Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Динамика авторынка России в январе – ноябре 2016 года

Адиль Ширинов, первый вице-президент и исполнительный директор Ford Sollers («РБК daily»)

Первый вице-президент и исполнительный директор Ford Sollers Адиль Ширинов рассказал корреспонденту РБК daily Алану Хурумову о том, как производители легкой коммерческой техники умудряются демонстрировать положительную динамику на фоне падения продаж легковых автомобилей.

«Мы пришли в Россию с серьезными намерениями»

– Ford Sollers ощутила на себе замедление роста рынка продаж автомобилей?

– Стагнация рынка, к сожалению, есть, не заметить этого просто невозможно. Мы, как и все прочие автопроизводители, ощущаем на себе сложности и трудности падения продаж. Но, к счастью, и потенциал у рынка легкой коммерческой техники в России достаточно серьезный. По крайней мере, мы его видим. За счет чего можно компенсировать сокращение объемов по другим сегментам, например по сегменту С, в котором стагнацию мы ощущаем, к сожалению, достаточно серьезно.

– Но потенциал – это довольно эфемерное понятие. Можете ли вы привести более весомые аргументы в защиту рынка LCV?

– Продажи! Куда же весомее. Мы демонстрируем положительную динамику. За семь месяцев текущего года прирост продаж компании Ford Sollers по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 21,4%. С точки зрения доли рынка мы добавили 1,6 процентного пункта. А в июле нынешнего года мы продали на 23,9% автомобилей больше, нежели в июле 2012-го.

– И в чем же секрет?

– Всех секретов мы раскрывать не будем. В первую очередь это, конечно же, сила самого продукта. Ford Transit не первый день находится на российском рынке. И он зарекомендовал себя как надежный партнер. Помогает и то, что мы локальный производитель.

– О каком проценте локализации идет речь?

– Если говорить в целом, то у совместного предприятия Ford Sollers в России выпускается восемь моделей автомобилей. Это Ford Kuga, Ford Explorer, Ford S-MAX, Ford Galaxy, Ford Transit, Ford Tourneo Custom, производящиеся в Елабуге, и две модели, которые производятся во Всеволожске под Санкт-Петербургом, – это Ford Focus и Ford Mondeo. Так вот, в соответствии со 166-м постановлением у нас на конец этого года локализация должна составить 35%. Мы выполняем этот план. То есть в конце года Ford в России на 35% будет локализован однозначно.

У нас нет по этому поводу больших опасений. В разные годы ситуация может складываться по-разному, в зависимости, скажем, от смены модельного ряда и прочих факторов, но весь проект Ford Sollers, и это подтверждают участники рынка, рассматривается как доказательство того, что мы пришли в Россию с очень серьезными намерениями. У нас долгосрочные планы присутствия на рынке, и, соответственно, локализация для нас – это не просто выполнение 166-го постановления, которое мы обязаны выполнять и выполняем.

– А что еще? Снижение себестоимости продукции?

– Есть этапы, которые необходимо пройти, для того чтобы создать локализацию в России. Нужно сначала инвестировать в организацию производства, затем – непосредственно в саму локализацию. Естественно, эти инвестиции должны окупиться, но опять-таки мы смотрим на рынок с точки зрения долгосрочной перспективы. В конечном результате, конечно же, локализация должна привести к тому, что мы не просто сможем стать ближе к покупателю, но и будем намного конкурентоспособнее тех, кто продолжит импортировать.

Поэтому для нас локализация – это не просто выполнение своих обязательств по 166-му постановлению, мы смотрим на данный процесс как на одну из основных задач по увеличению конкурентоспособности.

Возвращаясь к разговору о близости к покупателю, благодаря локализации границы постепенно стираются. Будучи локализованными, мы неизбежно становимся ближе к покупателю. Мы понимаем, что ему нужно. Мы понимаем, какое количество времени должны проводить с покупателем, и у нас есть возможность выделить для него это время. То есть речь ведь идет в том числе и о послепродажном обслуживании. Это как раз к разговору о наших секретах.

– Вообще, насколько важен послепродажный сервис? Какую долю в доходах компании он составляет?

– Я не буду называть проценты, но все производители всегда уделяли достаточно внимания послепродажному обслуживанию. Потому что это один из способов быть ближе к клиентам. Завоевать лояльность. Ну и никто не скрывает, это помогает зарабатывать деньги. Мы уделяем послепродажному сервису большое внимание. Не скажу, что мы достигли какого-то эталона, впереди достаточно длинный путь, мы это понимаем и к этому готовы.

«На сегодняшний день у нас нет ограничений»

– Какая у вас планка по экспансии на российский рынок по коммерческим автомобилям? На какую долю рынка вы претендуете?

