Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 3 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй («Газета.Ru»)

Все больше россиян покупают новые автомобили в кредит. Их доля на авторынке составляет около половины от всех продаваемых машин и продолжает стремительно расти. О ситуации, сложившейся на российском рынке автокредитования, и о его подводных камнях «Газете.Ru» рассказал директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков.

– Алексей Валентинович, сколько людей в России сейчас имеют кредиты вообще и автокредиты в частности?

– На 1 октября 2013 года в базе НБКИ содержится информации о более чем 45 млн действующих кредитов. Из них 2,5 млн – автокредиты. Средний размер действующего займа на покупку машины составляет около 504 тыс. рублей.

– А есть какие-то абсолютные цифры на этот счет?

– Да, общий рынок действующих займов составляет около 9,4 трлн рублей, из них автокредитов примерно 1,3 трлн.

– Судя по вашим словам, доля купленных в кредит машин у нас должна быть достаточно велика.

– Да, по итогам 9 месяцев этого года она составляет 46% при том, что годом ранее было всего 29%. Автокредитование востребовано и популярно. По нашим оценкам, уже в следующем году больше половины новых машин в стране будет покупаться в кредит.

– При этом далеко не всегда, взяв кредит, заемщик может его вернуть. Как часто это происходит?

– Если говорить о кредитах в целом, то средний показатель невозврата – чуть более 5%. По автокредитам этот показатель существенно меньше, потому что это залоговое кредитование. Здесь речь идет примерно о 2%.

– То есть, если человек не может вернуть автокредит, банк заберет у него машину?

– Да, именно так. Такая же ситуация и с ипотекой, там тоже нужен залог. Когда люди отвечают имуществом, они более ответственны и более дисциплинированны при выплате займов.

– Насколько вообще оправданно покупать автомобиль в кредит? Ведь это не совсем ликвидный актив. Стоимость автомобиля постоянно падает, а человек в это время продолжает выплачивать первоначальную цену, да еще с процентами.

– Здесь своя логика. Купленный в кредит автомобиль – это предмет личного потребления, и покупают его, конечно, не для перепродажи. Поэтому и мыслить категориями ликвидности в данном случае не совсем уместно. Принимая решение о покупке того или иного предмета потребления, будь то автомобиль или холодильник, человек понимает, что он ему нужен здесь и сейчас. И обладание этим предметом и есть главная польза. Поэтому, если денег не хватает, кредит совершенно оправдан. Более того, зачастую это единственно возможный вариант для человека получить то, что ему нужно.

– Если бы ваш близкий друг или родственник собрался купить автомобиль в кредит, что бы вы посоветовали ему сделать?

– Я бы посоветовал взять. Ставки отнюдь не запредельны, а если машина нужна, то почему бы не купить в кредит. Большой нагрузки на бюджет домохозяйства выкуп авто в кредит не составит. Но, естественно, надо соотносить со всем этим свою заработную плату.

– Что будет дальше с рынком автокредитования? Он будет расти?

– Да, в следующем году для этого есть все предпосылки. Прежде всего я имею в виду госпрограмму по субсидированию процентной ставки по автокредиту. Это достаточно эффективная мера со стороны государства. Она существенно стимулирует кредитные программы самих банков и, как следствие, автопродажи. Я думаю, что и роль купленных в кредит машин на всем рынке будет расти.

– Допустим, человек оказался в числе этих 2% несчастных и не может вернуть автокредит. Что происходит в этой ситуации?

– Если заемщик не платит, банк, как любой кредитор, подает иск в суд. А дальше по решению суда: если должник признан не исполнившим обязательства, вступают в действие судебные приставы, которые действуют по обычному порядку, будь то автомобиль, будь то холодильник или еще что-то. Купленная вещь будет взыскана в пользу кредитора.

– Сам автокредит влияет на кредитную историю? То есть в случае добросовестных выплат его авторитет в глазах банка как-то вырастет?

– Конечно. Автокредит, как и любой другой заем, фиксируется в кредитной истории. А поскольку это, как правило, немаленькая сумма, то она имеет существенный вес в кредитной истории. И, естественно, расплатившись по такому кредиту, существенно повышаются шансы получить любой другой кредит. В противном случае шанс на получение нового кредита практически равен нулю.

– А что требуется от покупателя машины для получения автокредита?

– Здесь все стандартно, как и в других случаях кредитования. Нужен подтвержденный доход. Его размер каждый кредитор устанавливает для себя отдельно.

– Если брать рынок автокредитования в целом, его развитие или стагнация как-то влияют на экономическую ситуацию в стране?

– Я думаю, что нет. Все-таки вся экономика – это слишком глобальный процесс, а вот на ситуацию на авторынке влияние оказывается довольно сильное.

– Если сравнивать наш российский рынок автокредитования с Европой, с США, есть какие-то фундаментальные отличия?

– На самом деле никакой особой разницы. Просто там чуть больше продается машин в кредит, чем у нас, и процент по ставкам, естественно, ниже. Но последний фактор обусловлен совершенно другими обстоятельствами, экономической ситуацией в этих странах в целом. А радикальных отличий нет никаких.

– С ваших слов выходит, что у нас просто рай для автокредитования. Основные показатели растут и даже от Запада не отстаем. Неужели нет никаких проблем?

– Конечно, в этой сфере есть свои подводные камни. У нас в стране широко распространено мошенничество на рынке автокредитования. Машины берут в кредит, потом их перепродают. Человек берет такую машину, приходит ее ставить на учет, а там оказывается, что она куплена в кредит. Однажды к нему придет судебный пристав и попросит вернуть ее обратно, потому что первоначальный покупатель по автокредиту, естественно, не платит. Решить эту проблему можно будет, только когда будет введена система регистрации залога движимого имущества.

– Неужели это настолько широко распространено?

– Это достаточно распространенный вид мошенничества. Такие случаи происходят регулярно.

– Но ведь человек, когда берет в кредит, показывает паспорт, его данные известны. Кредит «висит» на нем. При чем тут новый покупатель автомобиля?

– Ситуации разные бывают. Могут взять кредит и по поддельному паспорту, есть другие варианты. Еще раз повторюсь, что такие ситуации возникают из-за невозможности регистрации залога движимого имущества. Эту ситуацию надо исправлять.

«Газета.Ru»

31.10.13 «Газета.Ru»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему