Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Алексей Бахаев, директор департамента развития розничного бизнеса «Связь-Банка» («Эхо Москвы»)

Добрый день! Вы слушаете радиостанцию "Эхо Москвы". У микрофона Алексей Дыховичный. Алексей Бахаев - директор департамента развития розничного бизнеса «Связь-Банка» у нас в гостях. Алексей, добрый день!

– Добрый день, Алексей!
– Тенденции на рынке автокредитов и стоит ли покупать этим летом автомобиль – об этом мы говорим. Если верить всевозможной статистике, то объемы продаж автомобилей падают, причем происходит это уже второй год подряд. Уверен я, что «Связь-Банк» - у вас есть тоже своя статистка, вы следите за тем, что происходит, и соответственно, хочется сверить часы. По вашим данным то же самое?

– Да, действительно, мы берем информацию с рынка о том, что, допустим, по статистике аналитического агентства «Автостат» по итогам 2013 года и по итогам первого полугодия этого года продажа автомобилей в России упали на 8-10%. Причем такая же статистика наблюдается и в Европе. Собственно говоря, по европейской статистике, ассоциации европейского бизнеса продажи упали уже более, чем на 5%. В России это, может быть, связано с тем, что в 13-м году действовала программа стимулирования продаж в кредит автомобилей Минпромторга, по которым предоставлялась существенная скидка к процентной ставке, из-за этого, в том числе, стимулировалась продажа автокредитов. Сейчас, как мы все знаем, с начала этого года эта программа не действует, и, в том числе, возможно, это сказалось на падение продаж автомобилей.

Насколько я беседую, взаимодействую при переговорах с крупнейшими автоцентрами – у них же, собственно говоря, заключены контракты с автопроизводителями, по которым они должны регулярно выкупать определенный объем машин. Соответственно, сейчас у них в некотором смысле затоваривание складов, в том числе, для нас, как для пользователей, для покупателей это, может быть, даже выгодно в настоящий момент. Почему это выгодно сейчас нам – ну, подумать над тем, чтобы купить машину – из-за того, что там идет перезатоварка складов, соответственно, автодилеры выходят с различными предложениями с возможностью получения скидки на машину, с дисконтом с продажи, особенно сейчас, когда, собственно говоря, идет распродажа машин 13-го года выпуска, можно получить скидку до 15-20 и даже более процентов.

– До сих пор идут распродажи?

– Да, еще идут, потому что, действительно, очень сильная затоварка складов и это, в том числе, усугубляется тем, что дилерам приходится новые покупать, естественно, когда приходишь покупать машину сначала смотришь что-то свежее, новое. Покупатель сначала смотрит на товарный ряд уже 14-го года, который уже появился а автосалонах, поэтому, безусловно, автодилеры будут и дальше склонятся к том, чтобы ранее купленные ими машины как можно быстрее продать пользователям, и, таким образом, освободить свои склады и увеличить оборотные средства.

– Получается, даже такие дисконты в 15-20% не увеличивают объемы продаж, раз они продолжают падать?

– При этом стоит отметить, что по статистике опять-таки имеющейся у нас по покупкам в кредит, если в 12-м или в 11-м году в кредит покупалось всего лишь 30% машин, то сейчас уже покупка в кредит из общего числа покупок составляет более 45%. Это говорит о том, что люди стали больше и чаще покупать в кредит. При этом в России еще есть, куда стремиться, потому что в Европе продажи машин в кредит составляют до 70%, а в Америке до 90%. При этом прогноз на этот год – то, что продажи в кредит вырастут до 50-60%%. То есть, таким образом, можно говорить о том, что, возможно, покупкой машины озабочиваются люди, которые раньше… ну, другие клиенты покупали. Если раньше покупали в основном машины те, у кого были собственные средства каким-то образом накопленные и полученные, то сейчас в большей степени покупают уже машины те, у кого общей суммы средств не хватает на машину, но они хотят таким образом повысить свой уровень благосостояния.