– По результатам 2012 года наша доля рынка составляла 6,9%. Сегодня мы приближаемся к 8%. Что, как вы понимаете, говорит о положительной динамике. И мы на этом останавливаться не будем определенно. Мы планируем быть серьезным игроком на российском рынке, потому что считаем, что продукт, который у нас есть на сегодняшний день, и новые продукты, которые компания будет выводить на рынок, поддержат репутацию бренда и позволят отвоевывать новые позиции.

На сегодняшний день у нас нет ограничений. Мы не можем сказать, что не хотели бы иметь долю свыше 20 или 30%. Мы будем двигаться в рамках конкурентных правил, которые существуют на рынке, претендуя на максимум. И этих планов мы особенно не скрываем, уже потому что имеем локальное производство. Ведь согласитесь, делать локализацию, чтобы иметь долю рынка 3–5%, было бы несерьезно.

– Рынок LCV – своеобразная лакмусовая бумажка бизнес-климата в стране. Владельцы компаний, не строящие долгосрочных планов, чаще выбирают дешевые автомобили в надежде на скорую прибыль. Те же, кто мыслит долгосрочными перспективами, учитывают такое понятие, как тotal cost ownership – общую стоимость владения автомобилем. С этой точки зрения как, на ваш взгляд, меняется бизнес-климат в России?

– Меняется, и довольно сильно. Давайте с вами посмотрим, что произошло за последние пять лет. Начнем с конца 2007 – начала 2008 года, периода, показательного с точки зрения роста автомобильной индустрии, и закончим 2013 годом. Тренд вполне очевиден. Приход на российский рынок современных компаний с актуальным продуктом привлек значительную долю покупателей, которые научились считать деньги и для которых важна стоимость владения автомобилем. Понятно, что существует еще достаточно большой пласт покупателей, которых привлекают автомобили, способные окупиться в течение года. И мы знаем, что такие машины на рынке есть. Не будем называть конкретные бренды, но они есть – машины, которые окупаются за год, но после этого года их остаточная стоимость равна нулю. Мы же говорим про продукт, который после двух лет эксплуатации имеет достаточно высокую остаточную стоимость. И цена владения этим продуктом очень конкурентоспособна. Поэтому если за последние пять лет посмотреть на рынок, то он однозначно развивается в сторону того, чтобы брать в расчет стоимость владения.
Что мы делаем в этом направлении? Первое – это работа через дилерскую сеть. Важно постоянно объяснять преимущество формулы расчета стоимости владения для потенциального покупателя. Просто нужно себя ставить на место покупателя и говорить с ним на его языке.

– И все? Это все аргументы? «Покупайте, потому что и завтра это будет стоить дорого»? Или все же скидки, попытки привлечь клиентов всеми возможными способами?

– А почему нельзя соблюдать золотую середину? Нет, мы не будем идти по пути привлечения покупателя любыми способами. И да, мы будем делать шаги ему навстречу. Начиная с третьего квартала этого года мы уже делаем более привлекательные предложения по тому же «Транзиту». Предлагаем интересные цены на модификации наших автомобилей, которые пользуются достаточным спросом. Поскольку мы опять-таки пришли надолго и собираемся наращивать объемы.

«Изменения неизбежны»

– В России уже год действует утилизационный сбор на коммерческую технику. Как он скажется на рынке?

– Мы пока не комментируем это событие, как говорится, поживем – увидим. Но есть решение, которое вступит в законную силу, и мы, так же как и остальные производители, будем с этим работать.

– Но все же почувствуют? И, вероятно, пошлина будет «вбита» автопроизводителями в цену автомобилей?

– На мой взгляд, рынок примет адекватные меры, чтобы взять в расчет фактор утилизационного сбора.

– Ваши прогнозы на конец года?

– Если говорить о замедлении роста продаж в коммерческом сегменте, мы надеемся, что он не продолжится в той мере, как это происходит с легковыми автомобилями. То есть такого падения, как на рынке легковых автомобилей, мы не ожидаем.

Я думаю, что все на сегодняшний день игроки начинают более четко осознавать риски, связанные с импортом автомобилей, и понимать, насколько этот бизнес подвержен влиянию колебания курса валют. Очевидно, что локальное производство – это не просто тренд, а реальная возможность быть конкурентоспособными. Надо просто верить в рынок и действительно создавать максимально глубокую вертикальную интеграцию, для того чтобы предлагать покупателям продукт, адекватный в том числе и по цене.

– Какие модные тренды наблюдаются сейчас на рынке коммерческого транспорта?

– Увеличивается спрос на конверсионные автомобили (конверсия – переоборудование заводских версий автомобилей. – Прим. автора). Конверсия сегодня занимает достаточно серьезное место, чему мы стараемся уделять большее внимание. Это расширяет продуктовую линейку, делает нас ближе к конечному покупателю. Потому что достаточно трудно изобрести автомобиль, который бы на 100% учел специфические пожелания каждого клиента. Мы готовы идти по этому пути. Я думаю, что скоро конверсия будет одним из конкурентных преимуществ любого игрока в сегменте коммерческих автомобилей. Все идет к тому, что автопроизводители будут создавать качественный продукт, отвечающий требованиям максимально возможного числа покупателей.

