Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 2 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Хенрик Фискер, основатель Fisker Automotive («Автомобили»)

Датчанин Хенрик Фискер, дизайнер многих красивых спортивных машин, неожиданно бросил успешную карьеру, чтобы реализовать свою мечту – выпускать автомобили «имени себя». В калифорнийском Анахайме я побывал не только ради теста Karma, но и для того, чтобы поговорить с самим Хенриком о прошлом, настоящем и будущем его бренда.

Биография

Родился 10 августа 1963 года в Дании. В 1989 году закончил Arе Center College в Пасадене, Калифорния. С 1989 по 2001 год работал в компании BMW, сначала в Мюнхенской, а затем в Калифорнийской дизайн-студии концерна. Создал дизайн концепт-кара Z07, а затем и его серийной версии – BMW Z8. В 2001 году стал главным дизайнером Aston Martin. За время работы в компании создал DB9 и V8 Vantage. В 2004 году возглавил Global Advanced Design Studio (GAPC) компании Ford в Калифорнии, но в том же году покинул концерн Ford и создал компанию Fisker Coachbuild. В 2007 году совместно с фондом Quantum Technologies создает Fisker Automotive. В 2008 году новая компания показывает концепт своего первого автомобиля – Karma.

- Как вы пришли к идее создать собственную компанию? И отвечать не только за дизайн, но и за все в целом?

- Все началось с того, что я увидел Леонардо ди Каприо, который приехал на очередную церемонию вручения премии «Оскар» на Toyota Prius. И мне показалось странным, что нет ни одного дружелюбного к окружающей среде люксового автомобиля, который бы круто выглядел. В Америке столько актеров, столько общественных деятелей, которые хотят иметь имидж людей, заботящихся о природе. И все, что у них есть, – Prius! А затем я познакомился с одним очень интересным военным проектом. Машина называлась Aggressor, и ее задача – проводить диверсии за линией фронта. Это двухместный «плоский» внедорожник, который забрасывается вертолетом за линию фронта, там бесшумно движется на электромоторе, а по завершению миссии возвращается назад на  «увеличителе запаса хода». Следовательно, электромотор обеспечивает незаметность в тылу врага, а ДВС – быстрое возвращение назад. Однако компания, которая сделала этот автомобиль, даже не собиралась внедрять эту силовую установку в гражданское производство – мол, мы занимаемся только военной техникой. Тогда я и решил использовать эту технологию и создать собственную компанию. Увидел пустую нишу и решил ее занять. Ведь экологически чистый автомобиль всегда был чем-то маленьким, уродливым и совершенно не крутым.

- Но сначала вы были всего лишь кузовной мастерской…

- Точно.

- …и это тоже весьма оригинальная идея, ведь времена Саутчика, Мерфи и других великих кузовных дел мастеров давно прошли!

- Вы правы, в 30-е годы прошлого века почти у всех люксовых машин были заказные кузова. Те же голливудские звезды покупали у Rolls-Royce или Duesenberg только шасси, а затем шли к великим мастерам. И те создавали для них неповторимые шедевры. И мы хотели делать что-то подобное, ведь сейчас даже люксовые машины – это достаточно массовое производство. Мы построили 13 автомобилей под названием Tramonto, и две машины с именем Latigo. А планировали выпустить как минимум 150 автомобилей. Но столкнулись практически с нерешаемыми проблемами. В 30-е годы вам не приходилось думать о пассивной безопасности, об электронике, аэродинамике и расходе топлива. А сейчас подобные вещи делают создание машины с уникальным кузовом практически невозможным. Из-за этого цена автомобиля – относительно машины, послужившей основой, – вырастает в несколько раз. И даже при этом вы не можете обойтись одним экземпляром – нужна небольшая серия. Пару лет я пробовал этим заниматься, но наступили трудные времена – и кузовным мастерским просто не осталось места! Посмотрите, даже Pininfarina за последние годы сделала только два подобных автомобиля: Ferrari для Гликенхауса и Rolls-Royce, который они долго не могли продать. Что уж говорить о таких маленьких компаниях, как наша.

- Но вы ведь выполняли и сторонние заказы, разрабатывали дизайн машин других компаний…

- Да, я нарисовал немецкий суперкар Artega, но он, к сожалению, больше не выпускается из-за банкротства компании.

- Вы также работали и с компанией Tesla, вашими конкурентами!

