Руководитель марки SKODA в России Любомир Найман рассказал о стратегии развития компании читателям АВТО ГОДА.
- Минувшей осенью SKODA представила на Франкфуртском автосалоне новую бюджетную модель Rapid. Ее продажи уже начались в странах Западной Европы. Когда она доберется до российского рынка?
- Мы уже закончили подготовку к производству Rapid на заводе в Калуге и в феврале начинаем сборку. Оборудование готово, все тесты успешно пройдены. Старт продаж намечен на середину апреля, тогда же мы объявим и цены. Эта модель как нельзя лучше подходит для российского рынка. У нее просторный салон и вместительный багажник, новая подвеска и хорошее оснащение. Мы убеждены в конкурентоспособности и будущем успехе этого продукта.
- Кого вы видите в качестве основных конкурентов Рапида?
- Позиционирование модели довольно сложное. Rapid занимает место между классами B и C. С одной стороны, его конкурентами являются – Hyundai Solaris и Kia Rio, с другой – Chevrolet Cruze. Я не стану говорить, что мы самые лучшие. Мы лишь хотим, чтобы люди делали максимально осознанный выбор, сами взвешивали все преимущества и недостатки, не упускали возможности провести тест-драйв, и только после этого решали, какой автомобиль для них удобнее.
- В России собирают модели Octavia, Fabia, Yeti. Происходит это на заводах Volkswagen в Калуге и Нижнем Новгороде. Нет ли в связи с этим трудностей с логистикой?
- C точки зрения логистики никаких проблем нет. Мы работаем в рамках «Фольксваген Груп», и для нас не играет роли расположение производств. В Чехии у нас тоже два завода, и тоже в разных городах. Нужно понимать, что открытие предприятий «Фольксваген Груп» в России – это своего рода манифест о том, что мы пришли сюда не на 10 лет, а на 100 и даже больше. Любой завод это долгосрочная инвестиция, и пока мы находимся в самом начале большого пути.
- Внедорожники занимают 30 процентов российского рынка. У SKODA в этом сегменте пока представлен лишь один автомобиль – Yeti. Есть планы расширить производственную гамму?
- Мы внимательно следим за развитием этого сегмента. Сейчас SKODA действительно работает над созданием нового внедорожника. Эскизы дизайна уже сделаны, теперь над проектом трудятся технические специалисты. Единственное, что я могу сказать в настоящий момент, – это будет большой внедорожник.
- В Западной Европе самой доступной моделью SKODA является компактный городской автомобиль Citigo. Увидит ли российский рынок эту «малютку»?
- Спрос на подобные автомобили в России пока не слишком высок. Модель Citigo производится в Братиславе. Из-за разницы курсов валют и таможенных пошлин мы не можем сделать цену на этот автомобиль привлекательной. С другой стороны, я уверен, что со временем пробки сделают свое дело, и люди в российских мегаполисах будут ездить преимущественно на маленьких машинах, как во всех крупных городах мира.
- Какие новинки SKODA приготовила для своих поклонников в 2014 году?
- Для нас 2014 год – это вообще год новинок. Мы запустим в общей сложности восемь новых или обновленных моделей: Yeti, Octavia Combi, Octavia 4х4, Octavia RS (220 л.с.). В апреле стартуют продажи Rapid. Затем мы представим специальные версии Fabia и Yeti.
Летом привезем в Россию Octavia Scout и Rapid Spaceback. В конце года будет представлено новое поколение Fabia. На европейских рынках в структуре наших продаж велика доля полноприводных автомобилей, и мы хотим, чтобы подобная картина наблюдалась и в России, поэтому предлагаем Octavia с полным приводом не только в версии Scout, но и в кузове Combi.
- Известно, что лояльность брендам со стороны российских автомобилистов в среднем ниже, чем в странах Западной Европы. Каковы показатели SKODA в этом вопросе?
- Для нас это очень важный момент. К примеру, в Великобритании в 1990-е годы мы начинали с лояльности клиентов на уровне в 10%. Сегодня же 9 из 10 покупателей снова приходят в салон SKODA. В России мы очень быстро прогрессируем. Статистика говорит, что по показателю верности марке мы уже находимся на третьем месте. Первое занимает Volkswagen, а второе – Toyota. В 2010 году в России у нас было 34% лояльных клиентов, сегодня – 53%.
Что создает лояльность? Весь многогранный опыт эксплуатации автомобиля. Например, дилеры немного ругают нас за то, что наши машины не ломаются, и они не зарабатывают деньги. С точки зрения краткосрочной выгоды это, безусловно, плохо, но в долгосрочной перспективе – очень хорошо.
- Замечательный автомобильный музей в родном для SKODA городе Млада-Болеслав рассказывает о славной истории марки, начавшейся более ста лет назад. Когда речь заходит о новых моделях, можно ли говорить, что SKODA верна своим богатым традициям?
- В настоящее время SKODA является третьим по старшинству автомобильным брендом в мире из ныне существующих. Марка была создана в 1895 году, а в 1905-м мы уже создали первую машину. Упор делался и делается на создание надежных машин для людей. Особое внимание всегда уделялось расходам на эксплуатацию транспортного средства. Как и прежде, мы хотим, чтобы наши машины становились неотъемлемой частью жизни человека, были незаменимыми помощниками в решении абсолютно любых задач. Именно поэтому Octavia была и остается лифтбеком, и в ее багажник легко поместится большой телевизор.
- Какие глобальные задачи стоят перед маркой?
- В 1991 году, когда мы объединились с Volkswagen, мы продавали 180 тысяч машин в год на рынках 30 стран. Сегодня мы продаем почти миллион машин, и работаем на 100 рынках мира. Мы быстро развиваемся и знаем, к чему стремиться. В 2018 году мы хотим продавать 1,5 млн автомобилей. Для этого нам нужны новые модели в новых сегментах и новые рынки сбыта. Мы работаем над этим и уверены, что добьемся успеха.