– А нивелирует этот рост людей, покупающих автомобили в кредит, спад общего объема покупок автомобилей. То есть я, что имею в виду – если меньше покупают машины, то логично предположить, что и меньше берут кредиты на покупку автомобилей. Но, если в процентном отношении идет рост тех, кто покупают автомобили в кредит, то этого достаточно, чтобы удерживать объем кредитования на том же уровне? Что происходит с кредитами?

– Да, что происходит с объемом кредитования на этом рынке. Общий портфель автокредитов на середину этого года уж достиг 42 миллиардов рублей и вырос за прошедший год на 42%. Мы видим, что это куда более существенный рост, чем по потребкредитованию, то есть, объем все-таки автокредитования растет, и он превышает темп роста потребкредитования, который уже потихонечку замораживается, в том числе, это вызвано различными, собственно говоря, действиями, которые предпринимает Центральный банк для того, чтобы стимулировать не нецелевое потребительское кредитование, а кредитование целевое на покупку предметов, который могут быть представлены банку в залог. Соответственно, банки, таким образом, получают более-менее надежного заемщика и получают в залог имущество. Собственно говоря, поэтому по автокредитам существенно ниже ставки, чем по потребкредитам. Допустим, по потребкредитам можно получить в том же самом "Сбербанке " кредит потребительский нецелевой по ставкам 21-25%% годовых. В то же время автокредит вы можете получить практически в большинство крупнейших банков по ставке 12-15%% годовых, таким образом, обратившись в банк и получив автокредит, вы получите кредит с ценой ниже на 8-10% годовых, что существенно облегчит вам кредитную нагрузку.

– Я напомню, что у нас в гостях Алексей Бахаев - директор департамента развития розничного бизнеса «Связь-Банка». «Связь-Банк», насколько я представляю – главным акционером его является ВЭБ?

– Да, собственно говоря, «Веншэкономбанк» владеет более, чем 99% акций «Связь-Банка», является главным акционером.

– Просто понимать, с кем разговариваешь. Помимо объема выдачи кредитов, какие изменения происходят сегодня на рынке автокредитования, и, вообще, к чему готовится человеку, который задумал взять кредит, с точки зрения… можно что-то посоветовать, порекомендовать, рассказать, что произойдет?

– Ну, во-первых, к такой покупке нужно относится более осознанно и не доверять таким быстрым ощущениям, когда вы приходите в магазин покупать какую-нибудь телевизионную панель: пришли в магазин, увидели – захотели – купили. Не хватило средств – пошли в ближайший, собственно говоря… в том же центре есть возможность оформить кредит – тут же оформили и купили. В данном случае, когда вы покупаете машину, вы должны более осознанно все-таки, мне кажется, подходит к этой покупке. Возможно стоит посмотреть несколько разных машин разного модельного ряда, потому что вы должны сначала понять, какая машина вам больше понравится. Вы же берете кредит не для того, чтобы потом платить по нему, а для того, чтобы купить машину, а машину вы покупаете на достаточно большой срок и вам она, действительно, понравится, вы должны с ней сродниться. Поэтому да, действительно, сначала стоит посмотреть несколько разных машин, возможно, посоветоваться с друзьями, со знакомыми, какие-то советы послушать, провести насколько тест-драйвов машин.

После этого вы примерно определяетесь на какую сумму вы хотите потратить на эту машину, при этом должны тоже понимать, что кроме оплаты стоимости машины вы будете покупать дополнительно оборудование, страховать машину – это тоже ваши дополнительные расходы. И вот после этого, вы понимаете, что вы хотели бы купить машину на такую-то определенную сумму, при этом вы располагаете первоначальным взносом, тоже какой-то определенной суммой.

