но при этом не умеет творить. Мы сейчас и так делаем автомобили очень быстро. Модель создается за три года. Но предварительный макет, так или иначе, строят.

AutoNews.ru