– Что насчет «китайской угрозы»? Нас много лет пугают экспансией китайских автомобилей. Насколько серьезна эта угроза в сегменте LCV?

– Российский рынок – достаточно цивилизованный. Покупатель делает свой выбор на основе трезвых бизнес-критериев и понимает, что не все то золото, что блестит. Поэтому не думаю, что следует переживать за китайскую экспансию. И потом, если китайская экспансия и возможна, так скорее в секторе тяжелых грузовиков. Что касается легких и средних коммерческих автомобилей, здесь они не сильны. У них нет современного продукта, который сегодня мог бы каким-то образом повлиять на расклад сил в этих сегментах.

– А что насчет традиционно российских автомобилей? Мы знаем, что в отличие от сегмента легковых автомобилей, где позиции отечественных автомобилей практически сданы под натиском иномарок, на рынке легкого коммерческого транспорта российские производители все еще сохраняют лидерство. Эта ситуация изменится?

– Я думаю, что у конкурентов есть свое мнение по данному поводу. Наше мнение однозначно – изменения будут. Изменения неизбежны. Потому что будущее за рынком современного и надежного продукта, который покупатель будет выбирать. Поэтому изменения неизбежны. Но при этом нужно понимать, что любой производитель на территории России – это российский производитель. Сегодня все игроки прилагают максимум усилий, чтобы привлекать покупателей на свою сторону, и нужно отметить, что конкуренты делают очень серьезные шаги, что позволяет всем нам вместе повышать уровень коммерческого транспорта в стране. И это большой плюс. Конкуренция никогда никому не мешала – мы ее приветствуем, мы готовы состязаться, мы смотрим на это с хорошим спортивным азартом.

Продажи автомобилей в России уверенно падают

По данным «Автостата», в январе и феврале рынок еще продолжал рост (+4,7 и +1,7% соответственно), но начиная с марта он уже испытывает падение. Эксперты агентства объясняют это тем, что факторы, обеспечивавшие рост в 2010–2012 годах, себя исчерпали. Во-первых, сошел на нет эффект низкой базы: потребитель удовлетворил отложенный после кризиса спрос. Во-вторых, банкиры незначительно увеличили ставки по автокредитам, милосердно сниженные ими в посткризисный период.

Как следствие, по итогам первого полугодия продажи легковых автомобилей в России сократились на 6,1%, до 1,25 млн единиц. Для кого-то это возможность вспомнить о второй волне кризиса. Для кого-то повод для новых позитивных прогнозов, построенных опять же на эффекте низкой базы. А вот для производителей легкой коммерческой техники это отличный способ продемонстрировать свою мощь, поскольку на фоне падения продаж легковых автомобилей рынок LCV (легкой коммерческой техники) демонстрирует хоть и небольшой, но все же рост.

Так, по данным «Автостата», в июле 2013 года реализация автомобилей сегмента LCV в России выросла на 4,9% и составила 15 314 единиц. Всего же за семь месяцев 2013 года сбыт легкого коммерческого транспорта увеличился на 1,7%, до 95 745 автомобилей.

«РБК daily»

16.09.13 «РБК daily»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 24 октября 2016 «Двигатели должны производиться в России» («Газета.Ru»)

    Иностранным автокомпаниям в России в ближайшие годы придется серьезно перестраивать свой бизнес. В Минпромторге хотят, чтобы они производили двигатели и коробки передач в России. Предлагается забыть о конкуренции и наладить совместное производство нужных узлов и деталей. Государство вводит новые правила игры, а рассчитывать на льготы смогут только те, кто их примет. Под вопрос поставлено и количество марок, присутствующих в России.

    подробнее
  • 7 июля 2016 Промсборка меняет механизм («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", в правительстве изучают возможность создания нового механизма привлечения иностранных инвесторов в российский автопром – "третьей промсборки". На падающем рынке государство рассчитывает сохранить курс на углубление локализации, причем при выпуске не только автомобилей, но и компонентов для их сборки. Кроме того, по данным "Ъ", есть идея стимулировать зарубежных инвесторов перестроить свои глобальные цепочки поставок компонентов и машин в пользу России в обмен на приоритет в господдержке.

    подробнее
  • 6 ноября 2015 На что надеется Ford Sollers

    С середины ноября конвейеры двух основных автозаводов Ford Sollers – во Всеволожске (Ленинградская обл.) и Набережных Челнах (Татарстан) остановятся почти на два месяца (с учетом новогодних каникул). Третья сборочная площадка совместного предприятия, расположенная в Елабуге (Татарстан), не будет выпускать машины примерно месяц.

    подробнее