После этого, действительно, можно задуматься уже о том, в каком банке получить кредит. Да, вы можете обратиться в тот же автомобильный салон, там есть автомобильные брокеры, которые могут вам подсказать, предложением какого банка вам воспользоваться. Но не всегда эти предложения могут быть оптимальными для вас, поскольку, собственно говоря, кредитные брокеры, они заинтересованы именно в том, чтобы как можно быстрее вы купили машину в этом салоне, поскольку они заинтересованы, и работают за процент с продаж машин. Поэтому возможно стоит и самому посмотреть. Там есть достаточно большое количество сайтов в интернете, которые сравнивают различные программы автокредитования со ставками, вы можете основных игроков автокредитования – посмотреть, какие у них ставки, какие предложения. Опять-таки вы можете ознакомиться с этим ставками и предложениями у того же самого кредитного брокера, но в любом случае, лучше подождать два-три дня до определенного решения банков, нежели сделать это сиюминутно.

Обычно происходит как - у всех банков есть две ключевые программы, два основных направления кредитования: это экспрессо – когда вы, действительно, быстро приходите с паспортом и вторым документом и вам быстро одобряют кредит, но по таким кредитам ставки могут достигать 18-20% годовых, иногда бани дополняют это дополнительными программами страхования от несчастных случаев, причем включаются в сумму кредита незаметно для вас, при этом эффективная ставка может достигать и 28-30% годовых.

Если уже, допустим, обратитесь в банк государственный или с государственным участием, как «Связь-Банк», как ВТБ-24, например, то у нас, когда вы получаете кредит, подаете заявку на кредит, кроме, собственно говоря, платежа по кредиту мы не требуем с вас оплаты никаких дополнительных комиссий. Да, действительно, единственное, мы требуем застраховать КАСКО, ну, собственно, как стандартный страховой продукт, при этом мы не ограничиваем вас в выборе страховой компании. У нас аккредитовано более 20 крупнейших страховых компаний в России. Более того, одно из преимуществ нашего продукта – мы позволяем клиентам примерно 5% по кредиту по КАСКО включать франшизу, то есть, когда вы берете кредит, и требуется страхование КАСКО, мы даем возможность включать в условия страхового полиса КАСКО франшизу в размере 5%. Что это такое? Это условие, по которому в случае, если у вас произошла какая-то мелкая авария, то вы можете сами за нее заплатить, за ремонт, но при этом по самому страховому полису скидка достаточно существенная, то есть, если вы по обычному страховому полису платите в районе 6,8,10 процентов от стоимости машины, то при наличии франшизы вы можете платить всего лишь 3-4%, то есть вы сами можете судить, какую экономию вы получаете в течение года.

– Позволяете франшизу. Машина же у вас в залоге?

– Да.

– Поцарапаешь…

– Поцарапаешь – ничего страшного: можешь отремонтировать, можешь не отремонтировать, как пожелаешь.

– Но страховка не работает в данной ситуации. Правильно ли я понимаю, ведь уверен, что «Связь-Банк» предлагает через брокеров взять кредит, в том числе и в салоне, то есть такое у вас тоже наверняка существует.

– Да, безусловно. Мы с большинством салонов взаимодействуем.

– То есть правильно ли я понимаю, что если я пойду по этому пути и в том же самом «Связь-Банке» возьму кредит или – второй вариант – приду в офис, подожду несколько дней – сколько там?

– Обычно два-три дня достаточно.

– Подожду два-три дня, предоставлю эти документы, которые потребуют, то есть, придется куда-то поездить, какую-то справку с работы привезти наверняка, в общем, что-то подсуетиться…

– Ну, для того, чтобы получить как можно более льготные условия, менее дорогую ставку – да, нужно предоставить комплект из четырех документов: это паспорт, какой-то второй документ, удостоверяющий личность, например, водительское удостоверение, справку о доходах и копию трудовой книжки. При этом, если вы, допустим, в «Связь-Банке» берете кредит на три года, и платите более, чем 40% первоначального взноса, то «Связь-Банк» представляет таким клиентам ставку в размере 11,9 годовых.

– То есть ставка получится практически в два раза, а то и больше, чем в два раза ниже…

– Ниже, чем если бы вы брали экспресс-кредит или, как потребительский кредит.