- Меня попросили создать дизайн для новой Tesla, когда во главе компании стояли другие люди, а компании Fisker Automotive еще не существовало. Я действительно разработал основы дизайна машины, которая потом стала называться Model S, но потом у Tesla кончились деньги, мне перестали платить, и работа встала. Потом в Tesla сменилось руководство, я создал Fisker Automotive, и они подали на меня в суд за то, что я якобы украл дизайн их машины и т. д. Но мы выиграли процесс. Более того, в нынешней Model S нет абсолютно ничего моего, они отказались от всех моих идей.

- Появление Tesla Model S нельзя назвать хорошими новостями для вас, ведь у машины примерно такая же концепция – люксового экологически чистого автомобиля. Как ее дебют сказался на вашем бизнесе?

- Не согласен с вами. Это не плохие новости, потому что у Model S иная концепция – я бы сказал, совершенно иная. Электромобили – а Tesla в отличие от нас делает именно их – очень специфический и достаточно узкий сегмент рынка. Model S и Karma – это соевое мясо и гамбургер. У них нет ничего общего! Люди покупают Karma, потому что это красивый автомобиль с прекрасной управляемостью. Его экологичность – бонус, который вас при этом никак не ограничивает. Покупая Tesla, вы приносите удобство каждодневного использования, свободу передвижения на алтарь борьбы с вредными выбросами. У нашей машины нет таких ограничений. Поэтому мне кажется, что сегмент рынка, в котором находимся мы, куда больше той ниши, в которой играет Tesla. Большинство владельцев Karma пересели на нее с Mercedes-Benz, Jaguar или Audi. Есть и те, у кого до Fisker были BMW, но их меньше. Как и тех, у кого до Karma были такие дорогие машины, как Bentley или Aston Martin. Наши клиенты хотят водить полноценный автомобиль! Им не нужен электромобиль.

- Почему вы стали производить Karma в Финляндии? Это дешевле?

- Не совсем так. Все-таки мы выпус-каем достаточно нишевый продукт, и строить отдельный завод для выпуска Karma было экономически нецелесообразно. Строить и эксплуатировать завод – очень дорого и оправданно только при достаточно больших объемах производства. Поэтому решением проблемы стал аутсорсинг. Сейчас, когда мы планируем расширение модельного ряда и увеличение объемов производства, мы купили свой собственный завод в штате Делавэр.

- В одном из интервью вы сказали, что модельный ряд Fisker расширится до 6 моделей в ближайшие пару лет. Что это будут за машины?

- Я всего лишь говорил о том, куда мы можем развиваться. Естественно, нельзя выжить, производя всего один автомобиль. Даже маленький производитель вроде нас должен закрывать несколько сегментов. Сейчас у нас есть Karma, затем мы добавим в гамму Atlantic, об остальном вы узнаете, когда придет время.

- В любом случае, вы уже показали купе-кабриолет Sunset и универсал Surf. Запустить их в производство куда легче, ведь платформа у вас уже есть. Что же мешает?

- В любом случае, это не так просто. Что касается Surf, то вы можете уже сейчас заказать его, но машина будет стоить как две Karma.

- Где вы продаете больше всего машин? Расскажите о ваших продажах здесь, в США, и на экспортных рынках.

- Сейчас США, конечно же, крупнейший рынок. Крупнейший зарубежный рынок – Голландия. Причина успеха в том, что правительство Нидерландов предоставляет массу льгот владельцам автомобилей, дружественных окружающей среде. Налоговые вычеты, бесплатная парковка, отсутствие дорожных сборов. Специально для Голландии мы изменили настройки силовой установки, чтобы снизить выбросы СО2. По всему миру Karma выбрасывает 52 г/км, а в Нидерландах этот показатель равен 47 г/км. По местному законодательству, если выбросы меньше 50 г, то вы вообще не платите налогов. Ни дорожного налога, ни регистрационного сбора! И затраты на эксплуатацию Karma в Голландии ниже, чем затраты владельца MINI или Prius.

- Как много у вас дилеров, и в скольких странах вы представлены?

- Около 60 дилерских центров по всему миру. А страны… Вся Европа, кроме России, Англии и стран Восточной Европы, а также ОАЭ, Китай, США и Канада.

- А что Россия? Не планируете прийти к нам?

- Планируем! Но мы точно не появимся в вашей стране до лета.

- Вам весьма повезло, ведь вы смогли получить полмиллиарда долларов в кредит от Министерства энергетики США. Было сложно добиться получения этих денег, не имея производства в Штатах?

- Условия кредита требуют, чтобы каждый доллар был потрачен в США. Я не могу тратить деньги на производство в Финляндии, но в Европе мы только производим наши машины! Разработка дизайна, ходовой части, производство многих комплектующих, PR-поддержка, выстраивание дилерской сети – все это происходит здесь, в Америке. Кроме того, мы уже давно собирались открыть здесь производство Atlantic, так что это не было проблемой.

- Сейчас, когда цены на нефть не столь велики, люди не стали отворачиваться от экономичных машин. Или вашим клиентам важна экологическая составляющая?

- Я не думаю, что цены на нефть сильно влияют на наш бизнес. Люди, покупающие Karma, могут позволить себе заправлять ее хоть каждый день. Когда ты ищешь экономию, ты покупаешь Fiat 500, а не седан за $100 000. Fisker – это бренд, целиком построенный вокруг идеи жизни в согласии с окружающей средой. Дело не только в выбросах вредных веществ и расходе топлива. Производственный процесс, вторично использованное сырье, энергия солнца – нашим клиентам все это важно не меньше, а то и больше, чем потребление бензина. Если завтра овощи подорожают, то бедняки перестанут их есть, но богатые люди от здорового питания не откажутся. Они едят овощи не из-за их невысокой цены. То же самое и с нашими машинами! Karma – это имиджевый продукт.

- Вопрос, который я задаю всем дизайнерам. Какая концепция модельного ряда вам ближе: когда каждая машина индивидуальна, как в BMW времен Криса Бенгла, или когда все на одно лицо, как в Audi?

- Ни одна из перечисленных вами. Это радикальные примеры. Все машины должны сразу же узнаваться, важно, чтобы их можно было легко идентифицировать именно как автомобили данной марки. Поэтому какие-то ключевые элементы дизайна должны быть общими. С другой стороны, каждая модель обязана нести черты яркой индивидуальности. У машин Fisker такой ключевой элемент – двойная решетка радиатора. Кроме того, у всех наших машин общая дизайн-философия. Скульптурные формы, несколько итальянский дизайн, но с чисто калифорнийскими деталями вроде больших колес.

- Какой автомобиль в мировой истории вы считаете самым красивым?

- Если нужно выбирать только один, то, пожалуй, назову Jaguar E-Type Roadster.

- Совсем скоро Женевский автосалон. Ждать ли от вас чего-то нового?

- Нет, в Женеве будут те же машины. Не забывайте, мы совсем молодая компания! Но позже в течение года мы, возможно, вас чем-нибудь порадуем. Заметьте, я сказал – возможно.

- И последний вопрос. Несколько лет назад Леонардо ди Каприо стал послом вашего бренда. Он все еще с вами? И есть ли у вас другие знаменитые послы бренда?

- Karma купили достаточно много знаменитых людей, и они охотно об этом говорят, но с Леонардо особенная история. Он не просто посол, он один из вдохновителей всего проекта. Он пришел к нам в 2010 году еще до того, как у нас была машина. Он поверил в Fisker тогда, когда никто не верил, когда Karma еще не была модной. Поэтому его роль особенная. Более того, он инвестировал в компанию личные средства! Он является владельцем самой первой Karma. Несомненно, это уникальный пример отношений.

«Автомобили»

04.03.13 «Автомобили»
Метки: дизайн, fisker
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 10 ноября 2015 «Движущая сила». Кем был Вальтер де Сильва для Volkswagen

    «До конца ноября Вальтер де Сильва выйдет на пенсию», - сообщение, размещенное на сайте Volkswagen, шокировало поклонников немецкого бренда. В самой компании тоже сожалеют об уходе шеф-дизайнера, благодарят итальянца за проделанную работу и отрицают, что это решение каким-то образом связано с «Дизельгейтом».

    подробнее
  • 6 июля 2015 Кризис идей в автопроме: тех же щей да погуще влей

    В этом году состоялось уже четыре крупных автосалона – Детройт, Женева, Нью-Йорк, Шанхай – и все они оказались до скуки предсказуемыми. Впрочем, это можно сказать и про выставки прошлого года, и про моторшоу позапрошлого… Я вам больше того скажу: если вы откроете автомобильные журналы десятилетней давности, то окажется, что тогда автопром с помпой преподносил примерно то же самое, что и сегодня.

    подробнее
  • 2 июля 2015 Насколько крут Стив Маттин? Машины, которые нарисовал дизайнер Lada

    Мы обнаружили, что не существует подробного общедоступного «досье» на нынешнего главного дизайнера бренда Lada, а ведь послужной список у Маттина достойный. Спешим восполнить этот пробел, пристально изучив все работы за авторством Стива.Эта статья рассказывает о серийных моделях, автором дизайна которых является Стив Маттин.

    подробнее