– Да, тут, в общем, это выгодно.

– Более подробно вы можете узнать об условиях автокредитования, если позвоните в колл-центр «Связь-Банка» или обратитесь к информации на сайте.

– Так, телефон колл-центра назовите, пожалуйста, если он с собой. Крупные начальники не всегда помнят телефон. Ничего, найдем. В двух словах, если можно. Насколько я понимаю, три недели тому назад буквально закон о потребительском кредите вступил в силу с 1 июля. Каким-то образом он повлиял на автокредиты?

– Ну, собственно говоря, да, теперь банки обязаны, во-первых, четко указывать все параметры продукта и исключать мелкий шрифт и звездочки, поэтому это особое внимание нужно уделять при обращении в банк по осмотру информации в договоре. Ставка должна быть выделена большим шрифтом – в два раза больше, чем типовой шрифт, и остальной шрифт не должен быть мелким, должен быть более, чем 12 пикселей, ну, это сложно передать, но вы понимаете, что такое мелкий шрифт и более-менее стандартный.

– Какой средний размер кредита, который на сегодняшний день заемщики просят и берут у банка?

– В настоящее время по имеющейся статистике сумма автокредита составляет более 560 тысяч рублей, при этом она, собственно говоря, за последний год выросла более, чем на 10%. При этом в «Связь-Банке» средняя сумма кредита колеблется в районе 700-750 тысяч рублей. То есть к нам за кредитом обращается более платежеспособный сегмент населения, который покупает немного более дорогие автомашины в кредит, нежели в среднем по России во всех других банках.

– 560 тысяч – в общем прилично берут люди. Это берут на достаточно дорогие машины?

– Получается, первоначальный взнос, если в районе 20-25%, можем сами посчитать, что стоимость машины в районе 700-750 тысяч рублей.

– Первоначальный взнос все –таки где-то 20-25%, не 50%.

– Нет, ни в коем разе. Ну, конечно, есть клиенты, которые и 40 и 50 процентов берут кредит. Да, таких клиентов не много, у нас, допустим, составляет порядка 20% от общей клиентуры.

– Очень большой разброс процентной ставки получается. Зависит он от того, насколько заемщик готов потратить свое время на то, чтобы подтвердить свою платежеспособность.

– По сути два ключевых фактора: это какие документы от готов предоставить в качестве подтверждения своей работы и, собственно говоря, получаемого дохода и размер первоначального взноса, который он готов оплатить для покупки машины – это два ключевых фактора, от которых зависит стоимость кредита, собственно говоря, для клиента.

– Я вот вас услышал две цифры, если говорить о минимальной и максимально: 11% и 28%, получается огромный разброс, по рынку вы говорите. Это огромный разброс, колоссальная разница. В среднем, какая процентная ставка получается в итоге?

– В среднем по автокредитам ставку можно разделить на два сегмента. Это экспресс-кредиты, потому что нет смысла жареное с сушеным сравнивать, грубо говоря. Лучше разделить два сегмента: это экспресс-кредитование, когда клиенты приходят и берут сразу машину и тут же берут кредит. Естественно, у них в тот момент нет документов. Есть паспорт, водительское удостоверение. Хотят купить эту машину именно сейчас, и им в банке предоставляют кредиты. Обычно по таким кредитам ставка составляет 18-22% годовых в среднем по рынку. Если говорить о тех клиентах, которые готовы 2-3 дня подождать и все-таки получить кредит, то для таких клиентов ставка где-то находится в диапазоне от 12 до 15 процентов годовых - это, как я сказал, уже зависит от первоначального взноса, который клиент готов заплатить. Если больше 45% - то это получаются минимальные ставки в районе 12 годовых, если же 10-15% первоначальный взнос, то уже ставка может достигать и 15-16% годовых.

– Существуют ли у «Связь-Банка» какие-то льготные программы кредитования. Обычно это происходит благодаря каким-то автодилеров или, может быть, производителям – какие-то договоренности и в таких программах ставки совсем могут быть невысокие.

– Я хочу сказать три ключевых отличия программ автокредитования «Связь-Банка» от других. Во-первых, буквально с 24 июня ввели новую программу автокредитования по всей стране, и клиент теперь имеет возможность оформить кредит сроком до 7 лет. Не все банки предоставляют такую возможность.

– По автокредитам.

– По автокредитам, да. Таким образом, увеличивая максимальный срок кредита, мы клиентам предоставляем возможность при аналогичной системе платежа получить большую сумму кредита и купить тот автомобиль, который они хотят приобрести – это как бы для всех клиентов.

Второе: у нас есть некая категория больше сказать не автодилеров, а партнерских программ с компаниями именно корпоративные, которые находятся в обслуживании в банке и с которыми банк каким-то образом взаимодействовал – для сотрудников этих предприятий мы еще делаем скидку от полпроцента до одного процента годовых в рамках партнерских отношений с данными корпорациями для их сотрудников.

Что же говорить о программах с автодилерами, мы планируем запустить уже где-то примерно с середины августа некую-акцию программу, к которой будем подключать, естественно, предлагать подключаться всех наших партнеров. По этой программе мы будем предоставлять возможность получения скидки процентной ставки по нашим стандартным программ от 3 до 6 процентов годовых на срок до 3 лет. То есть сами понимаете, допустим, сейчас минимальная ставка, как я уже говорил в начале нашего интервью, для кредитов до 3-х лет при первоначальном взносе 40% и при предоставлении комплекта из 4 документов, это: паспорт, водительское удостоверение, копия трудовой книжки, заверенная работодателем и справка о доходах 2НДФЛ, либо по форме банка, то для таких кредитов ставка будет составлять 11,9%. Со скидкой эта ставка на весь срок может быть от 5,0 до 8,9% годовых. Мы в ближайшее время – больше так… анонсирую – утвердим эту программу и, надеюсь, это будет в первой декаде августа, и в течение августа будем подключать партнеров к этой программе и, надеюсь, если мы какое-то интервью проведем в сентябре-октябре, уже можно будет о чем-то похвастаться.

– Партнеры этого автопроизводителя.

– Нет, Партнеры – это автодилеры. Поскольку у них, можно сказать, прямой интерес к тому, чтобы реализовать те остатки, которые у них накопились. И мы будем с ними коммуницировать, взаимодействовать для, собственно говоря, развития таких программ сотрудничества.

– Многие дилеры продают разные модели, то получается, программа не будет привязана к конкретному автомобилю, к конкретной марке.

– Да, мы не планируем привязывать к какой-нибудь конкретной модели или марке, но, если опять-таки конкретный дилер захочет то сделать – да, мы, безусловно, можем это сделать вместе с ними.

– Есть такие люди, которые пытаются оформить потребительских кредит вместо автокредита на покупку автомобиля? Есть ли здесь какие-то плюсы и минусы?

– Да, по статистике той же компании «Автостат» примерно 13% машин покупается клиентами за счет потребительского кредита. Когда это может быть выгодно клиенту? Ну, например, когда, собственно говоря, сумма оплаты оставшейся может быть столь ничтожна, ну, например, в районе 15-20% от стоимости автомобиля, либо клиент хочет просто докупить какие-то делали или какое-то допоборудование, и взять кредит на небольшой срок – до 2-3-х лет. В этом случае, да, это может быть выгодно клиенту. Но при этом, если сравнить условия, как я вначале говорил, автокредита и потребительского кредита – смотрите, на тех же самых условиях, когда одинаковые ставки, то есть, одинаковый пакет документов, то по автокредитам ставка где-то 15-20% годовых, а по потребительским кредитам ставка может составлять и 18 и 20%. Вы взяв автокредит, существенно экономите на процентах для банка.

– Спасибо, Алексей, всего доброго!

«Эхо Москвы»

22.07.14 «Эхо Москвы»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему